Файл: Колоколов А.А. Двигатели внутреннего сгорания изотермического подвижного состава учебник.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.04.2024

Просмотров: 111

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Все промежуточные шестерни вращаются на плавающих втулках из свинцовистой бронзы и на стальных термически обработанных осях, которые закреплены в торцовой стенке блока. Регулирование осевого разбега шестерен производится упорными шайбами и предохранитель­ ными кольцами.

Привод механизма газораспределения смазывается от общей систе­ мы смазки под давлением по специальному маслопроводу, который под­ водится ко всем осям промежуточных шестерен.

Р а с п р е д е л и т е л ь н ы й

( к у л а ч к о в ы й )

в а л

не­

сколько отличается от распределительного вала дизеля

4НВД-21.

Он изготовлен стальным цельнокованым. Внутри вала имеется масля­ ный канал. Вал вращается в пяти чугунных втулках, которые разме­ щаются в перегородках блока цилиндров. Шейки и кулачки вала терми­ чески обработаны. Смазка подшипников осуществляется от общей мас­ ляной системы под давлением. Масло поступает через первый подшип­ ник в масляный канал внутри вала, откуда по радиальным сверлениям подается к другим подшипникам.

Усилия с кулачков распределительного вала 1 (рис. 146) передают­ ся на клапаны через толкатель 2, штангу 3 и спаренные коромысла 5 и 8. Толкатели устанавливаются непосредственно в отверстиях гори­ зонтальной перегородки блока цилиндров над кулачками распреде­ лительного вала. Каждый толкатель представляет собой стальной ста­ кан с плоским шлифованным дном. Внутренняя полая часть его закан­ чивается шаровым подпятником для опоры штанги с сверленым каналом для слива масла.

Стальные массивные штанги толкателей снабжены фасонными наконечниками. На нижнем конце имеется шаровая цапфа для опоры на шаровой подпятник толкателя, на верхнем конце—шаровой подпят-

Рис. 144. Диаграмма фаз газо­

Рис. 145. Схема

привода механизма

га­

распределения

зораспределения

и вспомогательных

си­

 

 

стем

 

175


ник, на который опирается регулировочный винт 6 коромысла. Каждая пара клапанов (впускных и выпускных) открывается одновременно под действием впускного 5 и выпускного 8 коромысел. Коромысла насажи­ ваются на конусные части валов 9 с обеих сторон на шпонки и закреп­ ляются гайками.

Валы 9 размещаются во втулках из свинцовистой бронзы, которые запрессовываются в кронштейн 7, закрепленный на головке при по­ мощи трех шпилек с гайками. Смазываются валы от общей масляной системы под давлением, масло подводится по магистрали 4.

Клапаны дизеля изготовлены из жаростойкой стали. На каждой головке устанавливаются четыре клапана—два впускных и два выпуск­ ных. Стержни и головки клапанов по диаметру одинаковые. Впускные клапаны отличаются от выпускных более длинными стержнями. На каждом клапане устанавливаются по две возвратные пружины с про­ тивоположным направлением навивки витков. Крепление пружин на клапанах такое же, как у дизеля 4НВД-21.

§ 64. Система смазки

Система смазки дизеля — циркуляционная комбинированная. В ней применяются современные методы очистки и охлаждения масла, ис­ пользуются устройства, облегчающие контроль и техническое обслу­ живание.

Смазка деталей дизеля осуществляется следующим образом. Мас­ ляный шестеренный насос 1 (рис. 147) засасывает масло из картера

176

дизеля и подает его в маслоохладитель 2. Охлажденное масло поступает в двойной сетчатый фильтр 8, откуда следует по двум маслопроводам: первый — по трубе 13 к пяти коренным подшипникам, трубе 3 к двум подшипникам распределительного вала и трубе 4 на смазку привода шестерен газораспределения; второй — по каналу б к подшипникам ва­ ликов коромысел и к центрифуге 5. Давление в системе смазки контро­ лируется манометром 7. Кроме того, устанавливается электрический датчик 14 контроля за давлением. Контроль за температурой в системе смазки осуществляется ртутным термометром 15 и электротермометром 16. Давление в масляной магистрали не должно превышать 6 кгс/см2. В случае возрастания давления редукционный клапан 9 открывается и перепускает масло в картер дизеля. При запуске холодного дизеля масло предварительно подкачивают ручным масляным насосом 12. Масло из картера направляется через трехходовой кран 11 и обратный клапан 10 к двойному фильтру, после которого распределяется по тем же направлениям, как и от шестеренного насоса. После соответствую­ щих переключений трехходового крана можно использовать ручной масляный насос для удаления масла из картера (например, при его замене). Обратный клапан 10 автоматически закрывает магистраль ручного насоса во время работы шестеренного.

Д в о й н о й с е т ч а т ы й ф и л ь т р (рис. 148) собран в кор­ пусе 1, имеющем две цилиндрические полости. В каждой полости, гер­ метично закрытой крышкой 6, установлен пустотелый стержень 7 с отверстиями в стенках. На стержне монтируется большое количество фильтрующих сетчатых элементов 2. Масло, попадая в полость фильт­ ра, проходит сквозь фильтрующие элементы и через стержень выходит в масляную магистраль. Пользуясь трехходовым краном 3, можно про­ изводить очистку фильтра без остановки дизеля. В зависимости от по­ ложения пробки крана фильтры могут работать по одному или вместе. На случай полного засорения фильтрующих элементов в корпусе

Рис. 147. Схема системы смазки

Рис. 148. Двойной масляный фильтр

177


Вода Ь

Рис. 149. Маслоохладитель

установлен перепускной клапан, который при повышении давления перепускает масло нефильтрованным в главную масляную магистраль. На фильтре установлен редукционный клапан 4 и манометр 5.

М а с л о о х л а д и т е л ь (рис. 149) расположен со стороны вы­ пускного коллектора дизеля. На торцах его корпуса / закреплены труб­ ные решетки 9 с отверстиями, в которые вставлены и завальцованы стальные трубки 3. С заднего конца маслоотделитель герметично за­ крывается гладкой крышкой 4, с переднего—крышкой 6 с перегород­ кой 7. Масло поступает и выходит через отверстия 8. Поступая в ниж­ нее отверстие, поток масла движется по нижнему комплекту трубок, доходит до задней полости, поворачивается и возвращается к верхнему отверстию по верхнему комплекту трубок. В межтрубном пространстве циркулирует вода, которая входит и выходит через два патрубка 5. Перегородки 2 внутри корпуса позволяют изменять направление дви­ жения воды, благодаря чему улучшается интенсивность охлаждения масла.

Масляная центрифуга обеспечивает хорошую очистку масла под действием центробежных сил.

§ 65. Система охлаждения

Система охлаждения дизеля принудительная водяная. Из нижней коробки радиатора / (рис. 150) вода нагнетается лопастным насосом 2 через маслоохладитель 3 в водяную рубашку дизеля 6. Для равно­ мерного охлаждения каждого цилиндра вода поступает через два от­ верстия в блоке, которые расположены между первым и вторым и между третьим л четвертым цилиндрами. Из водяной рубашки цилиндров вода поступает через специальные отверстия в водяную рубашку каждой головки, откуда отводится по трубке в водяную рубашку выпускного коллектора 4. Из коллектора вода поступает в верхнюю коробку ра­ диатора, движется по трубкам к нижней коробке, охлаждается, затем цикл повторяется. Для лучшего заполнения системы водой на трубе выхода воды из головок устанавливается кран 7 выпуска воздуха из системы. Температура выходящей из дизеля воды контролируется термометром 5.

178

Рис, 150. Схема системы

Рис. 151. Водяной центробежный насос

охлаждения

 

Нормальная температура нагрева дизеля поддерживается авто­ матически термостатами 8. На входном патрубке предусмотрены гнез­ да 9 и 10 для подключения датчика измерения температуры и электро­ подогревателя воды в холодное время года.

В системе охлаждения применен центробежный водяной насос, имеющий значительное отличие от ранее рассмотренных. Он состоит из цилиндрического корпуса / (рис. 151), в котором вращается вал 3 на двух шариковых подшипниках 2. Между подшипниками при помощи шпонки и распорной втулки закреплена шестерня 4 привода. На про­ тивоположном конце вала шпонкой 8 и гайкой 9 закреплена крыль­ чатка 6. Для предохранения от коррозии гайка и резьба герметично закрываются резиновым колпачком 10. Полость крыльчатки герметич­ но закрыта крышкой 7, в середине которой имеется приемное отверстие с фланцем. Вода поступает в центральное отверстие, а выбрасывается в боковое отверстие П.

Уплотнение полости крыльчатки осуществляется мембранным коль­ цевым сальником 5. В случае пробоя одной стороны сальника вода проникнет во внутреннюю его полость, откуда по дренажному отвер­ стию 12 начнет вытекать наружу. Течь воды из отверстия 12 служит сигналом неисправности сальника водяного насоса.

§ 66. Система пуска

Пуск дизеля осуществляется сжатым воздухом, хранящимся в бал­ лоне 10 (рис. 152) емкостью 60 л, который закреплен над генератором в наклонном положении. Емкость баллона при давлении 30 кгс/см3 обеспечивает восемь запусков дизеля при +18° С.

В системе пуска имеется пусковое устройство 6 и воздухораспре­ делитель 5 для подачи воздуха по цилиндрам в соответствии с поряд­ ком их работы. Предусмотрена возможность запуска данного дизеля от

179



 

 

пускового баллона другого дизе­

 

 

ля. Воздушный баллон можно за­

 

 

ряжать как

от воздушного

ком­

 

 

прессора 8,

так

и от дизеля 4

 

 

через зарядный

 

клапан 3. Слив

 

 

конденсата

 

из

воздушного

бал­

 

 

лона производят через трубку 9.

 

 

Система пуска

оборудована пре­

7 В

 

дохранительным

клапаном

2,

 

обратным

клапаном 1

и запор­

Рис. 152. Схема системы

пуска

ным

вентилем

7.

 

 

Топливная

 

система

дизеля

 

 

 

 

 

4ВД-21/15

не имеет принципи­

альных конструктивных

отличий

от

топливной

 

системы

дизеля

4НВД-21. Дополнительно в ней применен сдвоенный фильтр, который

выполняет одновременно роль фильтра грубой

и тонкой очистки.

 

 

 

 

Г л а в а

X

 

 

 

 

 

 

 

ДИЗЕЛИ ЕМ4-15

И 6НВД-21

 

 

 

§ 67. Общее устройство дизеля

ЕМ4-15

 

 

 

Техническая характеристика дизеля ЕМ4-15

 

Тип дизеля

 

 

 

. бескомпрессорный четы­

 

 

 

 

 

рехтактный

четырехци­

 

 

 

 

 

линдровый

с

вихревой

Расположение

цилиндров

 

камерой

 

вертикальное

Диаметр

цилиндров

 

115

мм

Степень сжатия

 

 

145

»

 

 

 

17,5

 

Порядок

работы

цилиндров

 

1—3—4—2

Максимальная

мощность

 

54

л. с.

 

60

»

 

Частота вращения

коленчатого вала

. .

1500

об/мин

Удельный

расход

топлива

 

210 г/л. с.-ч

Пусковое

устройство

 

300

г/ч

 

стартер

Сухая масса

 

дизеля

 

540

кг

Мощность

генератора для зарядки аккуму

130

вт

 

 

 

 

 

 

Напряжение

генератора

 

12 в

 

Топливный

насос

 

 

блочного

типа

Давление

впрыска

 

 

100

кгс/см2

 

 

 

 

 

. центробежного

типа

 

 

 

 

 

 

двухрежимный

 

 

 

 

 

. штифтовые

 

закрытого

Масляный

насос

 

 

типа

 

 

 

шестеренный

Система

смазки

 

 

комбинированная

 

 

 

 

 

водяное с

принудитель­

 

 

 

 

 

ной

циркуляцией от цен*

 

 

 

 

 

тробежного

насоса