Файл: Колоколов А.А. Двигатели внутреннего сгорания изотермического подвижного состава учебник.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.04.2024
Просмотров: 111
Скачиваний: 0
Все промежуточные шестерни вращаются на плавающих втулках из свинцовистой бронзы и на стальных термически обработанных осях, которые закреплены в торцовой стенке блока. Регулирование осевого разбега шестерен производится упорными шайбами и предохранитель ными кольцами.
Привод механизма газораспределения смазывается от общей систе мы смазки под давлением по специальному маслопроводу, который под водится ко всем осям промежуточных шестерен.
Р а с п р е д е л и т е л ь н ы й |
( к у л а ч к о в ы й ) |
в а л |
не |
сколько отличается от распределительного вала дизеля |
4НВД-21. |
Он изготовлен стальным цельнокованым. Внутри вала имеется масля ный канал. Вал вращается в пяти чугунных втулках, которые разме щаются в перегородках блока цилиндров. Шейки и кулачки вала терми чески обработаны. Смазка подшипников осуществляется от общей мас ляной системы под давлением. Масло поступает через первый подшип ник в масляный канал внутри вала, откуда по радиальным сверлениям подается к другим подшипникам.
Усилия с кулачков распределительного вала 1 (рис. 146) передают ся на клапаны через толкатель 2, штангу 3 и спаренные коромысла 5 и 8. Толкатели устанавливаются непосредственно в отверстиях гори зонтальной перегородки блока цилиндров над кулачками распреде лительного вала. Каждый толкатель представляет собой стальной ста кан с плоским шлифованным дном. Внутренняя полая часть его закан чивается шаровым подпятником для опоры штанги с сверленым каналом для слива масла.
Стальные массивные штанги толкателей снабжены фасонными наконечниками. На нижнем конце имеется шаровая цапфа для опоры на шаровой подпятник толкателя, на верхнем конце—шаровой подпят-
Рис. 144. Диаграмма фаз газо |
Рис. 145. Схема |
привода механизма |
га |
распределения |
зораспределения |
и вспомогательных |
си |
|
|
стем |
|
175
ник, на который опирается регулировочный винт 6 коромысла. Каждая пара клапанов (впускных и выпускных) открывается одновременно под действием впускного 5 и выпускного 8 коромысел. Коромысла насажи ваются на конусные части валов 9 с обеих сторон на шпонки и закреп ляются гайками.
Валы 9 размещаются во втулках из свинцовистой бронзы, которые запрессовываются в кронштейн 7, закрепленный на головке при по мощи трех шпилек с гайками. Смазываются валы от общей масляной системы под давлением, масло подводится по магистрали 4.
Клапаны дизеля изготовлены из жаростойкой стали. На каждой головке устанавливаются четыре клапана—два впускных и два выпуск ных. Стержни и головки клапанов по диаметру одинаковые. Впускные клапаны отличаются от выпускных более длинными стержнями. На каждом клапане устанавливаются по две возвратные пружины с про тивоположным направлением навивки витков. Крепление пружин на клапанах такое же, как у дизеля 4НВД-21.
§ 64. Система смазки
Система смазки дизеля — циркуляционная комбинированная. В ней применяются современные методы очистки и охлаждения масла, ис пользуются устройства, облегчающие контроль и техническое обслу живание.
Смазка деталей дизеля осуществляется следующим образом. Мас ляный шестеренный насос 1 (рис. 147) засасывает масло из картера
176
дизеля и подает его в маслоохладитель 2. Охлажденное масло поступает в двойной сетчатый фильтр 8, откуда следует по двум маслопроводам: первый — по трубе 13 к пяти коренным подшипникам, трубе 3 к двум подшипникам распределительного вала и трубе 4 на смазку привода шестерен газораспределения; второй — по каналу б к подшипникам ва ликов коромысел и к центрифуге 5. Давление в системе смазки контро лируется манометром 7. Кроме того, устанавливается электрический датчик 14 контроля за давлением. Контроль за температурой в системе смазки осуществляется ртутным термометром 15 и электротермометром 16. Давление в масляной магистрали не должно превышать 6 кгс/см2. В случае возрастания давления редукционный клапан 9 открывается и перепускает масло в картер дизеля. При запуске холодного дизеля масло предварительно подкачивают ручным масляным насосом 12. Масло из картера направляется через трехходовой кран 11 и обратный клапан 10 к двойному фильтру, после которого распределяется по тем же направлениям, как и от шестеренного насоса. После соответствую щих переключений трехходового крана можно использовать ручной масляный насос для удаления масла из картера (например, при его замене). Обратный клапан 10 автоматически закрывает магистраль ручного насоса во время работы шестеренного.
Д в о й н о й с е т ч а т ы й ф и л ь т р (рис. 148) собран в кор пусе 1, имеющем две цилиндрические полости. В каждой полости, гер метично закрытой крышкой 6, установлен пустотелый стержень 7 с отверстиями в стенках. На стержне монтируется большое количество фильтрующих сетчатых элементов 2. Масло, попадая в полость фильт ра, проходит сквозь фильтрующие элементы и через стержень выходит в масляную магистраль. Пользуясь трехходовым краном 3, можно про изводить очистку фильтра без остановки дизеля. В зависимости от по ложения пробки крана фильтры могут работать по одному или вместе. На случай полного засорения фильтрующих элементов в корпусе
Рис. 147. Схема системы смазки |
Рис. 148. Двойной масляный фильтр |
177
Вода Ь
Рис. 149. Маслоохладитель
установлен перепускной клапан, который при повышении давления перепускает масло нефильтрованным в главную масляную магистраль. На фильтре установлен редукционный клапан 4 и манометр 5.
М а с л о о х л а д и т е л ь (рис. 149) расположен со стороны вы пускного коллектора дизеля. На торцах его корпуса / закреплены труб ные решетки 9 с отверстиями, в которые вставлены и завальцованы стальные трубки 3. С заднего конца маслоотделитель герметично за крывается гладкой крышкой 4, с переднего—крышкой 6 с перегород кой 7. Масло поступает и выходит через отверстия 8. Поступая в ниж нее отверстие, поток масла движется по нижнему комплекту трубок, доходит до задней полости, поворачивается и возвращается к верхнему отверстию по верхнему комплекту трубок. В межтрубном пространстве циркулирует вода, которая входит и выходит через два патрубка 5. Перегородки 2 внутри корпуса позволяют изменять направление дви жения воды, благодаря чему улучшается интенсивность охлаждения масла.
Масляная центрифуга обеспечивает хорошую очистку масла под действием центробежных сил.
§ 65. Система охлаждения
Система охлаждения дизеля принудительная водяная. Из нижней коробки радиатора / (рис. 150) вода нагнетается лопастным насосом 2 через маслоохладитель 3 в водяную рубашку дизеля 6. Для равно мерного охлаждения каждого цилиндра вода поступает через два от верстия в блоке, которые расположены между первым и вторым и между третьим л четвертым цилиндрами. Из водяной рубашки цилиндров вода поступает через специальные отверстия в водяную рубашку каждой головки, откуда отводится по трубке в водяную рубашку выпускного коллектора 4. Из коллектора вода поступает в верхнюю коробку ра диатора, движется по трубкам к нижней коробке, охлаждается, затем цикл повторяется. Для лучшего заполнения системы водой на трубе выхода воды из головок устанавливается кран 7 выпуска воздуха из системы. Температура выходящей из дизеля воды контролируется термометром 5.
178
Рис, 150. Схема системы |
Рис. 151. Водяной центробежный насос |
охлаждения |
|
Нормальная температура нагрева дизеля поддерживается авто матически термостатами 8. На входном патрубке предусмотрены гнез да 9 и 10 для подключения датчика измерения температуры и электро подогревателя воды в холодное время года.
В системе охлаждения применен центробежный водяной насос, имеющий значительное отличие от ранее рассмотренных. Он состоит из цилиндрического корпуса / (рис. 151), в котором вращается вал 3 на двух шариковых подшипниках 2. Между подшипниками при помощи шпонки и распорной втулки закреплена шестерня 4 привода. На про тивоположном конце вала шпонкой 8 и гайкой 9 закреплена крыль чатка 6. Для предохранения от коррозии гайка и резьба герметично закрываются резиновым колпачком 10. Полость крыльчатки герметич но закрыта крышкой 7, в середине которой имеется приемное отверстие с фланцем. Вода поступает в центральное отверстие, а выбрасывается в боковое отверстие П.
Уплотнение полости крыльчатки осуществляется мембранным коль цевым сальником 5. В случае пробоя одной стороны сальника вода проникнет во внутреннюю его полость, откуда по дренажному отвер стию 12 начнет вытекать наружу. Течь воды из отверстия 12 служит сигналом неисправности сальника водяного насоса.
§ 66. Система пуска
Пуск дизеля осуществляется сжатым воздухом, хранящимся в бал лоне 10 (рис. 152) емкостью 60 л, который закреплен над генератором в наклонном положении. Емкость баллона при давлении 30 кгс/см3 обеспечивает восемь запусков дизеля при +18° С.
В системе пуска имеется пусковое устройство 6 и воздухораспре делитель 5 для подачи воздуха по цилиндрам в соответствии с поряд ком их работы. Предусмотрена возможность запуска данного дизеля от
179
|
|
пускового баллона другого дизе |
|||||||
|
|
ля. Воздушный баллон можно за |
|||||||
|
|
ряжать как |
от воздушного |
ком |
|||||
|
|
прессора 8, |
так |
и от дизеля 4 |
|||||
|
|
через зарядный |
|
клапан 3. Слив |
|||||
|
|
конденсата |
|
из |
воздушного |
бал |
|||
|
|
лона производят через трубку 9. |
|||||||
|
|
Система пуска |
оборудована пре |
||||||
7 В |
|
дохранительным |
клапаном |
2, |
|||||
|
обратным |
клапаном 1 |
и запор |
||||||
Рис. 152. Схема системы |
пуска |
ным |
вентилем |
7. |
|
|
|||
Топливная |
|
система |
дизеля |
||||||
|
|
|
|||||||
|
|
4ВД-21/15 |
не имеет принципи |
||||||
альных конструктивных |
отличий |
от |
топливной |
|
системы |
дизеля |
4НВД-21. Дополнительно в ней применен сдвоенный фильтр, который
выполняет одновременно роль фильтра грубой |
и тонкой очистки. |
|||||||
|
|
|
|
Г л а в а |
X |
|
|
|
|
|
|
|
ДИЗЕЛИ ЕМ4-15 |
И 6НВД-21 |
|
|
|
|
§ 67. Общее устройство дизеля |
ЕМ4-15 |
|
|||||
|
|
Техническая характеристика дизеля ЕМ4-15 |
|
|||||
Тип дизеля |
|
|
|
. бескомпрессорный четы |
||||
|
|
|
|
|
рехтактный |
четырехци |
||
|
|
|
|
|
линдровый |
с |
вихревой |
|
Расположение |
цилиндров |
|
камерой |
|||||
|
вертикальное |
|||||||
Диаметр |
цилиндров |
|
115 |
мм |
||||
Степень сжатия |
|
|
145 |
» |
|
|||
|
|
17,5 |
|
|||||
Порядок |
работы |
цилиндров |
|
1—3—4—2 |
||||
Максимальная |
мощность |
|
54 |
л. с. |
||||
|
60 |
» |
|
|||||
Частота вращения |
коленчатого вала |
. . |
1500 |
об/мин |
||||
Удельный |
расход |
топлива |
|
210 г/л. с.-ч |
||||
Пусковое |
устройство |
|
300 |
г/ч |
||||
|
стартер |
|||||||
Сухая масса |
|
дизеля |
|
540 |
кг |
|||
Мощность |
генератора для зарядки аккуму |
130 |
вт |
|||||
|
|
|
|
|
|
|||
Напряжение |
генератора |
|
12 в |
|
||||
Топливный |
насос |
|
|
блочного |
типа |
|||
Давление |
впрыска |
|
|
100 |
кгс/см2 |
|||
|
|
|
|
|
. центробежного |
типа |
||
|
|
|
|
|
|
двухрежимный |
||
|
|
|
|
|
. штифтовые |
|
закрытого |
|
Масляный |
насос |
|
|
типа |
|
|||
|
|
шестеренный |
||||||
Система |
смазки |
|
|
комбинированная |
||||
|
|
|
|
|
водяное с |
принудитель |
||
|
|
|
|
|
ной |
циркуляцией от цен* |
||
|
|
|
|
|
тробежного |
насоса |