Файл: Колоколов А.А. Двигатели внутреннего сгорания изотермического подвижного состава учебник.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.04.2024

Просмотров: 108

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

§ 72. Пусковая система

Пуск дизеля осуществляется электрическим стартером. В систему пуска входят стартер (электрический двигатель последовательного возбуждения), два аккумулятора напряжением по 12 в каждый и гене­ ратор постоянного тока для зарядки аккумуляторов.

При пуске дизеля переключатель пуска 4 (рис. 169) устанавливается в первую позицию, при этом ток пойдет от аккумуляторов на пусковой переключатель 4, затем через контрольный 5 и предохранительный 6 резисторы на свечи накаливания 8 дизеля. Пройдя по спиралям све­ чей, ток попадает на корпус дизеля и по нему возвращается в аккуму­ ляторы. Через 40—50 сек после включения контрольный резистор 5 на­ калится до ярко-красного свечения. Это будет служить сигналом, что свечи накала также нагрелись и дизель готов к пуску, после чего пере­ ключатель пуска быстро переводится во вторую позицию. В этом по­ ложении переключателя свечи продолжают оставаться включенными. Одновременно включится в цепь магнитный выключатель стартера 7, который переключит две аккумуляторные батареи 10 с параллельного соединения на последовательное. Второй магнитный выключатель, на­ ходящийся в приборном ящике 9, замкнет цепь тока стартера, и шестер­ ня электродвигателя, войдя в зацепление с шестерней маховика, нач­ нет вращать коленчатый вал.

После того как дизель завелся, переключатель 4 ставится в нулевую позицию, и магнитный выключатель разомкнет цепь, аккумуляторы переключатся на параллельное соединение, а генератор 2 начнет заря­ жать аккумуляторы. Если генератор работает и аккумуляторы заря­ жаются, лампочка 3 красного цвета не горит. Напряжение зарядного тока устанавливается регулятором 1. Резистор 6 включен в цепь для предохранения цепи и аккумуляторов в случаях короткого замыкания в свечах накаливания.

5

С

Рис. 169. Схема электрического пуска дизеля

190

§73. Топливная система

Сх е м а п и т а н и я дизеля ЕМ4-15 топливом состоит из подкачивающе­ го насоса 5 (рис. 170), топ­ ливного фильтра 7,топлив­ ного насоса 3, форсунок 2, трубок 8 высокого давле­

ния, регулятора оборотов

 

и механизма

подачи

топ­

 

лива.

 

 

 

 

 

 

Как

 

видно

из

схемы,

Рис. 170. Схема топливной системы

топливо,

поступающее

из

 

бака

в

подкачивающий

 

насос,

фильтруется

в

отстойнике 6. Подкачивающий насос нагне­

тает топливо к топливному насосу, который под высоким давлением подает его в форсунки. Топливо, просочившееся между иглами и соп­ лами форсунок, по трубопроводу / сливается обратно в магистраль низкого давления. Ручной насос 4 служит для предварительной про­ качки системы с целью удаления воздуха.

П о д к а ч и в а ю щ и й

н а с о с состоит из корпуса 8 (рис.

171),

толкателя 15 с роликом 14,

стержня 16 с пружиной 12, поршня

с

пружиной 3, всасывающего

7 и

нагнетательного клапанов с пружи­

нами и пробок 2. На насосе

установлен стеклянный отстойник7710

с сетчатым фильтром 9.

 

7

 

Рис. 171. Схема подкачивающего насоса

191


ворота плунжера нижняя косая кромка его раньше или позже откры­ вает впускное отверстие в гильзе.

При передвижении рейки вправо плунжер поворачивается по ча­ совой стрелке, при этом отверстие в гильзе открывается раньше и топ­ ливо попадает в камеру в меньшем количестве. При передвижении рей­ ки влево все происходит наоборот. При этом надо отметить, что момент начала подачи топлива насосом остается на всех режимах неизменным.

§74. Рабочий процесс, общее устройство

иконструктивные особенности дизеля 6НВД-21

 

 

 

Техническая характеристика дизеля 6НВД-21

 

 

Тип

дизеля

 

 

 

бескомпрессорный

четы­

 

 

 

 

 

 

 

рехтактный

шестицилинд­

 

 

 

 

 

 

 

ровый с вихревой

каме­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

рой

 

 

Расположение

цилиндров

 

вертикальное

в ряд

Диаметр

цилиндров

 

 

150 мм

 

 

 

Ход

поршня

 

 

 

210

»

 

 

 

Степень

сжатия

 

 

 

17

 

 

 

 

Порядок

работы

цилиндров

 

1—5—3—6—2—4

 

Длительная

мощность

 

 

140 л. с.

 

 

Максимальная

мощность

.

 

154 »

 

 

 

Частота

вращения

коленчатого

вала . .

.

1000

об/мин

 

Расход

топлива

 

 

187+5% г/л. с.-ч

 

 

»

масла

 

 

 

300 г/ч

 

 

 

Пусковое

устройство

 

пневматическое

сжатым

 

 

 

 

 

 

 

 

 

воздухом

 

Топливный

насос

 

 

шестиплунжерный

блоч­

 

 

 

 

 

 

 

ного типа с однорежим-

 

 

 

 

 

 

 

ным центробежным

регу­

 

 

 

 

 

 

 

лятором

числа

оборотов

Начало

подачи топлива

 

за 22±1°

до

в. м. т. по

 

 

 

 

 

 

 

углу

поворота коленчато­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

го

вала

 

Давление

впрыска

топлива

 

130

кгс/см2

 

 

Масляный

насос

 

 

 

шестеренный

 

Смазка

дизеля

 

\ . . .

комбинированная

 

Давление

масла в системе

 

 

3

кгс/см2

 

 

Емкость

 

картера

 

 

40—45 л

 

 

Охлаждение

 

 

 

водяное

принудительное

Сухая масса

дизеля

 

 

1900 кг

 

 

Габариты

дизеля:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

длина

 

 

. .

1840 мм

 

 

 

ширина

 

 

 

 

680 »

 

 

 

 

высота

 

 

 

1342

»

 

 

 

Рабочий процесс дизеля 6НВД-21 одинаков с рабочим процессом дизеля 4НВД-21. Дизель 6НВД-21 построен на базе дизеля 4НВД-21 и отличается от него наличием двух дополнительных цилиндров, за счет чего и увеличилась его мощность. Конструкция большинства де­ талей дизеля 6НВД-21 также не изменилась.

Дизель имеет чугунный литой массивный картер / (рис. 173), ко­ торый является основанием и резервуаром для масла. В поперечных

7 Зак. 512

193


Рис. 173. Продольный разрез дизеля 6НВД-21

перегородках 8 картера размещаются семь коренных подшипников коленчатого вала 5. К верхней части картера прикрепляется болтами

блок 2. Внутри блока имеется пять поперечных перегородок,

которые

образуют

шесть

отсеков для

цилиндров

дизеля.

Гильзы

цилиндров

вставляются в блок с легкой прессовой

посадкой. Верхняя часть

каждой

гильзы

уплотнена

притертым

к

блоку

буртом,

а

нижняя

часть — двумя

резиновыми

кольцами.

Каждый

цилиндр

герметично

закрывается индивидуальной

головкой

3.

 

 

 

 

Для осмотра и ремонта деталей механизма газораспределения со стороны поста управления предусмотрены шесть люков 4.

В нижней части картера располагается шестеренный масляный на­ сос 6 с редукционным клапаном и магнитным фильтром 7. Топливный насос 3 (рис. 174) монтируется на специальном кронштейне 4, который болтами привертывается к блоку. Этот насос подает топливо в фор­ сунку 2, закрепленную в вихревой камере головки цилиндра.

Для вентиляции картера на блоке предусмотрен вентиляционный клапан 6. Нагретая в блоке вода отводится через цилиндровые головки по патрубкам / в выпускной коллектор 7, охлаждает его, а затем по трубопроводу 8 направляется для охлаждения в радиатор. Для осмот­ ра, регулировки и ремонта подшипников коленчатого вала на блоке имеется двенадцать люков 5, по шесть с каждой продольной стороны.

В дизеле существенно изменены блок, картер, коленчатый и рас­ пределительный валы. Длина картера и блока увеличена для разме­ щения дополнительных двух цилиндров и добавочных опор коленча­ того и распределительного валов. Коленчатый вал изменен по габарит­ ным размерам и конструкции; он имеет семь коренных и шесть шатун­ ных шеек.

Шатунные шейки располагаются в трех плоскостях под углом 120° друг к другу, причем первая и шестая, вторая и пятая, третья и четвер­ тая шейки имеют одинаковое расположение.

Дизель 6НВД-21 по сравнению с другими дизелями обладает зна­ чительно большей плавностью хода и запускается без предварительной установки в положение пуска.

§ 75. Автоматика контроля за работой дизеля

Большая надежность эксплуатации дизеля обеспечивается автома­ тическим контролем за системами смазки и охлаждения. Все управ­ ление приборами автоматики и предварительного накала свечей сосре­ доточено на контрольном щите, который располагается в левой части дизеля со стороны управления (рис. 175).

Если дизель запускается в холодное время года, то нужно пользо­ ваться вспомогательным устройством, облегчающим пуск, — свечами накала. Выключателем 4 надо включить цепь свечей, если она исправна и готова к действию, при этом загорится зеленая лампа 2. Рычажный переключатель J нужно повернуть с нулевой позиции на первую, и че­ рез 15—20 сек контрольная спираль в сетчатом окошечке 3 должна на­ калиться до ярко-красного свечения. Затем рычажный переключатель

196


Г л а в а XI

ДИЗЕЛИ К-461 И 4НВД-12.5

§76. Общее устройство

ирабочий процесс дизеля К-461

 

 

 

Техническая характеристика дизеля К-461

 

 

 

Тип дизеля

 

 

бескомпрессорный

четы­

 

 

 

 

 

рехтактный

вихрекамер-

 

 

 

 

 

ный с турбонаддувом

Расположение цилиндров

вертикальное

одноряд­

 

 

 

 

 

ное

 

 

Количество

цилиндров

6

 

 

Диаметр

цилиндра

 

120

мм.

 

Ход поршня .

 

140

 

»

 

Мощность

 

 

 

115

л. с.

 

Частота

вращения

коленчатого вала . . .

1500

об/мин

 

Среднее

эффективное давление

7,2

кгс/сж5

 

Расход топлива

 

195

г/л.с.-ч

 

Средняя

скорость

поршня

7 м/сек

 

Степень

сжатия

 

 

14

 

 

Расход

масла при

полной нагрузке . . .

700

г/ч

 

Система

смазки

 

комбинированная

Масляный

насос

 

шестеренный

 

Топливный

 

»

 

шестиплунжерный

 

 

 

 

 

блочный

 

Форсунки

 

 

 

закрытого

 

типа

со

 

 

 

 

 

штифтовым

 

распылите­

 

 

 

 

 

лем

 

 

Давление

впрыска

 

120

кгс/см2

 

Регулятор

 

 

 

центробежный

всере-

 

 

 

 

 

жимный

 

Охлаждение

 

 

водяное принудительное

Пуск

 

 

 

 

электростартером

Сухая масса

дизеля

1620

кг

 

Угол опережения подачи топлива до прихода

 

 

 

 

поршня в в. м. т. в такте сжатий . . . .

20—21°

 

Дизель К-461 (рис. 176) устанавливается на

5-вагонных секциях

с машинным охлаждением постройки Брянского

машиностроительного

завода. Дизель — бескомпрессорный четырехтактный с вихрекамерным смесеобразованием; его рабочий процесс аналогичен рабочему процессу дизеля 4НВД-21. Общая компоновка дизеля, силовая схема и конструк­ тивное выполнение узлов и деталей являются в основном обычными для современных быстроходных дизелей.

Б л о к

ц и л и н д р о в

4 (рис. 177)

отлит из чугуна. В него встав­

лены шесть гильз цилиндров 3, отлитых

из специального чугуна с по­

вышенной

твердостью рабочих поверхностей. Уплотнение водяной

полости в местах прилегания

гильз достигается вверху прижатием при-

198


Рис. 176. Дизель К-461:

/ — масляный насос; 2 — коленчатый

вал;

3 — шатун; 4— поршень; 5 —клапан;

6 —

воздушный коллектор; 7 —выпускной

коллектор; 8 — турбовоздуходувка; 9 —

стар­

тер; 10 — картер; // — крышка коренного подшипника

 

тертого буртика гильзы

к блоку,

внизу — двумя уплотнительными

резиновыми кольцами 2,

уложенными в канавки.

 

Нижняя полость блока цилиндров находится ниже оси коленчатого вала. Вдоль стенок по обеим сторонам расположены лапы для креп­ ления дизеля к раме. Семь поперечных перегородок имеют П-образный вырез для размещения чугунных крышек коренных подшипников / и 17, в которых располагается коленчатый вал. Во всех перегородках сделаны сквозные отверстия, предназначенные для размещения под­ шипников распределительного вала.

Крышки коренных подшипников совместно с блоком цилиндров образуют семь опор для коренных шеек коленчатого вала. Седьмая, крайняя со стороны маховика опора предохраняет вал от осевых пере­ мещений. На верхней плоскости блока размещены шпильки 5 для креп­ ления трех головок.

В нижней части боковых продольных стенок блока имеются люки для доступа к подвижным деталям дизеля. Одна крышка люка выпол­ нена заодно с корпусом масляной центрифуги и горловиной для заливки масла. На одной из продольных стенок блока имеются приливы для крепления кронштейна 7 топливного насоса.

Г о л о в к и ц и л и н д р о в (рис. 178) отлиты из чугуна на два цилиндра. Каждая головка притягивается к блоку цилиндров шестью

шпильками. Для предохранения от прорыва газов между

головками

и блоком цилиндров ставится железоасбестовая прокладка.

Для каж-

199