Файл: Колоколов А.А. Двигатели внутреннего сгорания изотермического подвижного состава учебник.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.04.2024
Просмотров: 108
Скачиваний: 0
§ 72. Пусковая система
Пуск дизеля осуществляется электрическим стартером. В систему пуска входят стартер (электрический двигатель последовательного возбуждения), два аккумулятора напряжением по 12 в каждый и гене ратор постоянного тока для зарядки аккумуляторов.
При пуске дизеля переключатель пуска 4 (рис. 169) устанавливается в первую позицию, при этом ток пойдет от аккумуляторов на пусковой переключатель 4, затем через контрольный 5 и предохранительный 6 резисторы на свечи накаливания 8 дизеля. Пройдя по спиралям све чей, ток попадает на корпус дизеля и по нему возвращается в аккуму ляторы. Через 40—50 сек после включения контрольный резистор 5 на калится до ярко-красного свечения. Это будет служить сигналом, что свечи накала также нагрелись и дизель готов к пуску, после чего пере ключатель пуска быстро переводится во вторую позицию. В этом по ложении переключателя свечи продолжают оставаться включенными. Одновременно включится в цепь магнитный выключатель стартера 7, который переключит две аккумуляторные батареи 10 с параллельного соединения на последовательное. Второй магнитный выключатель, на ходящийся в приборном ящике 9, замкнет цепь тока стартера, и шестер ня электродвигателя, войдя в зацепление с шестерней маховика, нач нет вращать коленчатый вал.
После того как дизель завелся, переключатель 4 ставится в нулевую позицию, и магнитный выключатель разомкнет цепь, аккумуляторы переключатся на параллельное соединение, а генератор 2 начнет заря жать аккумуляторы. Если генератор работает и аккумуляторы заря жаются, лампочка 3 красного цвета не горит. Напряжение зарядного тока устанавливается регулятором 1. Резистор 6 включен в цепь для предохранения цепи и аккумуляторов в случаях короткого замыкания в свечах накаливания.
5 |
С |
Рис. 169. Схема электрического пуска дизеля
190
§73. Топливная система
Сх е м а п и т а н и я дизеля ЕМ4-15 топливом состоит из подкачивающе го насоса 5 (рис. 170), топ ливного фильтра 7,топлив ного насоса 3, форсунок 2, трубок 8 высокого давле
ния, регулятора оборотов |
|
||||||
и механизма |
подачи |
топ |
|
||||
лива. |
|
|
|
|
|
|
|
Как |
|
видно |
из |
схемы, |
Рис. 170. Схема топливной системы |
||
топливо, |
поступающее |
из |
|||||
|
|||||||
бака |
в |
подкачивающий |
|
||||
насос, |
фильтруется |
в |
отстойнике 6. Подкачивающий насос нагне |
тает топливо к топливному насосу, который под высоким давлением подает его в форсунки. Топливо, просочившееся между иглами и соп лами форсунок, по трубопроводу / сливается обратно в магистраль низкого давления. Ручной насос 4 служит для предварительной про качки системы с целью удаления воздуха.
П о д к а ч и в а ю щ и й |
н а с о с состоит из корпуса 8 (рис. |
171), |
|
толкателя 15 с роликом 14, |
стержня 16 с пружиной 12, поршня |
с |
|
пружиной 3, всасывающего |
7 и |
нагнетательного клапанов с пружи |
|
нами и пробок 2. На насосе |
установлен стеклянный отстойник7710 |
||
с сетчатым фильтром 9. |
|
7 |
|
Рис. 171. Схема подкачивающего насоса
191
ворота плунжера нижняя косая кромка его раньше или позже откры вает впускное отверстие в гильзе.
При передвижении рейки вправо плунжер поворачивается по ча совой стрелке, при этом отверстие в гильзе открывается раньше и топ ливо попадает в камеру в меньшем количестве. При передвижении рей ки влево все происходит наоборот. При этом надо отметить, что момент начала подачи топлива насосом остается на всех режимах неизменным.
§74. Рабочий процесс, общее устройство
иконструктивные особенности дизеля 6НВД-21
|
|
|
Техническая характеристика дизеля 6НВД-21 |
|
|
|||||||
Тип |
дизеля |
|
|
|
бескомпрессорный |
четы |
||||||
|
|
|
|
|
|
|
рехтактный |
шестицилинд |
||||
|
|
|
|
|
|
|
ровый с вихревой |
каме |
||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
рой |
|
|
|
Расположение |
цилиндров |
|
вертикальное |
в ряд |
||||||||
Диаметр |
цилиндров |
|
|
150 мм |
|
|
|
|||||
Ход |
поршня |
|
|
|
210 |
» |
|
|
|
|||
Степень |
сжатия |
|
|
|
17 |
|
|
|
|
|||
Порядок |
работы |
цилиндров |
|
1—5—3—6—2—4 |
|
|||||||
Длительная |
мощность |
|
|
140 л. с. |
|
|
||||||
Максимальная |
мощность |
. |
|
154 » |
|
|
|
|||||
Частота |
вращения |
коленчатого |
вала . . |
. |
1000 |
об/мин |
|
|||||
Расход |
топлива |
|
|
187+5% г/л. с.-ч |
|
|
||||||
» |
масла |
|
|
|
300 г/ч |
|
|
|
||||
Пусковое |
устройство |
|
пневматическое |
сжатым |
||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
воздухом |
|
||
Топливный |
насос |
|
|
шестиплунжерный |
блоч |
|||||||
|
|
|
|
|
|
|
ного типа с однорежим- |
|||||
|
|
|
|
|
|
|
ным центробежным |
регу |
||||
|
|
|
|
|
|
|
лятором |
числа |
оборотов |
|||
Начало |
подачи топлива |
|
за 22±1° |
до |
в. м. т. по |
|||||||
|
|
|
|
|
|
|
углу |
поворота коленчато |
||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
го |
вала |
|
|
Давление |
впрыска |
топлива |
|
130 |
кгс/см2 |
|
|
|||||
Масляный |
насос |
|
|
|
шестеренный |
|
||||||
Смазка |
дизеля |
|
\ . . . |
комбинированная |
|
|||||||
Давление |
масла в системе |
|
|
3 |
кгс/см2 |
|
|
|||||
Емкость |
|
картера |
|
|
40—45 л |
|
|
|||||
Охлаждение |
|
|
|
водяное |
принудительное |
|||||||
Сухая масса |
дизеля |
|
|
1900 кг |
|
|
||||||
Габариты |
дизеля: |
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
|
длина |
|
|
. . |
1840 мм |
|
|
|||||
|
ширина |
|
|
|
|
680 » |
|
|
|
|||
|
высота |
|
|
|
1342 |
» |
|
|
|
Рабочий процесс дизеля 6НВД-21 одинаков с рабочим процессом дизеля 4НВД-21. Дизель 6НВД-21 построен на базе дизеля 4НВД-21 и отличается от него наличием двух дополнительных цилиндров, за счет чего и увеличилась его мощность. Конструкция большинства де талей дизеля 6НВД-21 также не изменилась.
Дизель имеет чугунный литой массивный картер / (рис. 173), ко торый является основанием и резервуаром для масла. В поперечных
7 Зак. 512 |
193 |
Рис. 173. Продольный разрез дизеля 6НВД-21
перегородках 8 картера размещаются семь коренных подшипников коленчатого вала 5. К верхней части картера прикрепляется болтами
блок 2. Внутри блока имеется пять поперечных перегородок, |
которые |
|||||||
образуют |
шесть |
отсеков для |
цилиндров |
дизеля. |
Гильзы |
цилиндров |
||
вставляются в блок с легкой прессовой |
посадкой. Верхняя часть |
|||||||
каждой |
гильзы |
уплотнена |
притертым |
к |
блоку |
буртом, |
а |
нижняя |
часть — двумя |
резиновыми |
кольцами. |
Каждый |
цилиндр |
герметично |
|||
закрывается индивидуальной |
головкой |
3. |
|
|
|
|
Для осмотра и ремонта деталей механизма газораспределения со стороны поста управления предусмотрены шесть люков 4.
В нижней части картера располагается шестеренный масляный на сос 6 с редукционным клапаном и магнитным фильтром 7. Топливный насос 3 (рис. 174) монтируется на специальном кронштейне 4, который болтами привертывается к блоку. Этот насос подает топливо в фор сунку 2, закрепленную в вихревой камере головки цилиндра.
Для вентиляции картера на блоке предусмотрен вентиляционный клапан 6. Нагретая в блоке вода отводится через цилиндровые головки по патрубкам / в выпускной коллектор 7, охлаждает его, а затем по трубопроводу 8 направляется для охлаждения в радиатор. Для осмот ра, регулировки и ремонта подшипников коленчатого вала на блоке имеется двенадцать люков 5, по шесть с каждой продольной стороны.
В дизеле существенно изменены блок, картер, коленчатый и рас пределительный валы. Длина картера и блока увеличена для разме щения дополнительных двух цилиндров и добавочных опор коленча того и распределительного валов. Коленчатый вал изменен по габарит ным размерам и конструкции; он имеет семь коренных и шесть шатун ных шеек.
Шатунные шейки располагаются в трех плоскостях под углом 120° друг к другу, причем первая и шестая, вторая и пятая, третья и четвер тая шейки имеют одинаковое расположение.
Дизель 6НВД-21 по сравнению с другими дизелями обладает зна чительно большей плавностью хода и запускается без предварительной установки в положение пуска.
§ 75. Автоматика контроля за работой дизеля
Большая надежность эксплуатации дизеля обеспечивается автома тическим контролем за системами смазки и охлаждения. Все управ ление приборами автоматики и предварительного накала свечей сосре доточено на контрольном щите, который располагается в левой части дизеля со стороны управления (рис. 175).
Если дизель запускается в холодное время года, то нужно пользо ваться вспомогательным устройством, облегчающим пуск, — свечами накала. Выключателем 4 надо включить цепь свечей, если она исправна и готова к действию, при этом загорится зеленая лампа 2. Рычажный переключатель J нужно повернуть с нулевой позиции на первую, и че рез 15—20 сек контрольная спираль в сетчатом окошечке 3 должна на калиться до ярко-красного свечения. Затем рычажный переключатель
196
Г л а в а XI
ДИЗЕЛИ К-461 И 4НВД-12.5
§76. Общее устройство
ирабочий процесс дизеля К-461
|
|
|
Техническая характеристика дизеля К-461 |
|
|
|
||
Тип дизеля |
|
|
бескомпрессорный |
четы |
||||
|
|
|
|
|
рехтактный |
вихрекамер- |
||
|
|
|
|
|
ный с турбонаддувом |
|||
Расположение цилиндров |
вертикальное |
одноряд |
||||||
|
|
|
|
|
ное |
|
|
|
Количество |
цилиндров |
6 |
|
|
||||
Диаметр |
цилиндра |
|
120 |
мм. |
|
|||
Ход поршня . |
|
140 |
|
» |
|
|||
Мощность |
|
|
|
115 |
л. с. |
|
||
Частота |
вращения |
коленчатого вала . . . |
1500 |
об/мин |
|
|||
Среднее |
эффективное давление |
7,2 |
кгс/сж5 |
|
||||
Расход топлива |
|
195 |
г/л.с.-ч |
|
||||
Средняя |
скорость |
поршня |
7 м/сек |
|
||||
Степень |
сжатия |
|
|
14 |
|
|
||
Расход |
масла при |
полной нагрузке . . . |
700 |
г/ч |
|
|||
Система |
смазки |
|
комбинированная |
|||||
Масляный |
насос |
|
шестеренный |
|
||||
Топливный |
|
» |
|
шестиплунжерный |
||||
|
|
|
|
|
блочный |
|
||
Форсунки |
|
|
|
закрытого |
|
типа |
со |
|
|
|
|
|
|
штифтовым |
|
распылите |
|
|
|
|
|
|
лем |
|
|
|
Давление |
впрыска |
|
120 |
кгс/см2 |
|
|||
Регулятор |
|
|
|
центробежный |
всере- |
|||
|
|
|
|
|
жимный |
|
||
Охлаждение |
|
|
водяное принудительное |
|||||
Пуск |
|
|
|
|
электростартером |
|||
Сухая масса |
дизеля |
1620 |
кг |
|
||||
Угол опережения подачи топлива до прихода |
|
|
|
|
||||
поршня в в. м. т. в такте сжатий . . . . |
20—21° |
|
Дизель К-461 (рис. 176) устанавливается на |
5-вагонных секциях |
с машинным охлаждением постройки Брянского |
машиностроительного |
завода. Дизель — бескомпрессорный четырехтактный с вихрекамерным смесеобразованием; его рабочий процесс аналогичен рабочему процессу дизеля 4НВД-21. Общая компоновка дизеля, силовая схема и конструк тивное выполнение узлов и деталей являются в основном обычными для современных быстроходных дизелей.
Б л о к |
ц и л и н д р о в |
4 (рис. 177) |
отлит из чугуна. В него встав |
лены шесть гильз цилиндров 3, отлитых |
из специального чугуна с по |
||
вышенной |
твердостью рабочих поверхностей. Уплотнение водяной |
||
полости в местах прилегания |
гильз достигается вверху прижатием при- |
198
Рис. 176. Дизель К-461:
/ — масляный насос; 2 — коленчатый |
вал; |
3 — шатун; 4— поршень; 5 —клапан; |
6 — |
|
воздушный коллектор; 7 —выпускной |
коллектор; 8 — турбовоздуходувка; 9 — |
стар |
||
тер; 10 — картер; // — крышка коренного подшипника |
|
|||
тертого буртика гильзы |
к блоку, |
внизу — двумя уплотнительными |
||
резиновыми кольцами 2, |
уложенными в канавки. |
|
Нижняя полость блока цилиндров находится ниже оси коленчатого вала. Вдоль стенок по обеим сторонам расположены лапы для креп ления дизеля к раме. Семь поперечных перегородок имеют П-образный вырез для размещения чугунных крышек коренных подшипников / и 17, в которых располагается коленчатый вал. Во всех перегородках сделаны сквозные отверстия, предназначенные для размещения под шипников распределительного вала.
Крышки коренных подшипников совместно с блоком цилиндров образуют семь опор для коренных шеек коленчатого вала. Седьмая, крайняя со стороны маховика опора предохраняет вал от осевых пере мещений. На верхней плоскости блока размещены шпильки 5 для креп ления трех головок.
В нижней части боковых продольных стенок блока имеются люки для доступа к подвижным деталям дизеля. Одна крышка люка выпол нена заодно с корпусом масляной центрифуги и горловиной для заливки масла. На одной из продольных стенок блока имеются приливы для крепления кронштейна 7 топливного насоса.
Г о л о в к и ц и л и н д р о в (рис. 178) отлиты из чугуна на два цилиндра. Каждая головка притягивается к блоку цилиндров шестью
шпильками. Для предохранения от прорыва газов между |
головками |
и блоком цилиндров ставится железоасбестовая прокладка. |
Для каж- |
199