Файл: Колоколов А.А. Двигатели внутреннего сгорания изотермического подвижного состава учебник.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.04.2024

Просмотров: 103

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

дого цилиндра в головке размещены впускной и выпускной клапаны, а также вихревая камера, отлитая заодно с головкой.

Сверху при помощи семи болтов крепится кронштейн коромысла, из них четыре болта служат одновременно для крепления клапанного механизма. В кронштейне коромысел размещена полая ось. По торцам она закрыта пробками для удержания масла в полости. От осевого пе­ ремещения в.кронштейне ось ограничивается двумя заглушками, а от проворачивания—штифтом. Кронштейны имеют отверстие для подвода масла к подшипникам коромысел. Клапанный механизм закрыт крыш­ кой, закрепленной четырьмя гайками.

Для правильной установки головки цилиндров на блоке предусмот­ рены установочные штифты! Коробка распределительных шестерен отлита из алюминиевого сплава. В ней закрепляются оси промежуточ­ ных шестерен, приводы топливного насоса и зарядного генератора. Коробка шестерен фиксируется концевым выступом в выточке торца

блока и упорной втулкой распределительного

вала.

Закреплена

она на блоке шпильками. Внизу коробки имеется

пробка

для слива

масла.

 

 

Передняя крышка коробки распределительных шестерен также изготовлена из алюминиевого сплава и привернута к коробке шпиль­ ками. На крышке закрепляются масляный и водяной насосы и фильтр грубой очистки масла.

Для вентиляции внутренней полости картера предусмотрен штуцер.

Рис. 177. Блок цилиндров дизеля

200

 

 

 

Рис. 178.

Головка

цилиндра:

 

 

 

а—общий вид головки;

б— схема затяжки

шпилек

крепления

на блоке;

/ — головка;

2— втулка

клапана; 3— клапан; 4

и 5 — наружная и внутренняя пружины

клапана;

6 — шпилька коллектора;

7 — штуцер вентиляции

картера;

8—крышка;

9— тарелка

пружины; 10— замок

клапана;

// — пру­

жина коромысла; 12

вихревая

камера; 13 — пусковой клапан; 14 — колпачок

пускового

клапана;

15 — корпус пускового

клапана;

16 — шпилька

крепления

водопровода;

17 — шпилька

крепления

крышки; 18 — коромысло; 19 — ось коромысла;

20 — фасонные гайки крышки;

21 — регулировочный

 

 

 

болт

с гайкой

 

 

 

 

 


§ 77. Кривошипно-шатунный механизм

К о л е н ч а т ы й в а л (рис. 179) изготовлен из стали цельным. Он имеет шесть колен, расположенных в трех плоскостях под углом 120° друг к другу. Поверхности шатунных и коренных шеек закалены токами высокой частоты. В коленчатом валу имеются отверстия 9 для подвода масла от шеек коренных подшипников 10 к шейкам шатунных 5. Седьмая коренная шейка 11 вала опорно-упорная. На конце коленча­ того вала имеется фланец, на котором шестью болтами 2 и тремя цилин­ дрическими штифтами 3 крепится маховик. Положение маховика от­ носительно первого колена вала фиксируется одним дополнительным установочным штифтом 4. На фланце крепления маховика сделана маслосгонная резьба и напрессован маслоотражатель / . На противополож­ ном конце коленчатого вала монтируются на шпонках ведущие шестерни 7 зарядного генератора и 6 привода газораспределения. Шестерни за­ креплены круглой гайкой «5, которая стопорится пластинчатой шайбой.

Уплотнение коленчатого вала и установка опорно-упорного под­ шипника (рис. 180) обеспечивают надежный масляный затвор и удер­ живают вал от осевых перемещений в пределах 0,04—0,06 мм. Масло­ отражатель 3 отбрасывает вытекающее из седьмого подшипника масло на стенки крышки уплотнения 2. Затем оно попадает на кольцевую проточку и-стекает в маслосборник.

Вкладыши 7 и 8 коренных подшипников — стальные взаимозаме­ няемые, залитые свинцовистой бронзой. Фиксация вкладышей от пе­ ремещения в продольном направлении осуществляется по окружности штифтами 4 и 5, заходящими своими выступами в пазы постелей под­ шипников в блоке и в вырезы во вкладышах, а также цилиндрическими штифтами 9, установленными в крышках / подшипников. Упорные стальные полукольца 6 предохраняют вал от осевых перемещений.

Ш а т у н

7

(рис. 181) стальной со стержнем двутаврового сечения.

8 верхнюю

его

головку запрессована бронзовая втулка 9. Нижняя

головка' шатуна имеет съемную крышку 2, которая крепится двумя болтами / . Корончатые гайки 4 шатунных болтов закрепляются шплинтами 6. Вкладыш нижней головки шатуна стальной разъемный. Он состоит из двух половин 5 и 3, залитых свинцовистой бронзой. Верхняя половина вкладыша фиксируется цилиндрическим штифтом, запрессованным в гнездо на шатуне, а нижняя — штифтом, запрессо­ ванным в гнездо на крышке шатуна.

П о р ш е н ь 13 изготовлен из алюминиевого сплава. В канавках его имеется пять колец: три компрессионных 12 и два маслосъемных 11.

Рис. 179. Коленчатый вал

202


7

В канавках

под маслосъемные кольца сделаны сквозные отверстия

для отвода

масла.

В поршне имеются две бобышки с отверстиями для стального пор­ шневого пальца 8, закрепленного пружинными кольцами 10. В каждой бобышке сделаны косые отверстия от канавки верхнего маслосъемного кольца для смазки пальца. На днище поршня выполнены два плоских углубления для клапанов и углубление в расположении канала вихре­ вой камеры.

П о р ш н е в ы е к о л ь ц а изготовляются из специального чу­ гуна. Для повышения износоустойчивости верхнее компрессионное кольцо покрыто пористым хромом. Конструктивных особенностей по сравнению с ранее описанными кольцами они не имеют.

§ 78. Механизм

газораспределения

Р а б о ч и й п р о ц е с с

в дизеле происходит с опережением

открытия и запаздыванием закрытия клапанов. Из круговой диаграммы фаз газораспределения дизеля К-461 (рис. 182) видно, что впускной клапан открывается по углу поворота коленчатого вала за 45° до при­ хода поршня в в. м. т., закрывается после того, как поршень пройдет

203

н. м. т. на 45°. Выпускной клапан открывается по углу поворота колен­ чатого вала за 45° до прихода поршня в н. м. т., а закрывается после того, как поршень пройдет в. м. т. на 45°. Автоматическое открытие и закрытие клапанов производится системой газораспределения, в ко­ торую входят распределительный вал, впускной и выпускной клапаны,

толкатели, штанги, коромысла и

привод.

Р а с п р е д е л и т е л ь н ы й

в а л 16 (см. рис. 177) цель­

ный стальной, имеет кулачки одинакового профиля для привода впу­ скных и выпускных клапанов. Вал размещен в блоке со стороны поста управления. Поверхность шеек подшипников и кулачков распреде­ лительного вала закалена токами высокой частоты. Вал снабжен цент­ ральным отверстием для подвода масла к подшипникам. Опорные под­ шипники 9 разъемные (кроме концевого), выполнены из алюминиевого сплава. Концевой подшипник 12 вала опорно-упорный; у него есть фланец для крепления болтами к блоку цилиндров. Этот подшипник предохраняет распределительный вал от осевых перемещений. Опорные подшипники вала взаимозаменяемы. Все они фиксируются винтами, ввернутыми в стенку блока. На конец распределительного вала наса­ живается ведомая шестерня 15 и ведущая шестерня топливного насоса 14. Шестерни фиксируются шпонками и затягиваются гайкой, которая стопорится пластинчатой шайбой. Распределительный вал устанавли­ вается на дизель в сборе с шестернями и всеми подшипниками. Болты 13 ввертываются через отверстия в дисках шестерен.

В п у с к н о й и в ы п у с к н о й к л а п а н ы изготовлены из легированной стали. В верхней части стержня клапана имеется коль­ цевая выточка для замка. Кроме того, ниже замка устанавливается предохранительное пружинное кольцо, которое не допускает падения клапана в цилиндр в случае выпа­ дания сухариков замка. Впускной и выпускной клапаны одинаковые.

На каждом клапане установле­

 

ны две

концентрично

расположен­

 

ные пружины,

прижимающие

его

 

к седлу.

Клапан

имеет привод

от

 

распределительного

вала

при

по­

 

мощи толкателей 10 (см. рис. 177),

 

штанг 8

и коромысел

6.

 

 

 

а

 

Т о л к а т е л и

— стальные

no­

's;

лые со вставной пятой 11 под штан-

*

гу.

Донышко

толкателя

и пята

 

цементируются,

калятся

и

поли­

 

руются.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ш т а н г и

стальные

полые

 

со

сферическими

цементированны­

Н.м.т.

ми

наконечниками.

 

 

 

 

 

 

К о р о м ы с л а—стальные штам­

 

пованные,

снабжены

впрессован-

Рис. 182. Диаграмма фаз газо-

н ы м

и втулками. На одном из

плеч

распределения

расположен

винт для

регулировки

204


Рис. 183. Схема шестеренчатого привода газо-

Рис. 184. Промежуточная ше-

распределения и вспомогательных систем

стерня

зазоров между торцом стержня клапана и бойком коромысла. Боек под­ вергается поверхностной закалке токами высокой частоты. Подшип­

ники коромысел смазываются от масляного насоса под

давлением.

Между коромыслами на оси устанавливаются

распорные

пружины

и регулировочные шайбы для центровки бойка по оси клапана.

П р и в о д г а з о р а с п р е д е л е н и я

и других систем осу­

ществляется от коленчатого вала с помощью шестерен 6 и 7 (рис. 183), размещенных на его свободном конце.

От шестерни 6 приводится в движение через промежуточную шес­

терню 9 шестерня

8 привода

зарядного генератора и водяного насоса,

а от шестерни 7 приводятся

в движение через промежуточную

шестер­

ню 2 шестерня 5

распределительного вала, ведущая шестерня 4 и ве­

домая шестерня 3

топливного насоса.

 

От шестерни 7

также приводится в движение шестерня /

привода

масляного насоса.

Все шестерни привода косозубые. Промежуточные шестерни 6 (рис. 184) устанавливаются на осях 3 с подшипниками 5. Оси 3 прикреп­ лены к коробке 7 распределительных шестерен при помощи шпилек. Фиксируются эти оси цилиндрическими выступами 4, входящими в со­ ответствующие цилиндрические углубления в коробке. Закрепляется

шестерня на оси болтами 2 с упорной

шайбой

1. Для правиль­

ного соединения на шестернях нанесены

метки. В

пазу шестерни 7

(см. рис. 183) и на зубе шестерни 2 стоят метки 0. При соединении шесте­ рен метки должны быть совмещены. По такому же принципу соединя­ ются шестерни 2 и 5.

205