Файл: Колоколов А.А. Двигатели внутреннего сгорания изотермического подвижного состава учебник.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.04.2024
Просмотров: 103
Скачиваний: 0
дого цилиндра в головке размещены впускной и выпускной клапаны, а также вихревая камера, отлитая заодно с головкой.
Сверху при помощи семи болтов крепится кронштейн коромысла, из них четыре болта служат одновременно для крепления клапанного механизма. В кронштейне коромысел размещена полая ось. По торцам она закрыта пробками для удержания масла в полости. От осевого пе ремещения в.кронштейне ось ограничивается двумя заглушками, а от проворачивания—штифтом. Кронштейны имеют отверстие для подвода масла к подшипникам коромысел. Клапанный механизм закрыт крыш кой, закрепленной четырьмя гайками.
Для правильной установки головки цилиндров на блоке предусмот рены установочные штифты! Коробка распределительных шестерен отлита из алюминиевого сплава. В ней закрепляются оси промежуточ ных шестерен, приводы топливного насоса и зарядного генератора. Коробка шестерен фиксируется концевым выступом в выточке торца
блока и упорной втулкой распределительного |
вала. |
Закреплена |
она на блоке шпильками. Внизу коробки имеется |
пробка |
для слива |
масла. |
|
|
Передняя крышка коробки распределительных шестерен также изготовлена из алюминиевого сплава и привернута к коробке шпиль ками. На крышке закрепляются масляный и водяной насосы и фильтр грубой очистки масла.
Для вентиляции внутренней полости картера предусмотрен штуцер.
Рис. 177. Блок цилиндров дизеля
200
|
|
|
Рис. 178. |
Головка |
цилиндра: |
|
|
|
|||
а—общий вид головки; |
б— схема затяжки |
шпилек |
крепления |
на блоке; |
/ — головка; |
2— втулка |
|||||
клапана; 3— клапан; 4 |
и 5 — наружная и внутренняя пружины |
клапана; |
6 — шпилька коллектора; |
||||||||
7 — штуцер вентиляции |
картера; |
8—крышка; |
9— тарелка |
пружины; 10— замок |
клапана; |
// — пру |
|||||
жина коромысла; 12 |
— |
вихревая |
камера; 13 — пусковой клапан; 14 — колпачок |
пускового |
клапана; |
||||||
15 — корпус пускового |
клапана; |
16 — шпилька |
крепления |
водопровода; |
17 — шпилька |
крепления |
|||||
крышки; 18 — коромысло; 19 — ось коромысла; |
20 — фасонные гайки крышки; |
21 — регулировочный |
|||||||||
|
|
|
болт |
с гайкой |
|
|
|
|
|
§ 77. Кривошипно-шатунный механизм
К о л е н ч а т ы й в а л (рис. 179) изготовлен из стали цельным. Он имеет шесть колен, расположенных в трех плоскостях под углом 120° друг к другу. Поверхности шатунных и коренных шеек закалены токами высокой частоты. В коленчатом валу имеются отверстия 9 для подвода масла от шеек коренных подшипников 10 к шейкам шатунных 5. Седьмая коренная шейка 11 вала опорно-упорная. На конце коленча того вала имеется фланец, на котором шестью болтами 2 и тремя цилин дрическими штифтами 3 крепится маховик. Положение маховика от носительно первого колена вала фиксируется одним дополнительным установочным штифтом 4. На фланце крепления маховика сделана маслосгонная резьба и напрессован маслоотражатель / . На противополож ном конце коленчатого вала монтируются на шпонках ведущие шестерни 7 зарядного генератора и 6 привода газораспределения. Шестерни за креплены круглой гайкой «5, которая стопорится пластинчатой шайбой.
Уплотнение коленчатого вала и установка опорно-упорного под шипника (рис. 180) обеспечивают надежный масляный затвор и удер живают вал от осевых перемещений в пределах 0,04—0,06 мм. Масло отражатель 3 отбрасывает вытекающее из седьмого подшипника масло на стенки крышки уплотнения 2. Затем оно попадает на кольцевую проточку и-стекает в маслосборник.
Вкладыши 7 и 8 коренных подшипников — стальные взаимозаме няемые, залитые свинцовистой бронзой. Фиксация вкладышей от пе ремещения в продольном направлении осуществляется по окружности штифтами 4 и 5, заходящими своими выступами в пазы постелей под шипников в блоке и в вырезы во вкладышах, а также цилиндрическими штифтами 9, установленными в крышках / подшипников. Упорные стальные полукольца 6 предохраняют вал от осевых перемещений.
Ш а т у н |
7 |
(рис. 181) стальной со стержнем двутаврового сечения. |
8 верхнюю |
его |
головку запрессована бронзовая втулка 9. Нижняя |
головка' шатуна имеет съемную крышку 2, которая крепится двумя болтами / . Корончатые гайки 4 шатунных болтов закрепляются шплинтами 6. Вкладыш нижней головки шатуна стальной разъемный. Он состоит из двух половин 5 и 3, залитых свинцовистой бронзой. Верхняя половина вкладыша фиксируется цилиндрическим штифтом, запрессованным в гнездо на шатуне, а нижняя — штифтом, запрессо ванным в гнездо на крышке шатуна.
П о р ш е н ь 13 изготовлен из алюминиевого сплава. В канавках его имеется пять колец: три компрессионных 12 и два маслосъемных 11.
Рис. 179. Коленчатый вал
202
7
В канавках |
под маслосъемные кольца сделаны сквозные отверстия |
для отвода |
масла. |
В поршне имеются две бобышки с отверстиями для стального пор шневого пальца 8, закрепленного пружинными кольцами 10. В каждой бобышке сделаны косые отверстия от канавки верхнего маслосъемного кольца для смазки пальца. На днище поршня выполнены два плоских углубления для клапанов и углубление в расположении канала вихре вой камеры.
П о р ш н е в ы е к о л ь ц а изготовляются из специального чу гуна. Для повышения износоустойчивости верхнее компрессионное кольцо покрыто пористым хромом. Конструктивных особенностей по сравнению с ранее описанными кольцами они не имеют.
§ 78. Механизм |
газораспределения |
Р а б о ч и й п р о ц е с с |
в дизеле происходит с опережением |
открытия и запаздыванием закрытия клапанов. Из круговой диаграммы фаз газораспределения дизеля К-461 (рис. 182) видно, что впускной клапан открывается по углу поворота коленчатого вала за 45° до при хода поршня в в. м. т., закрывается после того, как поршень пройдет
203
н. м. т. на 45°. Выпускной клапан открывается по углу поворота колен чатого вала за 45° до прихода поршня в н. м. т., а закрывается после того, как поршень пройдет в. м. т. на 45°. Автоматическое открытие и закрытие клапанов производится системой газораспределения, в ко торую входят распределительный вал, впускной и выпускной клапаны,
толкатели, штанги, коромысла и |
привод. |
Р а с п р е д е л и т е л ь н ы й |
в а л 16 (см. рис. 177) — цель |
ный стальной, имеет кулачки одинакового профиля для привода впу скных и выпускных клапанов. Вал размещен в блоке со стороны поста управления. Поверхность шеек подшипников и кулачков распреде лительного вала закалена токами высокой частоты. Вал снабжен цент ральным отверстием для подвода масла к подшипникам. Опорные под шипники 9 разъемные (кроме концевого), выполнены из алюминиевого сплава. Концевой подшипник 12 вала опорно-упорный; у него есть фланец для крепления болтами к блоку цилиндров. Этот подшипник предохраняет распределительный вал от осевых перемещений. Опорные подшипники вала взаимозаменяемы. Все они фиксируются винтами, ввернутыми в стенку блока. На конец распределительного вала наса живается ведомая шестерня 15 и ведущая шестерня топливного насоса 14. Шестерни фиксируются шпонками и затягиваются гайкой, которая стопорится пластинчатой шайбой. Распределительный вал устанавли вается на дизель в сборе с шестернями и всеми подшипниками. Болты 13 ввертываются через отверстия в дисках шестерен.
В п у с к н о й и в ы п у с к н о й к л а п а н ы изготовлены из легированной стали. В верхней части стержня клапана имеется коль цевая выточка для замка. Кроме того, ниже замка устанавливается предохранительное пружинное кольцо, которое не допускает падения клапана в цилиндр в случае выпа дания сухариков замка. Впускной и выпускной клапаны одинаковые.
На каждом клапане установле
|
ны две |
концентрично |
расположен |
||||||||
|
ные пружины, |
прижимающие |
его |
||||||||
|
к седлу. |
Клапан |
имеет привод |
от |
|||||||
|
распределительного |
вала |
при |
по |
|||||||
|
мощи толкателей 10 (см. рис. 177), |
||||||||||
|
штанг 8 |
и коромысел |
6. |
|
|
|
|||||
а |
|
Т о л к а т е л и |
— стальные |
no |
|||||||
's; |
лые со вставной пятой 11 под штан- |
||||||||||
* |
гу. |
Донышко |
толкателя |
и пята |
|||||||
|
цементируются, |
калятся |
и |
поли |
|||||||
|
руются. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Ш т а н г и |
— |
стальные |
полые |
||||||
|
со |
сферическими |
цементированны |
||||||||
Н.м.т. |
ми |
наконечниками. |
|
|
|
|
|
||||
|
К о р о м ы с л а—стальные штам |
||||||||||
|
пованные, |
снабжены |
впрессован- |
||||||||
Рис. 182. Диаграмма фаз газо- |
н ы м |
и втулками. На одном из |
плеч |
||||||||
распределения |
расположен |
винт для |
регулировки |
204
Рис. 183. Схема шестеренчатого привода газо- |
Рис. 184. Промежуточная ше- |
распределения и вспомогательных систем |
стерня |
зазоров между торцом стержня клапана и бойком коромысла. Боек под вергается поверхностной закалке токами высокой частоты. Подшип
ники коромысел смазываются от масляного насоса под |
давлением. |
|
Между коромыслами на оси устанавливаются |
распорные |
пружины |
и регулировочные шайбы для центровки бойка по оси клапана. |
||
П р и в о д г а з о р а с п р е д е л е н и я |
и других систем осу |
ществляется от коленчатого вала с помощью шестерен 6 и 7 (рис. 183), размещенных на его свободном конце.
От шестерни 6 приводится в движение через промежуточную шес
терню 9 шестерня |
8 привода |
зарядного генератора и водяного насоса, |
|
а от шестерни 7 приводятся |
в движение через промежуточную |
шестер |
|
ню 2 шестерня 5 |
распределительного вала, ведущая шестерня 4 и ве |
||
домая шестерня 3 |
топливного насоса. |
|
|
От шестерни 7 |
также приводится в движение шестерня / |
привода |
масляного насоса.
Все шестерни привода косозубые. Промежуточные шестерни 6 (рис. 184) устанавливаются на осях 3 с подшипниками 5. Оси 3 прикреп лены к коробке 7 распределительных шестерен при помощи шпилек. Фиксируются эти оси цилиндрическими выступами 4, входящими в со ответствующие цилиндрические углубления в коробке. Закрепляется
шестерня на оси болтами 2 с упорной |
шайбой |
1. Для правиль |
ного соединения на шестернях нанесены |
метки. В |
пазу шестерни 7 |
(см. рис. 183) и на зубе шестерни 2 стоят метки 0. При соединении шесте рен метки должны быть совмещены. По такому же принципу соединя ются шестерни 2 и 5.
205