Файл: Киреев М.И. Монтаж и эксплуатация электрооборудования станций, подстанций и линий электропередачи учеб. пособие.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.04.2024

Просмотров: 126

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Для управления заземлителем служит привод 4 типа ПРН-10. Заземлитель и привод связаны между собой тягой-трубой 6 и изо­ лирующей фарфоровой тягой 8.

Если заземлитель обслуживает силовой трансформатор, не име­ ющий земляной защиты, применяют второй вариант ЗОН-110 без изолятора 2 и тяги 8. Этот же ва­ риант аппарата используют и для заземления шин открытых РУ.

Масса заземлителя в первом вари­ анте 95 кг, а во втором — 65 кг.

Заземлитель монтируют на та­ ком же опорном основании, как короткозамыкатель После того как аппарат поднимут автокраном

Рис. 108. Расположение отверстий для крепления привода ПРН-10

на рабочее место, его крепят четырьмя болтами М16. Выверяют положение заземлителя отвесом и уровнем. Расположение отвер­ стий для крепления привода показано на рис. 108. Привод крепят тремя болтами M l2.

При монтаже тяги 6 (см. рис. 107) на обоих ее концах штиф­ тами или сваркой крепят вставки 5. Верхнюю вставку резьбовым концом ввертывают в металлическую часть фарфоровой тяги 8, а нижнюю вилкой 3 присоединяют к приводу 4. Чтобы облегчить операции, на рукоятку привода надевают стальную трубу диамет­ ром I" и длиной 250—300 мм.

Трущиеся части механической связи и контактов покрывают смазками, которые применяют при монтаже разъединителей.

103

§ 21. МОНТАЖ МАСЛЯНЫХ ВЫКЛЮЧАТЕЛЕЙ НА ТЕРРИТОРИИ ОРУ

При напряжении 35 кв на территории ОРУ применяют масля­ ные выключатели С-35 и ВМК-35, а при напряжении ПО кв МКП-110М и ВМП-110. Выключатели С-35 и МКП-1 ЮМ являются аппаратами с большим объемом масла, а ВМК-35 и ВМК-110 от­ носятся к маломасляным колонковым выключателям.

Рис. 109. Выключатель МКП-110:

а — общий вид,

б — основание

выключателя; / — привод ШГТЭ-33,

2 —

маслоуказатель,

S — тяга, 4 — газоотвод,

5 — предохранительный

кла­

пан, 6 — лаз для

производства

работ в баке, 7 — лаз

для производства

работ

под баком, 8 — стальное

основание, 9 — болт

заземления,

10

связи

между баками, 11 — маслоспускной

кран, 12 — регулировочные

болты

 

 

 

 

 

 

Рассмотрим монтаж выключателя МКП-1 ЮМ (масляный, камерный, подстанционный на напряжение 110 кв, модернизирован­ ный).

Устройство. Характеризующие выключатель установочные дан­ ные приведены на рис. 109. Внутреннее устройство аппарата пока­ зано на рис. 110 и 111.

Гашение дуги в этом выключателе протекает в следующем порядке (рис. 112). В момент отключения сначала размыкаются контакты 5 а 3 дугогасительного устройства. При этом дуги на контактах 5 являются генерирующими, они повышают давление в камере. Дуги на контактах 3 — гасимые, против них расположены выхлопные отверстия 4. После разрыва цепи тока и гашения дуги внутри дугогасительной камеры тот же процесс происходит во внешней цепи между контактами 7 и 8. Гашение возникающей между ними дуги особых дугогасительных устройств не требует

104


в связи с незначительной силой тока, ограничиваемой шунтирую­ щим сопротивлением 9.

Масса выключателя 9830 кг (без вводов и масла). Для залив­ ки требуется 8500 кг масла.

Г Вводами типа Ш/.12070

Рис. ПО. Разрез фазы вы­

Рис. 111. Дугогаситель­

ключателя МКП-110М:

 

ное устройство

выключа­

1 — бак, 2 — устройство

для

по­

теля МКП-110М:

догрева

масла,

3 — изоляция

J — п р у ж и н а, 2 — ги б к а я

бака,

4 — подвижная

контакт­

свя ^ ь,

3 — винт,

 

4 — п ер е ­

ная

траверса, 5 — изолирующая

 

м ы ч к а , 5 и зо л и р у ю щ ая н а ­

штанга,

 

6 — дугогасительное

 

к л а д к а

верхн его

 

н еп о д в и ж ­

устройство,

7

— контактный

ного

к о н так та ,

6 и

14 — б о л ­

стержень,

 

8 — направляющее

ты ,

7 — к р ы ш к а,

8 — б а к е л и ­

устройство,

9 — ввод, 10 — упор­

товы й

ц или ндр , 9 — п о д в и ж ­

ный винт,

11 — зажимы для при­

н а я и зо л я ц и о н н ая

ш та н га ,

соединения выводов от транс­

10

вы хлопны е

 

отверсти я,

форматора

 

тока,

12 — приводной

11 — н еп одви ж ны е

 

ко н так ты ,

механизм,

 

13 — колпачок,

14 —

12 кон тактн ы й

ш ток, 13 —

встроенный

трансформатор

то­

и зо л и р у ю щ ая

16

 

н а к л а д к а ,

ка, 15 — маслоспускной кран

15 экран ,

н и ж н и й

к о н так т

Выключатель поставляют с трехфазным и пофазным управле­ нием вместе с соленоидным приводом ШПЭ-33, масса которого

595 кг.

Ревизия. Принимая выключатель МКП-110, необходимо прове­ рить исправность упаковки и наличие всех деталей в соответствии

105


с присылаемыми вместе с аппаратом сдаточными ведомостями. Вне помещения оставляют лишь баки выключателя, а все полу­ ченные к нему детали хранят в закрытом отапливаемом помещении при температуре не ниже +5° С.

Рис. 112. Гашение дуги в камере выключателя МКП-110М:

а — включено, б и б —в процессе отключения;

/ — держа­

тель,

2 — бакелитовый

цилиндр,

3 — контакты гасимого раз­

рыва,

4 — выхлопные

отверстия,

5 —контакты

генерирую­

щего

разрыва, 6 — перемычки, 7 и S — контакты, 9 — шун­

тирующее сопротивление

Перед монтажом проводят внешний осмотр аппарата, чтобы убедиться в том, что отдельные узлы и детали не имеют повреж­ дений. Все части тщательно протирают, очищая их от пыли, осев­ шей во время транспортирования.

106

Установка и сборка. Выключатель подвозят к фундаменту на железнодорожной платформе, тележке по рельсовым путям или подготовленных для этой цели санях.

Расположение отверстий для анкерных болтов в фундаменте показано на рис. 113. Фазы выключателя поднимают на фунда­ мент автокраном.

Рис. 114. Приводкой механизм:

1 и

2 —упорные болты, 3 —кожух, 4 — газоотвод, 5 — изолирующая штан­

га,

6 — масляный буфер, 7 — ведущий рычаг

Баки устанавливают на фундаменте соответственно обозначе­ ниям, имеющимся на баках и рычагах приводного механизма. Когда установят баки всех трех фаз, их выверяют и центруют на фундаменте. Для этого с коробок приводного механизма (рис. 114) снимают кожухи 3, по оси всех трех фаз натягивают стальную струну и баки выверяют таким образом, чтобы центральные оси коробок приводных механизмов каждой фазы совпадали с направ­ лением струны. Одновременно выверяют расстояния между отдель-

Рис. 115. Часть наружного механизма выключателя:

/ — угловая коробка с

указателем положения,

2 — вилка, -5 — отключающая пружина, * —

соединительная муфта,

5 контргайка, 6 « тяга ,

7-«• кожух, 8 ось шарнира* 9 ■'■идущий

рычаг

107


ными'фазами.'Под лапы баков выключателя для большей устой’ чивости подкладывают прокладки из котельной стали толщиной

8— 10 мм.

Выверяют аппарат, используя регулировочные болты 12 (см. рис. 109,6), а крепят к фундаменту шестью анкерными болтами (на рисунке не показаны).

Рис. 116. Встроенный

Рис. 117. Приспособление для подъема

трансформатор тока:

трансформатора тока:

I — клин, 2 — выводы

1 — трансформатор, 2 — пластина, 3 — подъем­

 

ное кольцо, 4 — скоба

Отдельные полюса выключателя соединяют в трехполюсный аппарат соединительными муфтами 4 (рис. 115) с правой и левой резьбой, тягами 6 и ведущими рычагами 9. Резьбовый конец тяги должен быть ввернут в муфту не менее чем на 20 мм. Вначале со­ единяют первый и второй полюса, а затем второй и третий. Одно­

временно все

три

фазы

соединяют тягой 3 с приводом /

(см. рис. 109).

 

тока

(рис. 116) перед монтажом проверяют

Трансформаторы

в рассмотренном ранее порядке. Прежде чем установить трансфор­ матор, дно и стенки его камеры застилают прокладками из маслоупорной резины. Трансформатор поднимают автокраном, исполь­ зуя приспособление, показанное на рис. 117. Крепят трансформа­ тор деревянными клиньями, а выводы уплотняют киперной или тафтяной лентой.

Когда установят все трансформаторы, приступают к монтажу вводов (рис. 118, а), которые предварительно осматривают, чтобы выявить возможные повреждения фарфора, армировки, зажимов токоведущих частей. Вводы подвергают электрическим испытаниям.

Чтобы установить ввод, его прикрепляют к крюку подъемного автокрана, как это показано на рис. 118,6. При этом с помощью полиспаста 3 устанавливают такой угол наклона ввода к верти-

108


кали, который соответствует положению ввода на крышке выклю­ чателя, т. е. примерно равный 15°. Ввод должен иметь наклон в сторону дыхательной трубки 1 (см. рис. 118, а) и пробки для спуска влаги и грязи во фланце расширителя, находящегося вверху ввода.

Рис. 118. Ввод (а) и схема его подъема

(б):

/ — дыхательная

трубка, 2

— хомут, 3 — полиспаст, 4 .— кольцо

хомута, 5 —строп,

3 —крюк,

7 —подъемное

кольцо, 8 — держатель

Устанавливая ввод, надо следить за тем, чтобы нижней фар­ форовой покрышкой не повредить внутрибаковую изоляцию вы­ ключателя. Не исключено, что покрышка может касаться верхнего листа внутрибаковой изоляции. Тогда лист подрезают так, чтобы между ним и покрышкой оставался зазор 20—30 мм. Затем пред­ варительно регулируют угол наклона ввода, ослабляя или подтя­ гивая гайки, крепящие ввод. Окончательно регулируют угол на­ клона и затягивают гайки при регулировке выключателя.

На период транспортирования отверстие для дыхательной трубки в верхней .части ввода должно быть закрыто заглушкой

(винт с шайбой), которую затем вывертывают и заменяют дыха­ тельной трубкой, располагаемой отверстием вниз.

После установки вводов приступают к монтажу дугогаситель­ ных камер, которые сначала следует тщательно осмотреть. Для этого отвертывают крепежные винты 3 (см. рис. 111), снимают

Рис. 119. Шаблон для регулировки приводного механизма:

1 — шаблон, 2 — указатель шаблона

экраны 75, а затем, отвернув болты 14, вынимают и осматривают контактное устройство. Если внутри камеры обнаружена пыль, ее удаляют струей сжатого воздуха или снимают чистой сухой тряпкой. Незначительные дефекты изоляционных деталей исправ­ ляют зачисткой и последующим покрытием зачищенного места

 

 

 

 

 

масляным лаком.

штока в

 

 

 

 

 

При

движении

 

 

 

 

 

камере насаженные на шток

 

 

 

 

 

медные подвижные перемыч­

 

 

 

 

 

ки (гибкие связи 2) должны

 

 

 

 

 

перемещаться легко, без за­

 

 

 

 

 

еданий.

 

 

к

осмотру

 

 

 

 

 

Приступая

 

 

 

 

 

шунтирующих

сопротивле­

 

 

 

 

 

ний, отсоединяют контакт­

 

 

 

 

 

ные

проводники и

снимают

 

 

 

 

 

торцовую крышку

защитно­

 

 

 

 

 

го кожуха. Затем вынимают

 

 

 

 

 

находящийся

внутри

ци­

 

 

 

 

 

линдр с намотанной на него

 

 

 

 

 

спиралью, убеждаются в ее

 

 

 

 

 

целости

и

отсутствии

каса­

 

 

 

 

 

ния витков между собой.

 

 

 

 

 

Проверяют надежность кон­

 

 

 

 

 

тактных

соединений.

Если

 

 

 

 

 

витки спирали

соприкасают­

 

 

 

 

 

ся, их разводят на расстоя­

 

 

 

 

 

ние около 0,8 мм. Затем со­

 

 

 

 

 

бирают

шунт

и проверяют

 

 

 

 

 

его

сопротивление,

которое

Рис. 120. Проверка шаблоном приводного

должно

быть

равным

750—

механизма выключателя МКП-110М:

770 ом. Сопротивление изме­

3 — ведущий

рычаг,

4 — средняя

ось,

S — шаблон,

ряют

на

постоянном

токе

<— упорный

болт,

г — главный

вал

механизма,

(мостом

Уитстона).

 

 

6 — нижняя ось

 

 

 

 

 

но