Файл: Елизаветин М.А. Повышение надежности машин. Технологические основы повышения надежности машин.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.04.2024
Просмотров: 179
Скачиваний: 3
быть весьма большим. Решение вопроса о замене детали, полу чившей первую трещину, зависит от степени ответственности де тали. Следует учитывать также и характер нагружения детали, величину и длительность периодов напряженных и облегченных нагрузок. Если разрушение происходит вследствие потери уста лостной прочности, то повышение статической прочности не все гда может снизить предел выносливости. Особенно это относит ся к коррозионно-усталостным разрушениям.
Рис. 28. Излом в средней части вагонной оси |
Рис. 29. |
Изменение |
предела |
вынос |
|
ливости |
в зависимости от |
прочно |
|
|
сти стали при статическом нагру |
|||
|
жении: |
|
|
|
|
1 — полированной; 2 — шлифован |
|||
|
ной; 3 — грубо обточенной; |
4 — с |
||
|
круговым надрезом; 5 — с накатан |
|||
|
ной поверхностью; |
6 — подвергшей |
||
|
ся корродированию в пресной во |
|||
|
де; 7 — подвергшейся корродирова |
|||
|
нию в морской воде |
|
Изменение предела выносливости стали различной прочно сти при статическом нагружении образцов и разных видах обра ботки показано на рис. 29. В клепаных соединениях создаются концентрации напряжений, обусловленные отверстиями для за клепок. Влияние на концентрацию напряжений не уменьшается даже тогда, когда в отверстии находится заклепка.
Усталостные трещины могут появляться вследствие прессо вой посадки втулки на вал или другую деталь без принятия ка ких-либо мер для уменьшения возникающих в этих местах на пряжений. Так, при насадке втулки с натягом на гладкий вал его предел выносливости снижается на 45—50%. При этом надо учитывать, что при таких посадках возможно схватывание по верхностей и нарушение сплошности контактируемых металлов с образованием при этом мельчайших трещин, что также снижа ет предел выносливости.
В алюминиевых или магниевых сплавах схватывание сопро вождается появлением тонкого черного порошка окиси. Поэтому при прессовых посадках деталей из алюминиевых или магние вых сплавов необходимо тщательно смазывать соприкасающие ся поверхности.
Причиной поломки деталей в машинах часто являются виб рации, поэтому целесообразно предварительно на моделях, ко пирующих реальную деталь и условия ее работы, изучать харак тер возникающих при работе вибраций.
Рис. 30. Гармоники вибраций, обусловливающих пиковые нагрузки:
/ — третья гармоника; 2 — вторая гармоника; 3 — основная гармоника; 4 — резуль тирующая гармоника
Наиболее резко выражаются пиковые перегрузки при ком бинации колебаний, возникающие по разным причинам. Пример комбинации гармоник вибраций, обусловливающих пиковые на грузки, дан на рис. 30. Оптико-поляризационные исследования распределения напряжения на участках их концентрации пока зали, что одним из эффективных средств уменьшения концент рации напряжения является создание небольшой местной кон центрации в непосредственной близости от надреза. Несколько видов применения принципа перераспределений напряжений для устранения высокой концентрации напряжений и повыше
ния предела выносливости |
деталей |
изображены на |
рис. 31,. |
32 и 33. |
типа |
микроскопического |
разру |
Различают два основных |
шения: разрушение путем отрыва, которое происходит от нор мальных растягивающих напряжений, и разрушение путем сре за, происходящее от касательных напряжений независимо от
вида прилагаемых нагрузок. Схематически виды начальной ста дии разрушения в зависимости от способа нагружения (по Фридману) указаны в табл. В этой таблице сопоставлены на правления наибольших упругих удлинений етах и касательных напряжений тШах с направлением начала излома от отрыва и среза при различных способах нагружения. На основании ана лиза причин поломок деталей машин составлена классификация видов изломов по внешним признакам и возможным причинам их возникновения. По виду изломы можно разделить на вязкие
Рис. 31. Способы уменьшения концентра |
Рис. 32. Уменьшение концентрации напря |
|||
ции напряжений: |
|
жений в коленчатом валу при введении |
||
а — тангенциальные вырезы у краев ради |
внутренних галтелей |
|||
ального |
отверстия; 6 |
— кольцевое утол |
|
|
щение |
у |
радиального |
отверстия; в — ка |
|
навки |
А |
у выточки; |
г — разгружающая |
|
канавка у резкого перехода одного сече |
|
|||
ния в |
другое |
|
|
Рис. 33. Внутренние кольцевые канавки, ляющие снизить концентрацию напряжений
и хрупкие. Вязкий излом может возникнуть в результате недоста точной конструктивной прочности, плохого качества изготовле ния или ремонта детали и перегрузки в процессе эксплуатации. Хрупкий излом, в свою очередь, можно подразделить на устало стный излом, излом от действия повторных статических нагру зок, от действия однократных нагрузок и на земедленное разру-
Способ нагружения
Растяжение
|
~ Г |
|
Сжатие |
|
|
|
т |
|
Срез |
% Р, |
|
|
||
Кручение |
|
|
Чистый |
|
|
изгиб |
|
|
Изгиб |
2 |
|
с перерезыва |
- |
|
ющей силой |
||
|
||
ВдаВлиВание |
А |
Направление
+ ^пщх Т тих
шX
а*
а
Ю )
В
0 Cf
ш
©
Таблица 6
Вид разруш ения
ОтрыВ Срез
□ 8 Е
□
В |
Е |
т а |
□ □ о |
□ |
Г |
□ |
|
|
1 |
вВ в
вв в
0 ©
шение. Причины разрушения могут быть такие же, как и у вяз кого излома. Часто концентраторами напряжений, снижающими предел выносливости детали, являются места соединения дета лей сваркой.
Изменение предела выносливости детали в зависимости от конструкции соединяемой сваркой сборочной единицы приведе но в табл. 7.
При оценке долговечности сборочных единиц, имеющих свар ные соединения, следует учитывать, что предел выносливости при поперечной наварке с двух сторон снижается почти в 2 раза по сравнению с такой же односторонней наваркой. Причина, по-ви димому, заключается в изменении степени технологической кон центрации напряжений.
Изменение предела выносливости образцов при равномерной циклической нагрузке
Схема
п |
ij |
*
|
Изменение |
Соединение |
предела |
выносливости |
|
|
в % |
Ровное, без обработки . . . . . . |
100 |
С просверленными отверстиями . . . |
77,5 |
1----------- |
т а ----------- |
1 |
С просверленными отверстиями и за- |
|
|
|
|
|
клепками ............................................ |
62 |
|
|
|
|
Поперечная наварка: |
|
|
|
|
|
с одной стороны............................. |
75 |
|
|
|
|
с двух сторон.................................. |
38 |
|
|
|
|
Продольная наварка: |
|
|
1 |
пімшп |
1 |
с одной стороны ............................. |
42 |
|
с двух сторон |
38 |
||||
|
|
|
|||
-------------------------- |
М |
1 |
Наварка скрепляющего ребра: |
|
|
^ |
|
с одной стороны ............................. |
63 |
||
|
Л |
|
с двух сторон .................................. |
38 |
|
|
|
|
|
||
'----------- |
и ---------- |
1 |
|
|
|
|
|
|
Наварка накладки: |
|
|
|
Г З |
|
с одной стороны . . . . . . . |
38 |
|
|
1 |
с двух сторон . . . . . . . . |
32 |