Файл: Елизаветин М.А. Повышение надежности машин. Технологические основы повышения надежности машин.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.04.2024

Просмотров: 179

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

быть весьма большим. Решение вопроса о замене детали, полу­ чившей первую трещину, зависит от степени ответственности де­ тали. Следует учитывать также и характер нагружения детали, величину и длительность периодов напряженных и облегченных нагрузок. Если разрушение происходит вследствие потери уста­ лостной прочности, то повышение статической прочности не все­ гда может снизить предел выносливости. Особенно это относит­ ся к коррозионно-усталостным разрушениям.

Рис. 28. Излом в средней части вагонной оси

Рис. 29.

Изменение

предела

вынос­

 

ливости

в зависимости от

прочно­

 

сти стали при статическом нагру­

 

жении:

 

 

 

 

1 — полированной; 2 — шлифован­

 

ной; 3 — грубо обточенной;

4 — с

 

круговым надрезом; 5 — с накатан­

 

ной поверхностью;

6 — подвергшей­

 

ся корродированию в пресной во­

 

де; 7 — подвергшейся корродирова­

 

нию в морской воде

 

Изменение предела выносливости стали различной прочно­ сти при статическом нагружении образцов и разных видах обра­ ботки показано на рис. 29. В клепаных соединениях создаются концентрации напряжений, обусловленные отверстиями для за­ клепок. Влияние на концентрацию напряжений не уменьшается даже тогда, когда в отверстии находится заклепка.

Усталостные трещины могут появляться вследствие прессо­ вой посадки втулки на вал или другую деталь без принятия ка­ ких-либо мер для уменьшения возникающих в этих местах на­ пряжений. Так, при насадке втулки с натягом на гладкий вал его предел выносливости снижается на 45—50%. При этом надо учитывать, что при таких посадках возможно схватывание по­ верхностей и нарушение сплошности контактируемых металлов с образованием при этом мельчайших трещин, что также снижа­ ет предел выносливости.


В алюминиевых или магниевых сплавах схватывание сопро­ вождается появлением тонкого черного порошка окиси. Поэтому при прессовых посадках деталей из алюминиевых или магние­ вых сплавов необходимо тщательно смазывать соприкасающие­ ся поверхности.

Причиной поломки деталей в машинах часто являются виб­ рации, поэтому целесообразно предварительно на моделях, ко­ пирующих реальную деталь и условия ее работы, изучать харак­ тер возникающих при работе вибраций.

Рис. 30. Гармоники вибраций, обусловливающих пиковые нагрузки:

/ — третья гармоника; 2 — вторая гармоника; 3 — основная гармоника; 4 — резуль­ тирующая гармоника

Наиболее резко выражаются пиковые перегрузки при ком­ бинации колебаний, возникающие по разным причинам. Пример комбинации гармоник вибраций, обусловливающих пиковые на­ грузки, дан на рис. 30. Оптико-поляризационные исследования распределения напряжения на участках их концентрации пока­ зали, что одним из эффективных средств уменьшения концент­ рации напряжения является создание небольшой местной кон­ центрации в непосредственной близости от надреза. Несколько видов применения принципа перераспределений напряжений для устранения высокой концентрации напряжений и повыше­

ния предела выносливости

деталей

изображены на

рис. 31,.

32 и 33.

типа

микроскопического

разру­

Различают два основных

шения: разрушение путем отрыва, которое происходит от нор­ мальных растягивающих напряжений, и разрушение путем сре­ за, происходящее от касательных напряжений независимо от

вида прилагаемых нагрузок. Схематически виды начальной ста­ дии разрушения в зависимости от способа нагружения (по Фридману) указаны в табл. В этой таблице сопоставлены на­ правления наибольших упругих удлинений етах и касательных напряжений тШах с направлением начала излома от отрыва и среза при различных способах нагружения. На основании ана­ лиза причин поломок деталей машин составлена классификация видов изломов по внешним признакам и возможным причинам их возникновения. По виду изломы можно разделить на вязкие

Рис. 31. Способы уменьшения концентра­

Рис. 32. Уменьшение концентрации напря­

ции напряжений:

 

жений в коленчатом валу при введении

а — тангенциальные вырезы у краев ради­

внутренних галтелей

ального

отверстия; 6

— кольцевое утол­

 

щение

у

радиального

отверстия; в — ка­

 

навки

А

у выточки;

г — разгружающая

 

канавка у резкого перехода одного сече­

 

ния в

другое

 

 

Рис. 33. Внутренние кольцевые канавки, ляющие снизить концентрацию напряжений

и хрупкие. Вязкий излом может возникнуть в результате недоста­ точной конструктивной прочности, плохого качества изготовле­ ния или ремонта детали и перегрузки в процессе эксплуатации. Хрупкий излом, в свою очередь, можно подразделить на устало­ стный излом, излом от действия повторных статических нагру­ зок, от действия однократных нагрузок и на земедленное разру-


Способ нагружения

Растяжение

 

~ Г

Сжатие

 

 

т

Срез

% Р,

 

Кручение

 

Чистый

 

изгиб

 

Изгиб

2

с перерезыва­

-

ющей силой

 

ВдаВлиВание

А

Направление

+ ^пщх Т тих

шX

а*

а

Ю )

В

0 Cf

ш

©

Таблица 6

Вид разруш ения

ОтрыВ Срез

8 Е

В

Е

т а

□ □ о

Г

 

 

1

вВ в

вв в

0 ©

шение. Причины разрушения могут быть такие же, как и у вяз­ кого излома. Часто концентраторами напряжений, снижающими предел выносливости детали, являются места соединения дета­ лей сваркой.

Изменение предела выносливости детали в зависимости от конструкции соединяемой сваркой сборочной единицы приведе­ но в табл. 7.

При оценке долговечности сборочных единиц, имеющих свар­ ные соединения, следует учитывать, что предел выносливости при поперечной наварке с двух сторон снижается почти в 2 раза по сравнению с такой же односторонней наваркой. Причина, по-ви­ димому, заключается в изменении степени технологической кон­ центрации напряжений.



Изменение предела выносливости образцов при равномерной циклической нагрузке

Схема

п

ij

*

 

Изменение

Соединение

предела

выносливости

 

в %

Ровное, без обработки . . . . . .

100

С просверленными отверстиями . . .

77,5

1-----------

т а -----------

1

С просверленными отверстиями и за-

 

 

 

 

клепками ............................................

62

 

 

 

Поперечная наварка:

 

 

 

 

с одной стороны.............................

75

 

 

 

с двух сторон..................................

38

 

 

 

Продольная наварка:

 

1

пімшп

1

с одной стороны .............................

42

с двух сторон

38

 

 

 

--------------------------

М

1

Наварка скрепляющего ребра:

 

^

 

с одной стороны .............................

63

 

Л

 

с двух сторон ..................................

38

 

 

 

 

'-----------

и ----------

1

 

 

 

 

 

Наварка накладки:

 

 

Г З

 

с одной стороны . . . . . . .

38

 

1

с двух сторон . . . . . . . .

32