Файл: Елизаветин М.А. Повышение надежности машин. Технологические основы повышения надежности машин.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.04.2024
Просмотров: 178
Скачиваний: 3
где 2об.шт — общее количество составных частей, входящих в из делие. В этом случае коэффициент повторяемости
1.
Коэффициент повторяемости Ка, выраженный в процентах, вычисляют по формуле
а°б~ і -Y iqq-
\п(лI1TT * /
Коэффициент сборности (блочности) изделия характеризует простоту монтажа и сборки изделия и представляет собой долю конструктивных элементов, входящих в блоки, в общем числе элементов, входящих непосредственно в состав изделия.
Коэффициент сборности (блочности) изделия Кеб вычисля ют по формуле
ух' _ Qc6 _j ___ Qсб
С б” Qco.o _ |
Qcö.o |
’ |
где Qсб — количество специфицируемых |
составных частей из |
делия;
Qсб.о — общее количество составных частей изделия;
Qсб — количество неспецифицируемых составных частей из делия.
Qcб и Qсб.о находят на основании данных о составе изделия, содержащихся в его спецификации; определяют суммарное ко личество специфицируемых составных частей, входящих непо средственно в данное изделие (Qcб) и записанных в разделы спе цификации «Комплексы», «Сборочные единицы», «Стандартные изделия», «Прочие изделия» и «Комплекты»; суммарное коли чество деталей и материалов, входящих в состав изделия (Qce), определяют по данным разделов «Детали», Стандартные изде лия», «Прочие изделия» и «Материалы» и находят общие дан ные для всего изделия по формуле
Qсб.о —■Qc6 + Qсб-
Аналогично определяют коэффициент сборности (блочности) по весу или стоимости:
<эвсб
Ків = 1
<2сб.о
КІ6= к ^сб
-сб-о
где Qc6, Ссб — соответственно суммарный вес и суммарная стоимость неспецифицируемых составных час тей изделия;
Qc6.o, Ссб.о — соответственно общий вес и общая стоимость изделия.
Основные показатели эксплуатационной технологичности оп ределяются на различных стадиях создания машин по форму лам и методикам, приведенным в I гл.
Качественный анализ технологичности
Кроме определения показателей технологичности, приведен ных выше, при оценке технологичности машины проводится ка чественный анализ для выявления наиболее рациональных
Рис. 21. Центрирование деталей узла:
а — по резьбе; б — по гладким цилиндрическим поверхностям
форм, размеров, материалов, сборочных единиц и их распреде ления в машине, обеспечивающих применение современных ме тодов изготовления, организации производства, упрочнения, ремонта, сборки и регулировки при заданной оптимальной на дежности.
При анализе технологичности машин следует иметь в виду, что технологичность конструкций должна характеризовать все изделия в целом. Улучшение технологичности отдельно взятых деталей или сборочных единиц без взаимной связи с требовани ями технологичности всего изделия может вызывать ухудшение технологичности всей конструкции.
При анализе технологичности сборочных единиц и механиз мов машин следует предусматривать: сборку конструкции сбо рочных единиц из заранее подготовленных подузлов, механиз мов и отдельных деталей; сборочные базы, обеспечивающие требуемое положение деталей и сборочных единиц (рис. 21) (например, центрирование деталей по резьбе не рекомендуется, большая надежность достигается при центрировании по глад ким цилиндрическим поверхностям), оптимальное количество
деталей в сборочной единице; простоту и удобство сборки кон струкции сборочных единиц, доступность к местам монтажа и возможность применения высокопроизводительных методов сборки; минимальную механическую обработку и пригонку по «месту» конструкции сборочных единиц, требующих дополни тельной сборки и разборки; функциональную взаимозаменяе мость сборочных единиц и входящих в них деталей: легкость и удобство разборки при ремонте сборочных единиц или меха низма.
Рис 22. Варианты конструктивного оформления корпусов:
а — нетехнологичная конструкция (недостаточно устойчивая база); б — технологичная кон струкция (хорошо развитая установочная база); в — надежная технологическая база отсутствует; г — введена технологическая база в виде бобышки
При анализе качественных показателей форма и размеры де талей должны обеспечить получение заготовки прогрессивными способами с наименьшими припусками на механическую обра
ботку. Усложнение формы |
заготовки с |
целью ее |
удешевления |
в механической обработке |
допускается |
только |
в том случае, |
если экономический эффект, получаемый от механической обра ботки, превышает затраты на усложнение формы заготовки.
С целью обеспечения возможности механической обработки производительными методами к деталям предъявляются следу ющие основные требования: достаточная жесткость деталей и наличие хороших установочных баз и мест крепления для осу ществления обработки (рис. 22); возможность групповой обра ботки деталей при использовании универсально-наладочной ос настки; доступность по всем элементам детали при обработке и измерении (рис. 23); возможность обработки с применением нормализованного инструмента и оснастки; равномерный и по возможности безударный съем материала с обрабатываемых поверхностей; упрощение форм механически обрабатываемых фасонных поверхностей; сокращение количества поверхностей.
подвергающихся механической обработке; максимальное сни жение ручных и доделочных работ.
Детали, обрабатываемые на токарных станках, должны иметь форму поверхности соосных тел вращения; соотношение длины и наружного диаметра должно быть таким, чтобы обес печить консольную обработку без отжима детали инструментом или обработку с поддержкой продольным суппортом; диаметры отверстий должны уменьшаться со стороны ввода инструмента и т. д. Для деталей, обрабатываемых на протяжных станках,
/1
Рис. 23. Конструктивное оформле ние отверстий:
а — с канавкой для выхода шли фовального камня; б — с указани ем глубины h обработки; в — рас
положение |
отверстий |
по |
отноше |
||
нию к |
другим |
поверхностям (А > |
|||
---- |
+ R + z, |
где z |
— |
величина |
|
2 |
|
|
|
|
|
максимально |
возможного |
смещения |
|||
стенок) |
|
|
|
|
|
следует предусматривать равномерную толщину стенок, доста точно прочные и равномерные по толщине сечения и ограничен ную длину протягиваемых поверхностей.
Детали, обрабатываемые на многорезцовых станках, долж ны иметь равные или кратные длины обрабатываемых поверх ностей, убывающие в одну сторону размеры наружных диамет ров, формы переходных ступеней между диаметрами, допускаю щие обработку проходным резцом, и др.
При обработке деталей на агрегатных станках необходимо обеспечить минимальное расстояние между соседними отверсти ями и убывающие (со стороны ввода инструмента) диаметры со осных отверстий; торцовые поверхности на входе и выходе инст румента должны быть перпендикулярны к оси шпинделя и т. д.
При конструировании детали необходимо правильно выбрать материал, термическую обработку, кроме того, стремиться сни жать класс точности и шероховатость поверхности при условии обеспечения нормальной работы детали в механизме при мини мальной трудоемкости изготовления. Простановка размеров на чертеже детали с учетом технологических требований должна обеспечить совмещение конструктивных и технологических баз, применение наиболее простого измерительного инструмента, на дежность и простоту измерения детали при обработке и при окончательном контроле.
Для обеспечения лучших эксплуатационных показателей в процессе конструирования детали необходимо произвести оцен
ку детали по |
основным |
критериям |
работоспособности |
(расчет |
на жесткость, |
прочность, |
точность, |
износостойкость, |
коррози |
онную стойкость и др.). Для обеспечения рационального про цесса производства детали и повышения ее надежности при про ектировании необходимо определить пути экономии материала, снижения трудоемкости изготовления, экономии расхода на под готовку производства, сокращения сроков подготовки производ ства, применения упрочняющей обработки и удобство сборки. Последовательность процесса конструктивно-технологического формирования детали показана на схеме 2.
Схема 2
Унификация деталей должна проводиться но двум направле ниям: унификация деталей внутри изделия с целью сокращения количества наименований оригинальных деталей и унификация деталей, сборочных единиц и механизмов данной машины с группой машин, намеченных к параллельному выпуску. Одновременно с унификацией должен широко распространяться принцип создания конструктивного и технологического подобия деталей с целью возможной типизации технологических реше ний.
Каждое изделие должно проектироваться с применением ме тодов художественного конструирования, которое складывается
из рационального выбора |
геометрических |
пропорций |
и цве |
|
тового оформления. |
Форма изделия зависит |
от выполняемых |
||
функций, материала |
и |
технологического |
процесса |
изготов |
ления. |
|
|
|
|
Для одного и того же назначения изделия можно сделать де таль простой и сложной формы. Чем сложнее форма детали, тем вероятнее появление в ней деформации под влиянием темпера турных воздействий. Это в равной мере справедливо для керами ческих, пластмассовых и металлических деталей. В деталях сложной формы следует по возможности соблюдать постоянную толщину стенок в любом сечении. Неравные толщины стенок де тали и различные утолщения часто приводят к возникновению больших внутренних напряжений, ведущих к короблению и тре щинам. У симметричных деталей легче избежать внутренних на пряжений, поэтому и деформация их меньше. Рекомендуется избегать резких переходов одно йплоскости конструкции в другую, желательно использовать плавные, мягкие переходы линий.
Конструкции, имеющие плавные переходы плоскостей, легче сохранять в чистоте, в острых переходах всегда скапливается пыль, они труднодоступны для защиты от коррозии с помощью гальванической обработки или окраски. В целях экономии ма териалов необходимо применять кинематические цепи с мини мальным количеством деталей и уменьшать габаритные разме ры корпусных деталей, применять детали с нормально необхо димым запасом прочности и жесткости, заменять в отдельных случаях монолитные конструкции сборными, использовать более легкие материалы — полимеры и древопластики вместо черных и в особенности цветных металлов, заменять конструкционные углеродистые стали малолегированными и малолегированные стали высоколегированными и специальными в деталях, работа ющих с большими нагрузками, и в трущихся парах; широко при менять сварные и штампо-сварные детали и сборочные единицы вместо литых и кованых, широко внедрять в производство эко номичные профили проката.
Предложения по технологичности деталей и сборочных единиц должны быть технически обоснованы; новые решения
должны быть проверены в лабораторных условиях па образцах
ина опытных машинах в условиях эксплуатации.
Взависимости от условий нагружения и эксплуатации с целью повышения срока службы к деталям машин могут быть предъявлены конструктивные и технологические требования, ука занные на схеме 2, и другие. При анализе технологичности кон струкций надо учитывать возможные конструктивные и техноло гические концентраторы напряжений, которые могут резко сни жать прочность и долговечность машин.
Рис. 24. Поверхность излома вагонной оси |
Рис. 25. Поверхность |
излома на |
|
|
правляющей |
цапфы |
турбогенерато |
|
ра (диаметр |
цапфы 60 мм) |
В качестве примера на рис. 24 показана поверхность излома подступичной части вагонной оси вследствие грубой обработки токарным резцом. Поверхность усталостного излома распрост раняется в нижней части под углом а > 180°. В верхней части излом имеет следы пластической деформации.
При оценке характера и причин поломок необходимо иметь в виду, что со времени появления первых трещин (которые мож но обнаружить визуально или способами дефектоскопии) до окончательного разрушения иногда проходит много времени. На пример, валик из закаленного чугуна при непрерывной работе листового прокатного стана работал несколько недель после по явления первой трещины на его шейке. Срок работы детали от появления первых трещин до возможного ее излома определяет ся также конструктивными особенностями и степенью интенсив ности нагружения детали в работе, например при сменах перио дов большой нагруженности периодами малой нагруженности.
Усталостный излом по плоскости наибольших напряжений показан на рис. 25. Трещины возникли у галтели в точке 1 и рас пространились вглубь образца. Трещины 2 и 3 начали появлять ся и с другой стороны — вследствие уменьшения сечения. В ре
зультате распространения этих трещин образовалась неровная поверхность излома со ступеньками н террасами.
Причинами поломок деталей многих машин могут быть ошибки конструкторов при оценке влияния на прочность кон центраторов напряжений. Например, шпоночные канавки явля ются очагом концентрации напряжений. Часто поломка валов начинается с трещин вблизи шпоночных канавок. Имеются дан-
|
|
|
|
|
|
а) |
Ö) |
|
|
Рис. 26. Устаревшие |
конструкции |
Рис. |
27. |
Упругие болт и гайка |
|||
|
болтового |
соединения |
колонны |
колонны |
пресса |
|
||
|
пресса |
|
|
|
|
|
|
|
иые, |
показывающие, |
что |
шпоночная |
канавка снижает |
предел |
|||
выносливости |
термически обработанной |
хромоникелевой ста |
||||||
ли |
до 65%, |
а среднеуглеродистой |
нормализованной |
стали |
до 75%. Напряжения, вызванные шпоночными канавками, мож но уменьшить накатыванием вала роликами дробеструйной об работкой.
Резьбовые соединения деталей, подвергаемых переменным нагрузкам, также работают на усталость. Например, разруше ние резьбовых соединений колонн пресса от усталости происхо дило при креплении колонны разрезной шайбой 1 (рис. 26) или в первых нитках резьбы болта 2 при креплении гайкой. Приме нение упругого болта (рис. 27, а) и упругой гайки (рис. 27, б) гарантировало от поломок.
На рис. 28 показан излом в средней части вагонной оси, возникший вследствие вмятины, нанесенной на ось при клей мении. В развитии трещины определенную роль сыграла кор розии.
После образования поверхностной трещины быстрота ее раз вития и распространения зависит от интенсивности напряжения, размера изделия, т. е. длины пути, по которому должна разви ваться трещина, а также особенностей материала. В твердом ме талле трещина развивается быстрее, чем в мягкой стали. Иног да срок работы детали от появления трещины до поломки может