Файл: Елизаветин М.А. Повышение надежности машин. Технологические основы повышения надежности машин.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.04.2024

Просмотров: 178

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

где 2об.шт — общее количество составных частей, входящих в из­ делие. В этом случае коэффициент повторяемости

1.

Коэффициент повторяемости Ка, выраженный в процентах, вычисляют по формуле

а°б~ і -Y iqq-

\пI1TT * /

Коэффициент сборности (блочности) изделия характеризует простоту монтажа и сборки изделия и представляет собой долю конструктивных элементов, входящих в блоки, в общем числе элементов, входящих непосредственно в состав изделия.

Коэффициент сборности (блочности) изделия Кеб вычисля­ ют по формуле

ух' _ Qc6 _j ___ Qсб

С б” Qco.o _

Qcö.o

где Qсб — количество специфицируемых

составных частей из­

делия;

Qсб.о — общее количество составных частей изделия;

Qсб — количество неспецифицируемых составных частей из­ делия.

Qcб и Qсб.о находят на основании данных о составе изделия, содержащихся в его спецификации; определяют суммарное ко­ личество специфицируемых составных частей, входящих непо­ средственно в данное изделие (Qcб) и записанных в разделы спе­ цификации «Комплексы», «Сборочные единицы», «Стандартные изделия», «Прочие изделия» и «Комплекты»; суммарное коли­ чество деталей и материалов, входящих в состав изделия (Qce), определяют по данным разделов «Детали», Стандартные изде­ лия», «Прочие изделия» и «Материалы» и находят общие дан­ ные для всего изделия по формуле

Qсб.о —■Qc6 + Qсб-

Аналогично определяют коэффициент сборности (блочности) по весу или стоимости:

<эвсб

Ків = 1

<2сб.о

КІ6= к ^сб

-сб-о

где Qc6, Ссб — соответственно суммарный вес и суммарная стоимость неспецифицируемых составных час­ тей изделия;

Qc6.o, Ссб.о — соответственно общий вес и общая стоимость изделия.

Основные показатели эксплуатационной технологичности оп­ ределяются на различных стадиях создания машин по форму­ лам и методикам, приведенным в I гл.

Качественный анализ технологичности

Кроме определения показателей технологичности, приведен­ ных выше, при оценке технологичности машины проводится ка­ чественный анализ для выявления наиболее рациональных

Рис. 21. Центрирование деталей узла:

а — по резьбе; б — по гладким цилиндрическим поверхностям

форм, размеров, материалов, сборочных единиц и их распреде­ ления в машине, обеспечивающих применение современных ме­ тодов изготовления, организации производства, упрочнения, ремонта, сборки и регулировки при заданной оптимальной на­ дежности.

При анализе технологичности машин следует иметь в виду, что технологичность конструкций должна характеризовать все изделия в целом. Улучшение технологичности отдельно взятых деталей или сборочных единиц без взаимной связи с требовани­ ями технологичности всего изделия может вызывать ухудшение технологичности всей конструкции.

При анализе технологичности сборочных единиц и механиз­ мов машин следует предусматривать: сборку конструкции сбо­ рочных единиц из заранее подготовленных подузлов, механиз­ мов и отдельных деталей; сборочные базы, обеспечивающие требуемое положение деталей и сборочных единиц (рис. 21) (например, центрирование деталей по резьбе не рекомендуется, большая надежность достигается при центрировании по глад­ ким цилиндрическим поверхностям), оптимальное количество



деталей в сборочной единице; простоту и удобство сборки кон­ струкции сборочных единиц, доступность к местам монтажа и возможность применения высокопроизводительных методов сборки; минимальную механическую обработку и пригонку по «месту» конструкции сборочных единиц, требующих дополни­ тельной сборки и разборки; функциональную взаимозаменяе­ мость сборочных единиц и входящих в них деталей: легкость и удобство разборки при ремонте сборочных единиц или меха­ низма.

Рис 22. Варианты конструктивного оформления корпусов:

а — нетехнологичная конструкция (недостаточно устойчивая база); б — технологичная кон­ струкция (хорошо развитая установочная база); в — надежная технологическая база отсутствует; г — введена технологическая база в виде бобышки

При анализе качественных показателей форма и размеры де­ талей должны обеспечить получение заготовки прогрессивными способами с наименьшими припусками на механическую обра­

ботку. Усложнение формы

заготовки с

целью ее

удешевления

в механической обработке

допускается

только

в том случае,

если экономический эффект, получаемый от механической обра­ ботки, превышает затраты на усложнение формы заготовки.

С целью обеспечения возможности механической обработки производительными методами к деталям предъявляются следу­ ющие основные требования: достаточная жесткость деталей и наличие хороших установочных баз и мест крепления для осу­ ществления обработки (рис. 22); возможность групповой обра­ ботки деталей при использовании универсально-наладочной ос­ настки; доступность по всем элементам детали при обработке и измерении (рис. 23); возможность обработки с применением нормализованного инструмента и оснастки; равномерный и по возможности безударный съем материала с обрабатываемых поверхностей; упрощение форм механически обрабатываемых фасонных поверхностей; сокращение количества поверхностей.

подвергающихся механической обработке; максимальное сни­ жение ручных и доделочных работ.

Детали, обрабатываемые на токарных станках, должны иметь форму поверхности соосных тел вращения; соотношение длины и наружного диаметра должно быть таким, чтобы обес­ печить консольную обработку без отжима детали инструментом или обработку с поддержкой продольным суппортом; диаметры отверстий должны уменьшаться со стороны ввода инструмента и т. д. Для деталей, обрабатываемых на протяжных станках,

/1

Рис. 23. Конструктивное оформле­ ние отверстий:

а — с канавкой для выхода шли­ фовального камня; б — с указани­ ем глубины h обработки; в — рас­

положение

отверстий

по

отноше­

нию к

другим

поверхностям >

----

+ R + z,

где z

величина

2

 

 

 

 

 

максимально

возможного

смещения

стенок)

 

 

 

 

 

следует предусматривать равномерную толщину стенок, доста­ точно прочные и равномерные по толщине сечения и ограничен­ ную длину протягиваемых поверхностей.

Детали, обрабатываемые на многорезцовых станках, долж­ ны иметь равные или кратные длины обрабатываемых поверх­ ностей, убывающие в одну сторону размеры наружных диамет­ ров, формы переходных ступеней между диаметрами, допускаю­ щие обработку проходным резцом, и др.

При обработке деталей на агрегатных станках необходимо обеспечить минимальное расстояние между соседними отверсти­ ями и убывающие (со стороны ввода инструмента) диаметры со­ осных отверстий; торцовые поверхности на входе и выходе инст­ румента должны быть перпендикулярны к оси шпинделя и т. д.

При конструировании детали необходимо правильно выбрать материал, термическую обработку, кроме того, стремиться сни­ жать класс точности и шероховатость поверхности при условии обеспечения нормальной работы детали в механизме при мини­ мальной трудоемкости изготовления. Простановка размеров на чертеже детали с учетом технологических требований должна обеспечить совмещение конструктивных и технологических баз, применение наиболее простого измерительного инструмента, на­ дежность и простоту измерения детали при обработке и при окончательном контроле.

Для обеспечения лучших эксплуатационных показателей в процессе конструирования детали необходимо произвести оцен­

ку детали по

основным

критериям

работоспособности

(расчет

на жесткость,

прочность,

точность,

износостойкость,

коррози­


онную стойкость и др.). Для обеспечения рационального про­ цесса производства детали и повышения ее надежности при про­ ектировании необходимо определить пути экономии материала, снижения трудоемкости изготовления, экономии расхода на под­ готовку производства, сокращения сроков подготовки производ­ ства, применения упрочняющей обработки и удобство сборки. Последовательность процесса конструктивно-технологического формирования детали показана на схеме 2.

Схема 2

Унификация деталей должна проводиться но двум направле­ ниям: унификация деталей внутри изделия с целью сокращения количества наименований оригинальных деталей и унификация деталей, сборочных единиц и механизмов данной машины с группой машин, намеченных к параллельному выпуску. Одновременно с унификацией должен широко распространяться принцип создания конструктивного и технологического подобия деталей с целью возможной типизации технологических реше­ ний.

Каждое изделие должно проектироваться с применением ме­ тодов художественного конструирования, которое складывается

из рационального выбора

геометрических

пропорций

и цве­

тового оформления.

Форма изделия зависит

от выполняемых

функций, материала

и

технологического

процесса

изготов­

ления.

 

 

 

 

Для одного и того же назначения изделия можно сделать де­ таль простой и сложной формы. Чем сложнее форма детали, тем вероятнее появление в ней деформации под влиянием темпера­ турных воздействий. Это в равной мере справедливо для керами­ ческих, пластмассовых и металлических деталей. В деталях сложной формы следует по возможности соблюдать постоянную толщину стенок в любом сечении. Неравные толщины стенок де­ тали и различные утолщения часто приводят к возникновению больших внутренних напряжений, ведущих к короблению и тре­ щинам. У симметричных деталей легче избежать внутренних на­ пряжений, поэтому и деформация их меньше. Рекомендуется избегать резких переходов одно йплоскости конструкции в другую, желательно использовать плавные, мягкие переходы линий.

Конструкции, имеющие плавные переходы плоскостей, легче сохранять в чистоте, в острых переходах всегда скапливается пыль, они труднодоступны для защиты от коррозии с помощью гальванической обработки или окраски. В целях экономии ма­ териалов необходимо применять кинематические цепи с мини­ мальным количеством деталей и уменьшать габаритные разме­ ры корпусных деталей, применять детали с нормально необхо­ димым запасом прочности и жесткости, заменять в отдельных случаях монолитные конструкции сборными, использовать более легкие материалы — полимеры и древопластики вместо черных и в особенности цветных металлов, заменять конструкционные углеродистые стали малолегированными и малолегированные стали высоколегированными и специальными в деталях, работа­ ющих с большими нагрузками, и в трущихся парах; широко при­ менять сварные и штампо-сварные детали и сборочные единицы вместо литых и кованых, широко внедрять в производство эко­ номичные профили проката.

Предложения по технологичности деталей и сборочных единиц должны быть технически обоснованы; новые решения


должны быть проверены в лабораторных условиях па образцах

ина опытных машинах в условиях эксплуатации.

Взависимости от условий нагружения и эксплуатации с целью повышения срока службы к деталям машин могут быть предъявлены конструктивные и технологические требования, ука­ занные на схеме 2, и другие. При анализе технологичности кон­ струкций надо учитывать возможные конструктивные и техноло­ гические концентраторы напряжений, которые могут резко сни­ жать прочность и долговечность машин.

Рис. 24. Поверхность излома вагонной оси

Рис. 25. Поверхность

излома на­

 

правляющей

цапфы

турбогенерато­

 

ра (диаметр

цапфы 60 мм)

В качестве примера на рис. 24 показана поверхность излома подступичной части вагонной оси вследствие грубой обработки токарным резцом. Поверхность усталостного излома распрост­ раняется в нижней части под углом а > 180°. В верхней части излом имеет следы пластической деформации.

При оценке характера и причин поломок необходимо иметь в виду, что со времени появления первых трещин (которые мож­ но обнаружить визуально или способами дефектоскопии) до окончательного разрушения иногда проходит много времени. На пример, валик из закаленного чугуна при непрерывной работе листового прокатного стана работал несколько недель после по­ явления первой трещины на его шейке. Срок работы детали от появления первых трещин до возможного ее излома определяет­ ся также конструктивными особенностями и степенью интенсив­ ности нагружения детали в работе, например при сменах перио­ дов большой нагруженности периодами малой нагруженности.

Усталостный излом по плоскости наибольших напряжений показан на рис. 25. Трещины возникли у галтели в точке 1 и рас­ пространились вглубь образца. Трещины 2 и 3 начали появлять­ ся и с другой стороны — вследствие уменьшения сечения. В ре­

зультате распространения этих трещин образовалась неровная поверхность излома со ступеньками н террасами.

Причинами поломок деталей многих машин могут быть ошибки конструкторов при оценке влияния на прочность кон­ центраторов напряжений. Например, шпоночные канавки явля­ ются очагом концентрации напряжений. Часто поломка валов начинается с трещин вблизи шпоночных канавок. Имеются дан-

 

 

 

 

 

 

а)

Ö)

 

 

Рис. 26. Устаревшие

конструкции

Рис.

27.

Упругие болт и гайка

 

болтового

соединения

колонны

колонны

пресса

 

 

пресса

 

 

 

 

 

 

 

иые,

показывающие,

что

шпоночная

канавка снижает

предел

выносливости

термически обработанной

хромоникелевой ста­

ли

до 65%,

а среднеуглеродистой

нормализованной

стали

до 75%. Напряжения, вызванные шпоночными канавками, мож­ но уменьшить накатыванием вала роликами дробеструйной об­ работкой.

Резьбовые соединения деталей, подвергаемых переменным нагрузкам, также работают на усталость. Например, разруше­ ние резьбовых соединений колонн пресса от усталости происхо­ дило при креплении колонны разрезной шайбой 1 (рис. 26) или в первых нитках резьбы болта 2 при креплении гайкой. Приме­ нение упругого болта (рис. 27, а) и упругой гайки (рис. 27, б) гарантировало от поломок.

На рис. 28 показан излом в средней части вагонной оси, возникший вследствие вмятины, нанесенной на ось при клей­ мении. В развитии трещины определенную роль сыграла кор­ розии.

После образования поверхностной трещины быстрота ее раз­ вития и распространения зависит от интенсивности напряжения, размера изделия, т. е. длины пути, по которому должна разви­ ваться трещина, а также особенностей материала. В твердом ме­ талле трещина развивается быстрее, чем в мягкой стали. Иног­ да срок работы детали от появления трещины до поломки может