Файл: Елизаветин М.А. Повышение надежности машин. Технологические основы повышения надежности машин.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.04.2024
Просмотров: 183
Скачиваний: 3
Материал
Цинк и его сплавы
Никель и его сплавы с медью и цинком
Магний и его сплавы
Возникновение продуктов |
Стойкость к атмосферной коррозии |
|||||||||||
|
|
|
коррозии |
|
|
|||||||
В сухой атмосфере про |
Величина |
коррозии |
|
в год: в |
||||||||
дукты |
коррозии почти не |
чистой сухой атмосфере |
(пусты |
|||||||||
возникают; |
в |
жаркой |
ня, сухие |
тропики) |
0,5 мкм, в |
|||||||
влажной атмосфере быст |
чистой |
влажной |
атмосфере |
|||||||||
ро |
появляются |
рыхлые |
5 мкм, в приморье 4—20 мкм, в |
|||||||||
продукты коррозии — ос |
загрязненной промышленной ат |
|||||||||||
новные |
соли; |
стойкость |
мосфере 4—15 мкм |
|
|
|
||||||
сплавов |
различных типов |
|
|
|
|
|
|
|||||
и различной чистоты раз |
|
|
|
|
|
|
||||||
лична |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
В чистой влажной ат- |
Величина |
коррозии |
|
в год: в |
||||||||
мосфере продукты корро |
чистой атмосфере 1 мкм, в за |
|||||||||||
зии не образуются; в |
про |
грязненной |
1—5 мкм, |
в |
при |
|||||||
мышленной |
атмосфере |
морье 3 мкм |
|
|
|
|
||||||
появляются |
тонкие слои |
|
|
|
|
|
|
|||||
продуктов коррозии |
|
|
|
|
|
|
|
|||||
В |
|
сухой |
атмосфере |
Величина |
коррозии |
в |
год |
|||||
стойкие; |
имеется |
значи |
50 мкм. особенно быстро разру |
|||||||||
тельная |
разница |
в стой |
шаются в |
|
приморье |
(более |
||||||
кости |
металлов |
различ |
стойкие сплавы с кремнием) |
|||||||||
ной чистоты |
и с различ |
|
|
|
|
|
|
|||||
ной |
поверхностной защи |
|
|
|
|
|
|
|||||
той; |
|
в |
загрязненной ат |
|
|
|
|
|
|
|||
мосфере и приморье |
бы |
|
|
|
|
|
|
|||||
стро |
|
покрываются |
рых |
|
|
|
|
|
|
|||
лыми белыми продуктами |
|
|
|
|
|
|
||||||
коррозии |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
сутствующие в морской воде, могут осаждаться в виде углекис лых солей на катодных поверхностях и снижать ее гальваничес кое действие.
Во влажном климате, особенно в тропических областях, при обретает особое значение электрохимическая коррозия контакт ных соединений металлов. Часто материалы, применяемые от дельно, не имеют заметных следов коррозии, но при соприкосно вении друг с другом в тех же условиях их поверхность подвергается коррозии.
Образцы из пассивированного алюминия марки АОМ и винты из латуни марки Л62 выдерживали испытание в камере влаж ности без местных коррозионных повреждений. В то же время контактные соединения этих материалов подвергались заметным повреждениям; более сильно была выражена коррозия алюминия и менее заметно коррозия латуни. Контактное соединение меди марки М-1 с травленой и пассивированной сталью 10 вызывает сильную коррозию стали. Бронза марки Бр.КМц 3-1 и пассиви рованный дуралюмин марки Д16 в закаленном и состаренном
состоянии, не корродировавшие в субтропических условиях, за метно корродировали в контактных соединениях.
Подобные повреждения металлов, соприкасающихся между собой, достаточно многочисленны в практике. При соприкосно вении разных металлов во влажной атмосфере образуются элек трохимические микропары. Один металл является анодом, влаж ная пленка — электролитом и другой металл — катодом. Чем дальше в электрохимическом ряду напряжений стоят друг от друга металлы, т. е. чем больше между ними разность потенциа лов, тем больше вероятность контактной коррозии. Роль анода (менее благородный металл), разрушающегося более интенсив но, играет металл с более отрицательным потенциалом.
При выборе контактных пар металлов практическое значение имеет поведение не относительно чистых металлов, а металлов определенных промышленных марок и металлов с покрытиями.
Эффект коррозии зависит от отношения площади более бла городного металла (катодного) к площади менее благородного (анодного). Следует стремиться к тому, чтобы площадь более благородного металла была меньшей. Лучше применять (если это необходимо) медную заклепку в стальной пластине, чем стальную в медной пластине.
Коррозию паяных швов следует рассматривать в основном как контактную, при которой припой (паяный шов) имеет значи тельно меньшую поверхность, чем спаиваемый металл. Если при пой (ПОС-40, ПСР-45) является анодом, то процесс коррозии развивается гораздо интенсивнее, чем в парах, где припой яв ляется катодом. Для увеличения срока службы паяного изделия следует выбирать припой с более высоким потенциалом, чем спаиваемые металлы. В этом случае будут незначительно разру шаться спаиваемые металлы, а паяный шов будет защищен.
Коррозионная стойкость припоев в сельской местности при близительно в 1,5 раза выше, чем в промышленных районах. Для алюминиевых припоев характерно увеличение стойкости с повы шением температуры. Испытания, проведенные в районе г. Ба туми, показали большую стойкость этих припоев, чем в условиях севера.
Следует иметь в виду, что соприкосновение некоторых сортов древесных пород с металлами вызывает коррозию последних, например дуб, каштан и западную тую не следует применять в соединении с железом, сталью, алюминием и его сплавами, свинцом и свинцовыми сплавами. Некоторые сорта фанеры вы деляют активные вещества (вероятно, жирные кислоты), интен сивно действующие на металл, главным образом на цинк, стали и кадмий.
Влияние света на материалы заключается главным образом в химическом разложении некоторых органических материа лов — пластмасс, красителей, тканей.
Свойства подавляющего большинства синтетических материа лов под влиянием света, особенно вместе с дождем и ветром, ухудшаются, причем происходит поверхностное окисление мате риалов с образованием полярных групп. При одновременном действии облучения и влажности существенно ускоряются физи ко-химические изменения некоторых материалов.
Ультрафиолетовые лучи являются очень сильным катализа тором реакции окисления. Такое окисление наблюдается у мно гих материалов, например у полиэтилена, полистирола. Под дей ствием солнечных лучей происходит также частичное химическое разложение полимеров, содержащих хлор, например поливинилдехлорида, полихлорвинила. Наибольшее действие солнечные лучи оказывают на нитроцеллюлозные пластмассы. Полиметил метакрилат быстро стареет под действием инфракрасного излу чения.
Некоторые виды термореактивных пластмасс подвержены разрушительному действию ультрафиолетового излучения. При этом наблюдаются изменения основного органического компо нента материала и изменение цвета.
Введение в пластмассу стабилизирующих составляющих час то значительно удлиняет срок службы изделий в этих условиях. Стойкость полиэтилена к действию света можно значительно по высить введением в него газовой сажи (около 0,1 % ).
Непосредственное действие солнечного света на натуральную резину ведет к образованию корки на ее поверхности. Растрес кивание резины происходит главным образом под действием озона. Разрушающее действие озона особенно сильно сказывает ся на натуральном и нитрильных каучуках. Бутиловые, неопре новые и полисульфидные резины более устойчивы к озону.
Синтетические резины значительно более устойчивы к дейст вию ультрафиолетовых лучей. Свет не оказывает заметного влия ния на поверхность дерева, но продолжительная эксплуатация деталей, изготовленных из дерева, при облучении их ультрафио летовыми лучами может привести к некоторым изменениям по верхностных слоев древесины.
Свет влияет на скорость атмосферной коррозии, например цинка, у которого выявлено сильное замедление коррозии при действии солнечного света. Цинк на внешних деталях значитель но устойчивее в отношении коррозии, чем на внутренних, не ос вещенных, особенно при повышенной влажности воздуха.
Гигроскопическая пыль приносит из влажного воздуха на поверхность металла частицы воды. Пыль многих материалов, например угля, поглощает из атмосферы активные газы и пере носит их на поверхность металла. Таким образом, как органиче ская, так и неорганическая пыль в равной мере способствует коррозии и износу металла. В точных механизмах и измеритель ных приборах пыль увеличивает трение и вследствие этого сни жает их точность. На лакокрасочных покрытиях увлажненная
пыль вызывает медленную химическую реакцию, в результате которой лаковая пленка тускнеет.
Частицы песка влияют на срок службы механизмов главным образом в результате абразивного эффекта. Самое неблагопри ятное действие оказывают частицы порядка 15 мкм.
Расчет деталей машин на долговечность
Основой для проектирования детали является расчет, обес печивающий правильный выбор формы и геометрических разме ров ее сечений и соответственно гарантирующий сопротивление материала разрушению. О работе детали можно судить после проведения расчетов на прочность, выносливость или износо стойкость. Так как долговечность в зависимости от условий ра боты детали определяется каким-то преимущественным видом разрушения, один из указанных расчетов (например, на проч ность) может оказаться, собственно, расчетом на долговечность.
Прежде чем рассчитывать деталь на прочность, необходимо правильно определить вид напряженного состояния, в котором она будет находиться в процессе эксплуатации. Расчет на проч ность, в сущности, заключается в определении запаса прочности (коэффициента безопасности). Запас прочности в каждом кон кретном случае должен подбираться в зависимости от предпола гаемых условий эксплуатации и свойств материала. Практика показывает, что величина общего коэффициента запаса прочно сти может колебаться в пределах 1,3—6. Если расчет произво дится без учета динамичности нагрузки, то величина коэффици ента запаса прочности может быть увеличена до 15. Большой диапазон изменения коэффициента запаса свидетельствует о том. что при расчете на прочность иногда не представляется возмож ным точно учесть влияние активных факторов, таких как дина мичность нагрузки, однородность свойств материала, влияние конструкции напряжений.
Важное значение для повышения надежности имеет выбор запаса прочности деталей машин. Коэффициент запаса прочно сти еще недавно выбирали применительно к трем типовым слу чаям нагружения: 1 ) спокойного, статического; 2 ) переменно го — от нуля до максимального; 3) переменного — от наиболь шего положительного до отрицательного определенной величины. Коэффициент запаса прочности конструктор выбирал, основываясь на собственном опыте или опыте заводского или специального конструкторского бюро, в котором создавалась машина.
В настоящее время стремятся не только определить допусти мые расчетные напряжения, применяя коэффициенты запаса прочности и коффициенты надежности, но и учесть различные факторы — конструктивные, расчетные, технологические и материаловедческие. Общий коэффициент запаса прочности Ко мо>кно
выразить как сложное сочетание (упрощенного произведения) частных коэффициентов запаса прочности:
К0 = К {К2К г ^ К ъК&К7К&,
где Кі — коэффициент запаса прочности, зависящий от рода на грузки (спокойной статической, динамической, знако переменной) ;
Кі — коэффициент запаса прочности, зависящий от свойств материала при разных видах нагрузок, надежности их определения и степени обеспечения этих свойств;
/Сз — коэффициент, зависящий от точности конструкторского расчета при тех видах нагружения, которым будет реально подвергаться деталь при работе в машине, а также от значимости детали в работе всей машины;
Ка— коэффициент надежности реального учета действующих на детали сил (ударных и др.);
Къ — коэффициент учета свойств материалов , возможных де фектов по металлургическим или другим технологиче ским причинам;
Къ — коэффициент запаса прочности в зависимости от на личия концентраторов напряжения, обусловленных формой детали, технологическими или металлургиче скими причинами;
К і — коэффициент надежности с учетом температуры и дру
гих физических параметров, |
(например, коррозии), |
при которых будет работать деталь; |
|
Къ — коэффициент запаса прочности, |
оценивающий степень |
применения методов упрочняющей технологии, смяг |
|
чающей влияние вредных напряжений. |
Из этих частных коэффициентов запаса прочности конструк тивными расчетными являются Ки Къ, Ка, Къ, металлургически ми К2 , Къ и Къ, эксплуатационными, т. е. зависящими от условий службы деталей в машине, Ка, Къ и Къ, технологическими Къ, Къ, Кі и Къ, некоторые частные коэффициенты, как, например, Къ, Къ и Къ, зависят от разных факторов.
Ниже перечислены основные виды расчетов деталей и сбо рочных единиц общего назначения наиболее часто используе мых при проектировании изделий.
Расчеты соединений: 1) заклепочные — при статической на грузке: заклепки (на срез и смятие), соединяемые элементы (на прочность в сечениях, ослабленных заклепками), и при перемен ной нагрузке — на предел выносливости; 2 ) сварные — при статической нагрузке — на разрыв, сжатие или срез, и при пере менной нагрузке — на предел выносливости; 3) резьбовые — при статической нагрузке: болт (на разрыв в опасном сечении, смятие, изгиб), резьба (на срез и смятие), и при переменной нагрузке — на предел выносливости; 4) клиновые, штифтовые, шпоночные,