Файл: Елизаветин М.А. Повышение надежности машин. Технологические основы повышения надежности машин.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.04.2024
Просмотров: 182
Скачиваний: 3
шлицевые — при статической нагрузке (на смятие, срез, изгиб) и при переменной нагрузке — на предел выносливости.
Расчеты передач: фрикционные на контактную усталость; ре менные по тяговой способности и на долговечность; зубчатые на прочность зубйев при изгибе; на контактную усталость рабочих поверхностей зубьев и на предупреждение заедания; червячные на контактную усталость поверхностей зубьев колеса, на преду преждение заедания, на предупреждение излома зубьев колес и на нагрев; глобоидные на износ и нагрев; цепные на износостой кость шарниров.
Расчеты подшипников: скольжения для работы в условиях граничного трения — условный расчет по допукаемым давлениям или по произведению рѵ\ для работы в режиме жидкостного тре ния — гидродинамический расчет; для быстроходных подшипни
ков— тепловой |
расчет; качения — для статически нагруженных |
|
по допускаемой |
статической нагрузке; |
для вращающихся под |
нагрузкой — на долговечность. |
прочность, усталость, |
|
Расчеты валов и осей на статическую |
||
жесткость. |
|
|
Расчет деталей на предел выносливости заключается в опре делении максимального напряжения, предела выносливости, не вызывающего разрушения детали в течение N циклов нагруже ния. Значение пределов выносливости можно определить по спо собу С. В. Серенсена и Р. С. Кинасошвили для симметричных и асимметричных циклов, т. е. коэффициентом асимметрии г =
= — 1 -у 0.
|
Напряжения, действующие в детали при знакопеременной |
нагрузке, определяются по формуле |
|
|
о = агКр, |
где |
/Ср — коэффициент режима нагрузки, учитывающий чис |
|
ло циклов фактической наработки, |
Аф — базовое число циклов;
N3— эксплуатационное число циклов;
о— предельные напряжения;
т= 6 ч- 9 — показатель степени при круговом изгибе.
Для деталей с 0В= 30 -т- 120 кгс/мм2 |
можно |
приближенно |
|
принять 0_і ~ 0,5 0В; |
для высокопрочных сталей |
с 0В= 120 -н |
|
180 кгс/мм2 0_і |
4000 Н— 0В; для стального |
литья и чугуна |
|
|
6 |
(0,25 -т- 0,5) 0В. |
|
0_1 = 0,4 0В; для цветных металлов 0 -1 ~ |
Методика расчета деталей машин на износ в настоящее вре мя разработана недостаточно. Это объясняется обилием факто ров, влияющих на процесс разрушения поверхности детали
в эксплуатации. Формулы, рекомендуемые различными автора ми для расчета износостойкости, обычно содержат эмпиричес кие коэффициенты, для определения которых необходимо про водить эксплуатационные испытания. Исследователи и конст рукторы предпочитают определять комплексную характеристику материала — его износостойкость в эксплуатации.
Расчет износостойкости материалов, работающих при трении качения или при скольжении со смазкой, усложняется тем, что темп нарастания износа при соответствующей наработке может измениться скачкообразно в результате возникновения на по верхностях трения контактных дефектов усталостного характера. В этих случаях расчет деталей (например, подшипников) про водят на контактную прочность. Однако часто подшипники ка чения выбраковываются в результате преждевременного износа, что необходимо учитывать при конструировании.
В тех случаях, когда расчет долговечности вызывает сомне ния (например, при сложнонапряженном состоянии), необходи мо произвести экспериментальную проверку напряжений или износостойкости материала.
Ниже рассмотрены некоторые методы расчета деталей на долговечность из условий их износа. Известно, что скорость пе ремещения деталей практически не влияет на интенсивность абразивного износа. Долговечность деталей и соединений при абразивном изнашивании зависит в основном от давления, пути трения, твердости и структуры поверхности трения. Б. М. Демиденков рекомендует следующие аналитические зависимости для
определения интенсивности износа |
тормозных |
накладок / н и |
|||
тормозных барабанов 1§ автомобилей: |
|
|
|||
|
J H= КнРтѵ\ |
|
|
||
|
J6= K 6Pmvn, |
|
|
||
где Кп и Кв — коэффициенты, которые отражают |
суммарный |
||||
эффект действия |
различных эксплуатационных |
||||
и других факторов; |
поверхности |
трения; |
|||
Р — среднее давление |
на |
||||
V — средняя |
скорость на |
поверхности трения. |
|||
При исследовании |
интенсивности |
изнашивания |
тормозных |
накладок и барабанов автомобилей ГАЗ-51, эксплуатировавших ся в равноценных условиях, получены следующие зависимости:
JH= 0,57P°’sv; Jб = 0,062Р°-8и. |
и общие |
Для горных условий коэффициенты К изменялись, |
|
зависимости приняли вид / н = 0,75Р°’8п; /б = 0,089.Р0-8у. |
|
Однако в настоящее время нет формул, которые |
позволили |
бы определить долговечность изнашиваемых деталей в различ ных конструкциях. Это объясняется ограниченным количеством исследований конструкций, дающих материал для обоснованно го теоретического анализа. Кроме того, решающее влияние на
интенсивность износа оказывают смазка и среда, которые в экс плуатационных условиях нестабильны, а также процесс относи тельного перемещения и характер движения (по скорости и на правлению) разнообразны, поэтому различны причины и харак тер износа. Например, существенно различаются условия износа в автомобиле таких нар, как поршневое кольцо и цилиндр дви гателя, шаровой палец и вкладыш рулевых тяг, втулка и пово ротный кулак переднего моста и т. д.
Точные математические выражения закономерностей могут быть получены только после экспериментальной обработки пер воначально предложенных приближенных зависимостей. Рас смотрим некоторые предпосылки, допущенные А. Н. Островцевым, для определения зависимостей долговечности деталей автомобилей от различных факторов, исключая влияние гидро динамического эффекта смазки. Износ сопрягающихся поверх ностей начинается с первых тысяч километров пробега автомо биля и после приработки обычно возрастает линейно в зависимо сти от пробега.
Величина износа ограничена возникновением недопустимых явлений (например, повышением расхода смазки в двигателе, нарушением развала передних колес, появлением вибраций, сту ков и т. д.). Долговечность N (в км) каждой детали соединения при износе определяется величиной предусмотренного в конст рукции запаса А (в мм), после использования которого при дан ных условиях работы соединения возникают упомянутые выше явления, и интенсивностью линейного износа /, которая опреде ляется средней величиной износа (в мм), отнесенной к 1000 км пробега автомобиля.
Долговечность сопряженных деталей одной пары может быть различной в зависимости от величины Д и / , поэтому, если одна деталь износилась и требует замены, сопряженная с ней может продолжать работу (например, кольцо поршня и цилиндр, на кладка тормоза и тормозной барабан). Это обстоятельство при водит к необходимости нормировать долговечность каждой из нашиваемой детали соединения.
Поэтому применяются два направления расчетов готовой конструкции — оценка долговечности в различных условиях эксплуатации и выбор (на основе заданной нормы долговечно сти) конструктивных параметров изделия, материала деталей, технологии и др.
В первом случае изменение главного фактора долговечности
(нагрузки) при неизменности других будет |
определяться соот |
ношением |
|
где іѴі и N2— долговечность соответственно |
при нагрузке Р і |
и Р2; |
|
т — 0,6 -г- 0,8 — показатель степени. |
|
Из этой формулы следует, что долговечность изнашиваемого соединения значительно меньше зависит от изменения нагрузки, чем долговечность деталей, подверженных усталостным разру шениям. В связи с этим долговечность деталей по износу должна быть также меньше, чем в случае разрушений деталей от умень шения предела выносливости.
Во втором случае следует учитывать большое количество факторов, так как изменения твердости и структуры поверхно сти, свойств различных материалов, условий смазки, размеров будут существенно изменять, например, долговечность сопряже ний, даже выполненных по одной схеме. Учитывать все факторы необходимо также и при сравнительной оценке конструкций, аналогичных по схеме, но имеющих различные конструктивные параметры или различным образом изготовленных.
Определить долговечность изнашиваемых деталей во втором случае можно по формуле
где Кт — коэффициент, отражающий влияние совокупности, следующих факторов: материала, твердости и струк туры поверхности, температуры, шероховатости по верхности, точности сопряжения, полноты контакта, изменения свойств смазки по отношению к эталону и внешней среды.
Изнашивание происходит при взаимном перемещении под нагрузкой двух и более деталей, обычно при различной скорости перемещения каждой детали. От величины и характера нагрузки и перемещения детали зависит величина интенсивности изнаши вания У, т. е. средняя величина износа, отнесенная к 1000 км пробега. Давление р и скорость скольжения ѵ входят в формулы, определяющие интенсивность изнашивания. Учесть скорости в универсальной формуле нельзя.
Введение фактора скорости в расчет возможно для тех соеди нений конструкции, в которых путь трения пропорционален ско рости, и то не для всех случаев.
Каждое соединение в зависимости от конструкции и назначе ния за 1000 км пробега совершает то или иное количество свой ственных ему циклов, повторяющихся периодически или непре рывно (например, постоянная работа двигателя и периодичес кая работа тормозов). Циклом следует считать, например, одно возвратно-поступательное перемещение поршня и колец относи тельно цилиндра из верхней мертвой точки в нижнюю и обратно; один оборот колеса при торможении автомобиля и т. д. Более сложными являются относительные перемещения шкворня пово ротного кулака, сочленений рулевой тяги и шарниров подвески.
Расчетными характеристиками являются количество циклов, приходящихся на 1000 км пробега, и показатели параметров дви
жения за цикл. Износ за один цикл, умноженный на количество циклов за 1000 км пробега, дает общую величину износа. Сле дует, однако, отметить, что циклы не всегда равнозначны по из носу. Испытания автомобильного двигателя показали, что один пуск холодного двигателя был равнозначен 30 км пробега авто мобиля с прогретым двигателем. В данном случае соответствую щий коэффициент должен скорректировать неравнозначность циклов по износу. По-видимому, необходимо группировать цик лы с одинаковым износом. Количество циклов Цто за 1000 км пробега для деталей двигателя и силовой передачи определяется аналитически. Это количество зависит от радиуса колеса и пере даточных чисел в агрегатах силовой передачи и не зависит от скорости автомобиля. Количество рабочих циклов для периоди чески действующих агрегатов силовой передачи характеризуется дополнительным коэффициентом периодичности. Число циклов для соединений ходовой части и органов управления автомоби лем должно определяться статистической обработкой опытных данных, полученных в типичных условиях эксплуатации.
Специфика конструкции соединения и геометрии рабочих поверхностей при прочих равных условиях требует при опреде лении износа ввода соответствующих коэффициентов. Введем в последующие выражения индексы 1— 2 и 2 — 2 для обозначения износа каждой детали трущейся пары. Тогда суммарный износ Я„ двух деталей соединения за один цикл определяется выраже нием Иц = И 1 - 2 + И2- 2*
Учитывая, что износ рабочих поверхностей неравномерен, примем за Иц величину сближения деталей в результате износа. Если при сближении встречается комбинированное перемеще ние— линейное и угловое (шкворень — втулка), примем за Иц сближение в зоне наибольшего износа или величину углового перемещения.
Все факторы, действующие на интенсивность изнашивания за цикл, можно разбить на группы: зависящие от свойств материа
ла и его термической обарботки, |
конструктивных особенностей, |
||||
производственно-технологических |
факторов, смазочной |
среды, |
|||
температуры внутренней и внешней среды, |
параметров |
цикла |
|||
(давления и скорости, условий |
относительного |
перемещения и |
|||
количества элементов в сопряжении). |
может определяться |
||||
Таким образом, долговечность деталей |
|||||
из следующих выражений: |
|
|
|
|
|
Я і_ 2= --- — — + àN = -------- — |
------- + АN- |
|
|||
^1—^1000 |
|
^1—г^эк^ІООО^е |
|
|
|
pj ^ ____ А2—2 |
______ А2—2_____ |
|
|
||
^ 2—2^1000 |
|
^ 2—2 |
1000^8 |
|
|
где Кі-2 ', К2 - 2 — коэффициенты |
|
конструкций, |
отражающие |
||
специфичность по схеме и назначению; |
|