Файл: Елизаветин М.А. Повышение надежности машин. Технологические основы повышения надежности машин.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.04.2024
Просмотров: 184
Скачиваний: 3
AN — запас долговечности, который имеется у детали с большой долговечностью (тормозной бара бан, цилиндр блока и т. д.); AN может быть равно нулю (например, у наконечников руле вых тяг).
Так как показатели степени т и п близки к единице, эквива лентная нагрузка Рои определяется как среднее арифметическое всех нагрузок.
На износ сопряжений в большей степени влияют твердость и структура сопрягающихся поверхностей, а также специальные покрытия, поэтому необходимо оценивать долговечность с уче том состояния поверхности, для чего вводить в расчеты соответ ствующие коэффициенты.
Во всех изнашиваемых соединениях давление является ос новным и единственным фактором, с увеличением которого из нос возрастает (в степени 0,6—0,8); это основной показатель, определяющий нагруженность соединения. При прочих равных условиях соотношение величины рабочей поверхности и сил, на гружающих соединение, будет главным критерием долговечно сти соединения. Если давление не позволяет определить абсо лютную долговечность сопряжения, то во всяком случае оно является величиной, примерно пропорциональной долговечности (при сравнении аналогичных конструкций).
Интенсивности изнашивания J каждой детали соединения обычно неодинаковы, различны и запасы конструкций на износ
А. Для оценки правильности подбора пары |
(по качеству мате |
|
риала, термической обработке |
и пр.) могут |
быть использованы |
соотношения |
|
|
Л — |
Д1— |
|
--------- |
И ------- —. |
|
J2 2 |
^2 2 |
|
Если известны средняя интенсивность износа / ср конкретных деталей и предельно допустимый их износ Апр, то оптимальный срок службы Т0 деталей или сопряжений можно представить формулой
Установив размеры детали из условий, отвечающих заданно му сроку службы, необходимо проверить их исходя из требова ний прочности. Наиболее сложной задачей при этом является установление для конкретных деталей величины предельного износа. Эта задача только в редких случаях, например вал — подшипник, может быть решена теоретическим путем. Обычно для ее решения необходимо проводить систематические наблю дения и измерения деталей в процессе эксплуатации и на осно вании этих данных устанавливать предельные износы.
Величина предельного износа по-разному сказывается на работе различных деталей, так как она связана с функциональ ным назначением детали и теми изменениями в ее работе, кото рые происходят в результете изнашивания. Достижение де талью предельного состояния по износу может характеризо ваться следующими признаками: значительным снижением прочности; ухудшением служебных свойств детали, сборочной единицы или машины; недопустимым снижением долговечности, изменением характера посадок и сопряжений, изменением кон структивных размеров детали. Например, в результате изнаши вания изменяются линейные размеры и конструктивная форма. Для многих деталей такое изменение не сказывается на их про чности, но оказывает значительное влияние на производитель ность машины и другие служебные свойства. У зубчатых колес открытых передач достижение предельного износа зубьев колес будет характеризоваться изменением боковых и радиальных зазоров в зацеплении сверх допустимых значений, возникнове нием шума, ударов и т. д.
Как указано выше, значения величины предельного износа для конкретных деталей устанавливают на основании экспери ментального исследования изнашивания этих деталей. Среднее давление и скорость на поверхности трения определяют в каж дом отдельном случае как расчетом, так и опытным путем. Дав ление определяют из кинематических соотношений и из условий нагружения деталей.
На скорость изнашивания деталей большое влияние оказы вают условия эксплуатации, характер абразивной среды, мате риал трущихся поверхностей. Определяя скорость изнашивания для заданных условий эксплуатации и для деталей, изготовлен ных из определенных материалов, можно получить исходную зависимость.
Вводя далее коэффициенты, учитывающие изменение усло вий эксплуатации и материалы трущихся поверхностей, можно, очевидно, исходную зависимость применять для любых условий. Например, для деталей рабочих органов строительно-дорожных машин такими коэффициентами могут служить коэффициент абразивности Ка, учитывающий относительную абразивную (из нашивающую) особенность грунта (определяется опытным пу тем), и коэффициент относительной износостойкости материа
ла детали Кпм- Значения коэффициента абразивности грунтов Ка (табл. 11)
находят из отношения интенсивностей изнашивания |
деталей в |
различных грунтах: |
|
где /и, — интенсивность изнашивания деталей в |
испытуемом |
грунте; |
|
/ эг — интенсивность изнашивания |
деталей |
в эталонном |
||||
(глинистом) |
грунте. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Таблица 11 |
|
|
Коэффициенты абразивности грунтов |
|
|
|||
|
|
|
|
Коэффициент К а |
|
|
Наименование |
грунтов |
|
для условий |
для |
рекомен |
|
|
эксплуатации |
лабора |
дуемый |
|||
|
|
|
|
дорожных |
торных |
дл я |
|
|
|
|
машин |
условий |
расчетов |
Г лин исты й.......................................................... |
|
|
|
1,0 |
1,0 |
1,0 |
Песчаный (без включения гравелистых час- |
1,20 — 1,54 |
1,5 |
1,5 |
|||
тиц) ................................................................ |
|
|
|
|||
С углинисты й ..................................................... |
|
|
1,54 -2,27 |
1,9 |
1,9 |
|
Супесчаный |
...................................................... |
|
|
1,54—2,27 |
2,3 |
2,10 |
Глинистый мерзлый............................................ |
|
|
2,36—3,17 |
— |
2,75 |
|
Песчаный (с большим включением гравелис- |
2,54 -3,64 |
|
3,09 |
|||
тых частиц)...................................................... |
(промерзание 150— |
|
||||
Суглинистый |
мерзлый |
3,08 -5,70 |
|
4,39 |
||
250 м м ) .......................................................... |
|
|
|
|
||
Значения |
коэффициента |
относительной |
износостойкости |
Л'им материала трущихся поверхностей деталей определяют как произведение коэффициента относительной износостойкости /См основного материала детали (в случаях, когда рабочую поверх ность детали направляют износостойкими наплавками) и коэф фициента относительной износостойкости Кп различных напла
вочных |
материалов, используемых для наплавки деталей: |
А”il у = |
А VА и. |
Расчетное значение скорости износа деталей определяется по формуле
, Ао^ср^срАа
где Ко — коэффициент пропорциональности;
Pop — среднее давление на трущиеся поверхности;
пСр — средняя скорость перемещения трущихся поверхнос тей.
Значения средней интенсивности износа / ср при среднем дав-
, |
X |
^пр |
лении рср подставляем в формулу |
Т0 = |
—— и из нее, задава- |
|
|
Кр |
ясь требуемой долговечностью То, определяем один из парамет ров детали, лимитирующий ее долговечность. При расчете на долговечность пар трения (втулок, катков, зубчатых колес от
крытых передач) следует исходить из предположения, что ве личина износа прямо пропорциональна удельной работе сил трения на поверхности трения.
В качестве примера рассмотрим методику расчета долговеч ности (износостойкости) ножей бульдозеров, скреперов и грей деров с использованием приведенных выше зависимостей [1 1 ]. Величина предельно допустимого износа ДПр определяется раз мерами вылета режущей кромки ножей и конструкции отвала. Проведенные В. Г. Колесовым исследования дали возможность
Рис. 34. Схема для расчета долго вечности ножей бульдозера:
1 — нож; 2 — рама отвала
вывести аналитическую зависимость для определения величины предельно допустимого износа ножей бульдозера (рис. 34):
^пр = I—h у
где I — вылет режущей кромки ножа за раму отвала в мм; h — допустимая величина износа ножа в мм.
Среднюю интенсивность изнашивания можно определить по
формуле |
|
где / эт = КоРсѴѵсѵ — интенсивность изнашивания |
режущих эле |
ментов, принятых за эталон, |
в определен |
ном эталонном грунте. |
изнашивания |
При определении эталонной интенсивности |
|
/ от значение коэффициента пропорциональности |
можно прини |
мать равным единице, тогда |
|
За эталон принимаем ножи, изготовленные из стали Ст5 с наплавкой твердым сплавом. Выражение для определения /эт надо написать в таком виде, чтобы в него входили парамет ры, известные конструктору при проектировании машины.
Среднее давление при работе ножей в эталонном грунте оп ределится из выражения
где Ki — поправочный коэффициент, учитывающий отклонения статического давления на задней грани ножей от тео ретического;
G — масса навесного оборудования, |
передающаяся на |
грунт через ножи, в кг; |
|
В — ширина отвала в мм; |
|
А = —-— ширина задней грани ножа в мм |
(h — средняя толщи- |
sina |
|
на ножа в мм; а — угол резания в град).
Среднюю скорость резания грунта ücp можно выразить через среднюю техническую скорость движения машины при выполне нии земляных работ с учетом поправочного коэффициента:
°ср=
где Кч — поправочный коэффициент, учитывающий |
отклонения |
|||
средней эксплуатационной скорости |
от |
средней |
тех |
|
нической; |
скорость движения |
машины |
при |
|
V — средняя техническая |
||||
выполнении земляных работ в км/ч. |
для эталонной ин |
|||
С учетом значений рср и цср |
выражение |
|||
тенсивности изнашивания примет вид |
|
|
|
|
|
GpV |
|
|
|
і/^т К 1^-2 |
|
|
|
|
|
3 ,6 ВА ' |
|
|
|
Для упрощения заменим |
произведение |
коэффициентов |
К\Кч одним коэффициентом К, который будет учитывать изме
нения как рсѵ, так и иСр, тогда |
последнее выражение примет |
вид |
Gрѵ |
/ эт= /( |
|
|
3,6BA ' |
Значение К можно определить, имея опытные данные об ин тенсивности изнашивания. Так, например, интенсивность изна
шивания ножей мощного бульдозера |
/ эт = 0,073 мм/ч. При ра |
|
боте в глинистых грунтах В = 4780 мм; а = 40 мм; G0 = 4000 кг |
||
и V = 5,5 км/ч, т. е. |
|
|
„ |
3,6-478)-40-0,073 |
0 , |
А = |
---------------------- SÜ Z, 1. |
|
|
400-5,5 |
|
При работе в других грунтовых условиях и с ножами из дру гого материала в формулу эталонной интенсивности изнашива ния вводят коэффициенты абразивности грунтов Ка и износо стойкости материалов /Сим. Тогда средняя интенсивность изна шивания для условий, отличных от эталонных, определится из выражения
j = KG0vKa
ср 3,66.4 Кш