Файл: Елизаветин М.А. Повышение надежности машин. Технологические основы повышения надежности машин.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.04.2024

Просмотров: 184

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

AN — запас долговечности, который имеется у детали с большой долговечностью (тормозной бара­ бан, цилиндр блока и т. д.); AN может быть равно нулю (например, у наконечников руле­ вых тяг).

Так как показатели степени т и п близки к единице, эквива­ лентная нагрузка Рои определяется как среднее арифметическое всех нагрузок.

На износ сопряжений в большей степени влияют твердость и структура сопрягающихся поверхностей, а также специальные покрытия, поэтому необходимо оценивать долговечность с уче­ том состояния поверхности, для чего вводить в расчеты соответ­ ствующие коэффициенты.

Во всех изнашиваемых соединениях давление является ос­ новным и единственным фактором, с увеличением которого из­ нос возрастает (в степени 0,60,8); это основной показатель, определяющий нагруженность соединения. При прочих равных условиях соотношение величины рабочей поверхности и сил, на­ гружающих соединение, будет главным критерием долговечно­ сти соединения. Если давление не позволяет определить абсо­ лютную долговечность сопряжения, то во всяком случае оно является величиной, примерно пропорциональной долговечности (при сравнении аналогичных конструкций).

Интенсивности изнашивания J каждой детали соединения обычно неодинаковы, различны и запасы конструкций на износ

А. Для оценки правильности подбора пары

(по качеству мате­

риала, термической обработке

и пр.) могут

быть использованы

соотношения

 

 

Л —

Д1—

 

---------

И ------- —.

 

J2 2

^2 2

 

Если известны средняя интенсивность износа / ср конкретных деталей и предельно допустимый их износ Апр, то оптимальный срок службы Т0 деталей или сопряжений можно представить формулой

Установив размеры детали из условий, отвечающих заданно­ му сроку службы, необходимо проверить их исходя из требова­ ний прочности. Наиболее сложной задачей при этом является установление для конкретных деталей величины предельного износа. Эта задача только в редких случаях, например вал — подшипник, может быть решена теоретическим путем. Обычно для ее решения необходимо проводить систематические наблю­ дения и измерения деталей в процессе эксплуатации и на осно­ вании этих данных устанавливать предельные износы.


Величина предельного износа по-разному сказывается на работе различных деталей, так как она связана с функциональ­ ным назначением детали и теми изменениями в ее работе, кото­ рые происходят в результете изнашивания. Достижение де­ талью предельного состояния по износу может характеризо­ ваться следующими признаками: значительным снижением прочности; ухудшением служебных свойств детали, сборочной единицы или машины; недопустимым снижением долговечности, изменением характера посадок и сопряжений, изменением кон­ структивных размеров детали. Например, в результате изнаши­ вания изменяются линейные размеры и конструктивная форма. Для многих деталей такое изменение не сказывается на их про­ чности, но оказывает значительное влияние на производитель­ ность машины и другие служебные свойства. У зубчатых колес открытых передач достижение предельного износа зубьев колес будет характеризоваться изменением боковых и радиальных зазоров в зацеплении сверх допустимых значений, возникнове­ нием шума, ударов и т. д.

Как указано выше, значения величины предельного износа для конкретных деталей устанавливают на основании экспери­ ментального исследования изнашивания этих деталей. Среднее давление и скорость на поверхности трения определяют в каж­ дом отдельном случае как расчетом, так и опытным путем. Дав­ ление определяют из кинематических соотношений и из условий нагружения деталей.

На скорость изнашивания деталей большое влияние оказы­ вают условия эксплуатации, характер абразивной среды, мате­ риал трущихся поверхностей. Определяя скорость изнашивания для заданных условий эксплуатации и для деталей, изготовлен­ ных из определенных материалов, можно получить исходную зависимость.

Вводя далее коэффициенты, учитывающие изменение усло­ вий эксплуатации и материалы трущихся поверхностей, можно, очевидно, исходную зависимость применять для любых условий. Например, для деталей рабочих органов строительно-дорожных машин такими коэффициентами могут служить коэффициент абразивности Ка, учитывающий относительную абразивную (из­ нашивающую) особенность грунта (определяется опытным пу­ тем), и коэффициент относительной износостойкости материа­

ла детали Кпм- Значения коэффициента абразивности грунтов Ка (табл. 11)

находят из отношения интенсивностей изнашивания

деталей в

различных грунтах:

 

где /и, — интенсивность изнашивания деталей в

испытуемом

грунте;

 


/ эг — интенсивность изнашивания

деталей

в эталонном

(глинистом)

грунте.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Таблица 11

 

Коэффициенты абразивности грунтов

 

 

 

 

 

 

Коэффициент К а

 

Наименование

грунтов

 

для условий

для

рекомен­

 

эксплуатации

лабора­

дуемый

 

 

 

 

дорожных

торных

дл я

 

 

 

 

машин

условий

расчетов

Г лин исты й..........................................................

 

 

 

1,0

1,0

1,0

Песчаный (без включения гравелистых час-

1,20 — 1,54

1,5

1,5

тиц) ................................................................

 

 

 

С углинисты й .....................................................

 

 

1,54 -2,27

1,9

1,9

Супесчаный

......................................................

 

 

1,54—2,27

2,3

2,10

Глинистый мерзлый............................................

 

 

2,36—3,17

2,75

Песчаный (с большим включением гравелис-

2,54 -3,64

 

3,09

тых частиц)......................................................

(промерзание 150—

 

Суглинистый

мерзлый

3,08 -5,70

 

4,39

250 м м ) ..........................................................

 

 

 

 

Значения

коэффициента

относительной

износостойкости

Л'им материала трущихся поверхностей деталей определяют как произведение коэффициента относительной износостойкости /См основного материала детали (в случаях, когда рабочую поверх­ ность детали направляют износостойкими наплавками) и коэф­ фициента относительной износостойкости Кп различных напла­

вочных

материалов, используемых для наплавки деталей:

А”il у =

А VА и.

Расчетное значение скорости износа деталей определяется по формуле

, Ао^ср^срАа

где Ко — коэффициент пропорциональности;

Pop — среднее давление на трущиеся поверхности;

пСр — средняя скорость перемещения трущихся поверхнос­ тей.

Значения средней интенсивности износа / ср при среднем дав-

,

X

^пр

лении рср подставляем в формулу

Т0 =

—— и из нее, задава-

 

 

Кр

ясь требуемой долговечностью То, определяем один из парамет­ ров детали, лимитирующий ее долговечность. При расчете на долговечность пар трения (втулок, катков, зубчатых колес от­


крытых передач) следует исходить из предположения, что ве­ личина износа прямо пропорциональна удельной работе сил трения на поверхности трения.

В качестве примера рассмотрим методику расчета долговеч­ ности (износостойкости) ножей бульдозеров, скреперов и грей­ деров с использованием приведенных выше зависимостей [1 1 ]. Величина предельно допустимого износа ДПр определяется раз­ мерами вылета режущей кромки ножей и конструкции отвала. Проведенные В. Г. Колесовым исследования дали возможность

Рис. 34. Схема для расчета долго­ вечности ножей бульдозера:

1 — нож; 2 — рама отвала

вывести аналитическую зависимость для определения величины предельно допустимого износа ножей бульдозера (рис. 34):

^пр = Ih у

где I — вылет режущей кромки ножа за раму отвала в мм; h — допустимая величина износа ножа в мм.

Среднюю интенсивность изнашивания можно определить по

формуле

 

где / эт = КоРсѴѵсѵ — интенсивность изнашивания

режущих эле­

ментов, принятых за эталон,

в определен­

ном эталонном грунте.

изнашивания

При определении эталонной интенсивности

/ от значение коэффициента пропорциональности

можно прини­

мать равным единице, тогда

 

За эталон принимаем ножи, изготовленные из стали Ст5 с наплавкой твердым сплавом. Выражение для определения /эт надо написать в таком виде, чтобы в него входили парамет­ ры, известные конструктору при проектировании машины.

Среднее давление при работе ножей в эталонном грунте оп­ ределится из выражения

где Ki — поправочный коэффициент, учитывающий отклонения статического давления на задней грани ножей от тео­ ретического;

G — масса навесного оборудования,

передающаяся на

грунт через ножи, в кг;

 

В — ширина отвала в мм;

 

А = —-— ширина задней грани ножа в мм

(h — средняя толщи-

sina

 

на ножа в мм; а — угол резания в град).

Среднюю скорость резания грунта ücp можно выразить через среднюю техническую скорость движения машины при выполне­ нии земляных работ с учетом поправочного коэффициента:

°ср=

где Кч — поправочный коэффициент, учитывающий

отклонения

средней эксплуатационной скорости

от

средней

тех­

нической;

скорость движения

машины

при

V — средняя техническая

выполнении земляных работ в км/ч.

для эталонной ин­

С учетом значений рср и цср

выражение

тенсивности изнашивания примет вид

 

 

 

 

GpV

 

 

 

і/^т К 1^-2

 

 

 

 

3 ,6 ВА '

 

 

 

Для упрощения заменим

произведение

коэффициентов

К\Кч одним коэффициентом К, который будет учитывать изме­

нения как рсѵ, так и иСр, тогда

последнее выражение примет

вид

Gрѵ

/ эт= /(

 

3,6BA '

Значение К можно определить, имея опытные данные об ин­ тенсивности изнашивания. Так, например, интенсивность изна­

шивания ножей мощного бульдозера

/ эт = 0,073 мм/ч. При ра­

боте в глинистых грунтах В = 4780 мм; а = 40 мм; G0 = 4000 кг

и V = 5,5 км/ч, т. е.

 

 

3,6-478)-40-0,073

0 ,

А =

---------------------- Z, 1.

 

400-5,5

 

При работе в других грунтовых условиях и с ножами из дру­ гого материала в формулу эталонной интенсивности изнашива­ ния вводят коэффициенты абразивности грунтов Ка и износо­ стойкости материалов /Сим. Тогда средняя интенсивность изна­ шивания для условий, отличных от эталонных, определится из выражения

j = KG0vKa

ср 3,66.4 Кш