Файл: Елизаветин М.А. Повышение надежности машин. Технологические основы повышения надежности машин.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.04.2024
Просмотров: 188
Скачиваний: 3
прессованной в корпус 2 (рис. 37), кроме температурных де формаций цапфы и втулки необходимо учитывать изменение внутреннего диаметра втулки в зависимости от температурного натяга между втулкой и корпусом.
Предельные зазоры и натяги в расчетных посадках определяются по следующим формулам:
|
|
для зазоров |
для |
натягов |
|
при К > |
0 |
5Нм ^ SHM |
Я НМ= |
Д цм > |
|
^ н б “ 5нб> |
Я„б = Я нб— А/; |
||||
|
|
||||
при К < |
0 |
SHM“ 5НМ» |
Д і і М = |
Д н и А^, |
|
5нб “ *SH6 “Ь А/; |
Я н б = Я н б , |
||||
|
|
где 5НМи Sue — наименьший и наибольший зазоры в исходной посадке;
5НМ и 5н6— наименьший и наибольший зазоры в расчетной посадке;
Янм и #нб — наименьший и наибольший натяги в исходной посадке;
Я нм и Я „б— наименьший и наибольший натяги в расчетной посадке.
В каждом случае в расчетной посадке можно различить кор ректируемую границу, которая отличается от значения исходной посадки на величину температурного изменения посадки, и некор ректируемую границу, которая принимается такой же, как в ис ходной посадке. По найденным предельным значениям зазоров (или натягов) в расчетной посадке подбирается ближайшая стандартная посадка. Допускаются любые комбинированные посадки, образованные стандартными полями допусков валов и отверстий. В первую очередь рекомендуется назначать поля до пусков предпочтительного применения.
При назначении посадок компенсация температурного изме нения осуществляется в результате уменьшения допуска посад ки. Такой способ компенсации приемлем в основном в тех слу чаях, когда допуск исходной посадки значительно превышает величину температурного изменения посадки. По технологиче ским соображениям компенсацию предпочтительно осуществлять путем сокращения допуска вала, сохраняя неизменным допуск отверстия. Если уменьшение допусков сопрягаемых деталей не может полностью компенсировать температурное изменение по садки, то следует рассмотреть возможность подбора посадки, пре дельные зазоры и натяги которой выходят за пределы, определен ные по приведенным выше формулам.
Для большего приближения к исходной посадке рекомендует ся уменьшать шероховатость поверхности сопрягаемых деталей, работающих в условиях низких температур, не менее чем на один
класс. В тех случаях, когда величина температурного измене ния посадки не может быть скомпенсирована ни одним из ука занных способов, следует рассмотреть возможность подбора материалов пары с меньшей разницей коэффициентов линей
ного расширения.
Обеспечение надежности посадок в соединениях с деталями из пластмасс [18]. Существующие поля допусков и посадок даже при любом комбинировании этих полей не дают, как правило, конструктору необходимых величин зазоров и натягов в соеди нениях с деталями из пластмасс. Применение этих посадок в не
Рис. 37. Схема для расчета посасНГ док соединений, состоящих более
§чем из двух деталей
которых случаях не обеспечивает надежной работы соединения, вызывая заклинивание в соединениях с зазором и проворачива
ние в соединениях с натягом. |
|
свойствам зна |
|
Пластмассы по своим физико-механическим |
|||
чительно отличаются от |
стали. Например, |
модуль упругости |
|
пластмасс в 10— 100 раз |
меньше, чем у стали, |
а |
относительное |
удлинение, колеблющееся от 0,5 до 200%, может быть соответст венно в 10—20 раз ниже или в 20—30 раз выше, чем у стали. В то же время пластмассы значительно отличаются друг от друга по механическим свойствам. У стеклопластиков, например, относи тельная деформация при растяжении составляет 0,5—1%, тогда как поликапролактам имеет модуль упругости в 20 раз меньший, а относительную деформацию в 200—400 раз большую, чем
устеклотекстолита.
Кособенностям физико-химических свойств пластмасс, суще ственно влияющим на характер соединения, следует отнести боль шие коэффициенты термического линейного расширения (в 5—10 раз больше, чем у стали), значительное изменение размеров дета лей даже при незначительном увеличении температуры эксплу атации соединения, изменение размеров в результате водо- и маслопоглощения (от 0,05 до 3—6 %). При этом существенное значение имеют конструктивные особенности пластмассовых подвижных соединений: отношение длины L к диаметру dc и наличие больших зазоров в соединении для компенсации тем пературных изменений зазора при температурном расширении
пластмассового элемента, а также для увеличения протекания через зазор необходимого количества смазывающе-охлаждаю- щей жидкости.
Исследования показали, что наименьшие оптимальные отно шения сборочного диаметрального зазора Д к диаметру dc пла
стмассового соединения A/dc = ф находятся в |
диапазоне от |
0,0025 до 0,040. На рис. 38 показано изменение |
коэффициента |
трения f с изменением отношения ф при следующих данных: диа метр соединения dc = 100 мм, длина соединения L = 80 мм, дав ление р = 3,4 (35 кгс/см2), скорость скольжения 4,5 м/с; материал пластмассовой втулки К-18-2.
Оптимальные границы колебаний значений A/dc для приведен ного примера находятся в пределах: 0,008—0,0085 при смазке ма-
Рис. 38. Изменение коэффициента трения в зависимости от зазора в соединении при смазывании:
1 — машинным маслом; 2 — соли долом; <3 — водой
шинным маслом (кривая У), 0,0118—0,0123 при смазке солидо лом (кривая 2), 0,016—0,165 при смазке водой (кривая 3).
Стандартную посадку можно подобрать только для первого случая. Это будет комбинированная посадка, в остальных случаях подобрать посадку трудно, и поэтому для посадок с от ношением более 0,008 необходимо руководствоваться ГОСТом 11710—71.
При расчете посадок с зазором необходимо учитывать сле дующие основные положения: большой разброс величины от носительно эксцентриситета охватываемой детали в охваты вающей; существенное влияние инерционных сил, обусловлен ных наличием зазоров в пластмассовых соединениях; диапазон
изменения — < — < 1 (такое ограничение обусловлено невы- |
|
0,5 |
r f ç |
сокой температуропроводностью материала пластмассовой де тали— втулки); изменение первоначального зазора вследствие колебаний условий эксплуатации; возможности смазки водой (в отдельных случаях эксплуатации можно и без смазки); от носительно малые скорости скольжения при больших нагруз ках.
Качественно учет этих положений при расчете пластмассо вых подвижных сопряжений приводит к тому, что при прочих равных условиях для надежной работы пластмассового сопря
жения необходимые зазоры оказываются большими, чем для металлических сопряжений. Количественно это выражается тем, что оптимальный зазор, подсчитанный по заданным усло виям, изменяется на величину температурно-влажностных и ус
тановочных деформаций. |
Последние встречаются в тех случа |
|||
ях, когда |
пластмассовая деталь — втулка |
по |
одному из диа |
|
метральных размеров |
(D или d) образует |
сопряжение с на |
||
тягом. |
посадок с зазором состоит из |
трех последователь |
||
Расчет |
ных этапов: определения величины эксплуатационного зазора, определения величины сборочного зазора и выбора типа посад ки сопряжений. Эта последовательность справедлива для рас чета посадок с деталями из любых пластмасс (термореактив ных и термопластичных). При незначительных нагрузках и скоростях, когда пластмассовые подвижные сопряжения могут эксплуатироваться без смазки, величину эксплуатационного за зора Дэз выбирают на основании эмпирических данных; по ана логии с существующими конструкциями она соответствует, как правило, посадкам X, Л, Ш (в определенных классах точно сти).
Расчет величин эксплуатационных зазоров в подвижных со единениях с пластмассовыми деталями теоретически можно произвести только для смазываемых сопряжений. В этом слу чае основой расчета является гидродинамическая теория смаз ки, а собственно расчет оказывается аналогичным расчету ме таллических подвижных сопряжений.
Минимальная толщина слоя смазки /гнм, влияющая на наи больший эксплуатационный зазор, зависит от типа смазочного материала: 0,01 мм при смазке минеральными маслами; 0,008 мм при консистентных смазках и 0,005 мм при смазке во дой. Величина сборочного зазора Д 3.Сб определяется на основа нии эксплуатационного зазора Дэз с учетом температурно-влаж ностных и установочных деформаций.
Для обеспечения надежности при конструировании и сбор ке соединений с деталями из пластмасс в случае посадки с на тягом рекомендуется применять хрупкие материалы (типа К-18-2, декоррозита и т. д.) в сопряжениях с натягом в качест ве валов, причем при больших значениях натягов запрессовку следует осуществлять путем охлаждения валов в жидком азо
те. Толщину стенок принимать из расчета— = 1,25 -н 1,4 в ди- d
апазоне от 10 до 200 мм .Шероховатость поверхности сопряга емой металлической детали должна находиться в пределах 5— 6-го класса чистоты.
Сборка сопряжений с натягом деталей из пластмасс между собой и с металлическими деталями может осуществляться или методом механической запрессовки сопрягаемых деталей, при этом пластмассовая и металлическая детали должны иметь на