Файл: Елизаветин М.А. Повышение надежности машин. Технологические основы повышения надежности машин.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.04.2024
Просмотров: 187
Скачиваний: 3
предъявляемых к работе детали, сборочной единицы и машины в целом. Рассчитанный допуск функционального размера несопрягаемых поверхностей (например, жиклеров карбюраторов, сопл пневмогидросистем и т. и.) и допуск посадки для сопряга емых поверхностей должны делиться на две части: первая часть служит в качестве запаса точности (запас на износ) или запаса прочности, необходимого для сохранения требуемых парамет ров в процессе длительной эксплуатации машины. Вторая часть должна компенсировать погрешности изготовления, сборки сбо рочной единицы и машины в целом и ее регулировку, а также компенсировать силовые и температурные деформации, погреш ности измерения и другие погрешности.
Первая часть допуска в подвижных сопряжениях или кине матических парах является эксплуатационным допуском зазора
идолжна определяться исходя из допустимого изменения выход ных эксплуатационных показателей машины. Для неподвижных сопряжений эксплуатационный допуск натяга должен опреде ляться исходя из возможного увеличения рабочих нагрузок, ско рости, ускорений, повышения рабочей температуры, пластиче ских деформаций и из возможного количества повторных разбо рок и сборок сопряжений, уменьшающих сопрягаемые размеры
инесущую способность сопряжения.
Для того чтобы машины, приборы и другие изделия сохра няли эксплуатационные показатели в заданных пределах к кон цу срока их службы, необходимо устанавливать гарантирован ный запас точности машин, приборов и их сборочных единиц и сопряжений.
Запас точности целесообразно характеризовать коэффици ентом запаса точности /Сзт, определяемым отношением допускае мой точности сопряжений, сборочных единиц, машин и прибо ров в конце срока их эксплуатации к точности новых машин, приборов, сборочных единиц и сопряжений. Например, если ра диальное биение шпинделя нового токарного станка равно 0,005 мм, а допускаемое биение в конце срока эксплуатации
(до ремонта) станка составляет 0,01 мм, то Кп = 0,01 ■= 2. Для
к |
0,005 |
подвижных соединений Кзт равен отношению максимального до пуска посадки к той части допуска посадки, которая использу ется для компенсации погрешностей изготовления. Для деталей, имеющих функциональные несопрягаемые поверхности, К3топре деляется отношением наибольшего допустимого отклонения размера этой поверхности к той части этого отклонения, кото рая реализуется при изготовлении.
Величина коэффициента запаса точности зависит от эксплу атационного назначения машины, от намечаемого срока служ бы, экономической точности изготовления и сборки и других факторов. Запас точности должен устанавливаться для всех машин, приборов и других изделий длительного действия. Это
требование в равной степени относится и к нормам точности, по которым производится окончательная приемка изделий.
При определении запаса точности машины, оборудования и приборов надо знать первоначальную точность и точность после установленного оптимального срока эксплуатации. Для этого надо знать характер потерь точности в эксплуатации [117].
Кривые, характеризующие потери точности в эксплуатации зубообрабатывающих полуавтоматов Саратовского завода, по-
Рис. 35. Интенсивность потерь точности зубообрабатывающих полуавтоматов (по данным Н. Ф. Кабатова)
казаны на рис. 35. Коэффициент потери точности Кт в зависи мости от времени эксплуатации t определяется выражением
КПТ= Ф((); Кпт= ~ ~ >
Он
где ôt — точность станка после t лет эксплуатации; бн— первоначальная фактическая точность станка.
Кривая 1 на рис. 35 определена по предварительным стати стическим данным и приближенно выражает общий характер по
терь точности во |
времени; А — поле рассеяния кривой |
2, отра |
||
жающей изменение первоначальной точности станка. |
|
|||
|
Потеря точности станка Птс может быть выражена следую |
|||
щей зависимостью: |
|
|
||
|
Ятс= б 0 ( і — ^ - ) = б0( 1 - К пт), |
|
||
где |
60 — точность станка без учета запаса точности. |
точность |
||
|
Предположим, |
что первоначальная |
фактическая |
|
станка увеличена и составляет величину |
|
|
||
|
|
бн = -КзА, |
|
|
где /(зт — коэффициент запаса точности. |
|
|
||
|
Пусть повышение точности таково, что компенсирует потерю |
|||
за |
время t, т. е. б н = бо + Лтс или К зтбо |
= бо + бо(1 — |
К т ) - |
|
\ 1 Заказ 885 |
|
|
161 |
Отсюда коэффициент повышения, компенсирующий потерю точности за период t эксплуатации, определится из выражения
|
* з т = |
2 - К т . |
|
Если, например, за |
время |
t\ = 3 года, коэффициент Дпт = |
|
= 0,76 (см. рис. 35), то необходимое повышение точности |
без |
||
учета дисперсии /Сзт = |
2 — 0,76 = 1,24. Если принять тот же |
по |
казатель потерь точности, что и ранее, то повышение ее первона чального фактического значения в 1,5 раза обеспечивает увели чение периода сохранения гарантированной точности с 3 до 10,5 лет, т. е. срок службы станка при сохранении гарантированной точности возрастает в 3,5 раза. С учетом рассеяния (см. заштри хованную область рис. 35) долговечность станков увеличивается в 2,8 раза.
Так как большинство машин выходит из строя вследствие износа, то для повышения долговечности трущихся деталей (на пример, подшипников скольжения, направляющих станков и др.1 надо шире применять компенсаторы износа, особенно авто
матические. Необходимо также |
предусматривать |
устройства |
|
для автоматического восстановления |
утраченных |
функций |
|
вследствие износа, температурных |
и |
силовых деформаций и |
других погрешностей.
Повышение качества изделий в большинстве случаев связа но с повышением точности обработки и сборки. Изготовление деталей по более точному классу требует большего труда рабо чих и больших затрат на оборудование, приспособления, инст румент и контроль, что увеличивает себестоимость машин. Но при этом обеспечиваются высокая точность сопряжений, по стоянство характера этих сопряжений в большой партии и, как правило, более высокие эксплуатационные показатели машины в целом. Изготовление деталей по расширенным допускам про ще, но снижает гарантированный запас точности, и следователь но, долговечность машин. Это противоречие должно разрешать ся на основе технико-экономических расчетов. При этом следует иметь в виду, что изготовление деталей по 2 -му классу точности на современных отечественных станках не представляет большой трудности. Величины зазоров и натягов (т. е. характер посадки) при выбранных по таблице предельных отклонениях отверстия и вала должны определяться теоретико-вероятностным методом, так как получение наибольших и наименьших зазоров и натягов маловероятно.
Точностные требования определяют не только качество изде лий, но и требуемый уровень технологии производства и техни ческого контроля, так как с повышением точности трудоемкость их изготовления и сложность контроля возрастают [46].
Для повышения надежности машин в ряде случаев появля ется необходимость максимального приближения размеров де талей к их расчетным величинам. Такие конструктивные требо
вания ограничиваются технологическими возможностями, а за частую и возможностями технических измерений, так как эти требования связаны в большинстве случаев с увеличением тру доемкости и стоимости изготовления и контроля деталей. Таким образом, перед конструктором, а также перед технологами и мет рологами всегда стоит задача — рационально на основе техни ко-экономических расчетов разрешить противоречия между эксплуатационными требованиями и технологическими возмож ностями исходя в первую очередь нз выполнения эксплуата ционных требований. Вместе с тем такие предельные отклоне ния и допуски, проверка соблюдения которых не обеспечена достаточно точными и надежными методами измерения и изме рительными средствами, назначаться не должны.
Принцип инверсии. Для обеспечения взаимозаменяемости большое значение имеет преемственность, существующая меж ду тремя процессами: изготовлением, контролем и эксплуатаци ей детали. Возможный переход погрешностей обработки и изме рения на погрешность в работе детали в механизме происходит по принципу инверсии.
Согласно принципу инверсии должны учитываться как по грешности изготовления, так и погрешности измерения. Для уменьшения последних и выявления погрешностей, которые бу дут проявляться в работающем механизме, детали необходимо проверять в условиях, близких к эксплуатационным. Для этого измерительные базы должны совпадать с эксплуатационными (принцип единства баз); схема измерения должна соответство вать схеме рабочих движений деталей, что соблюдается, напри мер, при однопрофильном контроле зубчатых колес. При конт роле точности обработки процесс измерения должен соответство вать той операции, точность которой проверяется. Активный конт роль в процессе обработки полностью отвечает инверсии, так как измеряемая деталь координируется от тех же технологических баз, и контроль производится при том же движении детали.
Погрешность измерения не должна выходить за поле допуска детали и должна быть небольшой по сравнению с погрешностью изготовления (не более 2 0 % для деталей 3-го и более низкого классов точности и не более 35% для деталей 1—2а классов точ ности). Чрезмерные погрешности измерения приводят к наруше нию взаимозаменяемости и браку, особенно при производстве сложных изделий.
Функциональная взаимозаменяемость машин по геометриче ским параметрам. Детали машин характеризуются следующими геометрическими параметрами: формой, размерами, расположе нием и неровностями их поверхностей. Необходимо разли чать номинальные поверхности, т. е. поверхности, не имеющие не ровностей и отклонений размера и формы, и действительные по верхности, т. е. поверхности конкретных деталей, полученные в результате их обработки и определенные путем измерения сдопу-