Файл: Елизаветин М.А. Повышение надежности машин. Технологические основы повышения надежности машин.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.04.2024
Просмотров: 186
Скачиваний: 3
стимой погрешностью. Аналогично определяются номинальный и действительные профили, номинальное и действительное располо жение поверхностей и осей. Под профилем понимается контур се чения соответствующей поверхности плоскостью, ориентирован ной в заданном направлении.
Исходя из эксплуатационных, технологических и метрологи ческих соображений ГОСТом 10356—63 введены дифференциро ванные (элементарные) показатели, которые используются в ос новном для характеристики точности процесса изготовления, для выбора упрощенных методов контроля и для установления точ ности формы, если известно специфическое влияние того или ино го отклонения формы деталей на работу сопряжения. Кроме того, используют комплексные показатели отклонений формы профиля, характеризующие совокупность всех отклонений формы сечения поверхности и необходимые для контроля, так как большинство измерительных средств позволяет контролировать форму поверх ности в отдельных сечениях; эти показатели могут быть использо ваны также и для установления точностных требований исходя из эксплуатационных требований.
Для нормирования предельных отклонений формы и распо ложения поверхностей диаметром до 2000 мм установлено 12 ступеней точности (ГОСТ 10356—63). Ряды предельных откло нений формы и расположения поверхностей, установленные ГОСТом 10356—63, соответствуют 10-му ряду предпочтитель ных чисел.
Предельные отклонения формы и расположения поверхно стей должны назначаться только тогда, когда по условиям экс плуатации или изготовления деталей соединения величины от клонений формы и расположения должны быть меньше допус ка на размер. Отклонения формы должны регламентироваться комплексными показателями, так как они, характеризуя сово купность встречающихся отклонений, позволяют наиболее пол но ограничить отклонения формы и более обоснованно устано вить требования к точности формы исходя из эксплуатационно го назначения детали. Исключения могут быть допущены лишь в тех случаях, когда по конструктивным или технологическим условиям требуется установление дифференцированных пока зателей отклонений формы, например, в подшипниках каче ния. Отклонение формы и расположения поверхностей умень шает контактную жесткость стыковых поверхностей деталей машин и быстро изменяет установленный при сборке началь ный характер подвижных посадок. В подвижных посадках де талей, работающих при жидкостном трении, когда между тру щимися поверхностями находится слой смазки и они не имеют непосредственного контакта, указанные погрешности приводят к неравномерному зазору в продольных и поперечных сечениях, что нарушает ламинарное течение смазки, повышает температу ру и снижает несущую способность масляного слоя.
При пуске, торможении, уменьшении скоростей, перегрузках машин и в других случаях, когда не могут быть созданы условия жидкостного трения, возникает полужидкостное трение, при ко тором смазка не полностью разделяет трущиеся поверхности. В этом случае вследствие отклонений формы, шероховатости по верхности и других погрешностей контакт сопрягаемых поверх ностей деталей машин происходит по наиболее высоким верши нам неровностей поверхностей, что снижает эксплуатационные свойства деталей.
В процессе монтажа и эксплуатации машин форма деталей может изменяться. Для повышения качества сборочных единиц иногда преднамеренно искажают формы деталей при изготовле нии. Например, вкладыши коренных подшипников коленчатого вала некоторых двигателей имеют не цилиндрическую, а гипербо лическую форму, что обеспечивает контакт с валом по всей длине подшипника при деформации вала во время работы.
Экспериментально установлено, что отклонения формы дета лей в процессе работы механизма изменяются. Установлено, что исходная овальность зеркала цилиндра двигателей ГАЗ-69, ГАЗ-51, ГАЗ-12 и других не более 0,04 мм увеличивается до 0,1— 0,12 мм после 400 ч работы двигателя под нагрузкой, тогда как при исходных значениях овальности до 0,025 мм она увеличивает ся за такое же время работы двигателя до 0,05—0,06 мм.
Отклонения формы снижают долговечность деталей машин. Например, уменьшение конусности, овальности и корсетности шеек коленчатого вала двигателей указанных выше марок авто мобилей с 0,01 до 0,006 мм повысило срок службы вкладышей подшипников в 2,5—4 раза без появления очагов растрескива ния и выкрашивания рабочей поверхности.
В неподвижных посадках отклонения формы, волнистость и шероховатость поверхности сказываются на уменьшении проч ности соединения деталей вследствие неоднородности величины натяга и смятия неровностей на сопрягаемых поверхностях при запрессовке. Например, прочность прессового соединения вагон ных осей со ступицами колес со средней высотой неровностей по верхности около 36 мкм была на 40—50% ниже прочности соеди нения тех же деталей со средней высотой неровностей поверхно сти около 18 мкм, несмотря на то, что величина натяга до запрес совки в первом случае была на 15% больше, чем во втором.
Волнистость и шероховатость поверхности особенно влияют на точность посадок и герметичность ответственных соединений. Неровности, являясь концентраторами напряжений, снижают усталостную прочность, особенно при наличии переходов, выто чек и т. п. Коррозия металла возникает и распространяется бы стрее на грубо обработанных поверхностях, особенно в местах концентрации напряжений, корродированные же детали имеют значительно меньшую усталостную прочность. Для обеспечения высоких качеств деталей машин кроме ограничения оптимальной
высоты неровностей необходимо устанавливать оптимальный шаг и форму неровностей, т. е. радиусы закругления впадин, углы на клона боковых сторон выступов. Следовательно, для получения оптимальных эксплуатационных показателей машин, приборов или других изделий необходимо нормировать и определять дейст вительную точность линейных и угловых размеров, точность фор мы поверхности, точность расположения поверхностей, волнис тость и шероховатость поверхности. Для обеспечения заданной надежности машин, приборов и других изделий надо применять такие методы расчета посадок, которые бы обеспечили необходи мый запас точности.
Расчет посадок с зазором. Для обеспечения долговечности подшипники скольжения должны работать в условиях жидко стного трения, когда смазка полностью отделяет цапфу вала от вкладыша подшипника. В этом случае зазор в подшипниках должен определяться на основе гидродинамической теории смазки.
Несущая способность масляного клина, создаваемая при вращении элементов пары, значительно уменьшается при нали чии погрешностей в расположении цапфы и вкладыша подшип ника, а также погрешностей их формы в поперечном и продоль ном сечениях. При увеличении зазора увеличивается расход мас ла для смазки и ухудшаются эксплуатационные показатели ма шин. Если при изготовлении часть вкладышей будет иметь наи большие, а часть цапф—наименьшие предельные размеры, то при определенном сочетании запаса на износ практически не останет ся. Для обеспечения запаса на износ посадку подбирают по наи меньшему зазору, обеспечивающему жидкостное трение, с учетом температурных и силовых деформаций цапфы и вкладыша, а так же других конструктивных и эксплуатационных факторов.
Расчет посадок с гарантированным натягом. Для повышения долговечности и надежности посадок с натягом их необходимо вы бирать по расчетному натягу, определенному по воспринимаемой соединением осевой силе или крутящему моменту, или по наи большему натягу, определенному в соответствии с условиями прочности соединяемых деталей. Часть допуска натяга, идущая на запас прочности при сборке соединения (технологический за пас прочности), всегда должна быть меньше запаса прочности соединения при эксплуатации, так как она нужна для случая возможного повышения силы запрессовки, перекосов соединяе мых деталей, колебания коэффициента трения, температуры и других факторов.
При соединениях с гарантированным натягом предел выносли вости валов значительно снижается. Это объясняется концентра цией напряжений от натяга, контактным трением и контактной коррозией, приводящими к механическому повреждению поса дочной поверхности вала и к образованию очагов усталостных трещин. Повышение предела выносливости валов при прессовых
посадках (в 1,5—2 раза) достигается обкаткой роликами или дробеструйным наклоном подступичной части вала, ее закалкой с нагревом т. в. ч., цементацией, а также приданием ступице ко нической формы, введением разгружающих поясков у вала и раз гружающих выточек у втулки. Большое повышение несущей спо собности соединений с гарантированным натягом достигается на несением на соединяемые детали мягких антикоррозионных пок рытий и сборки соединений с нагревом втулки.
Обеспечение надежности посадок в механизмах, работающих при низких температурах. При назначении посадок механизмов, предназначенных для работы при низких температурах, предпо лагается, что известна посадка, обеспечивающая работоспо собность соединения при нормальной температуре. Эту посадку
условно будем |
называть |
исходной |
посадкой. Посадку, кото |
рую необходимо |
назначить |
в том же |
соединении для машины, |
работающей в |
условиях |
низких температур, назовем рас |
|
четной [18]. |
|
|
|
Для обеспечения работоспособности соединения в диапазоне температур от —60 до 20° С необходимо, чтобы предельные зазо ры (или натяги) расчетной посадки как при температуре —60° С, так и при +20° С по возможности не выходили за предельные за зоры (или натяги) исходной посадки. Изменение зазора (или на тяга) в соединении, вызванное отклонением температуры, при которой эксплуатируется соединение, от нормальной, называется температурным изменением посадки. Расчетная величина темпе ратурного изменения посадки At определяется по формуле
Аt = dAat,
где d — номинальный диаметр соединения;
Act = ад — «в — разность коэффициентов линейного расшире
ния материалов втулки (тіа ) и вала (ав) ; |
|
t = tx— t2 = 20 — (—60) = 80° С — перепад температур. |
|
Температурное изменение посадки (в диапазоне |
температур |
от —60 до +20°С) может быть определено также по |
графикам |
(рис. 36).
Например, требуется определить температурное изменение по садки At при диаметре соединения d = 50 мм. В первом случае втулка изготовлена из стали, а вал из латуни, а во втором вал — из стали, а втулка — из латуни. Пользуясь графиком, показан ным на рис. 36, для первого случая опускаем перпендикуляр из точки d = 50 мм до пересечения с линией сталь — латунь (линия Ст—Л) в точке А, а затем из точки А опускаем перпендикуляр на ось At и находим At = —30 мкм. Для второго случая величи ну At = ±27 мкм получим путем пересечения линии Л —Ст в точке В.
Усредненные значения коэффициентов линейного расширения в интервале температур ( + 20ч— 60° С) для применяемых в ма
шиностроении материалов можно найти в соответствующих справочниках.
Для удобства расчета температурное изменение посадки
может быть представлено в виде Дt = аК, |
где К = Даt. |
Значения коэффициентов К для некоторых характерных соче |
|
таний материалов сопрягаемых деталей |
приведены в табл. 1 2 . |
В зависимости от сочетания материалов |
коэффициент К может |
быть положительным или отрицательным. |
При положительных |
значениях коэффициента (К > 0; ад > «в) с уменьшением темпе
ратуры зазор уменьшается, а натяг увеличивается. При отрица тельных значениях коэффициента (К < 0; ад < ав) с уменьшени ем температуры зазор увеличивается, а натяг уменьшается.
Т а б л и ц а 12
Значения коэффициентов К для расчета температурных изменений посадок
|
|
Материал валов |
|
|
|
Материал втулок |
Алюмини |
Латунь |
Бронза |
Сталь |
Чугун |
|
евый |
||||
|
сплав |
|
|
|
|
Алюминиевый сплав . . |
0 |
0,00021 |
0,00029 |
0,00080 |
0,00086 |
Л а т у н ь ............................. |
—0,00021 |
0 |
0,00008 |
0,00059 |
0,00065 |
Бронза ............................. |
-0,00029 —0,00008 |
0 |
0,00051 |
0,00057 |
|
Сталь .............................. |
—0,00080 -0,00059 -0,00051 |
0 |
0,00006 |
||
Чугун ............................. |
—0,00086 —0,00065 -0,00057 —0,00006 |
0 |
При расчете температурного изменения посадки в соедине нии более чем двух деталей должно быть учтено влияние темпе ратурных изменений посадок между каждой парой деталей на посадку в рассматриваемой паре. Например, при расчете тем пературных изменений зазор между цапфой 1 и втулкой 3, за