Файл: Елизаветин М.А. Повышение надежности машин. Технологические основы повышения надежности машин.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.04.2024
Просмотров: 194
Скачиваний: 3
Из тугоплавких металлов значительный интерес представля ют молибден и его сплавы, вольфрам, хром, колумбий и тантал.
Молибден |
обладает хорошими |
механическими |
свойствами |
при |
|
высокой температуре и низким коэффициентом |
теплового рас |
||||
ширения. Коэффициент трения |
молибдена по молибдену |
при |
|||
температуре 480° С составляет |
примерно 1. С увеличением тем |
||||
пературы |
он уменьшается, |
составляя |
0,3 |
при температуре |
|
649° С. Свыше 760° С коэффициент трения |
быстро увеличивает |
ся. Такое изменение объясняется тем, что окисная пленка Мо03 образуется при температуре свыше 482° С, а при температуре более 760° С пленка Мо03 разрушается, и ее смазывающее дей ствие прекращается. Антифрикционные свойства несмазанного вольфрама во многом совпадают с молибденом, однако он силь но подвержен окислению. Механические свойства хрома более низкие, чем у других тугоплавких материалов, он менее подвер жен окислению, коэффициент трения его ниже, чем у вольфра ма и молибдена. Из специальных сплавов используют сплавы на железной основе, которые применяют до температуры не бо лее 540° С.
Существуют твердые сплавы из карбидов металлов и из оки
си алюминия, которые можно применять как для |
пар скольже |
ния, так и для пар качения. Хорошие результаты |
для работы в |
подшипниках при температурах до 870° С показал |
сплав на ос |
нове карбида титана с содержанием 17% Ni и 3,2% Mo. Сплавы из окиси алюминия А120зСг и Mo могут работать до температу ры 1200° С с высоким сопротивлением окислению. При темпера турах около 1100° С удовлетворительно работают пары из ке рамических материалов MgO — SiO; MgO — А120 3; А120 3 — ТіС; SiC — ТІО.
Материалы для пар трения, работающих в условиях высоко го вакуума. В условиях вакуума защитные пленки не образуют ся или их образование весьма затруднено, поэтому узлы трения необходимо смазывать или применять самосмазывающиеся ма териалы. Применяются и находятся в стадии исследования пары: металл — твердый сплав на основе окислов или карбидов, металл — пластик, металл — самосмазывающиеся композиции, металл по металлическому покрытию и металл — алмаз. Теф лон и найлон удовлетворительно работают по закаленной стали, металлокерамике, а также в паре с золотом и серебром. Само смазывающиеся композиции составляются на основе меди и се ребра, другими компонентами являются тефлон и смазывающи еся вещества типа дисульфида молибдена.
В условиях повышенных температур в качестве твердой смазки можно применять порошки легкоплавких металлов: свинца, олова, цинка, кадмия, сплава Вуда. Из указанных по рошков свинец в паре с нержавеющей сталью дал наименьший коэффициент трения. Использование титана как конструкцион ного материала при низких его антифрикционных свойствах
возможно при нанесении на его рабочие поверхности диффузи онным способом металлических покрытий из хрома, кобальта, железа, золота, платины, серебра и олова.
Полимерные материалы для узлов трения. Полимеры обла дают более низким коэффициентом трения, меньшим износом, не чувствительным к ударам и колебаниям, более дешевы и тех нологичны. Способность полимеров работать при смазке водой является важным их преимуществом перед металлами. Однако необходимо учитывать определенную специфику каждой от дельной конструкции. Известно, что пластмассы имеют склон ность к набуханию в воде, невысокую теплостойкость, обладают ползучестью при нормальной температуре и низким модулем упругости. Все это показывает, что прямая замена металла по лимерами не всегда целесообразна. Поэтому деталь из пласт массы не должна повторять металлическую, а должна конструи
роваться с |
учетом специфики полимерного материала. Сам же |
|
полимерный |
материал должен изготовляться с учетом конст |
|
рукции детали и условий ее работы путем подбора |
рецептуры |
|
и создания |
необходимой макроструктуры. Следует |
заметить, |
что наиболее перспективны для узлов трения специальные ком бинации полимеров с другими материалами, например, в поли амидные порошки вводят антифрикционные наполнители (гра фит, дисульфид молибдена, тальк и др.).
Армирование термопластов увеличивает их прочность, повы шает в 3—4 раза величину модуля упругости, улучшает ста бильность размеров и повышает теплостойкость. Распростране ние получили армированный найлон, полиэтилен и др. В неко торых условиях армированный найлон может обеспечить боль шую износостойкость, чем закаленная сталь. Во многих случа ях полиамиды следует применять в узлах трения в виде тонких покрытий, полученных газопламенным и вихревым напылени ем. В настоящее время разработан вибрационный способ нане
сения покрытия. Этот способ имеет |
некоторые |
преимущества |
|||
перед газопламенным и вихревым способами [30]. |
|
для рабо |
|||
Синтетические полимерные материалы пригодны |
|||||
ты в условиях контактных нагрузок. |
В линотипах |
(наборных |
|||
машинах) применяют найлоновые |
зубчатые |
колеса привода |
|||
клавиатуры, которые по сравнению |
с |
чугунными |
отличаются |
||
бесшумностью работы, не требуют смазки и |
не |
обнаруживают |
заметного износа после длительной эксплуатации. Подшипники с пластмассовыми шариками, или полностью изготовленные из пластиков, могут применяться при малой скорости вращения в случаях, когда необходимо обеспечить снижение веса изделия, коррозионную стойкость и сопротивление возможным ударам. Такие подшипники удовлетворительно работают при попадании пыли.
Использование эффекта избирательного переноса для повы шения износостойкости узлов трения. Одним из путей создания
высокоизносостойких пар трения является использование эф
фекта взаимного избирательного переноса металлов, |
наблюда |
|
емого при трении сплавов [95]. |
о |
сталь |
Было обнаружено, что при трении медных сплавов |
||
в среде глицерина, спиртоглицериновой смеси и в ряде |
конси |
стентных смазок и специальных жидкостей происходит выделе ние меди как на поверхности стали, так и медного сплава. При трении медь переходит с одной поверхности на другую, являясь как бы твердой смазкой и предохраняя поверхности трения от износа. Используя это явление, можно создать практически безызносные узлы трения [95].
Избирательный перенос можно использовать как средство снижения износа деталей, применяя смазки, содержащие порош ки бронзы или латуни (металлоплакирующие смазки). С его по мощью можно определить площади трения деталей при иссле довании процесса прирабатываемости.
На участках контакта в процессе трения вследствие повы шения температуры и давления, а также передеформации по верхностных слоев происходят своеобразные хемосорбционные (механо-химические) процессы, в результате которых с поверх ности медного сплава удаляются атомы примесей легирующих элементов, поверхность в тонком слое обогащается медью и как бы ожижается вследствие слияния вакансий, образуя прочные связи со смазкой. Новый мягкий и тонкий слой на поверхности обеспечивает минимальное трение и почти полностью восприни мает деформацию. Так как процесс деформации этого слоя про исходит в восстановительной среде (например, глицерин восста навливает окись меди до меди) и появление окисных пленок на образующемся медном пористом слое исключено, то дислока ции свободно в нем перемещаются и выходят на поверхность. Последнее устраняет развитие процессов усталостного разру шения и вместе с взаимным переносом металла с одной поверх ности на другую приводит к экспуатации узла трения практиче ски без износа.
Устойчивость этого эффекта определяется несколькими вза имосвязанными процессами. В обычных условиях какое-либо случайное увеличение трения, приводящее к повышению темпе ратуры, вызывает десорбцию или разрушение слоя смазки, что, в свою очередь, приводит к нарушению режима трения. В усло виях же избирательного переноса такое повышение температу ры приводит к дополнительному извлечению легирующих при месей путем механо-химического образования металлооргани ческих соединений (с глицерином или со смазкой), а возможно, и коллоидных растворов металла.
Схватывание при избирательном переносе обращено в по
лезный обратимый процесс. |
В этом случае оно происходит при |
|
отсутствии окисных пленок |
и положительном градиенте |
меха |
нических свойств по глубине (поверхность не наклепана) |
и по |
этому не приводит к увеличению сил трения и сокращает из нос.
На основании имеющегося опыта (95] можно утверждать* что использовать явление избирательного переноса рекомен дуется для повышения износостойкости пар трения бронза — сталь, а при определенных условиях пар трения сталь — сталь.. Возможно также применение эффекта избирательного переноса в полимерных покрытиях и использование его для определения
|
|
Сталь |
—і— Бронза |
! |
|
|
|
|
|
Ç |
" |
бронза |
Нержадеющая сталь |
|
|
|
а) |
б) |
|
Рис. 56. Схемы использования избирательного переноса:
1 — активный слой, обогащенный атомами меди; 2 — бронзовый элемент, создающий активный слой
площадей трения деталей, что имеет большое практическое ш теоретическое значение.
Многие трущиеся детали работают в режиме избирательно
го переноса. Это |
особенно |
проявляется |
для |
трущихся пар |
сталь — бронза, хромированная сталь — бронза |
при применении |
|||
смазок ЦИАТИМ-201 или ЦИАТИМ-203. |
В условиях избира |
|||
тельного переноса |
в десятки |
раз повышается |
износостойкость |
подвижных сочленений узлов шасси.
Специальные испытания букс из бронзы Бр.ОФ, дающих избирательный перенос в амортизаторах шасси самолетов* показали, что их износостойкость уже в первый период повыси лась в 8 раз. Наибольшего эффекта в повышении износостой кости, безусловно, следует ожидать при смазке деталей глице рином или спирто-глицериновой смесью. В общем виде безызносность трущихся пар в условиях избирательного переноса мо жет быть представлена схемой, показанной на рис. 56, а. В дан ном случае безызносность пары обусловлена тем, что каждая частичка, оторвавшись от поверхности, схватывается с этой же поверхностью или переносится на противоположную. Таким об разом исключается унос материала со смазкой.
Высокая износостойкость деталей получается и в том слу чае, когда медь, выделившаяся из бронзы, не покрывает сопря
женную поверхность, например, в случае трения |
нержавеющей |
стали 1Х18Н9Т или электролитического хромового покрытия. |
|
В таких условиях безызносность достигается тем, |
что оторвав |
шаяся с бронзового образца частица в силу большой способно сти к схватыванию (отсутствие окисных пленок, высокая пла стичность) не уходит из зоны трения, а схватывается с бронзо вым же образцом. Сопряженная твердая поверхность стали 1Х18Н9Т, соприкасаясь с пластичной пленкой слоя меди, насы щенного глицерином, не испытывает больших перегрузок и не разрушается под действием сил трения и поэтому изнашивается в ничтожной степени. Схема работы такой пары трения показа на на рис. 56, б.
Использовать явление избирательного |
переноса |
для умень |
шения износа деталей можно не только для пары |
бронза — |
|
сталь, но и для пары сталь — сталь. Если |
одна из |
трущихся |
стальных деталей будет иметь бронзовую вставку, которая при трении создает на сопряженной поверхности активный слой меди, то в последующей работе этот слой будет играть роль твердой смазки и предохранит поверхности от износа (рис. 56, в). Эле мент 2 (из бронзы Бр.АЖМц) при трении образует на нижнем образце слой меди, дающий избирательный перенос при работе этого образца с верхним. В случае даже небольшого износа это го слоя элемент 2 будет его все время восстанавливать.
При испытании верхний и нижний образцы смазывались спирто-глицериновой смесью. В результате испытаний было установлено, что нагрузка до заедания пары сталь — сталь уве личилась в 3—4 раза. Износа стальных образцов практически не было, так как на обеих трущихся поверхностях стальных об разцов имелся тонкий слой меди, который предохранял образцы от износа. По этой схеме работает чугунное уплотнительное кольцо бронзовой буксы и стальной цилиндр стойки шасси не которых самолетов. Уплотнительное кольцо во время работы имеет очень малый износ, так как на его рабочей поверхности и поверхности цилиндра образуется тонкий налет меди, выделив шийся вследствие избирательного переноса при трении бронзо вой буксы о стальную стойку шасси. В качестве смазки бронзо вой буксы, уплотнительного кольца и стойки шасси служит спирто-глицериновая смесь.
Таким образом, обеспечивая условия для осуществления из бирательного переноса, можно создать безызносные пары тре ния, применение которых позволит увеличить ресурс подвижных узлов и повысит надежность их работы.
Технология нанесения приработочных покрытий на стальные детали. Явление переноса металла при трении лежит в основе новых технологических процессов обработки поверхностей тру щихся деталей: фрикционного латунирования, бронзирования и меднения, разработанных Д. Н. Гаркуновым и В. Н. Лозовским (авторское свидетельство № 115744 от 23/ІѴ 1958 г.). Суть этих