Файл: Елизаветин М.А. Повышение надежности машин. Технологические основы повышения надежности машин.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.04.2024
Просмотров: 195
Скачиваний: 3
методов состоит в том, что стальные детали с целью предохра нения их от схватывания перед сборкой покрываются тонким слоем латуни, меди или бронзы. В процессе работы тонкие слои антифрикционных металлов улучшают приработку деталей и повышают их потивозадирные свойства. Для нанесения покры тий фрикционным методом не требуется специального обору дования и высокой квалификации рабочего.
Фрикционное меднение может быть использовано взамен электролитического цианистого меднения стальных деталей в
Рис. 57. Схема фрикционного ла тунирования стальной заготовки:
1 — заготовка; 2 — подвижной центр задней бабки; 3 — латун ный пруток; 4 — винт, закрепляю щий латунный пруток; 5 — плун жер; 6 — спиральная пружина; 7 — резьбовая пробка; 8 — корпус приспособления, закрепленный в
резцедержателе токарного станка; 9 — центр, закрепленный в патро не
кислых электролитах. Это имеет большое значение, так как про цесс цианистого меднения неэкономичен и требует особых мер по технике безопасности.
Фрикционному покрытию латунью и бронзой подвергают болты шарнирных сочленений, пальцы, втулки, оси, поршни и цилиндры агрегатов. Фрикционное покрытие латунью и бронзой поверхностей деталей, которые являются телами вращения, мо жно производить простейшими приспособлениями на обычном токарном станке. Схема установки для фрикционного латуниро вания на токарном станке показана на рис. 57.
Масляные или окисные пленки на поверхности деталей пре пятствуют схватыванию металлов при трении. Поэтому при фрикционной обработке необходимо обезжирить поверхность детали (промыть в бензине Б-70), а затем удалить с поверхно сти окисную пленку при помощи тонкой шлифовальной шкурки.
Однако при сухом трении металлов с различными механиче скими свойствами схватывание сопровождается взрывом от дельных относительно крупных частиц с поверхности менее проч ного материала и налипанием этих частиц на поверхность бо лее прочного. Это не позволяет получить ровное и сплошное покрытие. Кроме того, при сухом трении латуни или бронзы о сталь поверхности металлов интенсивно окисляются, вследст вие чего латунный или бронзовый слой, образующийся на по верхности стальной детали, имеет шероховатое, чешуйчатое
строение и состоит из отдельных расплюснутых частиц, слабо скрепленных между собой и легко отделяющихся от поверхно
сти детали.
Для создания на поверхности стальной детали сплошного ровного покрытия необходимо обеспечить повсеместное схваты вание поверхности детали с прутком из медного сплава и пере нос этого сплава на стальную поверхность не отдельными ку сочками, а сплошным слоем, состоящим из мелких частиц, хо рошо скрепленных со сталью н между собой. Это достигается применением технического глицерина, который в процессе фрик ционного покрытия латунью тонким слоем наносят кисточкой на стальную деталь (предварительно, как указывалось ранее, де таль должна быть обезжирена и зачищена тонкой шлифовальной шкуркой).
Фрикционная обработка производится при скорости сколь жения около 0,15—0,2 м/с, давлении 12—15 кгс/мм2, продольной подаче на оборот 0,1—0,2 мм. Число проходов по одному месту
1—2. При покрытии латунью |
Л -62 или Л С-59 поверхность |
стальной детали покрывается |
сплошным слоем толщиной 3— |
4 мкм, прочно скрепленным с основным материалом, а при по крытии бронзой и медью — слоем толщиной 2—3 мкм.
Глицерин, попадая на стальную поверхность, разрыхляет тонкую окисную пленку, которая возникла на детали после за
чистки шлифовальной шкуркой. Глицерин |
пластифицирует по |
||||
верхность медного сплава |
и создает условия для схватывания |
||||
со сталью. |
|
|
твердого |
раствора, |
|
При избирательном переносе, в случае |
|||||
происходит сепарация атомов. Атомы |
легирующих |
элементов, |
|||
растворяясь, уходят в смазку; атомы меди, соединяясь |
в груп |
||||
пы, переносятся на сталь. Этот процесс |
происходит |
медленно, |
|||
не за один-два прохода. |
При фрикционной |
обработке |
состав |
||
перенесенного материала |
не отличается |
от исходного. |
В этом |
случае материал переносится крупинками, которые прочно схва тываются со сталью и имеют между собой определенную связь. Глицерин, предохраняя поверхности от окисления, обеспечивает хорошее сцепление медного сплава со сталью. В результате ад сорбции создаются требуемые механические свойства медного сплава по глубине. Поверхностные слои сплава приобретают по сравнению с глубинными пониженные механические свойства. После того как медный слой соединится со сталью, разрушение все же происходит не по месту сцепления, а по некоторой глуби не. В месте спая разрушение произойти не может вследствие уп рочняющего действия стальной подкладки.
Явление упрочняющего действия твердой подкладки можно наблюдать, если наложить свинцовую фольгу толщиной в не сколько сотых миллиметра между двумя стальными плитами. При сдавливании фольги плитами даже при весьма больших нагрузках, создающих напряжения выше, чем предел текучести
свинца, не удастся сколько-нибудь уменьшить толщину свинцо вой фольги. Силы трения между фольгой и стальными пли тами будут сдерживать пластическую деформацию и тем са мым упрочнять тонкий слой фольги. Если пластинка свинца будет толстая, то сил трения будет недостаточно, и свинец при соответствующем напряжении потечет в средней части пла стинки.
Исследования по фрикционному покрытию латунью сталь ных деталей самолетов были выполнены В. Н. Лозовским. Эти ми исследованиями было установлено, что покрывать латунью можно стали в сыром и закаленном состоянии. Чугуны покры ваются латунью хуже. Нельзя нанести латунь на поверхность деталей, покрытых электролитическим хромом, никелем, окисными или фосфатными пленками.
Латунь может быть нанесена на детали, имеющие чистоту поверхности не ниже 6-го класса. При более низких классах ше роховатости латунный пруток не соприкасается с впадинами между выступами шероховатостей, что приводит к несплошному покрытию, а покрываются латунью только выступающие гре бешки. Начиная с 6—7-го классов чистоты поверхности, детали покрываются латунью сплошным слоем, при этом чистота по верхности деталей вплоть до 12-го класса не изменяется, т. е. класс чистоты поверхности до н после покрытия латунью со храняется.
Сравнительные испытания износостойкости покрытых и не покрытых латунью образцов на машине с возвратно-поступа тельным движением показали, что покрытие латунью образцов позволяет увеличить максимально допустимую нагрузку до зае дания пары трения сталь по стали при смазке ЦИАТИМ-201 на 40%, а при условии сухого трения — в 4,5 раза. Испытания тех же пар трения на специальном приборе при протягивании об разцов с постоянной сжимающей силой в 150 кгс показали, что при температуре 15—20° С в условиях сухого трения и при тем пературе 200° С как при сухом трении, так и при граничной смаз ке ЦИАТИМ-201 пара сталь по стали оказывается неработоспо собной.
Фрикционное покрытие латунью поверхностей образцов по зволило предотвратить схватывание и повреждение поверхно стей трения и снизить силы на протягивание образцов соответ
ственно: при температуре 15—-20° С с 260 до |
ПО кгс, при 200° С |
||
и сухом трении с 780 до |
115 кгс и при 200° С в условиях смазки |
||
ЦИАТИМ-201 с 420 до |
130 кгс. При испытании |
образцов на |
|
протягивание латунное покрытие, несмотря |
на |
пластическую |
деформацию поверхностного слоя, остается сплошным, что сви детельствует о высокой сцепляемости латунного покрытия со стальной поверхностью.
Износостойкость латунного покрытия зависит от величины давления, при котором происходит износ. Так, испытания пок
рытых латунью образцов на машине трения МИ при смазке маслом МС-20 и изменении давления от 600 до 150 кгс/см2 по казали, что работоспособность латунного покрытия повысилась (от 200 до 2600 оборотов образца). При этом критической вели чиной давления, выше которой резко сокращается износостой кость латунного покрытия, является величина порядка 200— 250 кгс/см2. Эти условия не являются предельными для практи ческого использования фрикционного покрытия латунью, так как, во-первых, имеется большое количество узлов машин, дета ли которых работают при высоких удельных нагрузках, но в процессе эксплуатации имеют ограниченное число циклов рабо ты, а, во-вторых, наибольшая вероятность выхода подвижного узла имеется в период приработки деталей, когда вследствие малой площади фактического контакта на поверхности трения могут возникнуть высокие давления. Поэтому наличие латун ного покрытия на поверхности детали особенно важно в период
их приработки, который даже при тяжелых |
условиях |
работы |
||
может не превышать времени износа |
латунного покрытия. |
|||
Стендовые и |
эксплуатационные |
испытания деталей, по |
||
крытых латунью |
фрикционным методом, |
которые проведены |
||
под руководством В. Н. Лозовского, |
показали хорошие |
резуль |
таты. Например, после 1000 циклов работы увеличение внутрен них утечек в цилиндре с поршнем, покрытым латунью, было в 2 раза меньшим, чем у обычного цилиндра. Кроме того, покры тие латунью торцовой поверхности штока позволило предот вратить разрушение поверхности крышки цилиндра, происхо дящее у обычных цилиндров в результате схватывания поверх ностей крышки и штока при их взаимных соударениях в про цессе работы.
В плунжерных парах топливной системы фрикционное по крытие латунью снижает коэффициент трения и повышает их сопротивление заеданию при перекосах.
Материалы для деталей, работающих в условиях абразивно го изнашивания. Материал для деталей, работающих в услови ях абразивного изнашивания, должен удовлетворять требо ваниям прочности, долговечности, а также экономичности и технологичности. Наиболее прочным материалом является сталь. Большое количество марок стали дает возможность
выбрать |
сталь, соответствующую |
данным |
условиям |
работы |
машины |
и характеру нагрузок, |
воздействующих на |
деталь. |
|
Хорошими заменителями стали |
являются |
модифицированные |
и высокопрочные чугуны, а в последнее время все большее при менение находят пластмассы.
Широкое применение для изготовления деталей, работающих в тяжелых условиях эксплуатации (размольное, дробильное оборудование и др.), т. е. в условиях абразивного износа, нахо дят легированные чугуны. Это позволяет не только существенно повысить срок службы (в 2—5 раз) деталей указанного обору
дования, но и соответственно улучшить технико-экономические показатели работы.
Исследованию износостойкости материалов и деталей посвя щены многие работы [11, 19, 98 и др.]. При исследовании изуча лось влияние состава стали на сопротивление изнашиванию путем истирания торца цилиндрического образца абразивной поверхностью (электрокорунд на бумаге) и истирания при сколь жении металла по металлу с абразивной прослойкой (возврат но-вращательное движение втулки по пальцу). В результате
Рис. 58. Влияние отношения твер дости втулки # в к твердости паль
ца Я п на износ q г :
J — суммарный износ; 2 — износ втулки; 3 — износ пальца [И. Н. Богачев, Л. Г. Журавлеві
исследования были сделаны следующие выводы: увеличение содержания углерода повышает износостойкость отожженных деталей, а в закаленных сталях увеличение износостойкости наблюдается только до эвтектоидного содержания углерода; изменение микроструктуры стали и легирование среднеуглеро дистых сталей не оказывает значительного влияния на износо стойкость; износостойкость стали зависит в основном от ее твер дости. Отпуск закаленной стали приводит к резкому ослабле нию влияния твердости на величину износа.
При скольжении металла по металлу с абразивной прослойкой износостойкость определяется твердостью и струк
турой |
металла, |
а также |
правильным |
выбором |
соотношения |
||
твердости трущихся поверхностей (рис. |
58). Для |
исследования |
|||||
износостойкости |
стали |
в зависимости |
от |
свойств |
и величины |
||
зерна |
абразива |
была |
взята |
пара втулка — палец |
с абразивной |
прослойкой между ними. Палец и втулку изготовляли из мало углеродистой стали с цементацией на глубину 3,0—3,5 мм и термической обработкой на заданную твердость. При одинако вой твердости втулки и пальца износ пальца оказался в 2—3 ра за больше износа втулки. При опыте с мягкой втулкой и твердым пальцем износ пальца изменялся незначительно, а износ втулки уменьшался более чем в 20 раз. Следовательно, во всех случаях абразивного изнашивания износостойкость определяется твердостью металла, абразива и соотношением между твердостями трущихся поверхностей металла.