Файл: Елизаветин М.А. Повышение надежности машин. Технологические основы повышения надежности машин.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.04.2024
Просмотров: 196
Скачиваний: 3
Проведенные исследования, а также опыт эксплуатации тракторов, экскаваторов, многих строительно-дорожных машин и различного рода двигателей показали, что абразивному изна шиванию могут противостоять очень твердые металлы и их сплавы, твердости которых или их структурных составляющих (фаз) мало отличаются от твердости абразива. Следовательно, при одной и той же твердости износостойкость различных мате риалов в условиях абразивного износа зависит от их микро структуры и твердости отдельных структурных составляющих. Поэтому для повышения износостойкости в условиях абразив ного износа необходимо упрочнять металлы способами химико термической обработки, обеспечивающими получение на рабо чих поверхностях деталей карбидов, нитридов, карбоборидов и других высокотвердых фаз.
Для повышения износостойкости в условиях абразивного износа при выборе термической обработки стали следует руко водствоваться получением наибольшей твердости при достаточ ной вязкости (из условий прочности). Следует также учитывать наиболее рациональную для абразивного изнашивания микро структуру стали. При выборе материалов для узлов трения, работающих в условиях абразивного износа, надо учитывать влияние нагрузки, скорости скольжения, температуры и агрес сивности абразивной среды. На скорость изнашивания при тре нии качения влияет степень проскальзывания трущихся поверх ностей.
С увеличением степени проскальзывания износостойкость снижается.
Лабораторное исследование износостойкости чугуна в зави симости от его структуры (изнашивание производилось абразив ной прослойкой по способу взаимного шлифования) показало, что лучшие результаты в отношении износостойкости чугуна имели образцы, структура металлической основы которых получена путем закалки и отпуска при температуре 400° С (троосто-сорбит) ; повышение износостойкости при увеличении твердости чугуна происходит только тогда, когда это связано с увеличением твердости металлической основы, а не с измене
нием |
строения |
графитовых включений; |
рост |
размеров |
графи |
||||||
товых |
включений при |
сохранении общего количества |
графита |
||||||||
уменьшает износ. |
|
|
|
формы |
более |
|
износо |
||||
Графитовые |
включения глобулярной |
|
|||||||||
стойки, чем |
включения |
пластинчатой |
формы; |
однако |
чугун |
||||||
с мелкими глобулярными |
графитовыми |
включениями, |
расстоя |
||||||||
ние между которыми невелико, может иметь |
меньшую |
|
износо |
||||||||
стойкость, чем чугун с более крупными |
включениями |
пластин |
|||||||||
чатой формы. |
износостойкости |
при абразивном изнашивании |
|||||||||
Сравнение |
|||||||||||
отдельных |
чугунов |
и сталей |
провели |
Я- Е. |
Гольдштейн и |
И. Я. Горбульский. За эталон при этом сравнении была принята
сталь 50. Ниже приведена относительная износостойкость, по лученная при исследовании различных материалов:
Чугун: |
|
|
|
белый ............................................................................................................. |
закален н ы й |
1,71 |
|
магниевый |
1,63 |
||
магниевый |
в литом состоянии.................................................................. |
1,12 |
|
к о в к и й ............................................................................................................. |
|
|
1,05 |
модифицированный МСЧ 38-60 .............................................................. |
1,05 |
||
СЧ 21 -40 ......................................................................................................... |
|
|
0,95 |
магниевый с ферритной основой.............................................................. |
0,75 |
||
Сталь 5 0 ................................................................................................................. |
|
|
1,00 |
Графитизированная сталь |
.................................................................................. |
0,96 |
|
Н. И. Коваленко |
предложил |
применять антифрикционные |
|
чугуны вместо стали. |
При исследовании износа блоков грузо- |
подъемных кранов, работающих в запыленной атмосфере металлургических цехов, было обнаружено, что там, где
позволяют условия прочности, блоки следует |
изготовлять |
из |
высококремнистого чугуна, который содержит |
в своем составе |
|
достаточное количество графита, являющегося |
хорошим |
сма |
зочным материалом, или из антифрикционного чугуна с глобу лярным графитом. Если же по условиям прочности блоки должны быть стальными, то ручьи этих блоков необходимо наваривать чугуном, антифрикционные свойства которому при
дает соответствующая |
обмазка электродов. Применение |
анти |
|
фрикционных чугунов для изготовления блоков или |
их |
ручьев |
|
в 2 раза увеличивает |
долговечность проволочных |
канатов и |
уменьшает износ самих блоков.
При изготовлении деталей цилиндро-поршневой группы двигателей внутреннего сгорания (гильзы цилиндров, поршне вые кольца), а также кулачков, толкателей, направляющих клапанов и подшипников рекомендуется использовать низколе гированные чугуны с добавками никеля марок ЧНХТ, ЧН1ХМД и ЧН1МШ (ГОСТ 11849—66). Хорошими антифрикционными свойствами обладает пористый чугун (АПЧ), который приме няют в качестве вкладышей подшипниковых узлов вместо более дорогих оловянистых и других бронз. Перспективным яв ляется изготовление из этого чугуна червячных колес тихоход ных передач.
Наибольшее распространение получили полиамидные смолы и поликапролактам. Эти пластмассы, обладая хорошими проч ностными свойствами, имеют повышенную износостойкость, в том числе высокую стойкость против абразивного изнашивания.
Данные о сравнительных лабораторных испытаниях шарни ров в абразивной среде (рис. 59) показывают увеличение шага шарниров со втулками из различных материалов в зависимости от числа циклов качания N. Испытываемые шарниры имели одинаковую конструкцию, а по размерам и нагрузкам соответ
ствовали шарнирам звеньев гусениц быстроходных машин.
Испытание проводилось при удельной нагрузке |
70—75 |
кгс/'см2 |
в абразивной среде, состоящей из смеси глины |
(75%) |
и песка |
(25%), разведенных в воде. Как показали испытания, износ шар ниров с пластмассовыми втулками был в 2—3 раза меньше, чем износ шарниров со втулками из стали Г13Л.
Наибольшей износостойкостью обладают пластмассы П54,
АК7, ПК4, П68, |
П75, капрон, М.7. Сопоставление |
величины |
микротвердости |
и относительной износостойкости |
материалов |
|
Рис. 59. Изменение линейного из |
|
|
носа шарниров: |
|
|
Î — шарниры со втулками из ста |
|
|
ли ГІЗЛ; 2, 3 — шарниры со втул |
|
|
ками из поликапролактама; 4, 5 — |
|
|
шарниры со втулками |
из полиа |
|
мидной смолы [В. Ф. Платонов] |
показывает, что износостойкость пластмасс практически не зави сит от твердости.
Перспективным материалом для некоторых деталей, рабо тающих в абразивной среде, является керамика, которая для деталей машин в настоящее время используется еще мало. Однако сравнительные эксплуатационные испытания на износо стойкость наконечников сельскохозяйственных опрыскивателей, выполненных из твердого сплава, керамики и стали, показали соотношения износостойкости трех этих видов наконечников как 18:3:1. Испытания позволили сделать вывод об экономической целесообразности замены стальных наконечников керами ческими.
Требования к материалам для несущих деталей и сборочных единиц
Несущая способность деталей и механизмов в значительной степени определяется соответствием физико-механических свойств материалов, выбранных для их изготовления, условиям эксплуатации. Все используемые в современном машинострое нии металлы и сплавы применяют в поликристаллическом состоянии. При этом огромное количество зон сопряжения отдельных кристаллов (границ зерен) влияет на прочность материалов. По мере повышения температуры сопротивление разрушению, как правило, снижается.
Изменяется также и механизм разрушения, которое проис ходит при неизменной скорости нагружения и относительно низких температурах преимущественно по телу зерен и при
более высоких температурах — по границам зерен. Температуру, при которой прочности тела и границ зерен одинаковы, часто называют эквикогезивной, значение ее непостоянно и зависит от ряда факторов (скорости нагружения, микроструктуры мате риала, длительности испытания и др.).
Изменение прочности тела и границ зерен в зависимости от температуры позволяет сделать следующие выводы. В материа лах, предназначенных для эксплуатации при низких темпе ратурах, особое внимание следует уделять упрочнению тела зерен, тогда как в материалах, используемых для изготовления деталей машин и механизмов, работающих в условиях высоко температурного нагрева, необходимо в первую очередь увели чивать прочность границ зерен.
Детали машин в процессе работы испытывают действие статических или переменных напряжений. Если эти напряжения превышают определенный уровень, то в материале детали по истечении определенного времени или числа циклов изменения напряжений начинают происходить необратимые изменения, которые вызывают старение и потерю работоспособности деталей.
Возникновение очагов начала разрушения и развитие про цесса старения зависят от многих факторов (характера и усло вий нагружения, материала, окружающей среды, конструкции детали и др.).
Старение материала деталей обычно происходит при экс плуатации машин. Например, сталь ржавеет, пластмасса теряет летучие компоненты, подшипники изнашиваются. Как пока зано в гл. I, для любого изделия, стареющего со временем, скорость изменения его свойств является функцией энергии реакций, происходящих в пределах этого изделия.
Анализируя данные гл. I, можно заключить, что при посто янстве внешней среды прочность изделия уменьшается со вре менем по экспоненциальному закону. Срок службы изделия до достижения минимальной прочности обратно пропорционален концентрации материала; логарифм долговечности изделия, отвечающей определенному значению прочности, обратно про порционален энергии среды. Проведенные исследования [106] различных материалов и сред подтверждают, что прочность R реального изделия будет превышать приложенную нагрузку Q лишь в течение ограниченного срока службы t\, так как проч ность обычно уменьшается в процессе старения. Поэтому изде лия будут работать без отказов только в течение некоторого конечного периода времени t\. За время tx надежность Р изде лия равна единице, а по истечении этого времени надежность равна нулю (рис. 60).
При известной нагрузке, а также начальной и мгновенной прочности изделия долговечность t можно вычислить аналити ческим способом. Для этого нужно решить уравнение R(t) = Q
относительно времени, |
где Q — нагрузка, |
а R(t) — прочность, |
||||
полученная из основного уравнения старения. |
|
снизится |
||||
Отказ изделия произойдет тогда, |
когда |
прочность |
|
|||
до значения нагрузки, а надежность будет равна нулю |
(рис. 60). |
|||||
При этом следует различать |
два случая |
старения. |
В |
первом |
||
случае старение изделия |
полностью |
определяется окружающи |
||||
ми условиями и не зависит |
от нагрузки. |
Во втором |
случае |
|||
долговечность зависит как от приложенной |
нагрузки, |
так и от |
||||
условий среды. |
|
|
|
|
|
|
Рис. 60. Изменение надежности Р в процессе снижения прочности (старения) при постоянной нагруз ке
Рассматривая физическую сущность старения, следует отме тить, что невозможно описать надежность изделия, находя щегося под действием нагрузки и среды, без учета времени и, особенно, долговечности изделия. В изделии, испытывающем старение, уменьшение нагрузки увеличивает его долговечность. Допустимая нагрузка на изделие зависит от количества энер гии и материала, присутствующего в среде, и требуемой долго вечности. Повышение долговечности изделий можно осуществить путем увеличения прочности изделия, уменьшения нагрузки, приложенной к изделию, и уменьшения скорости старения из делия. В процессе проектирования машин выбирается коэффи циент запаса прочности и соответствующая надежность. Реаль ный запас надежности в значительной степени определяется процессом производства. Послепроизводственные события, происходящие в период эксплуатации, связаны с величинами приложенных нагрузок и скоростью старения. Изменение ско рости старения (долговечности) можно обеспечить путем при менения соответствующих материалов для изготовления деталей и защиты их от воздействия внешней среды (потоков энергии) и проникновения материалов, вызывающих нарушения нормаль ной работы деталей соединений (наличие барьеров).
Материалы с высоким значением энергии активации испы тывают меньшее старение под влиянием того же количества энергии, участвующего в процессе старения. Такие материалы используются при работе в тяжелых энергетических условиях