Файл: Елизаветин М.А. Повышение надежности машин. Технологические основы повышения надежности машин.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.04.2024

Просмотров: 196

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Проведенные исследования, а также опыт эксплуатации тракторов, экскаваторов, многих строительно-дорожных машин и различного рода двигателей показали, что абразивному изна­ шиванию могут противостоять очень твердые металлы и их сплавы, твердости которых или их структурных составляющих (фаз) мало отличаются от твердости абразива. Следовательно, при одной и той же твердости износостойкость различных мате­ риалов в условиях абразивного износа зависит от их микро­ структуры и твердости отдельных структурных составляющих. Поэтому для повышения износостойкости в условиях абразив­ ного износа необходимо упрочнять металлы способами химико­ термической обработки, обеспечивающими получение на рабо­ чих поверхностях деталей карбидов, нитридов, карбоборидов и других высокотвердых фаз.

Для повышения износостойкости в условиях абразивного износа при выборе термической обработки стали следует руко­ водствоваться получением наибольшей твердости при достаточ­ ной вязкости (из условий прочности). Следует также учитывать наиболее рациональную для абразивного изнашивания микро­ структуру стали. При выборе материалов для узлов трения, работающих в условиях абразивного износа, надо учитывать влияние нагрузки, скорости скольжения, температуры и агрес­ сивности абразивной среды. На скорость изнашивания при тре­ нии качения влияет степень проскальзывания трущихся поверх­ ностей.

С увеличением степени проскальзывания износостойкость снижается.

Лабораторное исследование износостойкости чугуна в зави­ симости от его структуры (изнашивание производилось абразив­ ной прослойкой по способу взаимного шлифования) показало, что лучшие результаты в отношении износостойкости чугуна имели образцы, структура металлической основы которых получена путем закалки и отпуска при температуре 400° С (троосто-сорбит) ; повышение износостойкости при увеличении твердости чугуна происходит только тогда, когда это связано с увеличением твердости металлической основы, а не с измене­

нием

строения

графитовых включений;

рост

размеров

графи­

товых

включений при

сохранении общего количества

графита

уменьшает износ.

 

 

 

формы

более

 

износо­

Графитовые

включения глобулярной

 

стойки, чем

включения

пластинчатой

формы;

однако

чугун

с мелкими глобулярными

графитовыми

включениями,

расстоя­

ние между которыми невелико, может иметь

меньшую

 

износо­

стойкость, чем чугун с более крупными

включениями

пластин­

чатой формы.

износостойкости

при абразивном изнашивании

Сравнение

отдельных

чугунов

и сталей

провели

Я- Е.

Гольдштейн и

И. Я. Горбульский. За эталон при этом сравнении была принята


сталь 50. Ниже приведена относительная износостойкость, по­ лученная при исследовании различных материалов:

Чугун:

 

 

 

белый .............................................................................................................

закален н ы й

1,71

магниевый

1,63

магниевый

в литом состоянии..................................................................

1,12

к о в к и й .............................................................................................................

 

 

1,05

модифицированный МСЧ 38-60 ..............................................................

1,05

СЧ 21 -40 .........................................................................................................

 

 

0,95

магниевый с ферритной основой..............................................................

0,75

Сталь 5 0 .................................................................................................................

 

 

1,00

Графитизированная сталь

..................................................................................

0,96

Н. И. Коваленко

предложил

применять антифрикционные

чугуны вместо стали.

При исследовании износа блоков грузо-

подъемных кранов, работающих в запыленной атмосфере металлургических цехов, было обнаружено, что там, где

позволяют условия прочности, блоки следует

изготовлять

из

высококремнистого чугуна, который содержит

в своем составе

достаточное количество графита, являющегося

хорошим

сма­

зочным материалом, или из антифрикционного чугуна с глобу­ лярным графитом. Если же по условиям прочности блоки должны быть стальными, то ручьи этих блоков необходимо наваривать чугуном, антифрикционные свойства которому при­

дает соответствующая

обмазка электродов. Применение

анти­

фрикционных чугунов для изготовления блоков или

их

ручьев

в 2 раза увеличивает

долговечность проволочных

канатов и

уменьшает износ самих блоков.

При изготовлении деталей цилиндро-поршневой группы двигателей внутреннего сгорания (гильзы цилиндров, поршне­ вые кольца), а также кулачков, толкателей, направляющих клапанов и подшипников рекомендуется использовать низколе­ гированные чугуны с добавками никеля марок ЧНХТ, ЧН1ХМД и ЧН1МШ (ГОСТ 11849—66). Хорошими антифрикционными свойствами обладает пористый чугун (АПЧ), который приме­ няют в качестве вкладышей подшипниковых узлов вместо более дорогих оловянистых и других бронз. Перспективным яв­ ляется изготовление из этого чугуна червячных колес тихоход­ ных передач.

Наибольшее распространение получили полиамидные смолы и поликапролактам. Эти пластмассы, обладая хорошими проч­ ностными свойствами, имеют повышенную износостойкость, в том числе высокую стойкость против абразивного изнашивания.

Данные о сравнительных лабораторных испытаниях шарни­ ров в абразивной среде (рис. 59) показывают увеличение шага шарниров со втулками из различных материалов в зависимости от числа циклов качания N. Испытываемые шарниры имели одинаковую конструкцию, а по размерам и нагрузкам соответ­


ствовали шарнирам звеньев гусениц быстроходных машин.

Испытание проводилось при удельной нагрузке

70—75

кгс/'см2

в абразивной среде, состоящей из смеси глины

(75%)

и песка

(25%), разведенных в воде. Как показали испытания, износ шар­ ниров с пластмассовыми втулками был в 2—3 раза меньше, чем износ шарниров со втулками из стали Г13Л.

Наибольшей износостойкостью обладают пластмассы П54,

АК7, ПК4, П68,

П75, капрон, М.7. Сопоставление

величины

микротвердости

и относительной износостойкости

материалов

 

Рис. 59. Изменение линейного из­

 

носа шарниров:

 

 

Î — шарниры со втулками из ста­

 

ли ГІЗЛ; 2, 3 — шарниры со втул­

 

ками из поликапролактама; 4, 5 —

 

шарниры со втулками

из полиа­

 

мидной смолы [В. Ф. Платонов]

показывает, что износостойкость пластмасс практически не зави­ сит от твердости.

Перспективным материалом для некоторых деталей, рабо­ тающих в абразивной среде, является керамика, которая для деталей машин в настоящее время используется еще мало. Однако сравнительные эксплуатационные испытания на износо­ стойкость наконечников сельскохозяйственных опрыскивателей, выполненных из твердого сплава, керамики и стали, показали соотношения износостойкости трех этих видов наконечников как 18:3:1. Испытания позволили сделать вывод об экономической целесообразности замены стальных наконечников керами­ ческими.

Требования к материалам для несущих деталей и сборочных единиц

Несущая способность деталей и механизмов в значительной степени определяется соответствием физико-механических свойств материалов, выбранных для их изготовления, условиям эксплуатации. Все используемые в современном машинострое­ нии металлы и сплавы применяют в поликристаллическом состоянии. При этом огромное количество зон сопряжения отдельных кристаллов (границ зерен) влияет на прочность материалов. По мере повышения температуры сопротивление разрушению, как правило, снижается.

Изменяется также и механизм разрушения, которое проис­ ходит при неизменной скорости нагружения и относительно низких температурах преимущественно по телу зерен и при


более высоких температурах — по границам зерен. Температуру, при которой прочности тела и границ зерен одинаковы, часто называют эквикогезивной, значение ее непостоянно и зависит от ряда факторов (скорости нагружения, микроструктуры мате­ риала, длительности испытания и др.).

Изменение прочности тела и границ зерен в зависимости от температуры позволяет сделать следующие выводы. В материа­ лах, предназначенных для эксплуатации при низких темпе­ ратурах, особое внимание следует уделять упрочнению тела зерен, тогда как в материалах, используемых для изготовления деталей машин и механизмов, работающих в условиях высоко­ температурного нагрева, необходимо в первую очередь увели­ чивать прочность границ зерен.

Детали машин в процессе работы испытывают действие статических или переменных напряжений. Если эти напряжения превышают определенный уровень, то в материале детали по истечении определенного времени или числа циклов изменения напряжений начинают происходить необратимые изменения, которые вызывают старение и потерю работоспособности деталей.

Возникновение очагов начала разрушения и развитие про­ цесса старения зависят от многих факторов (характера и усло­ вий нагружения, материала, окружающей среды, конструкции детали и др.).

Старение материала деталей обычно происходит при экс­ плуатации машин. Например, сталь ржавеет, пластмасса теряет летучие компоненты, подшипники изнашиваются. Как пока­ зано в гл. I, для любого изделия, стареющего со временем, скорость изменения его свойств является функцией энергии реакций, происходящих в пределах этого изделия.

Анализируя данные гл. I, можно заключить, что при посто­ янстве внешней среды прочность изделия уменьшается со вре­ менем по экспоненциальному закону. Срок службы изделия до достижения минимальной прочности обратно пропорционален концентрации материала; логарифм долговечности изделия, отвечающей определенному значению прочности, обратно про­ порционален энергии среды. Проведенные исследования [106] различных материалов и сред подтверждают, что прочность R реального изделия будет превышать приложенную нагрузку Q лишь в течение ограниченного срока службы t\, так как проч­ ность обычно уменьшается в процессе старения. Поэтому изде­ лия будут работать без отказов только в течение некоторого конечного периода времени t\. За время tx надежность Р изде­ лия равна единице, а по истечении этого времени надежность равна нулю (рис. 60).

При известной нагрузке, а также начальной и мгновенной прочности изделия долговечность t можно вычислить аналити­ ческим способом. Для этого нужно решить уравнение R(t) = Q


относительно времени,

где Q — нагрузка,

а R(t) — прочность,

полученная из основного уравнения старения.

 

снизится

Отказ изделия произойдет тогда,

когда

прочность

 

до значения нагрузки, а надежность будет равна нулю

(рис. 60).

При этом следует различать

два случая

старения.

В

первом

случае старение изделия

полностью

определяется окружающи­

ми условиями и не зависит

от нагрузки.

Во втором

случае

долговечность зависит как от приложенной

нагрузки,

так и от

условий среды.

 

 

 

 

 

 

Рис. 60. Изменение надежности Р в процессе снижения прочности (старения) при постоянной нагруз­ ке

Рассматривая физическую сущность старения, следует отме­ тить, что невозможно описать надежность изделия, находя­ щегося под действием нагрузки и среды, без учета времени и, особенно, долговечности изделия. В изделии, испытывающем старение, уменьшение нагрузки увеличивает его долговечность. Допустимая нагрузка на изделие зависит от количества энер­ гии и материала, присутствующего в среде, и требуемой долго­ вечности. Повышение долговечности изделий можно осуществить путем увеличения прочности изделия, уменьшения нагрузки, приложенной к изделию, и уменьшения скорости старения из­ делия. В процессе проектирования машин выбирается коэффи­ циент запаса прочности и соответствующая надежность. Реаль­ ный запас надежности в значительной степени определяется процессом производства. Послепроизводственные события, происходящие в период эксплуатации, связаны с величинами приложенных нагрузок и скоростью старения. Изменение ско­ рости старения (долговечности) можно обеспечить путем при­ менения соответствующих материалов для изготовления деталей и защиты их от воздействия внешней среды (потоков энергии) и проникновения материалов, вызывающих нарушения нормаль­ ной работы деталей соединений (наличие барьеров).

Материалы с высоким значением энергии активации испы­ тывают меньшее старение под влиянием того же количества энергии, участвующего в процессе старения. Такие материалы используются при работе в тяжелых энергетических условиях