Файл: Елизаветин М.А. Повышение надежности машин. Технологические основы повышения надежности машин.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.04.2024

Просмотров: 213

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

зультате закалки на 69%. Изломы

закаленных

образцов

с отверстиями показали, что характерные

зоны, определяющие

начало образования усталостной трещины, находятся

у поверх­

ности отверстия под закаленным слоем, что подтверждается анализом изломов образцов других групп.

На образцах без поверхностной закалки закрепление втулки вызвало резкое уменьшение предела выносливости до 36,5 кгс/'мм2. Таким образом, поверхностная закалка повысила предел выносливости образцов с неподвижными посадками в 2,5 раза.

Рис. 99. Кривые усталости er-, гладких образцов из стали 40, под­ вергнутых электрозакалке (кривая I ) и электрозакалке с последую­ щим дробеструйным наклепом (кри­ вая 2)

На первых

стадиях

внедрения поверхностной закалки

с индукционным

нагревом

для деталей железнодорожного

транспорта не были учтены особенности границы закаленной и незакаленной зон деталей, что приводило к понижению долго­ вечности деталей (например, пальцев кривошипов и зубьев зубчатых передач). Ослабление граничной зоны может происходить по двум причинам. Во-первых, около поверхностно­ закаленного слоя может быть нарушена исходная структура металла. Во-вторых, около закаленного слоя могут образовы­

ваться зоны с остаточными растягивающими

напряжениями.

В ряде случаев

граница закаленной

и незакаленной

зон по

технологическим

причинам остается

в опасном

месте

деталей

(шейки коленчатых валов, галтельные переходы зубьев зубча­ тых колес и др.). В подобных случаях целесообразно после термической обработки применять местную пластическую деформацию деталей.

Для определения эффективности поверхностного наклепа закаленных деталей И. В. Кудрявцевым были проделаны сле­ дующие эксперименты. Одна из серий гладких образцов из ста­ ли 40 диаметром 18 мм, закаленных с применением индукцион­ ного нагрева, была подвергнута последующей дробеструйной обработке на дробемете ДУ-1. Испытания на усталость


(рис. 99) не обнаружили значительного различия по пределам выносливости между обработанными и необработанными дро­ бью образцами. Предел выносливости обработанных дробью образцов оказался равным 43,5 кгс/мм2, что только на 1 кгс/мм2 превосходит соответствующее значение для необработанных дробью образцов. Долговечность образцов, подвергнутых дробе­ струйной обработке при испытаниях с перегрузками, оказалась заметно более высокой, чем долговечность образцов без дробе­ струйной обработки.

Аналогичные опыты

были

проведены

М.

 

С.

Коссым

с поверхностно-закаленными

образцами из

стали

45

(глубина

закаленного слоя 2,5 мм).

Последующая

за

поверхностной

закалкой дробеструйная обработка увеличила предел

выносли­

вости образцов диаметром

18 мм

на незначительную

величину

(около 6%).

 

 

 

 

 

 

 

Исследования влияния поверхностной закалки на предел

выносливости стали показывают, что место

перехода

закален­

ного слоя к незакаленному не находится в рабочей

(напряжен­

ной) зоне детали, так как это место будет зоной

концентрации

напряжений. Если закаливается только рабочая часть образца (галтели не закаливаются), то предел выносливости такого образца оказывается ниже предела выносливости незакален­ ного.

Следовательно, поверхностная закалка с индукционным нагревом может приводить к образованию в поверхностном слое сжимающих напряжений. В этих случаях применение поверх­ ностной закалки повышает предел выносливости стальных деталей. Особенно эффективен этот процесс для деталей, имеющих концентраторы напряжений. Во многих случаях в ре­ зультате поверхностной закалки чувствительность деталей к концентраторам напряжений снижается до нуля.

Дробеструйный наклеп поверхностно-закаленных наружных поверхностей цилиндрических деталей не приводит к суще­ ственному дополнительному повышению предела выносливости и поэтому является нецелесообразным. Зоны поверхностно­ закаленных деталей, где обрывается закаленный слой, являются ослабленными. Предел выносливости их значительно снижается (до 33%). Это объясняется наличием остаточных напряжений растяжения в зоне обрыва слоя, а также возможным изменени­ ем структуры металла вследствие местного отпуска.

Для упрочнения зон обрыва закаленного слоя целесообразно применять метод комбинированной обработки (поверхностная закалка и последующий поверхностный наклеп ослабленных зон). Этот метод позволяет восстановить предел выносливости ослабленных мест. Практически такой способ целесообразно

применять, в частности, для шеек коленчатых валов

(где

закаленный слой обрывается в опасной зоне у перехода

шейки

к галтелям), ступенчатых валов и других деталей.

 


Совмещение

упрочнения наклепом с гидрополированием.

Значительное

повышение эксплуатационных свойств

может

быть достигнуто при совмещении упрочнения наклепом

дробью

и гидрополированием. Влияние обработки гидрополированием на износостойкость стали изучалось на роликовых образцах диаметром 45 мм и высотой 10 мм из улучшенной стали 45, ОХЗМ, ОХНЗМФА и ЗОХГСА. Часть образцов была подвергнута

механическому полированию,

а остальные — гидрополированию

(в обоих случаях создавалась

одинаковая шероховатость

по­

верхности), после чего все образцы испытывали на износ

на

машине МИ. Предварительное шлифование всех образцов вы­

полняли при одинаковом

режиме,

со строгим

контролем каче­

ства получаемой поверхности [36].

при

трении скольжения и

Изнашивание образцов

изучали

трении качения с 10%-ным

скольжением, со

смазкой

и

без

смазки. Нагрузку на образцы изменяли

от 50

до

150

кгс,

что

создавало напряжение

в поверхностном

слое

39—68

кгс/мм2.

В качестве характеристики

износа

были

приняты:

абсолютный

весовой износ (за 8 ч испытания при 200 об/мин), смятие (изме­ нение диаметра) образца, изменение микроструктуры и перво­ начальной шероховатости поверхности трения и изменение коэффициента трения.

Как показали испытания, при обработке поверхности трения методом гидрополирования износостойкость повышается на 25—30% по сравнению с механическим полированием, причем величина износа зависит от фактической шероховатости поверх­ ности. С увеличением шероховатости износ увеличивается, хотя коэффициент трения в диапазоне от 4 до 10-го классов чистоты по ГОСТу 2789—59 существенно не меняется. Оптимальная микрогеометрия поверхности (при которой износ минимален) устанавливается в зависимости от условий нагружения и изна­ шивания и физико-механических свойств материала, главным образом его поверхностного слоя.

Чтобы определить влияние наклепа, изучали износостойкость образцов из стали ОХНЗМ, поверхность трения которых была наклепана дробью на различную глубину, а также образцов, поверхность трения которых после наклепа дробью была под­ вергнута механическому полированию и гидрополированию. Экспериментами было установлено, что с увеличением глубины наклепа износостойкость растет до определенного предела, а затем снижается. Износостойкость образцов, поверхность тре­ ния которых была наклепана на глубину 0,35 мм (время обдув­ ки 1 мин), была такой же, как образцов, обработанных реза­ нием (точением или грубым шлифованием). При наклепе об­ разцов на глубину 0,2 мм (время обдувки 30 с) в условиях данного опыта (трение с 10%-ным скольжением, поверхность трения смазана) износостойкость стали ОХНЗМ повышалась на 50—100% в зависимости от величины нагрузки. С увеличением


нагрузки глубину предварительного наклепа следует умень­ шать, так как поверхность получает наклеп в процессе испытания в результате действия нагрузки и «перенаклеп» приведет к усилению изнашивания.

Влияние гидрополирования на коррозионную стойкость ста­

ли

изучалось

в сравнении

с влиянием

 

обдувки

дробью

и

механического

полирования

на образцах

 

размером

80 х

50 X

X 5 мм из стали

1X13. Предшествующая механическая обработ­

ка образцов заключалась

в

шлифовании

 

или

 

фрезеровании.

м г/м г

 

 

 

 

 

 

После обработки

дробью

 

 

 

 

 

 

была достигнута

шерохо­

 

 

 

 

 

 

 

 

ватость

поверхности 4-го

 

 

 

 

 

 

 

 

класса чистоты, после ме­

 

 

 

 

 

 

 

 

ханического

полирования

 

 

 

 

 

 

 

 

и

гидрополирования

 

 

 

 

 

 

 

 

8-го

 

класса

чистоты

(по

 

 

 

 

 

 

 

 

ГОСТу 2789—59). Кроме

 

 

 

 

 

 

 

 

того,

испытанию

были

 

 

 

 

 

 

 

 

подвергнуты образцы,

по­

 

 

 

 

 

 

 

 

верхность

которых

после

 

 

 

 

 

 

 

 

обработки

 

дробью

была

 

 

 

 

 

 

 

 

доведена до 6-го класса

 

 

 

 

 

 

 

 

чистоты

 

гидрополирова­

 

 

 

 

 

 

 

 

нием

и механическим

по­

 

 

 

 

 

 

 

 

лированием. Все образцы

 

/ \2\J\4К

1 ЩЗЩВ

 

1 jïjx

были изготовлены из ста­

Лары соляной

 

f

e

 

 

 

ли одной плавки,

подвер­

М орская

Пары Воды

гнутой

после

прокатки

 

кислот ы

 

Вода

 

 

 

 

 

 

 

 

 

нормализации.

 

Испыта­

Рис. 100. Влияние метода обработки и корро­

ния

 

проводили

в

течение

зионной среды

на

коррозионную

стойкость

45

суток

в трех

различ­

стали 1X13:

 

 

 

 

 

 

1 — обработка дробью; 2 — обработка дро­

ных средах: в парах соля­

бью

с последующим

механическим

полиро­

ной

 

кислоты,

в

морской

ванием; 3 — обработка дробью с последую­

 

щим

гидрополированием;

4 — механическое

воде и в парах воды.

 

полирование; 5 — гидрополирование

 

 

Коррозионная

 

стой­

 

 

 

 

 

 

 

 

кость в

зависимости

от

метода обработки поверхности определялась изменением веса образцов, временем до появления первого коррозионного цент­ ра, характером распределения продуктов коррозии по поверх­ ности, глубиной очагов поражения. Изменение веса образцов в результате коррозии показано на рис. 100.

Повышенную коррозионную стойкость образцов, подвергну­ тых гидрополированию, в морской воде и парах воды следует объяснять более равномерной шероховатостью поверхности, что уменьшает местную коррозию в результате действия газов и электролита, а также равномерной интенсивностью поверхност­ ного слоя. Влияние этих факторов объясняется главным обра­ зом изменением электродного потенциала поверхности и умень­


шением количеств гальванических микроэлементов на гидро­ полированной поверхности.

Дробеструйная обработка резко снижает коррозионную стойкость стали. Обработка поверхности гидрополированием после обработки дробью повышает коррозионную стойкость стали в морской воде и парах воды в 3,5 раза, а обработка ме­ ханическим полированием — в 2,5 раза. При этом коррозионная стойкость стали, обработанной дробью с последующим гидро­ полированием, оказалась ниже, чем стойкость такой же стали, подвергнутой последующему механическому полированию. Это объясняется тем, что на гидрополированной поверхности остают­ ся следы жидкости, содержащей нитрат натрия. В этом случае под действием паров соляной кислоты образуются окислы азота, усиливающие коррозию. В более активной среде (в парах соля­ ной кислоты) коррозионная стойкость образцов из стали 1X13 меньше зависит от способа обработки поверхности.

Характер распределения продуктов коррозии

зависит

от

метода обработки поверхности; состав коррозионной среды

на

него не влияет. На

поверхности, обработанной гидрополирова­

нием, продукты коррозии распределяются более

равномерно,

чем на поверхности,

полированной механически.

Равномерное

распределение продуктов коррозии на поверхности благоприят­ но сказывается на прочности деталей, работающих под напря­ жением и при вибрации, так как при этом уменьшается возможность разрушения деталей от «коррозионных трещин», являющихся концентраторами напряжений.

Влияние обработки гидрополированием на предел выносли­

вости

стали

изучалось

на

обычных

образцах

диаметром

14 мм

с концентратором

напряжений

в виде

кругового над­

реза глубиной

1 мм. Все

образцы изготовляли

на токарном

станке

из стали 1X13

одной плавки

после

нормализации

(НВ 200)

при одинаковых режимах.

Затем

поверхность участка

образца

с

надрезом

обрабатывали

гидрополированием

(до

б-го класса

чистоты)

или механическим

полированием

(до

8-го класса чистоты), или дробью (до 5-го класса чистоты), или дробью с последующим гидрополированием (до 7-го класса чистоты). В зависимости от метода обработки поверхностный слой образцов имел различную глубину наклепа: после обработ­

ки дробью 0,3 мм; дробью

с абразивом

0,2

мм;

гидрополиро­

ванием (зерно ЭК-100) 0,15 мм;

после

грубого

шлифования

0,75 мм.

 

 

 

 

 

 

 

Затем семь образцов из каждой серии испытывали на маши­

не У-12 при базе ІО7 циклов

с

построением

кривых предела

выносливости.

 

испытаний,

предел

выносливости

Как показали результаты

образцов, обработанных

гидрополированием,

по

сравнению

с прочностью образцов, обработанных механическим полирова­ нием, повысился на 15%, обработанных дробью — на 23%, а