Файл: Реферативная часть.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.04.2024

Просмотров: 33

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


В процессе игр педагог должен использовать различные наглядные пособия: карточки с числовыми фигурами, карточки, которые основаны на соответствии цветов, для закрепления знаний дошкольников о череде и последовательности дней недели, изображение предметов, карточки с инструкциями для дошкольников. Эти средства позволяют визуализировать различные временные категории и производить с ними определенные манипуляции, уметь находить недостающие дни недели, определять правильно место для пропущенного месяца, расставлять по ранжиру, определять, когда именно это произошло, производить другие игровые действия. Следовательно, можно сделать вывод, что особенности формирования у детей дошкольного возраста временных представлений состоят, в первую очередь, в необходимости учета детского восприятия и комплексного применения методических приемов, в особенности, дидактических игр и технологии моделирования.

Таким образом, особенностью формирования представлений о времени у детей старшего дошкольного возраста используются различные педагогические средства и методы, среди которых выступает игра, позволяет придать временным интервалам наглядную форму и тем самым обеспечить доступность для понимания дошкольниками временной последовательности и свойств времени.
1.3 Педагогическая ценность дидактических игр развитие представлений о времени у детей 6 лет
Дидактическая игра – это сложное, многогранное явление. Она имеет большое образовательное и развивающее значение, мобилизует умственные способности ребенка, его воображение, внимание, память и другие познавательные процессы, помогает детям устанавливать связь между различными явлениями, пользоваться своими знаниями, выражать их словом.

В дидактических играх происходит не только усвоение знаний, умений и навыков, но и развивается эмоционально-волевая сфера. Дидактическая игра помогает сделать учебный материал увлекательным, создать радостное рабочее настроение, а положительные эмоции облегчают процесс познания. А.В. Запорожец, оценивая роль дидактической игры, справедливо указывал: «Нам необходимо добиваться того, чтобы дидактическая игра была не только формой усвоения отдельных знаний и умений, но и способствовала бы общему развитию ребенка, служила формированию его способностей».


В процессе дидактических игр обогащается чувственный опыт ребенка, многие сложные явления расчленяются на простые и наоборот, единичные обобщаются, то есть осуществляется аналитическая и синтетическая деятельность, пополняется и активизируется словарь, развивается связная речь, происходит развитие выразительности речи, творческой фантазии.

В процессе дидактических игр формируется умение подчиняться правилам, так как от точности соблюдения правил зависит успех игры.

Подходы к пониманию дидактической игры весьма многогранны. Так, например, И.М. Яковлева под дидактической игрой понимает целенаправленную, взаимную деятельность педагога и ребенка, имитирующую реальные условия при формировании знаний, умений и навыков.

По мнению А.Н. Леонтьева, дидактические игры относятся к «рубежным играм», представляя собой переходную форму к той неигровой деятельности, которую они подготавливают. Эти игры способствуют развитию познавательной деятельности, интеллектуальных операций, произвольности, представляющих основу учебной деятельности. Оценивая дидактическую игру и ее роль в системе обучения, А.П.Усова писала: «Дидактические игры, игровые задания и приемы позволяют повысить восприимчивость детей, разнообразят учебную деятельность ребенка, вносят занимательность».

Е.И. Удальцова отмечала, что характерные особенности дидактических игр заключаются в том, что они создаются взрослыми с целью обучения детей. Дидактическая игра носит обучающий характер и по своему оснащению и действиям играющих не должна отвлекать ребенка от освоения и закрепления определенных новых или повторения уже известных знаний. Однако, созданные в дидактических целях, они остаются играми. Ребенка в этих играх привлекает прежде всего игровая ситуация, а играя, он незаметно для себя решает дидактическую задачу.

В работах Ф.Н.Блехер, Е.И.Удальцовой, А И Сорокиной отмечается, что дидактическая игра становится игрой благодаря наличию в ней разных игровых моментов: ожидания и неожиданности, элементов загадки, движения, соревнования, распределения ролей и др. К структурным составляющим дидактической игры относятся: дидактическая задача, игровая задача, правила игры, игровые действия, результат (подведение итогов).

В каждой дидактической игре своя обучающая задача, что отличает одну игру от другой. Определяя задачу, надо, прежде всего, иметь в виду, какие знания, представления детей должны усваиваться, закрепляться детьми, какие умственные операции в связи с этим должны развиваться, какие качества личности детей можно формировать средствами данной игры (наблюдательность, настойчивость в достижении поставленной цели, активность, самостоятельность и др.)


Е.И.Удальцова указывала на то, что большая роль в дидактической игре принадлежит правилам. Они определяют, что и как должен делать в игре каждый ребенок, указывают путь к достижению цели. Они воспитывают у детей умение сдерживаться, управлять своим поведением.

Назначение правил игры – организовать действия, поведение детей. Правила могут запрещать, разрешать, предписывать что-то детям в игре, делать игру занимательной, напряженной. «Чем правила жестче, тем игра становится напряженнее, острее… факт создания мнимой ситуации с точки зрения развития можно рассматривать как путь к развитию отвлеченного мышления, связанное же с этим правило, мне кажется, ведет к развитию действий ребенка, на основе которых вообще становится возможным то разделение игры и труда, с которым мы встречаемся в школьном возрасте как с основным фактом», - писал Л.С. Выготский.

А.Г.Гогоберидзе выделила три виды игровых правил:

1) нормативные правила (моральная справедливость: «Играть надо честно»);

2) собственно игровые правила (регламент действий участников);

3) правила установления выигрыша («Тот, кто раньше всех... тот выигрывает», «Кто больше всех... тот выигрывает»). Соблюдение правил в игре требует от детей определенных усилий воли, умения обращаться со сверстниками, преодолевать отрицательные эмоции, проявляющиеся из-за неудачного результата. При этом в игре неуместны требования, не связанные с ее задачей и правилами. Необходимая дисциплина легко устанавливается, если дети сами заинтересованы в выполнении правил и следят за этим. Основу дидактической игры составляют игровые действия. Они являются как бы рисунком сюжета игры.

Для детей дошкольного возраста характерно наглядно – действенное мышление. Именно поэтому при восприятии времени дети нуждаются в опоре на наглядность, в преподнесении материала в занимательной форме. Ориентировка во времени совершенствуется на всём протяжении дошкольного детства. При целенаправленной педагогической работе дети успешно осваивают представления о времени. Формирование временных представлений осуществляется во время занятий и в повседневной жизни детей с использованием дидактических игр. Данные пути осуществляются в сочетании друг с другом.

Цель дидактических игр помочь детям научиться самостоятельно ориентироваться во времени – определять, измерять, чувствовать его длительность, менять ритм и темп своих действий в зависимости от времени. Задачи игр – это формирование понятия о частях суток на основе связи различных временных отрезков с характером деятельности людей. Умение различать понятия «вчера, сегодня, завтра» и правильно обозначать их в речи.


Развивать умение связывать название каждого дня недели с его порядковым номером. Формировать умение оценивать временные интервалы, выраженные в месяцах и временах года, понимая их периодичность, сменяемость, необратимость. Учить определять время по часам. Начиная со средней группы – формируется умение ориентироваться в контрастных частях суток: день-ночь, утро-вечер, характерных признаках частей суток и их последовательности, широко используются игровые приемы и иллюстративный материал.

Для этого вначале предлагаются картинки следующего содержания: школьники утром идут в школу, дворник подметает улицу, девочка обедает дома, мама читает книжку ребенку, лежащему в постели и т.д. В отличие от реального времени с картинками и карточками можно произвольно манипулировать:

выкладывать, рассматривать, группировать, сравнивать. Затем стараемся сосредоточить их внимание на объективных показателях, символизирующих время (положение солнца, степень освещенности земли, цвет неба). С этой целью используются карточки: утро (голубое небо, внизу видна верхняя часть солнечного круга с лучами светло - желтого цвета), день (светлое голубовато-желтое небо, в верхней части светло - желтый круг солнца), вечер (серое небо, в нижней части ярко - оранжевый круг солнца без лучей), ночь (черное небо с месяцем и звездами).

Все четыре карточки рассматриваются детьми одновременно, задаётся вопрос: «Когда это бывает?». Затем в парах с ними рассматриваем картинки, с изображением характерной деятельности, и просим детей указать, что общего на них: какой цвет неба, где находится солнце и др. На основе всех этих признаков делаем заключение об изображенном времени. Для лучшего запоминания последовательности частей суток используется модель суток. Это четыре цветных круга, каждый из которых обозначает определенную часть суток: желтый утро (утром встает солнышко), белый - день (днем всегда светло), синий - вечер (вечером сине-серое небо), черный - ночь (ночью черное небо).

В процессе работы с моделью суток дети выполняют различные задания, играя в игры: «Назовите соседей», «Кто в какое время суток работает?», «Части суток», «Кто когда спит?», «Когда это бывает?», «Назовите пропущенное слово» , «Путешествие днём», «Наш день», « Утро, день, вечер, ночь», « Что увидело солнышко утром?», «Путешествие солнышка по сказкам» Привлекая сказочных героев в игру, используя яркие иллюстраций всё это помогает разнообразить игровые действия и достигать нужного результата. В данных дидактических играх и упражнениях дети уточняют и закрепляют названия частей суток, формируя умение устанавливать их последовательность.


А использование загадок и стихотворений, например, в игре «Части суток», стимулирует познавательную деятельность детей, развивая способность мыслить и рассуждать. Дети быстро осваивают эти игры, обучая друг друга. В старшей группе закрепляются и углубляются представления о единицах и некоторых особенностях времени.

Название частей суток связывается не только с конкретным содержанием деятельности детей и взрослых, которые их окружают, но и с более объективными показателями времени - явлениями природы. Дети знакомятся с временами года, названиями дней недели, определяют, какой день недели был вчера, какой сегодня, какой будет завтра.

В работе широко используются наблюдения, беседы, чтение, пересказывание сказок, стихов, рассматривание картин, ситуаций, фотографий, дидактические игры и упражнения, акцентируется внимание на знакомой периодичности смены дня и ночи. У старших дошкольников формируется осознанные понятия о сутках. В процессе обучения обращается внимание на цикличную смену дня и ночи.

Сама природа подсказала людям способ деления времени по принципу: день и ночь - сутки. При формировании знаний о временах года, их характерных признаках, чередовании, сменяемости, совместно с детьми составляется сборник загадок, стихотворений, пословиц о каждом времени года, который используется при проведении дидактических игр. Пословицы, загадки развивают сообразительность, способность доказать правильность своего объяснения или суждения.

Для того чтобы выявить объем представлений детей о каждом времени года, проводится дидактическая игра «Письмо мальчику Почемучке» (разработанная А.И. Сорокиной).

Дети отвечают на вопросы Почемучки и в непринужденной форме демонстрируют свои знания о каждом времени года. Больше всего дошкольники обычно рассказывают о зимнем и летнем периоде, а осенний и весенний периоды у некоторых детей вызвают затруднения. Поэтому, чтобы сформировать углубленные знания о каждом времени года, используется иллюстративный материал в сочетании с литературным. И обязательно проводятся наблюдения и экскурсии в разные сезоны, во время которых отмечается состояние природы, окружающей среды, особенности деятельности детей и взрослых в то или иное время. Для лучшего запоминания последовательности времен года можно применить символ года и его сезонов «Времена года». Это круг, разделенный на четыре равные части, каждая из которых окрашена в определенный цвет (белый, красный, зеленый, желтый). Вначале проводится беседа по вопросам: «Какие времена года вы знаете?», «Сколько всего времен года?». Затем рассматривается круг: «Пусть это будет год. Он разделен на четыре части».