Файл: Реферативная часть.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.04.2024

Просмотров: 35

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Проведение дидактических игр включает:

·         ознакомление детей с содержанием игры, с дидактическим материалом, который будет использован в игре (показ предметов, картинок,  краткая беседа, в ходе которой уточняются знания и представления детей о них);

·         объяснение хода и правил игры. При этом воспитатель обращает внимание на поведение детей в соответствии с правилами игры, на чёткое выполнение правил ;

·         показ игровых действий, в процессе которого воспитатель учит детей правильно выполнять действие, доказывая, что в противном случае игра не приведёт к нужному результату (например, если кто-то из ребят подсматривает, когда надо закрыть глаза);

·         определение роли воспитателя в игре, его участие в качестве играющего, болельщика или арбитра. Мера непосредственного участия воспитателя в игре определяется возрастом детей, уровнем их подготовки, сложностью дидактической задачи, игровых правил. Участвуя в игре, педагог направляет действия играющих (советом,  вопросом, напоминанием);

·         подведение итогов игры - это ответственный момент в руководстве ею, т.к. по результатам, которых дети добиваются в игре, можно судить об её эффективности, о том, будет ли она с интересом использоваться в самостоятельной игровой деятельности ребят. При подведении итогов воспитатель подчёркивает, что путь к победе возможен только через преодоление трудностей, внимание и дисциплинированность.

  В конце игры педагог спрашивает у детей, понравилась ли им игра, и обещает, что в следующий раз можно играть в новую игру, она будет также интересной. Дети обычно ждут этого дня. Анализ проведённой игры направлен на выявление приёмов её подготовки и проведения: какие приёмы оказались эффективными в достижении поставленной цели, что не сработало и почему. Это поможет совершенствовать как подготовку, так и сам процесс проведения игры, избежать впоследствии ошибок. Кроме того, анализ позволит выявить индивидуальные особенности в поведении и характере детей и, значит, правильно организовать индивидуальную работу с ними. Самокритичный анализ использования игры в соответствии с поставленной целью помогает варьировать игру, обогащать её новым материалом в последующей работе.

Методика формирования представлений о сутках. Совершенствуются представления о понятии «сутки». В старшей группе у детей формируется умение определять периоды суток, наблюдая не только за трудом людей, но и за положением солнца. Путем наблюдений и сравнений детям объясняются понятия «небесный свод», «закат», «горизонт», дается возможность убедиться, что положение
солнца на небе утром и вечером разное, что солнце на протяжении дня движется по небосводу. Днем по сравнению с утром и вечером солнце поднимается выше горизонта, и тени от предметов становятся короткими. Период суток, когда солнце высоко на небе и дети играют на участке, называют «полдень», это середина дня. На основе непосредственных наблюдений и рассматривания соответствующих репродукций картин детей этой возрастной группы знакомят с явлениями: «заход солнца», «восход солнца», «сумерки», «рассвет» и объясняют, почему об этих периодах суток говорят: «смеркается», «рассветает».

Для формирования представлений о смене суток используются беседы, задаются вопросы:

- Что ты делал вчера (сегодня, завтра)? (в ответ - характерные действия).

- Когда ты ходил в парк (делал названные действия)? (в ответ - вчера, или сегодня, или завтра).

После того, как дети хорошо усвоили последовательность дней недели, ежедневно проводится беседа: какой день недели сегодня, какой был вчера, какой будет завтра.

Как и в средней группе используется метод «3-х дней».

Проводятся упражнения о сменяемости 3-х суток: детям дается 3 набора карточек частей суток и предлагается разложить эти карточки, чтобы получились трое суток. Поясняется: как только заканчивается ночь 1-х суток начинается утро вторых суток, те сутки, что прошли – называются «вчера», а те сутки, которые наступают – «сегодня». После ночи сегодняшних суток – наступают сутки, которые называются «завтра».

Упражнения с тремя картинками, на одной из которых изображено некоторое событие. Карточка с событием кладется в определенное место («сегодня» – в середину, «завтра» - справа, «вчера» - слева) и выясняется «Когда это происходит?» или дается задание «Положи карточку так, чтобы событие произошло «завтра».

Закреплять представления о настоящем, прошедшем, будущем времени можно в процессе чтения литературных произведений («Сказка про вчерашний день» Е.Я. Ильин, «Хороший день» С.Я. Маршак), проведения дидактических игр «Было-будет», «Когда это было?», «Дополни предложение», «Вчера – сегодня» и др.

Проведенный анализ методической литературы позволил констатировать слабую представленность дидактических игр, направленных на формирование у детей временных представлений. Так, Е.И. Щербакова описывает дидактическую игру для детей старшего дошкольного возраста «Какое время года?»: детям раздают картинки
, они их внимательно рассматривают их и определяют, какое время года изображено на каждой. Некоторые описывают свою картинку, выделяя характерные признаки времени года. Однако это не игра, а упражнение для закрепления знаний о временах года, поскольку в ней отсутствует игровой замысел, игровые действия и правила.

Подводя итоги, можно сказать, что дидактическая игра – одно из средств воспитания и обучения детей дошкольного возраста, способ познания окружающего. «Программа воспитания в детском саду» предъявляет к дидактическим играм большие требования. В ней говорится: «С помощью дидактических игр воспитатель осуществляет сенсорное воспитание детей, развивает познавательные процессы. Он использует игру как средство развития мышления, речи, воображения, памяти, расширения и закрепления представлений об окружающей жизни». Игра стала одним из средств закрепления, уточнения и расширения тех знаний, которые дети получают в познавательной деятельности. В теории и практике дошкольного воспитания существует следующая классификация дидактических игр: с игрушками и предметами, настольно – печатные, словесные. Характерные особенности дидактических игр заключаются в том, что они создаются взрослыми с целью обучения и воспитания детей. Однако, созданные в дидактических целях, они остаются играми. Каждая дидактическая игра включает в себя несколько элементов, а именно: дидактическую задачу, содержание, правила и игровые действия. Основным элементом дидактической игры является дидактическая задача. Она тесно связана с программой занятий. Все остальные элементы подчинены этой задаче и обеспечивают её выполнение. Дидактические задачи разнообразны. Это может быть ознакомление с окружающим, развитие речи, закрепление элементарных математических представлений.

Большая роль в дидактической игре принадлежит правилам. Они определяют, что и как в игре должен делать каждый ребёнок, указывают путь к достижению цели. Правила помогают развивать у детей способности торможения. Немаловажная роль принадлежит и игровому действию – это проявление активности детей в игровых целях. В дидактической игре детей интересует, прежде всего, игровое действие.

Оно стимулирует активность, вызывает чувство удовлетворения. Дидактическая задача, завуалированная в игровую форму, решается ребёнком более успешно. Незаметно для себя, без особого напряжения, играя, он выполняет дидактическую задачу. В играх для детей младшего дошкольного возраста игровые действия просты. Для детей среднего и старшего возраста игровое действие должно устанавливать более сложные взаимоотношения между участниками игры.


Дидактическая игра способствует формированию у детей психических качеств, художественному воспитанию. В процессе дидактических игр многие сложные явления расчленяются на простые и, наоборот, единичные обобщаются, следовательно, осуществляется аналитическая и синтетическая деятельность

1 Сеченов И.М. Рефлексы головного мозга / И.М.Сеченов // Избранные произведения. – М.: Гос. издат. мед. лит-ры, 1952. – Т.1.

2 Щербакова Е.И. Методика обучения математике в детском саду: Учеб. пособие для студ. дошк. отд-ний и фак. сред. пед. учеб. заведений / Е.И.Щербакова. – 2-е изд., стереотип. – М.: Изд. центр «Академия», 2000.

3 Звонова Е.В. Формирование представлений о времени у детей дошкольного возраста [Электронный ресурс] / Е.В. Звонова // Вестник Российского нового университета. - 2011. - № 1. - С. 113-118. - Режим доступа : http://rosnou.ru/pub/022_fam/important/vestnik_journal/1_2011.pdf

4 Рихтерман Т.Д. Формирование приставлений о времени у детей дошкольного возраста / Т.Д. Рихтерман – М.: Просвещение. - 2017

5 Рихтерман Т.Д. Формирование приставлений о времени у детей дошкольного возраста / Т.Д. Рихтерман – М.: Просвещение. - 2017

6 Щербакова Е.И. Методика обучения математике в детском саду: Учеб. пособие для студ. дошк. отд-ний и фак. сред. пед. учеб. заведений / Е.И.Щербакова. – 2-е изд., стереотип. – М.: Изд. центр «Академия», 2000.

7 Рихтерман Т.Д. Формирование приставлений о времени у детей дошкольного возраста / Т.Д. Рихтерман – М.: Просвещение. - 2017

8 Рихтерман Т.Д. Формирование приставлений о времени у детей дошкольного возраста / Т.Д. Рихтерман – М.: Просвещение. - 2017

9 Салмина Н.Г. Программа формирования начальных математических понятий и опыт ее реализации в практике обучения / Н.Г.Салмина // Вестн. моск. ун-та. - Сер. 14. - Психология. - 2012. - № 4.

10 Рихтерман Т.Д. Формирование приставлений о времени у детей дошкольного возраста / Т.Д. Рихтерман – М.: Просвещение. - 2017

11 Щербакова Е.И. Методика обучения математике в детском саду: Учеб. пособие для студ. дошк. отд-ний и фак. сред. пед. учеб. заведений / Е.И.Щербакова. – 2-е изд., стереотип. – М.: Изд. центр «Академия», 2000.

12 Щербакова Е.И. Методика обучения математике в детском саду: Учеб. пособие для студ. дошк. отд-ний и фак. сред. пед. учеб. заведений / Е.И.Щербакова. – 2-е изд., стереотип. – М.: Изд. центр «Академия», 2000.

13 Леушина А.М. Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста / А.М. Леушина. – М.: Просвещение, 1974.


14 Рихтерман Т.Д. Формирование приставлений о времени у детей дошкольного возраста / Т.Д. Рихтерман – М.: Просвещение. - 2017