Файл: Реферативная часть.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.04.2024

Просмотров: 36

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Дети рассматривают части круга. После этого предлагается им сопоставить цвет каждой части круга с соответствующим временем года и его характерными признаками. Так, белая часть круга обозначает зиму. Зимой все покрыто белым снегом. Красная - лето. Летом ярко светит красное солнышко. Зеленая часть круга - весну. Весной появляется зеленая трава, а на деревьях распускаются зеленые листочки. Осень обозначена желтым цветом. Осенью желтеют листья на деревьях, слетают с веток и покрывают землю золотым ковром. Это пособие используется следующим образом:

1. Показываем стрелкой части круга, а дети называют последовательно времена гада.

2. Показывая стрелкой на ту или иную часть круга, а дети выбирают из своих картинок (раздаточного материала) соответствующую или рассказывают стихотворение, загадку, пословицу об этом времени года. 3. Читая стихи, загадки, пословицы, описательные рассказы, дети в соответствии с этим указывают стрелкой время года на модели. В процессе работы с моделью «Времена года» дети легче осваивают последовательность и зависимость между разными временными категориями, глубже осмысливают их, так как было сформировано умение манипулировать временными явлениями.

В результате манипуляции активизируется наглядно - схематическое мышление детей, которое является переходной ступенью к логическому мышлению. Действуя с моделью, дошкольники сами «добывают» знания, учатся решать познавательные задачи, отражают свои представления о времени в речи.

Для закрепления знаний о временах года проводятся разнообразные дидактические игры и упражнения: «Выбери одежду», «Скатерть - самобранка», «Овощи - фрукты», «Бывает - не бывает», «Что за чем», «В какое время года деревья надевают такой наряд?», «Что сначала, что потом?», « Домики времён года», «Сравни» и другие. Заключительным этапом в работе является проведение дидактической игры «Времена года». Изготавливаются четыре коробочки одинакового размера (по количеству времен года) и помещаются в одну общую коробку. В каждой коробочке размещён разнообразный дидактический материал о соответствующем времени года: иллюстрации, стихотворные строки, описательные рассказы, пословицы и поговорки, загадки. В ходе этой игры у детей закрепляются представления о каждом времени года по его основным признакам. Они знакомятся с обобщающим понятием «круглый год», с постоянством смены времен года. Дети активно участвуют в игре, упражняясь в размышлении, доказательстве правильности своего решения, учатся выделять признаки времени, рассуждать и делать выводы.


Ориентирование во времени способствует приобретению все более совершенных форм: дети уже при выполнении практических заданий укладываются в отведенное для этого время, могут планировать и рассчитывать свои действия по времени, ориентируясь по обычным и песочным часам. Работа начинается с повторения, уточнения и закрепления знаний, полученных в предыдущих группах. Дети умеют уже точно обозначать части суток, выделять такие ориентиры, как полночь и полдень, рассвет и сумерки. Наблюдая за движением солнца, рассуждают о том, что время, когда оно начинает садиться за линию горизонта, называют вечером, а само это явление - «заходом солнца».

Утром солнце появляется из-за горизонта, и называется это явление «восходом солнца». Вечером, после захода солнца, на улице начинает смеркать - это сумерки, а утром, когда солнце восходит, каждую минуту становится светлее и светлее - это рассвет. Через игры - путешествие во времени знакомятся с днями недели: каждый день недели имеет свое название. Для того чтобы дети лучше запоминали название дней недели, обозначаем их кружочками разного цвета. Это делается для того, чтобы дети могли самостоятельно сделать вывод, что последовательность дней недели неизменна.

Дети с удовольствием играют в такие дидактические игры как «Живая неделя», «Назови пропущенное слово», «Круглый год», «Двенадцать месяцев», которые помогают быстро запомнить названия дней недели и месяцев, их последовательность. Для закрепления знаний о времени используются и подвижные игры, в которых слова – названия частей суток, дней недели, месяцев, сезонов служат сигналом к определённому действию. Такие игры и упражнения проводятся с мячом: «Лови, бросай, дни недели называй!», « Я начну, а ты продолжи» и другие. В подобных играх дети закрепляют умение устанавливать временную последовательность с разных точек отсчёта. Дети могут выполнять роли дней недели, месяцев, часов в играх: «Найди соседей», «Найди свой день», «Продолжай», «Какой день потерялся?», «Чья неделя быстрее соберётся». Также в подготовительной группе дети знакомятся с часами. Детям помогают научиться определять время по часам такие дидактические игры как: «Который час?», «Часы гнома Тик – Так», « Какое время». В процессе использования различных дидактических игр (словесных, настольно-печатных, с предметами) дети последовательно переходят от непосредственного восприятия признаков к обобщению их и выявлению существенных связей, учатся выражать мысли точным, содержательным и образным словом, предложением. Таким образом, дидактические игры и упражнения стимулируют познавательную деятельность детей, развивают способность к самостоятельному мышлению, учат рассуждать. Дети учатся анализировать, группировать, сравнивать, делать обобщения - выводы.


В итоге рассмотрения данного вопроса можно сказать, что важнейшим средством формирования представлений о времени является дидактическая игра, в которой не только создаются благоприятные условия для закрепления и совершенствования знаний детей, но и развиваются познавательные процессы, мыслительные операции, речь, произвольность поведения и т.д. Однако в педагогической практике разработано очень ограниченное количество дидактических игр, способствующих формированию у детей старшего дошкольного возраста временных представлений. Это обусловлено тем, что дидактическую игру отличает наличие дидактической и игровой задачи, игровых действий и правил, результата; для нее характерны партнерские взаимоотношения педагога и детей. Отсутствие той или иной сущностной характеристики игры превращает ее в дидактическое упражнение. Данные выводы стали основанием для проведения опытно-поисковой работы по изучению потенциала дидактической игры в процессе формирования временных представлений у детей старшего дошкольного возраста.

Современному обществу необходимы мобильные личности, способные адаптироваться к постоянно меняющимся условиям. На основе чего, перед нами встает задача создания оптимальных условий для развития и воспитания детей, с целью выполнения требований современного общества. Ориентировка во времени жизненно необходима ребенку как будущему члену общества, служит базисом его личностной культуры. Умение ориентироваться во времени дает детям возможность успешно развиваться, овладевать различными видами деятельности, познавать окружающий мир, и таким образом, готовиться к школе. Многие положительные качества возникают и развиваются благодаря планированию ребенком своей деятельности во времени, например, целенаправленность, собранность, организованность. Представления о времени способствует всестороннему развитию детей: развитию памяти, внимания, мышления, речи. Дети испытывают многочисленные трудности при освоении временных категорий. Это связано со специфическими особенностями времени: его текучестью, необратимостью, отсутствием наглядных форм.

1.4 Методы и приемы педагогического сопровождения дидактических игр для развития представлений о времени у детей 6 лет
Чем разнообразнее и содержательнее игровые действия, тем интереснее для детей сама игра и тем успешнее решаются познавательные игровые задачи. Игровые действия не обязательно следуют одни за другими в какой-то системе, последовательности: они по-разному взаимодействуют, сочетаются, подкрепляются одни другими в процессе развития игры и усвоения познавательного содержания. Игровые действия – это сложные умственные действия, выраженные в процессах целенаправленного восприятия, наблюдения, сравнения, припоминания ранее усвоенного, – умственные действия, выраженные в процессах мышления. Воспитатель не всегда сам раскрывает игровые действия. После постановки игровой задачи он иногда предлагает детям подумать, как играть, что после чего делать и т.д., привлекает детей к сотрудничеству, проектированию хода игры через игровые действия, при этом развивает и поощряет инициативу детей. Результат подводится сразу по окончании игры.

Это может быть подсчет очков; выявление детей, которые лучше выполнили игровое задание; определение команды – победительницы и т.д.

Приемы руководства дидактическими играми

Прямые  методы– непосредственное включение педагога в игру (ролевое участие в игре, участие в сговоре детей, разъяснение, помощь, совет по ходу игры, предложение новой темы игры и др.) .

Косвенные  методы– без непосредственного вмешательства в игру (внесение игрушек, создание игровой обстановки до начала игры и др.)

Таблица 1- Приемы руководства дидактическими играми




Младшая группа

Средняя группа

Старшие группы

Прямые методы

-указание;

-показ действия;

-разъяснение;

-оказание помощи;

-совет;

-вопрос;

-внесение и обыгрывание игрушек и игровых материалов;

-указание;

-показ действия;

-разъяснение;

-оказание помощи;

-совет;

-вопрос;

-внесение и обыгрывание игрушек и игровых материалов;

-указание;

-показ действия;

-разъяснение;

-оказание помощи;

-совет;

-вопрос;


Косвенные методы

чтение художественной литературы;

-поощрение;

-вопросы;

-игровые проблемные ситуации;


-чтение художественной литературы;

-поощрение;

-вопросы;

-игровые проблемные ситуации;



чтение художественной литературы;

-поощрение;

-вопрос;

-игровые проблемные ситуации;






Новая игра

Знакомая игра

1.Представление игры (беседа, загадка, сюрпризный момент и пр.).

2. Постановка игровой задачи – берѐт на себя взрослый.

3. Объяснение правил и содержания игры (показ действий, образец действий до начала игры).

4. Распределение ролей (с помощью жребия, считалочки, фантов и пр.).

5. Игровая деятельность (контроль за выполнением правил)

- прямое руководство

- игровой партнѐр – взрослый

6. Подведение итогов - участвует взрослый и дети (самоконтроль, самоанализ).

7. Повторное проигрывание.

1.Представление игры (вспомнить название игры, правила игры и пр.).

2. Постановка игровой задачи - побуждать самих детей.

3. Повторение правил (предлагаем детям вспомнить старые или придумать новые варианты правил игры).

4. Распределение ролей (с помощью жребия, считалочки, фантов и пр.).

5. Игровая деятельность (контроль за выполнением правил)

- прямое или косвенное руководство

- игровой партнѐр – взрослый

6. Подведение итогов - участвует взрослый и дети (самоконтроль, самоанализ).

7. Повторное проигрывание.



При этом необходимо отметить достижения каждого ребенка, подчеркнуть успехи отстающих детей. А.К.Бондаренко отмечает, что в дошкольной педагогике все дидактические игры можно разделить на три основных вида:

1) игры с предметами (игрушками, природным материалом, реальными предметами);

2) настольно-печатные игры;

3) словесные игры

Методика развития у детей представлений о понятиях «год», «пора года», «месяц», «неделя», «сутки», количественных характеристиках и отношениях между ними.

В старшей группе работа начинается с уточнения представлений и умений, которые сформировались в предыдущей группе (о частях суток и их смене, о понятиях сегодня, завтра, вчера, о порах года).

В старшем дошкольном возрасте детей формируют умения определять количественные отношения между временными отрезками: дни недели и неделя (1 неделя – 7 дней), недели и месяц (4-5 недель – 1 месяц), месяцы и пора года (3 месяца – 1 пора года), пора года, месяцы и год (12 месяцев - год)

Организация дидактических игр педагогом осуществляется в трёх основных направлениях: подготовка к проведению дидактической игры, её проведение и анализ.