Файл: Успешная социализация детейсирот и детей, оставшихся без попечения родителей, средствами трудового воспитания.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.04.2024
Просмотров: 17
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
КРАЕВОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "ОРГАНИЗАЦИЯ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩАЯ ОБУЧЕНИЕ, ДЛЯ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ "ДЕТСКИЙ ДОМ № 37"
Самоанализ по теме
«Успешная социализация детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, средствами трудового воспитания»
Составитель:
Воспитатель квартиры № 3
Елена Викторовна Киле
С.Найхин
2022-2023 г.
Труд есть сознательная, целесообразная, созидательная
деятельность человека, направленная на удовлетворение
его материальных и духовных потребностей, развивающая
его физические и духовные сущностные силы,
а также нравственные качества.
Значимо лишь его самоощущение личности, которую принимают.
Я, Киле Елена Викторовна, работаю в Найхинском детском доме с 1995 года воспитателем. Окончила педагогическое училище Николаевское-на-Амуре. В группе, где я работаю, 7 девочек. Возраст от 12 до 18 лет.2 девочки 8 вида .
Моя основная задача как воспитателя - сделать всё возможное, чтобы, выйдя из детского дома, воспитанник был полноценной личностью, готовой принести пользу обществу и себе. Как известно, на развитие личности влияет трудовое воспитание. Участие в общем труде, в решении повседневных дел, желание трудиться, приобретение личного трудового опыта - всё это подготавливает к созидательному труду.
Я считаю, что, формируя трудовые навыки и умения для удовлетворения интересов и склонностей воспитанников к избранным занятиям, у них стимулируется развитие к определённым видам труда.
Исходя из моего многолетнего опыта, я считаю, что ребенок должен уважать и любить труд, осознавать себя частью общества. Трудовое воспитание детей в детском доме – составная часть целостного педагогического процесса, которая включает в себя передачу нашим воспитанникам трудовых умений и навыков, развитие у них творческого практического мышления, трудового сознания и активности, которые помогли бы им в дальнейшей взрослой жизни после выхода из стен детского дома. Воспитанники
детского дома зачастую не обладают необходимым запасом знаний, умений и навыков, которые позволили бы им уверенно начать самостоятельную жизнь, успешно адаптироваться в ней и влиться в социум.
Воспитание трудовой активности предполагает приучение ребят к творчеству, к активной деятельности, к осмыслению окружающей жизни. Умение трудиться и составляет фундамент в любом виде деятельности. Это и учебная деятельность, и занятия спортом, и творчество.
Все это очень важно для детей, у которых «богатый» жизненный опыт «ничегонеделания».
И основной моей воспитательной задачей в детском доме является создание условий для формирования добросовестного отношения к труду, установки на выбор профессии, развитие интереса к трудовой и познавательной деятельности. Мое убеждение, что ребенок - главная ценность общества, выше которой ничего быть не может.
В каждом ребенке скрыт неизвестный нам потенциал, который должен обязательно реализоваться. Поэтому мой педагогический принцип – очень осторожно помочь ребенку раскрыться, вселить в него уверенность, дать почувствовать свою самоценность независимо от конкретных успехов в трудовой деятельности в данный конкретный момент. Значимо лишь его самоощущение личности, которую принимают и любят без всяких усилий.
Поэтому моя позиция по отношению к ребенку такова: он – мой соратник, союзник, соавтор, принимающий и дающий, имеющий право на несогласие, сомнение, даже на ошибку.
Для достижения целей я использую несколько программ, одна из которых программа Т. В. Ганичевой «Взгляд на будущее», целью которой является актуализация процесса профессионального самоопределения за счет включения их в специальную организованную деятельность по получению знаний о себе, мире профессиональном труде.
В условиях детского дома в основном все трудовые действия выполняет обслуживающий персонал - повара, работники по обслуживанию зданий, швея, прачка и др., поэтому в таких условиях встает проблема, как пробудить у ребят любознательность, познавательный интерес, а главное - воспитать трудолюбие. Ведь ни для кого не секрет, что у детей из детских домов есть такая черта, как потребительское отношение к жизни.
Трудовая деятельность приобретает в воспитании детей-сирот исключительно важное значение: труд способствует развитию необходимых личностных качеств и является важным компонентом социализации. Труд, как основное средство жизненного самоопределения, самоутверждения и самореализации.
Проблема трудового воспитания детей-сирот обусловлена влиянием ряда факторов. Зачастую наши дети характеризуется не только отставанием в физическом и умственном развитии, но и наличием асоциальных черт характера и поведения. И в организации трудовой деятельности я это учитываю. Стараюсь создать такие условия, благодаря которым у ребенка появилась бы возможность пробудить в себе все самое хорошее, свои личностные ресурсы саморазвития для преодоления жизненных трудностей.
И моя задача- помочь ребятам преодолеть трудности социализации и подготовить их к достойной самостоятельной жизни.
Таким образом, в воспитании детей я ставлю следующие задачи:
Воспитывать детей как членов трудового общества с положительной ориентацией к труду;
Через привычку к труду развивать духовные и нравственные качества:
-уважение к представителям разных профессий;
-бережное отношение к своему и чужому имуществу;
Прививать навыки работы в коллективе: ответственность, дисциплина
Готовить воспитанников к созидательному выбору профессии.
Моя работа в соответствии с программой пребывания детей в детском доме (разрабатывала программу совместно с педагогами детского дома) имеет следующие направления:
личностное развитие
физическое развитие, охрана здоровья;
основы гражданского и патриотического воспитания;
подготовка к самостоятельной жизни :
привитие трудовых навыков, профориентация
Я считаю, что воспитательная система группы должна быть еще и здоровьесберегающей. Воспитание у детей мотивации ЗОЖ, заинтересованности в укреплении собственного здоровья поможет им в достижении жизненных целей. С самого начала, как только ребенок поступает в нашу группу (с учетом возраста) у него появляются обязанности. Сначала это дежурство в комнате, где он проживает. Организация дежурства в своей комнате - это, казалось бы, элементарно.
Но уже здесь дети учатся взаимодействовать между собой: старшие и младшие воспитанники, живущие в одной комнате, осваивают опыт общения, предъявляют требования к другим (соблюдение чистоты, что способствует развитию коммуникативной культуры. После адаптационного периода обязанностей становится больше. Это дежурство в столовой, в группе, по детскому дому. Выполнение поручений взрослых. Позже участие в благоустройстве и уборке территории детского дома.
Среди проблем трудового воспитания в условиях детского дома нужно выделить следующие:
• низкая мотивация детей к трудовой деятельности : детей не удается привлечь к труду, они безынициативны, ищут любые возможности уклониться от трудовых поручений;
• у многих детей складывается представление о труде, как о некой повинности, нелегком бремени;
• иждивенчество
Дети в моей группе, как уже сказано выше, не только разновозрастные, но и имеют разный уровень социально-бытовой осведомленности и опыта. Поэтому я использую разнообразные формы и методы для проведения занятий и мероприятий, связанных с трудовой деятельностью. (Все компоненты трудового воспитания детей в своей группе я осуществляю с учетом возраста.)
Один из методов в воспитании положительного отношения к труду, используемых мной, - игра. И не важно, сколько лет ребенку. Игра всегда остается для детей интересной и занимательной. В игровой форме они познают окружающий мир взрослых, моделируют ситуации повседневной жизни, получают первичные трудовые навыки.
Игра, богатая различными положительными эмоциональными переживаниями, оставляет в душе ребенка глубокий след. Поэтому я широко использую игру в качестве одного из основных средств.
Также в своей работе я использую и практические занятия по обучению детей умениям бытового труда (уходу за одеждой, обувью, помещением; приготовлению простейших блюд). Многие знания, навыки и умения закрепляются и совершенствуются в процессе режимных моментов, например, утреннего и вечернего туалета, переодевания, посещения столовой, прогулки. Это не происходит само собой
, я внимательно наблюдаю за действиями, поступками, общением детей, слежу за соблюдением ими изученных правил, при необходимости корректирую.
Следующий метод для воспитания трудовой активности, я использую, это привлечение детей в различные творческие объединения и спортивные секции, где происходит формирование познавательных интересов, усваивание социального опыта. Конечно же, посещение кружков и секций происходит по желанию ребенка. Хотя, зачастую дети в начале года желают посещать все кружковые занятия. Поэтому ребятам необходимо помочь выбрать, учитывая его интересы, склонности и возможности, то творческое объединение или секцию, где он сможет раскрыть свои творческие способности, проявить себя, т. е. создаю ребятам «ситуацию успеха
Большое место в моей воспитательной деятельности занимают и экскурсии. Им принадлежит одно из ведущих мест в работе по ознакомлению детей с трудом взрослых. Воспитанники во время экскурсий в самом общем виде знакомятся с технологией изготовления той или иной продукции, с орудиями труда, имеют возможность непосредственного общения с людьми, занятыми в конкретной сфере производства.
Одним из направлений воспитания трудового сознания у своих воспитанников я ставлю– профпросвещение, которое дает детям предоставление о профессиях и пробуждение разносторонних профессиональных интересов.
Главное, как мне кажется, – это приучать ребят к творчеству, активной деятельности, осмыслению окружающей жизни. Дать понять, что приобретение профессии - это один из важнейших шагов к успешной, взрослой жизни, к становлению человека как личности.
Исходя из моего опыта, я определила для себя обязательные критерии трудовой деятельности :
раннее включение детей в доступную, посильную трудовую деятельность;
обязательный характер трудовых поручений;
разнообразие в выборе видов трудовой деятельности;
коллективный труд;
результативность в выполнении работы;
заинтересованность в трудовой деятельности
На протяжении жизни в детском доме я помогаю ребятам осваивать различные виды деятельности, двигаясь от простого к сложному. В летний период у наших детей есть возможность получать опыт сельскохозяйственной деятельности, так как у нас есть садово-огородный участок.