ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.04.2024
Просмотров: 170
Скачиваний: 1
жениями и напряжениями, обусловленными молекулярной вяз костью, которые выражаются соотношением
п |
du |
|
F = n —— . |
||
|
dti |
|
Буссннеск (1877) предположил, |
что и турбулентное касатель |
|
ное напряжение можно определить аналогичной формулой |
||
ри'х)'=А\и |
du |
|
dn |
где А — некоторый условный (виртуальный) коэффициент турбу лентной вязкости, обусловленный не движением (переносом) от дельных молекул, а переносом количества движений путем тур булентных движений конечных объемов жидкости.
Существенным различием коэффициента турбулентности А от молекулярного р является зависимость его от самих характери стик движения. Кроме того, коэффициент А существенным обра зом зависит от тина и масштаба осреднения. Для морской турбу лентности вопрос о периоде осреднения, как пространственном, так и временном, имеет существенное значение. По наблюдениям, ко эффициенты вертикальной турбулентной вязкости колеблются в пределах от 10-1 до 104 см/с2, а коэффициенты горизонтальной турбулентной вязкости превосходят их в 103—108 раз. Так как ко эффициент А не физическая константа, а зависит, в свою очередь, от осредненной скорости, были предприняты попытки установить связь коэффициента турбулентной вязкости с осредненной скоро стью. Более или менее успешной оказалась попытка Прандтля (1925). Он выдвинул гипотезу о переносе количества движения от дельными молями жидкости в направлении, перпендикулярном осредненному потоку (по оси Z) на некоторое расстояние 1и на званное им путем смешения. Это расстояние, проходимое молями (объемами) воды без изменения средней скорости до их столк новения.
Разность осредненных скоростей на расстоянии h может быть
приближенно представлена в виде /1 - ^ —. Эту разность Прандтль
принимает пропорциональной турбулентным пульсациям, т. е.:
du и' h Ж ’
/du
vh -д— • dz
Тогда для турбулентного напряжения рu'v'
о
| « V |= / 2
du dz
101
где
P = ~ i i T 2.
р
Чтобы подчеркнуть, что величины u'v' и |
должны иметь один |
знак, запишем формулу в таком виде:
Сравнивая с формулой Буссинеска, получим
А = 12
Путь смешения / — малоопределимая и трудноизмеримая ве личина. Однако в отличие от А он не зависит от средней скорости, а является только функцией положения рассматриваемой точки. Величину / оказывается возможным выразить во многих задачах через характерные величины с размерностью длины. Так, напри мер, в задачах о турбулентном течении вблизи твердой стенки I можно принять пропорциональной расстоянию до границ потока.
В морской турбулентности теория Прандтля находит примене ние при решении задач, имеющих в качестве определяющих пара метров величины с размерностью длины, как это имеет место, на пример, в задаче о турбулентном перемешивании в ветровых вол
нах. В задачах же о горизонтальной |
турбулентности |
в морских |
течениях она мало пригодна. |
Карман (1930) |
предложил |
Стремясь избавиться от величины /, |
||
формулу для турбулентных напряжений |
в виде |
|
где х2 = 0,38—постоянная Кармана. Отсюда
Формула Кармана может быть использована только для верти кальной турбулентности, когда имеют место резкие изменения ско рости по вертикали (срезывающий поток).
Статистическая теория турбулентности. В статистической теории турбулентности оановное внимание уделяется изучению составляю
102
щих пульсационной скорости течения и', v', w'. Эти составляю щие рассматриваются как случайные величины, для которых и оп ределяются основные статистические характеристики.
Так как средние значения и' = v' =w' = 0, то по принятому ус ловию в качестве меры амплитуды пульсационных скоростей при нимаются корни квадратные из средних значений квадратов пуль
сационных составляющих У (и')2; ]/ (и')2; У (w')2.
1. Если эти величины разделить па среднюю скорость потока U то получим первую статистическую характеристику турбулентно сти, называемую и н т е н с и в н о с т ь ю турбулентности (продоль ную, поперечную и вертикальную):
V («О2 |
|
L, |
V Ы У |
|
и |
и |
и |
||
|
2. Среднее от произведения двух пульсационных скоростей, во обще говоря, отлично от нуля и характеризует некоторым образом связь между данными компонентами скорости в рассматриваемой точке потока. Всего можно составить девять различных комбина ций средних произведений компонент скорости, которые образуют симметричный тензор второго ранга, называемый т е н з о р о м м о м е н т о в к о р р е л я ц и и :
и |
|
|
V |
V W |
(3.6) |
. w ’u’ w 'v’ |
w ’2 |
|
и который отличается от тензора турбулентности Рейнольдса лишь постоянным множителем р.
В качестве меры статистической связи между пульсирующими величинами (например, и', v') используется обычно не момент корреляции, а коэффициент корреляции, определяемый из соот ношения
U V
R-
Y u , 2 - V v ' 2
Коэффициент корреляции является основной количественной ме рой статистической связи между исследуемыми пульсирующими ве личинами. Если отсутствует линейная статистическая связь, то, как известно, R = 0, а при линейной функциональной связи R = 1 (по модулю).
3. Кроме корреляции между различными пульсационными ско ростями, измеряемыми в одной точке, большой интерес представ ляет корреляция между пульсационными скоростями в двух раз личных точках потока Mi и Мг, разделенных некоторым расстоя нием г. Можно составить девять различных произведений из
103
пульсационных скоростей, образующих в общем случае несиммет ричный тензор, называемый тензором моментов связи второго по рядка:
/ |
Mi«2 |
MlT>2 |
U \ W 2 \ |
|
|
I |
V xll2 |
v'xV-2 |
ViW-2 |
|
(3.7) |
\W\ii2 WiV2 |
WiW2/ |
|
|
||
Если устремить точку M2 к Mi, то тензор |
(3.7) |
переходит в тен |
|||
зор (3.6). |
из членов |
тензора |
(3.7) |
на произведение |
|
Разделив каждый |
средних квадратических отклонений соответствующих пульсаци онных скоростей, получим девять коэффициентов корреляции, ко торые в данном случае будут зависеть от расстояния между точ ками М1 и М2.
Выберем точки Mi и М2 на оси X, тогда для пульсационной скорости и' в точках Mi и М2, находящихся на расстояниях х друг от друга, получим коэффициент корреляции
UIU2
V ?Кг
Очевидно, что если х = 0 (точки Mi и М2 совпадают), то
Ru=l, а при x-voo
Если проинтегрировать теперь функцию Ru(x) от 0 до оо, то по лучим еще одну основную статистическую характеристику турбу лентности с размерностью длины — продольный масштаб турбу
лентности
ОО
Lx = \ R u{x)dx.
о
Расположив точки Mi и М2 по оси Y, получим поперечный масштаб турбулентности
ОО
1 у= 5 Я п(У)dy-
о
Кроме рассмотренных коэффициентов корреляции большое значе ние имеет корреляция между одной и той же компонентой пульса ционной скорости, измеренной в одной точке, но в различные мо менты времени, т. е.
Q ( / ) = _____U> U' (^0~М)______
V W W V W W + W '
Этот коэффициент корреляции суть функция времени и называ ется коэффициентом автокорреляции. Интегрирование Ru (t)
104
(а также R v(t) или Rw(t)) по времени от нуля до бесконечности дает масштаб с размерностью времени — временной масштаб тур булентности.
Если за и ' (t0) и u'(t0 + t) принять значения скорости одной и той же частицы в моменты to и to + t, то получим коэффициент кор реляции в форме Лагранжа, имеющий существенное значение при исследовании турбулентной диффузии.
Спектральная теория турбулентности. В спектральной теории турбулентности основной характеристикой турбулентности явля ется спектр турбулентности. В данном случае мгновенная скорость u(t) в турбулентном потоке рассматривается как результат нало жения большого числа простых синусоидальных колебаний с раз личными частотами и определенными амплитудами. Основной ве личиной, характеризующей разложение функции u(t), служит спектральная функция F(n), которая определяется следующим равенством:
u’2(t, п, n-\-dn)
F(n)u
и'2 (t)
где u'2(t, n, ti + dri) — средний квадрат доли величины u'2(t), соот
ветствующий интервалу частот от п до n + dn\ u'2(t) — осредненная составляющая всех частот. Следовательно, F (п) dn определяет часть кинетической энергии пульсаций с частотами от п до n + dn от общей осреднепной энергии пульсационного движения.
Спектральная функция удовлетворяет очевидному условию
со
J F(n)dn = 1.
6
Спектральную функцию F(n) можно связать с рассмотренными выше коэффициентами корреляции (по Тейлору) следующими фор мулами:
СО
F ( n)u= 4 I" R u (0 cos 2r.ntdt,
о
где Ru(t) —коэффициент автокорреляции, или автокорреляцион ная функция, или
F («)ц= -4 - f R u (х) cos 2т-п -й- dx,
и о и
где Ru(x) — коэффициент продольной корреляции.
В свою очередь, спектральную функцию можно выразить через коэффициенты корреляции Ru(t) и Ru(x), так как они являются
105
парами преобразования Фурье:
со
R u (r)= [ F (я)„ cos 2r.iit dn, 6
R u (x) = f F (n)ucos 2~n |
dn. |
0 |
ll |
Приведенные основные статистические характеристики турбу лентности дают достаточно полную статистическую картину потока. Однако определение (измерение) этих характеристик в море свя зано с большими трудностями. Для измерения вертикальной тур булентности, характеризующейся малыми пространственными и временными масштабами, необходимы малоинерционные и высоко точные приборы.
Некоторые успехи в этом направлении достигнуты на кафедре физики вод моря и суши МГУ, где был создан малоинерционный прибор-турбулиметр под руководством А. Г. Колесникова; с по мощью этого прибора проведен ряд наблюдений в Атлантическом и Индийском океанах и на Черном море. В результате обработки записей получены интересные данные об интенсивности турбулент ности, вертикальном коэффициенте турбулентного обмена и неко торых других статистических характеристиках турбулентности в поверхностном слое моря.
Однако полученных данных пока слишком мало для более или менее подробного анализа статистических характеристик турбу лентности.
Для горизонтальной турбулентности, имеющей значительные временные и пространственные масштабы, требования к инерцион ности и точности приборов значительно ниже. Современные букво печатающие вертушки БПВ, дающие осредненные значения ско рости за 2—3 минуты, могут быть использованы для изучения статистических характеристик горизонтальной турбулентности. В на стоящее время по наблюдениям на буйковых станциях получены корреляционные и спектральные функции для составляющих го ризонтальной скорости, оценены масштабы турбулентности, опре делены значения горизонтальных градиентов турбулентности.
Тем не менее полученные данные весьма ограниченны. На их основе пока нельзя дать какие-либо теоретические предсказания о функциональном виде и изменчивости во времени и простран стве приведенных статистических характеристик турбулентности. Однако, несмотря на отсутствие общей теории, дающей ответ на указанные вопросы, в настоящее время существуют теории упро щенных (идеализированных) схем турбулентности — изотропной и локально-изотропной. Рассмотрим сущность этих теорий.
Изотропная и локально-изотропная турбулентности. Турбулент ность называется однородной, если ее осредненные статистические характеристики в какой-либо точке потока не зависят от положе ния этой точки в пространстве, а двухточечные характеристики
106