Файл: Открытый урок как инструмент раскрытия творческого потенциала учащихся.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.02.2024

Просмотров: 8

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 20



155900, Шуя, 11-я Мичуринская ул., 6.

тел. +7 49351 4‑73-87, сайт: portal.iv-edu.ru/dep/mouoshuya/shuya_school20

__________________________________________________________________________________

РАБОТА, ПРЕДСТАВЛЕННАЯ НА XIV ОБЛАСТНЫЕ ЮНОШЕСКИЕ ЧТЕНИЯ
ИМ. Д.Г. БУРЫЛИНА



Тема:

Открытый урок – как инструмент раскрытия творческого




потенциала учащихся

Ученицы

Ковериной Екатерины Андреевны




ФИО, подпись







Профиль подготовки

Образование: история и современность - история




образования, образовательных учреждений, учительства и




ученичества, современная педагогика и дидактика







Класс

9







Руководитель

Алексеева Екатерина Сергеевна, учитель химии




ФИО, должность, подпись


Шуя 2022
ВВЕДЕНИЕ

Открытый урок — специально подготовленная форма организации методической работы. Открытый урок имеет методическую цель, в которой отражается то, что учитель хочет показать посещающим урок и таких целей очень много. Проведение такого урока способствует формированию у учащихся большого количества навыков, которые на обычных уроках не всегда возможно развить. Так же на открытые уроки могут включать в себя информацию комбинирующую сразу несколько предметов.

Так целью данной работы стала разработка открытого урока по экологии между учениками начальных классов.

Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:

  1. Изучить информацию о изменениях системы образования. От древней Руси до современности

  2. Изучить требования к проведению открытых уроков на базе Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС)

  3. Разработка технологической карты открытого урока по теме «способы обращения с отходами»

  4. Проведение открытого урока и написание самоанализа.





  1. ОБРАЗОВАНИЕ: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ

988 год — это время крещения Руси и зарождения школьного образования.  Князь Владимир Святославович издаёт указ: дети бояр должны учиться книжному делу. Спустя столетие, в 1086 году, Анна Всеволодовна, сестра Владимира Мономаха, открыла первое женское училище при церкви, где девочки из зажиточного населения обучались грамоте, чтению и пению. 

В начале XV века на смену церквям при монастырях приходят частные школы — «Мастера грамоты», которые стали новым этапом в развитии обучения на Руси.

До Петра I развитие образования шло медленно. Изредка открывались частные школы, а также была создана Славяно-греко-латинская академия — первое высшее учреждение в стране. 

Для знатных мальчиков 8-12 лет открылись училища, где обучение строилось по особым сборникам школьных правил — «Азбуковникам».

Значительные изменения в обучении произошли при Петре I. Основное образование стало доступно всем, кроме крестьян. Он провёл реформу образования, которая коснулась многих аспектов в развитии школ в России: В 1701 году открыл школу математических и навигационных наук. В ней учились мальчики всех сословий с 12 лет. Такие юноши учили немецкий язык, географию и навигацию. В 1714 году появились цифирные школы. Ученики углублённо изучали математику и геометрию. К 1723 году в стране было порядка 42 таких школ. В 1724 году Пётр I учредил Академию наук, но открылась она год спустя, уже после его смерти. Академия состояла из гимназии и университета. В гимназии дети учились 7 лет, изучали латынь, немецкий и французский языки, историю и географию.

До Екатерины II фактически учиться могли только юноши. В 1764 году право получить образование дали и девушкам. Императрица открыла Смольный институт — Воспитательное общество благородных девиц. Мужское образование в России также получило новую веху при Екатерине II. Шляхетский сухопутный кадетский корпус, основанный в 1732 году, работал по новым правилам. Образование для юношей отличалось от женского.

Важный шаг к улучшению образования произошёл в 1802 году. Александр I создал министерство народного просвещения, которое определило дальнейшую историю развития школ в России. 

Ещё в октябре 1811 года открылся Императорский Царскосельский лицей.

Становление советской системы образования можно разделить на следующие этапы: В 1918 году были приняты «Положение о единой трудовой школе» и «Декларация о единой трудовой школе». Введён запрет на религиозные учения. Школа стала двухступенчатой: на первой ступени обучали детей с 8 до 13 лет, на второй — с 14 до 17 лет. Открылись бесплатные трудовые школы, где изучали письмо, чтение, математику, но уклон был на труд.



В годы войны образование пережило сильный кризис — не хватало учителей, учебной литературы, ученики работали на заводах. В 1958 году началась школьная реформа. Обучение стало 10-летним, а получение среднего образования — обязательным, а с 1980 года дети стали обучаться 11 классов, была введена система поощрения в виде медалей. Педагогика советского периода складывалась в тяжёлые времена для народа, но шла по восходящей линии. Именно в советское время сложилась система обучения, которой мы пользуемся по большей части до сих пор.

До 1986 года учеба в российских школах длилась 10 лет, из них 3 года – в начальной, 5 лет - в основной и 2 года - в старшей школе. В 1987 году в качестве эксперимента было введено четырехлетнее обучение в младших классах, но дети и родители имели право выбрать трехлетний курс начальной школы. С 2001 года все занимаются по одиннадцатилетней программе, а нормативы ее освоения предусматривают следующие ступени и сроки обучения: первая - 4 года начального образования; вторая - 5 лет основного обучения; третья - 2 года среднего или полного образования.

Сегодня Российская школа переживает серьёзные преобразования. На смену парадигме знаний, умений и навыков пришли федеральные государственные образовательные стандарты нового поколения, в основе которого лежит формирование универсальных учебных действий.

Однако, с принятием изменений в Закон Российской Федерации «Об образовании» в 2009 году стали разрабатываться стандарты нового поколения — федеральные государственные образовательные стандарты.

Введение федеральных государственных стандартов общего образования вводилось поэтапно. А с 1 сентября 2011 года все образовательные учреждения России перешли на новый Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО).

ФГОС — это федеральные государственные образовательные стандарты, представляющие собой совокупность требований к программам образования.

По ФГОС пишут учебники и методички, определяют, сколько времени уделить тому или иному предмету, решают, как проводить аттестации и какие задания будут на ЕГЭ. Словом, ФГОС — это фундамент образовательного процесса.

Основной задачей ФГОС является создание единого образовательного пространства по всей России. Считается, что оно обеспечит комфортные условия обучения для детей при переезде в другой город или, к примеру, при переходе на домашнее обучение.


На каждой ступени образования — свои стандарты. Школьникам необходимо руководствоваться следующими документами:

  • ФГОС начального общего образования (1-4 классы),

  • ФГОС основного общего образования (5-9 классы),

  • ФГОС среднего общего образования (10-11 классы),

  • ФГОС образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). 

ФГОС принято делить на три поколения — в зависимости от того, в каких годах они применялись:

  1. Первое поколение в 2004 году;

  2. Второе поколение разрабатывалось с 2009 по 2012 год;

  3. Третье поколение в сентябре 2021 года.

Таким образом, система образования менялась, вносила коррективы в образовательный процесс. И именно такое развитие системы помогло в дальнейшем разработать и провести собственный урок.


  1. РАЗРАБОТКА И ПРОВЕДЕНИЕ ОТКРЫТОГО УРОКА

В настоящее время, в связи с переходом на новые стандарты образования, возрастают требования к оформлению методических разработок - открытых уроков.

Открытый урок, в отличие от обычного урока – специально подготовленная форма организации методической работы, в то же время, на таком уроке протекает реальный учебный процесс.

Цель открытого урока: показ передовых форм и методов учебно-воспитательной работы, анализ дидактической эффективности использования технических средств обучения и применения электронной системы обучения, обобщение приемов научной организации и контроля учебного процесса.

Задача учителя, готовящего открытое занятие: демонстрация методики преподавания, совершенствование отдельных приемов, педагогических находок, формирование системы работы с обучающимися.

Открытые занятия для всех педагогов направлены на оказание помощи им в решении педагогических задач по совершенствованию образовательного процесса.

Выбор темы открытого урока предоставляется педагогу, который проводит занятие. Именно поэтому далее будет продемонстрирована разработка технологической карты открытого урока.

Для разработки технологической карты открытого урока, информация по экологии была взята с сайта «Экокласс» [6].

    1. Разработка технологической карты открытого урока

Технологическая карта урока

Предмет: окружающий мир

Тема урока: способы обращения с отходами

Тип урока: урок открытия нового знания, открытый – урок.


Класс: 3 - 4 класс

Прогнозируемые результаты:

Личностные:

  • учить давать оценку своим действиям;

  • учить работать в группе;

  • чувствовать свой вклад в общую работу;

  • более внимательное отношение к окружающей среде.

Предметные:

  • узнать больше об отходах;

  • научится правильно утилизировать отходы и понять, для чего это нужно делать;

Дидактические средства: карточки с заданиями для групповой работы.

Оборудование: проектор, презентация видео-ролик.

Этап урока

Виды работы, формы, методы и приемы

Содержание педагогического взаимодействия

Формирование универсальных учебных действий

Планируемые результаты

Деятельность учителя

Деятельность ученика

ОРГАНИЗАЦИЯ


Беседа

Приветствие, учитель показывает 1 слайд презентации и по названию подводит к теме урока, называет цели и задачи урока.

Приветствие, ученики внимательно слушают.

Учащийся настраивается на познавательную деятельность

Заинтересованность в теме урока

МОТИВАЦИЯ

Интерактивная игра «вопрос – ответ»

Учитель задает вопрос: «Что такое мусор? Как вы в повседневной жизни избавляетесь от него»

Ученики отвечают на вопрос

Проявление старательности, проверка уровня своих знаний

Создать позитивную атмосферу проверить заинтересованность учеников.

АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ

Использование видеоматериалов

Учитель включает 6 минутный видеоролик, где в игровой форме и наглядно ребят показывают последствия загрязнения окружающей среды мусором

Ученики смотрят видеоматериал, запоминая представленную информацию

Учатся анализировать, сопоставлять и запоминать информацию

Создание проблемной ситуации для возможности ее решения

УЧЕБНАЯ ЗАДАЧА

Интерактивная игра с карточками отходов

Учитель делит учеников на 3 команды и выдает карточки с контейнерами под мусор и карточки с обозначением мусора

Ученики в команде распределяют мусор по контейнерам и объясняют свой выбор

Умение работать в команде, способность применение полученных знаний

Ученик лучше запомнить материал, применив его в игре.




Интерактивная игра с карточкой «план - действий», мозговой штурм

Учитель предлагает командам учеников подумать, как можно сократить число отходов и как лучше избавится от мусора

Ученики творчески подходят к выполнению группового задания. Затем обсуждения написанного.

Умение работать в команде, творческий подход к проблеме,

Подтолкнуть детей к осознанию необходимости полученных знаний, дать возможность проявить себя и свои знания.

РЕФЛЕКСИЯ

беседа

Учитель задает вопрос о том, какие новые знания получили ученики, все ли на уроке было интересно.

Ученики отвечают на вопросы

Ученики делают выводы о уроке

Подведение итогов