Файл: Древнейшие медиа человечества.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.02.2024

Просмотров: 135

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

  1. Древнейшие медиа человечества.

История медиа насчитывает шесть эпох разной продолжительно­сти: устная речь – письменность – книга – массмедиа – дигитализация – осетевление. Доисторическое время – это устная речь и постепенное раз­витие ее риторической техники. Первой вехой в истории медиа стало изо­бретение письма; тогда же прозвучал первый голос медиакритики – голос Платона!

Письменность вылилась затем в форму книги. Но лишь печат­ная книга «галактики Гуттенберга» стала второй вехой в истории ме­диа. Эра массмедиа началась, собственно, уже с печатной книги, но мы се­годня, говоря о массмедиа, имеем в виду, конечно, газеты, журналы, радио и прежде всего телевидение. Для нас они уже не «новые медиа». Ибо между массмедиа и современностью лежит третье великое событие – дигита­лизация. По своему культурно-историческому значению изобретение компьютера сравнимо только с изобретением печатного станка. В последние годы мы наблюдаем смещение интереса от переработки информации к коммуникации – за дигитализацией следует осетевление.

Исторически самым древним письменным документом являются Тэртерийские надписи — глиняные таблички, найденные на территории современной Румынии и датируемые в районе 5500 года до нашей эры. Предположительно, их содержание носит хозяйственный характер, следовательно, они попадают под категорию «медиа».


  1. История изобретения книгоиздания.

За период своей истории книги прошли длинный путь развития: от глиняных табличек Вавилона и Шумера, да египетских папирусов, через пергаментные книги средних веков и такие привычные нам книги из бумаги до современных электронных книг.

Но самые древние книги появились в первых развитых цивилизациях: Вавилоне, Шумере, древнем Египте, Ассирии. Оно и не удивительно, ведь книги необходимы для функционирования государственного аппарата, нужно вести государственные записи, родословные царей, архив царских указов, решений судов, бухгалтерские документы и многое другое. Все эти сугубо деловые документы и формировали первые книги. Но наряду с этими скучными деловыми записями творческое начало человека жаждало что-то еще, и вот в древнем Шумере появляется первая художественная книга в истории – «Эпос о Гильгамеше», рассказывающая нам о приключениях сказочного героя Гильгамеша.

Что же касается самих первых книг, то в Месопотамии они писались на глиняных табличках, а в древнем Египте, как на табличках, так и на папирусных свитках.

Книги из папируса того времени представляли собой большие папирусные свитки.

Интересный факт: папирус производился не только в Египте, но и многих других местах, а одним из крупнейших поставщиков папируса был финикийский город Библ, чье название стало ассоциироваться с книгами, именно отсюда идут такие слова как «Библия» и «библиотека».

С падением Римской империи настали так званные «темные века», которые весьма плохо повлияли на книжное дело, прекратились поставки папируса в Европу. Единственными островками грамотности, науки, культуры, и, конечно же, книжного дела оставались христианские монастыри.

Что же касается отсутствия папируса в средневековой Европе, то ему нашли замену в виде другого материала – пергамента.

Дороговизна пергамента обусловлена трудоемкостью его производства: делать пергамент приходилось не меньше 2 недель, на протяжении которых коровью, овечью или козью шкуру вымачивали в известняковом растворе, выбеливали мелом и шлифовали. Хороший пергамент был таким же гладким и белым как современная бумага, только более тяжелым. Чтобы книга из пергаментных листов не разлеталась, ее сшивали и заключали в специальный переплет из деревянных дощечек. В целом на одну книгу уходило 6-7 коровьих шкур.

Революцию в книжном деле принесло появление бумаги. Вернее, бумагу изобрели еще в древнем Китае, и китайцы долгое время пользовались этим своим полезнейшим изобретением, причем из бумаги они делали не только книги, но первыми ввели в обращение бумажные деньги, и использовали бумагу в качестве туалетной.
Однако европейцы впервые увидели бумагу лишь во время своих крестовых походов, у арабов, к которым она попала от китайских купцов. Крестоносцы были поражены расточительностью арабов по отношению к бумаге, те на ней не только писали, но и заворачивали в нее товары.
Но вскоре европейцы поняли, что бумага не такая уж и дорогая и вскоре начали ее производство в Европе. Первые бумажные книги были в разы дешевле пергаментных, книги перестали стоить целые состояния и стали доступными дли широких слоев населения.
Затем в XV веке в книжном деле состоялась еще одна грандиозная революция, талантливый немецкий изобретатель Иоганн Гутенберг смастерил печатный станок, на котором была напечатана первая книга, разумеется, это была Библия. Так появилось книгопечатание.


Маленькое уточнение, на самом деле книгопечатание появилось еще задолго до Гутенберга, опять изобретательные китайцы тут были первыми, еще в Х веке они научились печатать книги, но есть одно «но». Способ книгопечатания, изобретенный Гутенбергом, радикально отличался от китайского невероятным ускорением процесса печати. С неподвижных досок Китая можно было до бесконечности печатать один и тот же труд Лао-цзы или Конфуция. Для того же, чтобы отпечатать сборник стихов Ли-Бо или Цзюй-и, надо было вырезывать новые доски.
А Гутенберг с одним и тем же запасом подвижных букв, которые имелись в его печатном станке, мог печатать Библию, латинскую грамматику и календарь. Меньшая затрата труда и в разы большая продуктивность.
Книгопечатание утверждалось в Европе с большим трудом, против него то и дело восставали переписчики книг, боясь, что его распространение лишит их работы. Но все-таки прогресс было не остановить. В эпоху кризиса католической церкви, с началом реформации, печатные памфлеты против папы Римского разлетались как горячие пирожки. Огромной популярностью стали пользоваться и предсказания астрологов. А с ростом всеобщей грамотности, появлением школ и университетов появился и огромный спрос на книги, которые благодаря бумаге и книгопечатанию стали гораздо более дешевыми и доступными. Книжное дело, будто бы пережив спячку в средневековье, когда в ходу были одни лишь религиозные, церковные книги, возродилось с новой силой. Вновь пишутся и печатаются светские книги: и утопические романы и научные трактаты по медицине и астрономии и даже кулинарные книги.
Первые печатные книги, стародруки, выглядели во многом схоже со средневековыми пергаментными книгами, они были такими же массивными, тяжелыми, с вычурными готическими шрифтами. Изменение в этом деле начал итальянский издатель Альд Мануций, он первым заменил готический шрифт удобными для чтения буквами.
Примерно в это же время появляется первая книжная цензура, так католическая церковь активно борется с еретическими на ее взгляд трудами реформаторов: Лютера, Кальвина, Цвингли. Под запрет попадают и научные труды Николая Коперника, Галилео Галилея и многие другие книги более поздних авторов, например, энциклопедия французских просветителей Даламбера и Дидро, которую, первое время выдавали подпольно.


Вскоре свободолюбивая Голландия становится одним из самых больших центров европейского книгопечатания, если в наши дни в Голландии можно легально покурить травку, то в XVII там можно было легально напечатать любую, даже самую еретическую книгу и не угодить при этом на костер.
Первые книжные издательства на заре своей истории выглядели практически так же, как и в наши дни. В них работали граверы иллюстраций, печатники, переплетчики, благодаря труду этих людей новая книга появлялась на свет. Сейчас некоторые книги, напечатанные знаменитыми книжными издательствами, (к примеру, первое издание «Дон Кихота» Мигеля Сервантеса), стоят сотни тысяч долларов, некоторые редкие книги могут оцениваться в миллионы долларов, а некоторое (как например Библия Гутенберга, первая напечатанная Библия) и вовсе бесценны.
Так прошло еще несколько веков, и вот в XІX веке рождается массовая литература, которая стоит на трех китах: детективах, дамских романах и фантастике. Книги теперь покупаются и читаются не только лишь для самообразования, но и для развлечения, досуга, появляются первые книжные бестселлеры, например, в Англии такими стали «приключение Шерлока Холмса» Артура Конана Дойля, в конце XІX, начале ХХ века эта книга пользовалась бешеной популярностью. Также как примерно в конце ХХ века необычно популярными стали книги о «Гарри Поттере» Джоан Роулинг.


  1. История зарождения периодической печати.

Периодическая печать является наиболее массовым видом печатного слова. Этим определяется ее роль в современном обществе (журналисты любят называть прессу и другие СМИ «четвертой властью») и соответственно — ее место в ряду источников по истории нового и новейшего времени.

В средние века предшественниками периодической печати были хроники и летописи, а информация распространялась главным образом путем переписки.

Одна из первых рукописных газет появилась как официальный правительственный орган в XV в. в Венеции. Отсюда же, согласно наиболее распространенной версии, ведет свое происхождение и слово «газета» ^агейа — название мелкой венецианской монеты, которую уплачивали за право прослушать на городской площади читаемые по распоряжению правительства новости из ежемесячного рукописного вестника).


Становлению периодики способствовало развитие памфлета и летучего листка. Из последнего выросла не только листовка, но и газета.Путь от летучего листка к газете выглядел примерно так. Печатные листки, сообщавшие о каком-либо примечательном событии, сводились в таблицы. Постепенно вошло в практику рассматривать такие таблицы как серию, как продолжающееся издание — им стали придавать порядковые номера. Известно, например, что в 1566 г. в Страсбурге и Базеле выходили подобные издания с порядковой нумерацией, но они еще не имели периодического характера. С появлением этого признака окончательно складывается газета в современном понимании. Возникновение газетной периодики из памфлета отчетливо прослеживается на материале печати времен Английской и Великой французской революций.

Печатные и рукописные газеты какое-то время сосуществовали, но рукописные к концу XVII в. (цензура, устарели). Печатные газеты в первой половине XVII в. уже выходили в ряде стран Европы (некоторые германские государства, Франция, Англия, Нидерланды, Швейцария), но недолго. Исключением была старейшая французская газета Gazette de France, выходившая с 1631 по 1792 г. и до 1777 г. являвшаяся единственной политической газетой во Франции. Ее основатель, врач по профессии, Теофраст Ренодо специально изучал опыт издания летучих листков и газет в других странах и опирался на него. Газета «Ренодо» выходила еженедельно, а появившееся вскоре приложение к ней, где содержались известия за целый месяц и давалось нечто вроде комментариев к ним, стало прообразом журнальной периодики.

Развитие прессы в высокой степени тормозилось цензурным гнетом. Франция 1624 г. - запрет печатать что-либо касающееся государственных дел, а парламенты (местные судебные учреждения) запрещали печатную критику не только государства, но и вообще чего бы то ни было.

Франция 1631 — 1789 гг. - зарегистрировано существование 350 газет и других периодических изданий.

Мощный импульс развитию периодики в Европе и Америке дали буржуазные революции и национально-освободительные движения. В конце XVII в. была отменена цензура в Англии. Во Франции значение прессы в общественной жизни ощутимо возросло уже в предреволюционный период, а в годы революции появилось множество новых периодических изданий. За неполный 1789 г. только в одном Париже возникло около 150 газет, причем тиражи революционной прессы и сейчас поражают своими масштабами: газета R?volutions de Paris («Парижские революции») имела тираж до 200 тыс., а писавшая плебейским языком парижских предместий газета Эбера Pere Duchesne («Папаша Дюшен») — до 600 тыс. экземпляров.