ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.04.2024
Просмотров: 84
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
1.1. Сущность профессионального стресса
Глава 2. Эмпирическое изучение профессионального стресса психологов-практиков
2.1. Организация и методы исследования
2.2. Результаты диагностики профессионального стресса психологов-практиков
2.3. Рекомендации по психологической профилактике профессионального стресса психологов-практиков
Представим полученные данные графически (рисунок 4).
Рисунок 4 – Уровень профессионального стресса психологов-консультантов со стажем меньше 7 лет и больше 7 лет
Рассматривая полученные результаты, стоит отметить, что психологи-консультанты со стажем профессиональной деятельности меньше 7 лет практически не имеют склонности к проявлению профессионального стресса – 90 %.
При этом у психологов-консультантов со стажем профессиональной деятельности больше 7 лет отмечается наличие испытуемых с сильно выраженной профессиональной деформацией – 60 %, а 40 % не имеют проявления профессионального стресса.
Для более детального анализа данных был использован T-критерий Стьюдента (таблица 6).
Таблица 6
Сравнительный анализ по методике «Выявление профессионального стресса работников помогающих профессий (Е.П. Ильин)»
tКр | t-Stud | p | |
p≤0.05 | p≤0.01 | ||
2.1 | 2.88 | 3.4 | p≤0,05 |
По данной таблице 6 можно сказать, что были выявлены значимые различия по методике «Выявление профессионального стресса работников помогающих профессий (Е.П. Ильин)» между психологами-консультантами со стажем меньше и больше 7 лет профессиональной деятельности. Это говорит о том, что психологи-консультанты со стажем больше 7 лет имеют проблемы в системе профессиональной деятельности, что сказывается на трансформации профессиональных и личностных качеств.
Диагностика профессионального самоотношения по методике К.В. Карпинского представлена в таблицах 7, 8, 9.
Таблица 7
Результаты методики по выявлению профессионального самоотношения по методике К. В. Карпинского в группе испытуемых со стажем менее 7 лет
Номер испытуемого | Шкала Внутренняя конфликтность профессионального самоотношения | Шкала Самоуважение в профессии | Шкала Самообвинение в профессии | |||
баллы | уровень | баллы | уровень | баллы | уровень | |
1 | 4 | низкий | 29 | высокий | 6 | низкий |
2 | 7 | низкий | 28 | высокий | 7 | низкий |
3 | 6 | низкий | 30 | высокий | 6 | низкий |
4 | 3 | низкий | 27 | высокий | 6 | низкий |
5 | 7 | низкий | 24 | средний | 7 | низкий |
6 | 3 | низкий | 28 | высокий | 6 | низкий |
7 | 3 | низкий | 29 | высокий | 6 | низкий |
8 | 2 | низкий | 30 | высокий | 6 | низкий |
9 | 2 | низкий | 30 | высокий | 6 | низкий |
10 | 2 | низкий | 29 | высокий | 6 | низкий |
| Шкала Самоэффективность в профессии | Шкала Самоуничижение в профессии | Шкала Общий показатель позитивности профессионального самоотношения | |||
баллы | уровень | баллы | уровень | баллы | уровень | |
1 | 35 | высокий | 12 | низкий | 127 | высокий |
2 | 36 | высокий | 14 | низкий | 124 | высокий |
3 | 37 | высокий | 12 | низкий | 123 | высокий |
4 | 35 | высокий | 13 | низкий | 125 | высокий |
5 | 25 | средний | 15 | низкий | 85 | средний |
6 | 35 | высокий | 12 | низкий | 127 | высокий |
7 | 36 | высокий | 14 | низкий | 124 | высокий |
8 | 37 | высокий | 12 | низкий | 123 | высокий |
9 | 35 | высокий | 13 | низкий | 125 | высокий |
10 | 36 | высокий | 15 | низкий | 128 | высокий |
Таблица 8
Результаты методики по выявлению профессионального самоотношения по методике К. В. Карпинского в группе испытуемых со стажем более 7 лет
Номер испыту-емого | Шкала Внутренняя конфликтность профессионального самоотношения | Шкала Самоуважение в профессии | Шкала Самообвинение в профессии | |||||
баллы | уровень | баллы | уровень | баллы | уровень | |||
1 | 20 | высокий | 15 | низкий | 12 | высокий | ||
2 | 21 | высокий | 17 | низкий | 13 | высокий | ||
3 | 19 | высокий | 12 | низкий | 10 | высокий | ||
4 | 15 | средний | 17 | низкий | 12 | средний | ||
5 | 14 | средний | 13 | низкий | 9 | средний | ||
6 | 18 | средний | 14 | низкий | 9 | средний | ||
7 | 18 | средний | 22 | средний | 8 | средний | ||
8 | 19 | высокий | 16 | низкий | 12 | высокий | ||
9 | 20 | высокий | 17 | низкий | 11 | высокий | ||
10 | 21 | высокий | 12 | низкий | 12 | высокий | ||
| Шкала Самоэффективность в профессии | Шкала Самоуничижение в профессии | Шкала Общий показатель позитивности профессионального самоотношения | |||||
баллы | уровень | баллы | уровень | баллы | уровень | |||
1 | 15 | низкий | 33 | высокий | 55 | низкий | ||
2 | 14 | низкий | 30 | высокий | 62 | низкий | ||
3 | 13 | низкий | 34 | высокий | 51 | низкий | ||
4 | 12 | низкий | 28 | высокий | 47 | низкий | ||
5 | 17 | низкий | 24 | средний | 56 | низкий | ||
6 | 22 | низкий | 34 | высокий | 55 | низкий | ||
7 | 14 | низкий | 31 | высокий | 62 | низкий | ||
8 | 13 | низкий | 30 | высокий | 51 | низкий | ||
9 | 15 | низкий | 29 | высокий | 47 | низкий | ||
10 | 18 | низкий | 28 | высокий | 56 | низкий |
Согласно таблицам 7 и 8, в плане профессионального самоотношения психологи-консультанты со стажем больше 7 лет имеют высокий уровень внутренней конфликтности, самоуважение и самоэффективность на низком уровне, высокий уровень самообвинения и самоуничижения, общий показатель позитивности профессионального самоотношения на низком уровне. В группе испытуемых со стажем менее 7 лет психологи-консультанты наоборот имеют преимущественно низкий уровень внутренней конфликтности, самоуважение и самоэффективность на высоком уровне, низкий уровень самообвинения и самоуничижения, общий показатель позитивности профессионального самоотношения на высоком уровне.
Для более детального анализа данных был использован T-критерий Стьюдента (таблица 9).
Таблица 9
Сравнительный анализ по методике «Опросник профессионального самоотношения (Карпинский К.В.)»
tКр | Шкала Внутренняя конфликтность профессионального самоотношения | Шкала Самоуважение в профессии | Шкала Самообвинение в профессии | |||||||
p≤0.05 | p≤0.01 | t-Stud | p | t-Stud | p | t-Stud | p | |||
2.1 | 2.88 | 14,9 | p≤0,05 | 11,5 | p≤0,05 | 8,5 | p≤0,05 | |||
tКр | Шкала Самоэффективность в профессии | Шкала Самоуничижение в профессии | Шкала Общий показатель позитивности профессионального самоотношения | |||||||
p≤0.05 | p≤0.01 | t-Stud | p | t-Stud | p | t-Stud | p | |||
2.1 | 2.88 | 13,4 | p≤0,05 | 16,1 | p≤0,05 | 15,3 | p≤0,05 |
По данной таблице 9 можно сказать, что были выявлены значимые различия по методике «Опросник профессионального самоотношения (Карпинский К.В.)» между психологами-консультантами со стажем меньше и больше 7 лет профессиональной деятельности. Это говорит о том, что психологи-консультанты со стажем больше 7 лет имеют проблемы в плане профессионального самоотношения.
В результате проведенного исследования было определено следующее:
-
психологи-консультанты со стажем больше 7 лет имеют большую степень эмоционального выгорания, им в большей степени присуще эмоциональное истощение, а также отмечается высокая деперсонализация и редукция своих профессиональных достижений. -
психологи-консультанты со стажем больше 7 лет имеют меньшую степень эмпатии по отношению к другим людям, способность сопереживать другим людям существенно снижена. -
психологи-консультанты со стажем больше 7 лет имеют проблемы в системе профессиональной деятельности, что сказывается на трансформации профессиональных и личностных качеств. -
психологи-консультанты со стажем больше 7 лет имеют высокий уровень внутренней конфликтности, самоуважение и самоэффективность на низком уровне, высокий уровень самообвинения и самоуничижения, общий показатель позитивности профессионального самоотношения на низком уровне.
Таким образом, наша гипотеза о том, что существует взаимосвязь между наличием профессионального стресса у психологов-консультантов и стажем их профессиональной деятельности, была подтверждена экспериментальным путем.
2.3. Рекомендации по психологической профилактике профессионального стресса психологов-практиков
В качестве рекомендаций представим 20 способов предотвратить профессиональный стресс психологов-практиков.
Разработанные рекомендации способны сохранить интерес и увлеченность собственной профессией, не разочаровываться в выбранном профессиональном пути на протяжении многих лет. Пользоваться ими целесообразно тогда, когда человек почувствует первые симптомы.
Памятка для психологов-консультантов может выглядеть следующим образом:
1. Регулярный и полноценный отдых.
Даже если вы находитесь на пороге важного открытия и энергия бьет ключом, берите выходные. Это не только предотвратит психологическое истощение, но и повысит вашу продуктивность в рабочее время.
2. Правильный отдых.
Это еще один простой, но неимоверно ценный совет для предотвращения синдрома. Его суть заключается в полярной смене деятельности. Если вы занимаетесь умственным трудом, то в качестве отдыха примените физические нагрузки. Например, пешие прогулки, работа на даче, кулинария, любимые дела по дому и так далее. И наоборот, если вы устали от физической работы отдыхайте пассивно и получайте как можно больше информации.
3. Достаточное время сна.
Эта необходимая составляющая, как для физического, так и психического здоровья.
4. Занятия спортом.
Это поможет не только прокачать физическую форму, но и улучшит настроение и переключит фокус вашего внимания. Как говорится, в здоровом теле здоровый дух.
5. Арт-терапия.
Это понятие подразумевает любое приобщение к искусству. Походы в музей, театр, концерт.
6. SPA-процедуры.
Они помогут избавиться от стресса, снять мышечное напряжение и проведут полную перезагрузку вашего мозга.
7. Получение новых эмоций.
Попытайтесь погрузиться в совершенно противоположную среду и прислушаться к своим чувствам.
8. Медитация.
Регулярные медитации в течение дня, даже если они будут совсем короткими, смогут не только настроить вас на нужную волну, но и повысить мотивацию и осознанность совершаемого действия. Это поможет избежать развитие синдрома профессионального выгорания и получать больше удовольствия от выполняемых обязанностей.