Файл: 1 Сущность профессионального стресса 6.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.04.2024

Просмотров: 84

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Представим полученные данные графически (рисунок 4).


Рисунок 4 – Уровень профессионального стресса психологов-консультантов со стажем меньше 7 лет и больше 7 лет

Рассматривая полученные результаты, стоит отметить, что психологи-консультанты со стажем профессиональной деятельности меньше 7 лет практически не имеют склонности к проявлению профессионального стресса – 90 %.

При этом у психологов-консультантов со стажем профессиональной деятельности больше 7 лет отмечается наличие испытуемых с сильно выраженной профессиональной деформацией – 60 %, а 40 % не имеют проявления профессионального стресса.

Для более детального анализа данных был использован T-критерий Стьюдента (таблица 6).

Таблица 6

Сравнительный анализ по методике «Выявление профессионального стресса работников помогающих профессий (Е.П. Ильин)»


tКр

t-Stud

p

p≤0.05

p≤0.01

2.1

2.88

3.4

p≤0,05


По данной таблице 6 можно сказать, что были выявлены значимые различия по методике «Выявление профессионального стресса работников помогающих профессий (Е.П. Ильин)» между психологами-консультантами со стажем меньше и больше 7 лет профессиональной деятельности. Это говорит о том, что психологи-консультанты со стажем больше 7 лет имеют проблемы в системе профессиональной деятельности, что сказывается на трансформации профессиональных и личностных качеств.

Диагностика профессионального самоотношения по методике К.В. Карпинского представлена в таблицах 7, 8, 9.

Таблица 7

Результаты методики по выявлению профессионального самоотношения по методике К. В. Карпинского в группе испытуемых со стажем менее 7 лет


Номер испытуемого

Шкала

Внутренняя

конфликтность

профессионального

самоотношения

Шкала

Самоуважение в профессии


Шкала

Самообвинение в

профессии

баллы

уровень

баллы

уровень

баллы

уровень

1

4

низкий

29

высокий

6

низкий

2

7

низкий

28

высокий

7

низкий

3

6

низкий

30

высокий

6

низкий

4

3

низкий

27

высокий

6

низкий

5

7

низкий

24

средний

7

низкий

6

3

низкий

28

высокий

6

низкий

7

3

низкий

29

высокий

6

низкий

8

2

низкий

30

высокий

6

низкий

9

2

низкий

30

высокий

6

низкий

10

2

низкий

29

высокий

6

низкий




Шкала

Самоэффективность

в профессии

Шкала

Самоуничижение в профессии


Шкала

Общий показатель позитивности

профессионального самоотношения

баллы

уровень

баллы

уровень

баллы

уровень

1

35

высокий

12

низкий

127

высокий

2

36

высокий

14

низкий

124

высокий

3

37

высокий

12

низкий

123

высокий

4

35

высокий

13

низкий

125

высокий

5

25

средний

15

низкий

85

средний

6

35

высокий

12

низкий

127

высокий

7

36

высокий

14

низкий

124

высокий

8

37

высокий

12

низкий

123

высокий

9

35

высокий

13

низкий

125

высокий

10

36

высокий

15

низкий

128

высокий



Таблица 8

Результаты методики по выявлению профессионального самоотношения по методике К. В. Карпинского в группе испытуемых со стажем более 7 лет


Номер испыту-емого

Шкала

Внутренняя

конфликтность

профессионального

самоотношения

Шкала

Самоуважение в профессии


Шкала

Самообвинение в

профессии

баллы

уровень

баллы

уровень

баллы

уровень

1

20

высокий

15

низкий

12

высокий

2

21

высокий

17

низкий

13

высокий

3

19

высокий

12

низкий

10

высокий

4

15

средний

17

низкий

12

средний

5

14

средний

13

низкий

9

средний

6

18

средний

14

низкий

9

средний

7

18

средний

22

средний

8

средний

8

19

высокий

16

низкий

12

высокий

9

20

высокий

17

низкий

11

высокий

10

21

высокий

12

низкий

12

высокий




Шкала

Самоэффективность

в профессии

Шкала

Самоуничижение в профессии


Шкала

Общий показатель позитивности

профессионального самоотношения

баллы

уровень

баллы

уровень

баллы

уровень

1

15

низкий

33

высокий

55

низкий

2

14

низкий

30

высокий

62

низкий

3

13

низкий

34

высокий

51

низкий

4

12

низкий

28

высокий

47

низкий

5

17

низкий

24

средний

56

низкий

6

22

низкий

34

высокий

55

низкий

7

14

низкий

31

высокий

62

низкий

8

13

низкий

30

высокий

51

низкий

9

15

низкий

29

высокий

47

низкий

10

18

низкий

28

высокий

56

низкий



Согласно таблицам 7 и 8, в плане профессионального самоотношения психологи-консультанты со стажем больше 7 лет имеют высокий уровень внутренней конфликтности, самоуважение и самоэффективность на низком уровне, высокий уровень самообвинения и самоуничижения, общий показатель позитивности профессионального самоотношения на низком уровне. В группе испытуемых со стажем менее 7 лет психологи-консультанты наоборот имеют преимущественно низкий уровень внутренней конфликтности, самоуважение и самоэффективность на высоком уровне, низкий уровень самообвинения и самоуничижения, общий показатель позитивности профессионального самоотношения на высоком уровне.

Для более детального анализа данных был использован T-критерий Стьюдента (таблица 9).
Таблица 9

Сравнительный анализ по методике «Опросник профессионального самоотношения (Карпинский К.В.)»


tКр

Шкала

Внутренняя

конфликтность

профессионального

самоотношения

Шкала

Самоуважение в профессии


Шкала

Самообвинение в

профессии

p≤0.05

p≤0.01

t-Stud

p

t-Stud

p

t-Stud

p

2.1

2.88

14,9

p≤0,05

11,5

p≤0,05

8,5

p≤0,05

tКр

Шкала

Самоэффективность

в профессии

Шкала

Самоуничижение в профессии

Шкала

Общий показатель позитивности

профессионального самоотношения

p≤0.05

p≤0.01

t-Stud

p

t-Stud

p

t-Stud

p

2.1

2.88

13,4

p≤0,05

16,1

p≤0,05

15,3

p≤0,05


По данной таблице 9 можно сказать, что были выявлены значимые различия по методике «Опросник профессионального самоотношения (Карпинский К.В.)» между психологами-консультантами со стажем меньше и больше 7 лет профессиональной деятельности. Это говорит о том, что психологи-консультанты со стажем больше 7 лет имеют проблемы в плане профессионального самоотношения.


В результате проведенного исследования было определено следующее:

  1. психологи-консультанты со стажем больше 7 лет имеют большую степень эмоционального выгорания, им в большей степени присуще эмоциональное истощение, а также отмечается высокая деперсонализация и редукция своих профессиональных достижений.

  2. психологи-консультанты со стажем больше 7 лет имеют меньшую степень эмпатии по отношению к другим людям, способность сопереживать другим людям существенно снижена.

  3. психологи-консультанты со стажем больше 7 лет имеют проблемы в системе профессиональной деятельности, что сказывается на трансформации профессиональных и личностных качеств.

  4. психологи-консультанты со стажем больше 7 лет имеют высокий уровень внутренней конфликтности, самоуважение и самоэффективность на низком уровне, высокий уровень самообвинения и самоуничижения, общий показатель позитивности профессионального самоотношения на низком уровне.

Таким образом, наша гипотеза о том, что существует взаимосвязь между наличием профессионального стресса у психологов-консультантов и стажем их профессиональной деятельности, была подтверждена экспериментальным путем.


2.3. Рекомендации по психологической профилактике профессионального стресса психологов-практиков



В качестве рекомендаций представим 20 способов предотвратить профессиональный стресс психологов-практиков.

Разработанные рекомендации способны сохранить интерес и увлеченность собственной профессией, не разочаровываться в выбранном профессиональном пути на протяжении многих лет. Пользоваться ими целесообразно тогда, когда человек почувствует первые симптомы.

Памятка для психологов-консультантов может выглядеть следующим образом:

1. Регулярный и полноценный отдых.

Даже если вы находитесь на пороге важного открытия и энергия бьет ключом, берите выходные. Это не только предотвратит психологическое истощение, но и повысит вашу продуктивность в рабочее время.

2. Правильный отдых.

Это еще один простой, но неимоверно ценный совет для предотвращения синдрома. Его суть заключается в полярной смене деятельности. Если вы занимаетесь умственным трудом, то в качестве отдыха примените физические нагрузки. Например, пешие прогулки, работа на даче, кулинария, любимые дела по дому и так далее. И наоборот, если вы устали от физической работы отдыхайте пассивно и получайте как можно больше информации.

3. Достаточное время сна.

Эта необходимая составляющая, как для физического, так и психического здоровья.

4. Занятия спортом.

Это поможет не только прокачать физическую форму, но и улучшит настроение и переключит фокус вашего внимания. Как говорится, в здоровом теле здоровый дух.

5. Арт-терапия.

Это понятие подразумевает любое приобщение к искусству. Походы в музей, театр, концерт.

6. SPA-процедуры.

Они помогут избавиться от стресса, снять мышечное напряжение и проведут полную перезагрузку вашего мозга.

7. Получение новых эмоций.

Попытайтесь погрузиться в совершенно противоположную среду и прислушаться к своим чувствам.

8. Медитация.

Регулярные медитации в течение дня, даже если они будут совсем короткими, смогут не только настроить вас на нужную волну, но и повысить мотивацию и осознанность совершаемого действия. Это поможет избежать развитие синдрома профессионального выгорания и получать больше удовольствия от выполняемых обязанностей.