Файл: 1 Сущность профессионального стресса 6.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.04.2024

Просмотров: 81

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Глава 2. Эмпирическое изучение профессионального стресса психологов-практиков




2.1. Организация и методы исследования



В рамках исследования профессионального стресса психологов-практиков было проведено 3 этапа:

I этап – теоретико-поисковый. На этом этапе был произведен выбор темы, формулировалась гипотеза, определялись цели и задачи эксперимента. Так же был проведен анализ и обобщение научно-методической литературы по теме исследования.

II этап – экспериментальный. На этом этапе проводилось тестирование и анкетирование психологов-консультантов по заявленным в работе методикам. Оценивалась достоверность полученных результатов с применением методов математической статистики.

III этап – аналитический. На этом этапе все показатели, полученные в результате исследования, были подвергнуты статистической обработке.

Цель исследования: выявление наличия профессионального стресса у психологов-консультантов с разным стажем профессиональной деятельности.

Гипотеза исследования: существует взаимосвязь между наличием профессионального стресса у психологов-консультантов и стажем их профессиональной деятельности.

В связи с целью работы были поставлены следующие эмпирические задачи исследования:

1. Организовать и провести эмпирическое исследование наличия профессионального стресса у психологов-консультантов с разным профессиональным стажем.

2. Проанализировать результаты исследования.

3. Провести сравнительный анализ.

4. Сформулировать выводы и заключение о подтверждении гипотезы.

Практические задачи исследования: сформулировать результаты исследования для их дальнейшего использования в практической деятельности психологов.

Испытуемые.

Испытуемые были разделены на 2 группы:

1) практикующие психологи-консультанты, стаж профессиональной деятельности которых не превышает 7 лет;

2) практикующие психологи-консультанты, стаж профессиональной деятельности которых превышает 7 лет.

Возраст 30-50 лет.

Группы по 10 человек.

Этапы констатирующего исследования.

Первый этап: проведение психодиагностики методом тестирования с целью получения первичных данных по методикам исследования, их первичная обработка.

Второй этап: анализ основных характеристик выборок
; обсуждение результатов.

Третий этап: проведение сравнительного анализа показателей посредством T-критерия Стьюдента.

Четвертый этап: формулирование выводов, заключение о подтверждении гипотезы.

Используемые методики.

В данном исследовании были использованы следующие психодиагностические методики и методы математико-статистической обработки:

  1. опросник эмоционального выгорания К. Маслач и С. Джексон (адаптирован Н. Водопьяновой, Е. Старченковой);

  2. методика диагностики эмпатии по А. Меграбяну и Н. Эпштейну;

  3. методика выявления профессионального стресса работников помогающих профессий (Е.П. Ильин);

  4. Опросник профессионального самоотношения (Карпинский К.В.);

  5. метод математико-статистической обработки данных: T-критерий Стьюдента.

Используемые методики позволили:

  1. определить уровень эмоционального выгорания практикующих психологов-консультантов, стаж профессиональной деятельности которых превышает либо не превышает 7 лет;

  2. определить самоотношение психологов-консультантов к своей профессии с разным стажем профессиональной деятельности;

  3. оценить общий уровень эмпатии психологов-консультантов с разным стажем профессиональной деятельности;

  4. оценить уровень профессионального стресса психологов-консультантов с разным стажем профессиональной деятельности.

Проверка выборок на соответствие нормальному распределению производилась в программе IBM© SPSS Statistics version 21, с помощью одновыборочного критерия Колмогорова-Смирнова.

Все статистические расчеты осуществлялись с использованием программы IBM© SPSSStatisticsversion 21.

2.2. Результаты диагностики профессионального стресса
психологов-практиков



Все заявленные в исследовании методики были проведены в выделенных группах испытуемых.

Результаты в обеих группах по опроснику эмоционального выгорания авторов К. Маслач и С. Джексон (адаптирован Н. Водопьяновой, Е. Старченковой) представлены в таблице 1 и рисунках 1, 2.


Таблица 1

Результаты проведения опросника эмоционального выгорания К. Маслач и С. Джексон (адаптирован Н. Водопьяновой, Е. Старченковой)


Номер испытуемого

Шкала Эмоциональное истощение

Шкала Деперсонализация

Шкала Редукция профессиональных достижений

баллы

уровень

баллы

уровень

баллы

уровень

Стаж меньше 7 лет

1

5

низкий

2

низкий

5

низкий

2

7

низкий

1

низкий

6

низкий

3

4

низкий

2

низкий

2

низкий

4

12

низкий

3

низкий

13

средний

5

10

низкий

6

средний

10

низкий

6

17

средний

9

средний

14

средний

7

2

низкий

1

низкий

18

средний

8

18

средний

10

средний

11

низкий

9

5

низкий

1

низкий

12

средний

10

5

низкий

2

низкий

7

низкий

Стаж больше 7 лет

1

15

низкий

10

средний

18

средний

2

55

высокий

15

высокий

26

высокий

3

22

средний

10

средний

17

средний

4

47

высокий

22

высокий

30

высокий

5

24

средний

11

высокий

33

высокий

6

46

высокий

29

высокий

16

средний

7

22

средний

20

высокий

34

высокий

8

48

высокий

27

высокий

18

средний

9

20

средний

26

высокий

35

высокий

10

52

высокий

30

высокий

39

высокий



Представим полученные данные графически (рисунок 1 и 2).


Рисунок 1 – Уровень эмоционального выгорания психологов-консультантов со стажем меньше 7 лет



Рисунок 2 – Уровень эмоционального выгорания психологов-консультантов со стажем больше 7 лет
Согласно рисункам 1 и 2, высокий уровень эмоционального выгорания по шкалам эмоциональное истощение, деперсонализация и редукция профессиональных достижений не был выявлен среди психологов-консультантов со стажем меньше 7 лет, что же касается психологов-консультантов со стажем больше 7 лет, то высокое эмоциональное истощение имеют 50 % психологов, деперсонализация отмечена у 80 % и высокая редукция профессиональных достижений – у 60 %.

Для более детального анализа данных был использован T-критерий Стьюдента (таблица 2).

Таблица 2

Сравнительный анализ по методике «Опросник эмоционального выгорания К. Маслач и С. Джексон (адаптирован Н. Водопьяновой, Е. Старченковой)»


tКр

Шкала эмоционального истощения

Шкала деперсонализация

Шкала редукция профессиональных достижений

p≤0.05

p≤0.01

t-Stud

p

t-Stud

p

t-Stud

p

2.1

2.88

5,1

p≤0,05

5,9

p≤0,05

5,4

p≤0,05


По данной методике между психологами-консультантами со стажем профессиональной деятельности меньше и больше 7 лет выявлены значимые различия. Это свидетельствует о том, что специалисты со стажем больше 7 лет имеют большую степень эмоционального выгорания, им в большей степени присуще эмоциональное истощение, а также отмечается высокая деперсонализация и редукция своих профессиональных достижений.

Результаты в обеих группах по методике диагностики эмпатии по А. Меграбяну и Н. Эпштейну представлены в таблице 3 и рисунке 3.

Таблица 3

Результаты методики по диагностике эмпатии по А. Меграбяну и Н. Эпштейну



Номер испытуемого

Набранные в ходе испытания баллы

Уровень эмпатии

Стаж меньше 7 лет

1

72

высокий

2

51

нормальный

3

77

высокий

4

55

нормальный

5

76

высокий

6

57

нормальный

7

75

высокий

8

61

нормальный

9

77

высокий

10

58

нормальный

Стаж больше 7 лет

1

15

низкий

2

38

нормальный

3

65

высокий

4

20

низкий

5

64

высокий

6

19

низкий

7

39

нормальный

8

18

низкий

9

41

нормальный

10

22

низкий


Представим полученные данные графически (рисунок 3).


Рисунок 3 – Уровень эмпатии психологов-консультантов со стажем меньше 7 лет и больше 7 лет

Из данных рисунка 3 видно, что существуют различия в уровнях эмпатии психологов-консультантов со стажем профессиональной деятельности меньше 7 лет и больше 7 лет.

Специалисты со стажем меньше 7 лет отличаются высоким и средним уровнем эмпатических способностей – 50 и 50 % соответственно. При этом высокий уровень эмпатических способностей свойственен только для 20 % психологов со стажем больше 7 лет. Нормальный уровень эмпатии отмечен только у 30 % психологов-консультантов со стажем профессиональной деятельности больше 7 лет


Что касается проявления низкого уровня представленного показателя, сто стоит отметить, что данный уровень выявлен только у психологов-консультантов со стажем больше 7 лет – 50 %.

Для более детального анализа данных был использован T-критерий Стьюдента (таблица 4).

Таблица 4

Сравнительный анализ по методике «Диагностика эмпатии по А. Меграбяну и Н. Эпштейну»


tКр

t-Stud

p

p≤0.05

p≤0.01

2.1

2.88

4.7

p≤0,05


По данной методике между психологами-консультантами со стажем профессиональной деятельности меньше и больше 7 лет выявлены значимые различия. Это свидетельствует о том, что специалисты со стажем больше 7 лет имеют меньшую степень эмпатии по отношению к другим людям, способность сопереживать другим людям существенно снижена.

Результаты проведения методики выявления профессионального стресса работников помогающих профессий (автор Е.П. Ильин) представлены в таблице 5 и рисунке 4.
Таблица 5

Результаты методики по выявлению профессионального стресса работников помогающих профессий (Е.П. Ильин)


Номер испытуемого

Набранные в ходе испытания баллы

Уровень профессионального стресса

Стаж меньше 7 лет

1

9

низкий

2

26

высокий

3

3

низкий

4

9

низкий

5

11

низкий

6

4

низкий

7

3

низкий

8

7

низкий

9

8

низкий

10

9

низкий

Стаж больше 7 лет

1

27

высокий

2

9

низкий

3

17

низкий

4

28

высокий

5

27

высокий

6

10

низкий

7

26

высокий

8

28

высокий

9

28

высокий

10

7

низкий