ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.04.2024
Просмотров: 81
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
1.1. Сущность профессионального стресса
Глава 2. Эмпирическое изучение профессионального стресса психологов-практиков
2.1. Организация и методы исследования
2.2. Результаты диагностики профессионального стресса психологов-практиков
2.3. Рекомендации по психологической профилактике профессионального стресса психологов-практиков
Глава 2. Эмпирическое изучение профессионального стресса психологов-практиков
2.1. Организация и методы исследования
В рамках исследования профессионального стресса психологов-практиков было проведено 3 этапа:
I этап – теоретико-поисковый. На этом этапе был произведен выбор темы, формулировалась гипотеза, определялись цели и задачи эксперимента. Так же был проведен анализ и обобщение научно-методической литературы по теме исследования.
II этап – экспериментальный. На этом этапе проводилось тестирование и анкетирование психологов-консультантов по заявленным в работе методикам. Оценивалась достоверность полученных результатов с применением методов математической статистики.
III этап – аналитический. На этом этапе все показатели, полученные в результате исследования, были подвергнуты статистической обработке.
Цель исследования: выявление наличия профессионального стресса у психологов-консультантов с разным стажем профессиональной деятельности.
Гипотеза исследования: существует взаимосвязь между наличием профессионального стресса у психологов-консультантов и стажем их профессиональной деятельности.
В связи с целью работы были поставлены следующие эмпирические задачи исследования:
1. Организовать и провести эмпирическое исследование наличия профессионального стресса у психологов-консультантов с разным профессиональным стажем.
2. Проанализировать результаты исследования.
3. Провести сравнительный анализ.
4. Сформулировать выводы и заключение о подтверждении гипотезы.
Практические задачи исследования: сформулировать результаты исследования для их дальнейшего использования в практической деятельности психологов.
Испытуемые.
Испытуемые были разделены на 2 группы:
1) практикующие психологи-консультанты, стаж профессиональной деятельности которых не превышает 7 лет;
2) практикующие психологи-консультанты, стаж профессиональной деятельности которых превышает 7 лет.
Возраст 30-50 лет.
Группы по 10 человек.
Этапы констатирующего исследования.
Первый этап: проведение психодиагностики методом тестирования с целью получения первичных данных по методикам исследования, их первичная обработка.
Второй этап: анализ основных характеристик выборок
; обсуждение результатов.
Третий этап: проведение сравнительного анализа показателей посредством T-критерия Стьюдента.
Четвертый этап: формулирование выводов, заключение о подтверждении гипотезы.
Используемые методики.
В данном исследовании были использованы следующие психодиагностические методики и методы математико-статистической обработки:
-
опросник эмоционального выгорания К. Маслач и С. Джексон (адаптирован Н. Водопьяновой, Е. Старченковой); -
методика диагностики эмпатии по А. Меграбяну и Н. Эпштейну; -
методика выявления профессионального стресса работников помогающих профессий (Е.П. Ильин); -
Опросник профессионального самоотношения (Карпинский К.В.); -
метод математико-статистической обработки данных: T-критерий Стьюдента.
Используемые методики позволили:
-
определить уровень эмоционального выгорания практикующих психологов-консультантов, стаж профессиональной деятельности которых превышает либо не превышает 7 лет; -
определить самоотношение психологов-консультантов к своей профессии с разным стажем профессиональной деятельности; -
оценить общий уровень эмпатии психологов-консультантов с разным стажем профессиональной деятельности; -
оценить уровень профессионального стресса психологов-консультантов с разным стажем профессиональной деятельности.
Проверка выборок на соответствие нормальному распределению производилась в программе IBM© SPSS Statistics version 21, с помощью одновыборочного критерия Колмогорова-Смирнова.
Все статистические расчеты осуществлялись с использованием программы IBM© SPSSStatisticsversion 21.
2.2. Результаты диагностики профессионального стресса
психологов-практиков
Все заявленные в исследовании методики были проведены в выделенных группах испытуемых.
Результаты в обеих группах по опроснику эмоционального выгорания авторов К. Маслач и С. Джексон (адаптирован Н. Водопьяновой, Е. Старченковой) представлены в таблице 1 и рисунках 1, 2.
Таблица 1
Результаты проведения опросника эмоционального выгорания К. Маслач и С. Джексон (адаптирован Н. Водопьяновой, Е. Старченковой)
Номер испытуемого | Шкала Эмоциональное истощение | Шкала Деперсонализация | Шкала Редукция профессиональных достижений | ||||
баллы | уровень | баллы | уровень | баллы | уровень | ||
Стаж меньше 7 лет | |||||||
1 | 5 | низкий | 2 | низкий | 5 | низкий | |
2 | 7 | низкий | 1 | низкий | 6 | низкий | |
3 | 4 | низкий | 2 | низкий | 2 | низкий | |
4 | 12 | низкий | 3 | низкий | 13 | средний | |
5 | 10 | низкий | 6 | средний | 10 | низкий | |
6 | 17 | средний | 9 | средний | 14 | средний | |
7 | 2 | низкий | 1 | низкий | 18 | средний | |
8 | 18 | средний | 10 | средний | 11 | низкий | |
9 | 5 | низкий | 1 | низкий | 12 | средний | |
10 | 5 | низкий | 2 | низкий | 7 | низкий | |
Стаж больше 7 лет | |||||||
1 | 15 | низкий | 10 | средний | 18 | средний | |
2 | 55 | высокий | 15 | высокий | 26 | высокий | |
3 | 22 | средний | 10 | средний | 17 | средний | |
4 | 47 | высокий | 22 | высокий | 30 | высокий | |
5 | 24 | средний | 11 | высокий | 33 | высокий | |
6 | 46 | высокий | 29 | высокий | 16 | средний | |
7 | 22 | средний | 20 | высокий | 34 | высокий | |
8 | 48 | высокий | 27 | высокий | 18 | средний | |
9 | 20 | средний | 26 | высокий | 35 | высокий | |
10 | 52 | высокий | 30 | высокий | 39 | высокий |
Представим полученные данные графически (рисунок 1 и 2).
Рисунок 1 – Уровень эмоционального выгорания психологов-консультантов со стажем меньше 7 лет
Рисунок 2 – Уровень эмоционального выгорания психологов-консультантов со стажем больше 7 лет
Согласно рисункам 1 и 2, высокий уровень эмоционального выгорания по шкалам эмоциональное истощение, деперсонализация и редукция профессиональных достижений не был выявлен среди психологов-консультантов со стажем меньше 7 лет, что же касается психологов-консультантов со стажем больше 7 лет, то высокое эмоциональное истощение имеют 50 % психологов, деперсонализация отмечена у 80 % и высокая редукция профессиональных достижений – у 60 %.
Для более детального анализа данных был использован T-критерий Стьюдента (таблица 2).
Таблица 2
Сравнительный анализ по методике «Опросник эмоционального выгорания К. Маслач и С. Джексон (адаптирован Н. Водопьяновой, Е. Старченковой)»
tКр | Шкала эмоционального истощения | Шкала деперсонализация | Шкала редукция профессиональных достижений | ||||
p≤0.05 | p≤0.01 | t-Stud | p | t-Stud | p | t-Stud | p |
2.1 | 2.88 | 5,1 | p≤0,05 | 5,9 | p≤0,05 | 5,4 | p≤0,05 |
По данной методике между психологами-консультантами со стажем профессиональной деятельности меньше и больше 7 лет выявлены значимые различия. Это свидетельствует о том, что специалисты со стажем больше 7 лет имеют большую степень эмоционального выгорания, им в большей степени присуще эмоциональное истощение, а также отмечается высокая деперсонализация и редукция своих профессиональных достижений.
Результаты в обеих группах по методике диагностики эмпатии по А. Меграбяну и Н. Эпштейну представлены в таблице 3 и рисунке 3.
Таблица 3
Результаты методики по диагностике эмпатии по А. Меграбяну и Н. Эпштейну
Номер испытуемого | Набранные в ходе испытания баллы | Уровень эмпатии |
Стаж меньше 7 лет | ||
1 | 72 | высокий |
2 | 51 | нормальный |
3 | 77 | высокий |
4 | 55 | нормальный |
5 | 76 | высокий |
6 | 57 | нормальный |
7 | 75 | высокий |
8 | 61 | нормальный |
9 | 77 | высокий |
10 | 58 | нормальный |
Стаж больше 7 лет | ||
1 | 15 | низкий |
2 | 38 | нормальный |
3 | 65 | высокий |
4 | 20 | низкий |
5 | 64 | высокий |
6 | 19 | низкий |
7 | 39 | нормальный |
8 | 18 | низкий |
9 | 41 | нормальный |
10 | 22 | низкий |
Представим полученные данные графически (рисунок 3).
Рисунок 3 – Уровень эмпатии психологов-консультантов со стажем меньше 7 лет и больше 7 лет
Из данных рисунка 3 видно, что существуют различия в уровнях эмпатии психологов-консультантов со стажем профессиональной деятельности меньше 7 лет и больше 7 лет.
Специалисты со стажем меньше 7 лет отличаются высоким и средним уровнем эмпатических способностей – 50 и 50 % соответственно. При этом высокий уровень эмпатических способностей свойственен только для 20 % психологов со стажем больше 7 лет. Нормальный уровень эмпатии отмечен только у 30 % психологов-консультантов со стажем профессиональной деятельности больше 7 лет
Что касается проявления низкого уровня представленного показателя, сто стоит отметить, что данный уровень выявлен только у психологов-консультантов со стажем больше 7 лет – 50 %.
Для более детального анализа данных был использован T-критерий Стьюдента (таблица 4).
Таблица 4
Сравнительный анализ по методике «Диагностика эмпатии по А. Меграбяну и Н. Эпштейну»
tКр | t-Stud | p | |
p≤0.05 | p≤0.01 | ||
2.1 | 2.88 | 4.7 | p≤0,05 |
По данной методике между психологами-консультантами со стажем профессиональной деятельности меньше и больше 7 лет выявлены значимые различия. Это свидетельствует о том, что специалисты со стажем больше 7 лет имеют меньшую степень эмпатии по отношению к другим людям, способность сопереживать другим людям существенно снижена.
Результаты проведения методики выявления профессионального стресса работников помогающих профессий (автор Е.П. Ильин) представлены в таблице 5 и рисунке 4.
Таблица 5
Результаты методики по выявлению профессионального стресса работников помогающих профессий (Е.П. Ильин)
Номер испытуемого | Набранные в ходе испытания баллы | Уровень профессионального стресса |
Стаж меньше 7 лет | ||
1 | 9 | низкий |
2 | 26 | высокий |
3 | 3 | низкий |
4 | 9 | низкий |
5 | 11 | низкий |
6 | 4 | низкий |
7 | 3 | низкий |
8 | 7 | низкий |
9 | 8 | низкий |
10 | 9 | низкий |
Стаж больше 7 лет | ||
1 | 27 | высокий |
2 | 9 | низкий |
3 | 17 | низкий |
4 | 28 | высокий |
5 | 27 | высокий |
6 | 10 | низкий |
7 | 26 | высокий |
8 | 28 | высокий |
9 | 28 | высокий |
10 | 7 | низкий |