Файл: 1 Сущность профессионального стресса 6.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.04.2024

Просмотров: 82

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Существует два уровня воздействия: организационный и личностный. Организационные механизмы исследуют структуру взаимоотношений между стрессорами и напряжениями, не принимая во внимание индивидуальные различия. Последнее означает, что планирование работы и контроль или принятие решений взаимодействуют, влияя на здоровье. Личное расположение фокусируется на когнитивных процессах и эмоциональных реакциях, основанных на взаимодействии индивидов с окружающей средой, так что предметы не могут быть концептуализированы как факторы стресса независимо от реакции человека на них, потому что то, что является стрессом для одного человека, может не быть таковым для другого.

Как только выявляется проблема, специалисты приступают к разработке решений путем обучения работодателей и сотрудников, менеджеров, предоставления информации, определения сроков рассмотрения, с целью повышения осведомленности о стрессе и его управлении, а также информирования работодателей о том, каким образом они могут ограничить организационный стресс.

Организационные стратегии преодоления стресса оцениваются следующим образом: Гибкий график позволяет работникам начинать или заканчивать рабочий день раньше или позже, что способствует снижению стресса на работе, особенно для работающих родителей. Гибкое время также может снизить стресс, связанный с поездками на работу в час пик. Совместное использование рабочих мест позволяет, по крайней мере, двум людям, обученным выполнять работу, позволяя каждому сотруднику отдыхать без потери производительности. Достаточное время может также способствовать выделению времени для успокоения или других мероприятий по снижению стресса, таких как ходьба.

Предоставление экспертного заключения, которое может помочь решить личные проблемы со здоровьем, такие как медицинское заключение, что может помочь сотрудникам уменьшить беспокойство и сосредоточиться на работе. Проведение программ управления стрессом на организационном уровне с целью повышения осведомленности о стрессе и обучения сотрудников методам управления стрессом. Физические упражнения, запланированные организацией при осуществлении работы, помогут снять стресс за счет физических нагрузок [5, с. 23].

На индивидуальном уровне управления стрессом особенно важно рассматривать каждого индивида отдельно, в соответствии с его личностью и пережитыми обстоятельствами. Для того, чтобы предотвратить стрессовые ситуации между сотрудниками, последние должны быть обучены и проинформированы о профессиональной удовлетворенности, включая управление временем и достижениями, общение и личность, а также организацию работы и рабочего места. Сотрудники также должны быть проинформированы о здоровье, об их свободном времени, навыках самообслуживания, к которым будут добавлены тренинги по хобби, питанию, фитнесу, оздоровлению и массажу. Помимо этого, программа борьбы со стрессом должна продвигаться посредством обучения выявлению возможных причин.


Таким образом, подводя итоги исследования, стоит отметить, что важность изучения стресса на различных уровнях среди сотрудников растет. На организационном уровне хорошо продуманные стратегии преодоления трудностей все чаще привлекают внимание различных частных организаций. Стресс может сделать человека продуктивным и конструктивным, когда он идентифицирован и хорошо управляется. Во время переживания сильного стресса или невзгод сотрудникам всегда лучше быть чем-то занятым, направить гнев и энергию на что-то позитивное. Позитивный настрой и медитация помогут справиться со стрессом. Более широкий взгляд на жизнь определенно изменит восприятие данного состояния.

1.2. Профессиональный стресс психологов и факторы его возникновения
Анализ литературных источников и исследований в области психологии говорят о том, что у психологов часто наблюдаются такие проблемы как:

  1. нарушения здоровья;

  2. повышенная когнитивная сложность;

  3. рациональное объяснение психологическими знаниями фактов действительности;

  4. сложности в семейных отношениях;

  5. усугубление собственных психологических проблем;

  6. потеря умения удивляться чему-то новому, необычному [16].

Ряд перечисленных проблем есть поле деятельности самого психолога. Причины перечисленных сложностей, которые испытывают психологи, разнообразны: особенности личности, адекватность профессионального выбора, индивидуальные качества, мотивация выбора профессии.

В структуре деятельности практического психолога исходным материалом является внутренний мир клиента, находящийся в ненормальном состоянии в том смысле, что оно отличается от состояния многих других людей и мешает жизнедеятельности самого клиента. Это первый сложный момент, определяющий развитие личности психолога, потому что между ним и клиентом возникает психологический барьер («я не такой, как ты; ты не такой, как я»).

Конечным продуктом должен стать реконструированный внутренний мир клиента, обеспечивающий ему психологически комфортное состояние. Основным средством процесса преобразования выступает личность самого психолога с ее своеобразием, уникальностью и жизненной историей. Это второй сложный момент, потому что в деятельность вовлекается другое пространство жизнедеятельности психолога – личностное.

Следующий сложный момент в функционировании психолога как субъекта – деятельностные нормы: большинство из них в сознании психолога не представлены, потому что нет разработанных нормативных документов,

касающихся деятельности, например, психолога-консультанта.

В этом отношении хорошо обстоят дела с документами о деятельности психологов в детских учреждениях, учреждениях общего и специализированного образования. Все остальные психологи самостоятельно формулируют для себя нормы.

Процесс преобразования внутреннего мира клиента – процесс отражения психологом этого внутреннего мира.

«Практический психолог в своей работе открывает для клиента психическую реальность его собственной жизни, для этого он владеет специальными знаниями, позволяющими вычленить, описать, проанализировать эту реальность» [6, с. 59].

Однако здесь тоже есть сложности. Как отмечает И.А. Кучерявенко, практический психолог не объясняет основные проявления человеческой индивидуальной жизни, а интерпретирует жизненную ситуацию клиента, что служит объективацией картины мира самого психолога, не означающей гарантию профессионального успеха [36].

В своем развитии психолог как субъект деятельности проходит несколько этапов:

1) стремление самоутвердиться в практической психологии, реализуемое часто в поиске и освоении эффективных, общепринятых, «модных» на данный момент методов работы;

2) некоторое «разочарование» в общепринятых формах и методах работы, связанное с тем, что данные методы не всегда позволяют решать проблемы клиентов;

3) попытка сделать что-то по-своему, стремление «импровизировать» в своем труде, вкладывать что-то от себя лично (начало формирования индивидуального стиля деятельности);

4) осознание необходимости теоретической базы для «импровизации» и выработки индивидуального стиля деятельности (переосмысление сущности своей работы);

5) импровизация на основе знания (нового осмысления) своего дела, связанного с выработкой собственного индивидуального стиля работы, что выражается в модификации известных методов, в конструировании новых методик и методических приемов, а также в нахождении новых смыслов своего труда [30].

Как отмечает Е.А. Климов, некоторые психологи могут «застревать» на отдельных этапах.

Так как профессия психолога социальна, т.е. предполагает взаимодействие специалиста с другим человеком, то основой этого взаимодействия служит именно общение. Психолог общается с клиентом, имеющим на момент обращения к нему ненормальный, не удовлетворяющий его внутренний мир, что проявляется в эмоциональных реакциях
, которые клиент демонстрирует психологу [18].

Еще на этапе профессионального обучения каждый студент-психолог усваивает правило: клиенту можно помочь, если на время стать им, «вжиться» в него, прочувствовать его состояние, отношение к окружающей действительности, как бы «примерить» на себя его личность. Но ведь у психолога есть своя, другая личность, и ее на время необходимо «снять» или «примерить» личность клиента на свою. Психологу приходится постоянно иметь дело с личностными проблемами, использовать свою личность как основу для неидентичных ей конструкций.

Вследствие этого в структуре личности психолога происходят изменения – меняются его отношения к Другому человеку. «Другой» – это рабочая категория для психолога, позволяющая прояснить индивидуальность внутреннего мира, человеческую сущность.

Как было показано выше, изменение отношений к другим людям детерминирует изменение отношения к себе, т.е. изменение личности.

Последствия эмоционального выгорания затрагивают все сферы жизнедеятельности специалистов, в частности психологов, и могут приводить к асоциальным формам поведения [4], психологическим защитам различных видов, в частности агрессивному и самоуничижительному стилям юмора [7], психосоматическим нарушениям [10], снижению качества жизни и субъективного благополучия [8] и т.п.

Интересен опыт проведения исследования О.Б. Поляковой. В исследовании данного автора предстояло получить ответы на вопросы: Почему стрессогенные производственные факторы приводят к возникновению профессиональных деформаций психологов? Является ли эмоциональное выгорание доминирующей составляющей профессиональных деформаций психологов? Каковы особенности профессионального стресса психологов?

В работе важно было не только определить уровень общего показателя эмоционального выгорания психологов (психоэмоционального истощения и эмоционального истощения), но и выявить степень выраженности отдельных компонентов эмоционального выгорания психологов (загнанности в клетку, истощения, личностной отстраненности, напряжения, неадекватного избирательного эмоционального реагирования, невротизации, неудовлетворенности собой, переживания психотравмирующих обстоятельств, психосоматических и психовегетативных нарушений, расширения сферы экономии эмоций, редукции профессиональных обязанностей, резистенции, тревоги и депрессии, эмоционального выгорания, эмоционального дефицита, эмоциональной отстраненности, эмоционально-нравственной дезориентации, эмоционально-энергетического заряда,
направленного на самого себя).

О.Б. Поляковой 33 у психологов были выявлены:

  1. выше среднего уровень с тенденцией к высокому уровню: загнанности в клетку, неадекватного избирательного эмоционального реагирования, психосоматических и психовегетативных нарушений, расширения сферы экономии эмоций, эмоциональной отстраненности, эмоционально-энергетического заряда, направленного на самого себя;

  2. выше среднего уровень: истощения, личностной отстраненности, напряжения, невротизации, неудовлетворенности собой, переживания психотравмирующих обстоятельств, психоэмоционального истощения, редукции профессиональных обязанностей, эмоционального истощения, эмоционально-нравственной дезориентации.

Иными словами, у любого психолога-консультанта, да и в принципе у специалистов из самых разных сфер профессиональной деятельности, может возникать профессиональный стресс в результате максимального присутствия в жизнедеятельности инструментов профессиональной деятельности и ориентации на них, как на основополагающие.