Файл: Байконуров О.А. Комплексная механизация очистных работ при подземной разработке рудных месторождений.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.04.2024
Просмотров: 188
Скачиваний: 1
7,2 л. с. На прицепе станка находится передвижной компрессор. Управ ление всеми механизмами осуществляется с помощью гидросистемы. По ворот стрелы в горизонтальной плоскости возможен на 180°, в верти кальной — на 90°.
Самоходный буровой станок (модель 155) предназначен для буре ния нижнего полувеера скважин диаметром 114—127 мм и глубиной до 75 .л. Он имеет пневмоколесный ход с пневматическим приводом. Привод вращателя, подъема-опускания мачты, извлечения штанг, системы от соса пыли, подачи — гидравлический.
Буровые штанги диаметром 89 мм имеют длину 3 м. Средняя ско рость бурения в известняках 13,5 м/час.
Станок «Перфо-ббД» на пневмоколесном ходу предназначен для бу рения полного веера скважин диаметрами 85, 102, 115, 160 лиг и глуби ной соответственно 120, 150, 100 лі. Вес станка 2 т. Автоподатчик цеп ной. Привод механизма подачи, вращателя, колесного хода — пневмати ческий.
§ 4. Станки с бурильными машинами вращательно-ударного бурения
К г-шм относятся самоходные станки П-29, СБУ-70 и 2СБУ-70, а также станок БУВ-2 для бурения полного веера взрывных скважин. Для выявления возможностей враща тельно-ударного способа бурения глубоких скважин малого диаметра впервые в Советском Союзе Казахским политехни ческим институтом имени В. И. Ленина были проведены экспериментальные работы на шахте 51 ДГМК. Скважины глубиной до 22 м и диаметром 55—-75 мм бурили с помощью опытной самоходной буровой установки, смонтированной на базе каретки БТП 75/105. При испытаниях пользовались пневмоударными механизмами, которые имели широкий диапазон работы единичного удара от 7,5 до 15 кГм с чис лом ударов в минуту от 1450 до 2500. Штанги длиной 1,8 м изготовляли из буровой стали диаметром 32 мм. Скважины бурили по весьма абразивной сульфидной медной руде с /= 1 2 —16.
Долотчатая коронка имела специальную заточку. В про цессе проведения опытов необходимо было определить воз можность бурения нисходящих скважин глубиной до 22— 25 м вращательно-ударным способом, выявить характер из менения технической скорости бурения и энергетических затрат в зависимости от глубины скважины, диаметра корон ки и крепости буримых руд, а также влияние осевого усилия на забой. Результаты исследований [5, 6] позволили сделать следующие выводы.
1.Вращательно-ударный способ бурения скважин мало го диаметра глубиной до 22 м является высокопроизводи тельным.
2.Наибольшая техническая скорость с наименьшими энергетическими затратами была достигнута при следующих
оптимальных параметрах бурения: диаметр коронки—55— 60 мм; давление сжатого воздуха в пневмоударном меха низме—5—6 ати; осевое усилие на забой 1100—1350 кГ; работа единичного удара пневмоударного механизма 10— 12 кГм и число ударов 2500 в минуту. Муфты с веревочной резьбой, имеющие шаг нарезки 20—30 мм, обеспечивают передачу энергии удара непосредственно через торцы штанг, что уменьшает потери энергии удара и скорости бурения с глубиной. Эти выводы были подтверждены при испытании бурового станка П-29 института ВНИИБТ на той же шахте.
Станок П-29 предназначен для бурения скважин враща тельно-ударным способом. Глубина скважин до 50 м, диа метр 65 мм.
При этом применяли трубчатые штанги диаметром 38 мм и длиной 1200 мм; коронки — крестовые. Бурильную ма шину, состоящую из вращательно-ударного механизма и автоподатчика, устанавливали на распорной колонке. Рас положение скважин веерное. Чистая скорость бурения дости гала 350—400 мм/мин. Падение скорости с глубиной прак тически не наблюдалось. Была достигнута средняя эксплуа тационная скорость бурения на станке 104-15 пог. м за смену. Станок П-29 имел следующие недостатки: он не был
Рис. 50. Буровой станок 2СБУ-70.
самоходным; для его переноса и закрепления требовались большие затраты времени и труда. Ход подачи 1,2 м недос таточен, а скорость подачи мала.
Вынос бурового шлама из нисходящих скважин затруд нен.
На основании рекомендаций, полученных в результате исследований, проведенных Казахским политехническим институтом имени В. И. Ленина, научно-исследовательский институт ВНИИБТ создал самоходные буровые станки вра щательно-ударного действия СБУ-70 и 2СБУ-70.
Ниже рассматривается конструкция станка 2СБУ-70. Станок СБУ-70 отличается только наличием одной буриль ной машины.
Самоходный станок 2СБУ-70 (рис. 50) предназначен для бурения нисходящих веерных скважин диаметром 60-70 мм глубиной до 50 м в крепких и абразивных рудах в выработ ках с минимальными размерами : высота — 4 м, ширина— 4 м, длина — 4,6 м и угол наклона почвы до 10°. На гусенич ном ходу 1 размещены два манипулятора 2, на каждом из них крепится автоподатчик 3 с бурильной головкой.
Рис. 51. Кинематическая схема 2СБУ-70: 1 — пневмодвигатель гу
сеничного хода; 2 — цилиндрическая пара |
привода хода; 3 — |
муфта ; 4 — привод управления муфтой ; |
5 — ведущее колесо |
гусеницы; 6 — двигатель маслонасоса; 7 — маслонасос; 8 — дви гатель подачи бурильной головки ; 9 — редуктор подачи бурильной головки; 10 — двигатель вращателя; 1 1 — редуктор вращателя.
На платформе гусеничного хода смонтированы два блока управления, состоящие каждый из маслостанции 4 и пуль т а управления. Кинетическая схема 2СБУ-70 приведена на
рисунке 51.
Для создания 2СБУ-70 в основном использовались про веренные узлы и детали от станка П-29 п бурильной каретки СБУ-2м.
Каждая гусеница хода имеет индивидуальный привод, состоящий из пневмодвигателя ДР-10у и червячного редук тора. Пульт управления гусеничным ходом сосредоточен на двух стойках, расположенных на платформе в задней части машины. Питание пневмоэнергией подается на установку двумя напорными гибкими рукавами диаметром 50 мм от участковых воздухопроводов. Вода для промывки подается к машине посредством одного гибкого шланга диаметром 32 лш. Пульт управления работой бурильной головкой и автоподатчнка каждой бурильной машины, включая краны для подачи промывочной воды, сосредоточены на раме авто податчика. На задней части станка к раме приварены две подножки, на которых находится машинист во время пере движения машины. Для придания устойчивости во время бурения на металлоконструкциях подножки смонтированы четыре винтовых домкрата.
Двигатели исполнительных механизмов работают от пневматической энергии. Почти все вспомогательные опера ции на установке выполняются с помощью гидроци линдров.
Станок имеет две бурильные группы: левую и правую. В каждую из этих групп входят бурильная машина, стрело видный манипулятор, несущая рама, в которой шарнирно закреплен манипулятор. На несущей раме смонтированы маслостанция и пульт управления бурильной группой. Обе группы идентичны по конструкции: одна является зеркаль ным изображением второй.
Бурильная машина (рис. 50) состоит из рамы 14, на ко торой смонтированы бурильная головка 5, привод подачи 10, цилиндр надвигания 7, люнет и цилиндр гидроключа 15, буровой инструмент 6 и пульт управления. Рама представ ляет собой металлоконструкцию, состоящую из двух швел леров. По направляющим рамы автоподатчика с помощью цепной передачи передвигается каретка, на которой болтами закреплена бурильная головка (рис. 52). Последняя состоит из пневмоударника и вращателя, помещенных в один кор пус. Шпиндель 1 редуктора вращателя головки имеет шли цевое соединение, внутри которого расположен переход ник 2, передающий вращающий момент ставу штанг; Вра
щатель, состоящий из ротационного пневмодвигателя 3 и редуктора 4, развивает крутящий момент до 35 кГм.
Реверсивный пневмодвигатель предназначен для враще ния бурового става во время бурения и для свинчивания и развинчивания штанг. Он состоит из корпуса 4, ротора 5 в сборе, переходного фланца 6 и глушителя шума 3. Сжатый воздух от пульта управления по гибким рукавам подается к соответствующему штуцеру в зависимости от направления вращения. Пневмодвигатель при давлении воздуха 5 ати развивает мощность 5 л. с. при числе оборотов 3000 в мину ту и позволяет регулировать скорость вращения става штанг в пределах от 0 до 150 об!мин. Трехступенчатый цилиндри ческий редуктор вращателя предназначен для передачи кру тящего момента от пневмодвигателя к буровому ставу.
На выходной конец шпинделя 1 насаживается опорное кольцо 8, а во внутреннюю полость его вставлен переходник, который посредством шлицевого соединения передает враще ние и удары бойка пневмоударника ставу штанг. На крышке корпуса бурильной головки крепится водяная муфта 9 с резиновыми уплотняющими манжетами. Пневмоударник клапанного типа при давлении воздуха 5 ати и расходе 11 мг/мин имеет энергию единичного удара 14 кГм и число ударов 2100 в минуту. Пневмоударник размещен в полой части корпуса 10 бурильной головки и посредством задней крышки 11 четырьмя стяжными болтами 12 крепится к корпусу. Буровой инструмент состоит из штанг диамет ром 38,5 мм и длиной 1,8 м и крестовой коронки. Передача удара буровому ставу осуществляется через промежуточное звено — переходник. Пневмоударник состоит из стального корпуса 13, втулки 14, бойка 15, крышки 16 и клапанной коробки 7.
Цепной пневмоподатчик укомплектован приводом, цепью, отклоняющими и натяжными звездочками. Привод податчика крепится внизу на направляющих рамы. Для ограничения движения каретки с бурильной головкой по направляющим рамы имеются задние и передние упоры.
Пневмоподатчик предназначен для перемещения буриль ной головки по направляющим рамы автоподатчика при спуско-подъемных операциях и для создания осевого усилия на забой в процессе бурения. Привод податчика состоит из пневмодвигателя, шестеренчатого и червячного редукторов с і = 92. При давлении воздуха 5 ати пневмодвигатель разви вает мощность 3,9 л. с. при числе оборотов 3500 в минуту.
Червячный редуктор состоит из корпуса, червячной пары, звездочки и колеса. На конце вала червяка насажено зубчатое колесо, которое входит в зацепление с роторной
Рис. 52. Бурильная головка.
шестерней пневмодвигателя. На другом конце червяка име ется шестигранник для проворачивания редуктора вручную в случае отсутствия воздуха.
Механизм подачи обеспечивает осевое усилие до 700 кГу скорость холостого хода бурильной головки 11,4 м/мин.
Рис. 53. Пневматическая схема 2СБУ-70: |
1 — двигатель; 2 — пус |
|
ковой кран двигателя хода; 3 — фильтр; |
4 — автомасленка; |
5, 6, |
11 — пусковые краны; 7 — пневмоударник; 8 — двигатель |
пода |
|
чи; 9 — двигатель маслостанции; 10 — двигатель вращателя. |
||
К раме крепятся механизм подачи, люнет, цилиндр над |
||
вигания и цилиндр поворота автоподатчика. Гидравличе |
ский люнет служит для центрирования штанг при забурива нии и для удержания става штанг при его разборке, гидро цилиндр надвигания — для прижатия автоподатчика к забою. Ход поршня гидроцилиндра 700 мм. Манипулятор станка 2СБУ-70 состоит из несущего кронштейна, стрелы п двух гидроцилиндров. На верхнем конце стрелы шарнирно закреплен автоподатчик, а нижним концом стрела шарнир но связана с несущей рамой.
С помощью двух манипуляторов можно вести одновре менно бурение двух параллельных скважин на расстоянии от 0,8 до 2 м друг от друга. Минимальное расстояние скважи ны от кромки уступа или стенки камеры составляет 0,2 м. Кроме того, манипулятор позволяет бурить нисходящи«
скважины з вертикальной плоскости от 0 до 90° к горизон ту и в горизонтальной плоскости вправо и влево от оси стан ка на 60°. Подъем и опускание стрелы, а также поворот автоподатчика в вертикальной плоскости осуществляется гидродилиндрами ; поворот автоподатчика влево и вправо от продольной оси симметрии установки производится одним гидроцилиндром.
Гусеничный ход 2СБУ-70 взят от бурильной каретки СБУ-2м. Пневмоснстема, схема которой дана на рисунке 53, состоит из пневмодвигателей, пневмоударника, пусковых кранов и системы напорных рукавов.
Пневмоэнергия по двум напорным рукавам диаметром 50 мм подается к коллектору, где установлены два вентиля на штуцерах вводов. Затем по напорным гибким рукавам происходит распределение пневмоэнергии к пультам управ ления.
Гидросистема (рис. 54) включает в себя маслостанцию, гидроцилиндры, гидрораспределители, систему напорных гибких рукавов. Каждая бурильная группа имеет маслостанцию, которая состоит из шестеренчатого пневмодвигате ля мощностью 4,8 л. с. и 4000 оборотов в минуту, редуктора,
гидронасоса НШ-16В |
и масляного |
бака с фильтром. |
Одна |
маслостанция обеспечивает работу |
гидроцилиндров |
мани |
|
пулятора, цилиндра |
надвигания |
и гидролюнета. |
Пульт |
управления каждой бурильной машиной состоит из пневмокранов и гидрораспределителей. Управление работой буриль ной головки, вращателя осуществляется кранами, располо женными на раме автоподатчика; управление движением гусеничного хода — двумя кранами, размещенными сзади машины на специальных стойках.
Управление всеми гидроцилиндрами, гидролюнетом, за пуск шестеренчатого пневмодвигателя маслостанции, а также подача промывочной воды к муфте каждой буриль ной группы производится с пульта управления, размещен ного на несущей раме группы. Расход воздуха 'при давлении 5—6 ати одной бурильной машиной составляет 16— 18 м3/мин, а двигателями гусеничного хода — до 22 м3/мин. Расход промывочной воды достигает 35 л/мин.
Опытный образец 2СБУ-70 прошел промышленные испытания в первой половине 1965 г. на Джезказганском руднике.
За время испытаний пробурено 2050 м скважин диамет ром 60—70 мм при крепости руды 12—14. Одной коронкой с переточкой до полного износа в среднем бурили до 35 пог. м скважин. Во время испытаний 2СБУ-70 была до стигнута наибольшая сменная производительность 79 пог. м.