Файл: Байконуров О.А. Комплексная механизация очистных работ при подземной разработке рудных месторождений.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.04.2024

Просмотров: 187

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

аварийность, простои составляли 60—70%. Несмотря на это, экскаваторы Э-7515 в процессе эксплуатации под землей по­ казали ряд ценных качеств, к которым относятся:

а) большая маневренность и высокая техническая произ­ водительность при погрузке руды нормальной кусковатости (300—400 мм в ребре);

б) легкость управления механизмами экскаватора, что нетребовало большой квалификации машинистов.

 

ГМП

 

1

Г

4!

« Л Г

I l " l ~

T

Ö

 

à

 

ж

 

 

Рис. 59. К определению рабочих размеров и параметров Э-7515-

Компоновка экскаватора из готовых механизмов и узлов, которые легко монтировались на машине, облегчала ремонт, обслуживание и замену их. Мягкие механические характе­ ристики электродвигателей механизмов подъема, напора и поворота, а также небольшие инерционные массивы движу­ щихся частей этих механизмов создавали в них меньшие динамические нагрузки по сравнению с экскаваторами с групповым приводом.


Радиус, описываемый хвостовой частью, А, лі

2,36

Ширина кабины, Б, м

2,78

Габаритная высота экскаватора при снятой верх­

2,9

ней фаре, В, м

Просвет над поворотной платформой, Г, лі

0,86

Высота оси пяты стрелы, Д, лі

1,45

Расстояние оси пяты по оси вращения, Е, лі

0,85

Длина гусеничного хода, Ж, м

 

 

3,4

 

Ширина гусеничного хода, 3, м

 

 

2,78

 

Ширина гусеничной ленты, И, м

 

 

0,48

 

Просвет под ходовой тележкой, К, лі

 

 

г0,30

 

Опорная площадь гусениц, лі2

 

 

2,71

 

Скорость передвижения экскаватора, км/час

 

 

1

 

Наибольший угол подъема экскаватора при дви-

 

 

 

 

жении, град

 

 

2 2

 

Емкость ковша, лі3

 

 

0,75

 

Ширина ковша, лі

 

 

1,03

 

Длина стрелы, А1, лі

 

 

4,4

 

Длина рукояти, Б1, лі

40

45

3,78

60

Угол наклона стрелы, град

50

Высота экскаватора по головным блокам стре­

4,75

5,0

5,3

5,7

лы, В1, лі

Наименьшая длина экскаватора при подтянутом

6,95

 

6,7

6,5

ковше Г1, лі

6 , 8

Глубина резания ниже уровня стоянки, Д', м

1 , 8

1,7

1 , 6

1,4

Наибольший радиус резания на уровне стоянки,

4,9

4,9

4,9

 

Е1, лі

 

Величина планируемой площадки при закидке

з д

3,1

 

 

ковша между гусениц, Ж 1, м

 

 

Величина планируемой площадки при копании

2,3

2,3

2,3

 

поперек гусениц, Зг, лі

2 , 0

Величина планируемой площадки при копании

1 ,5

1 ,5

1 ,5

1

по диагонали гусениц, И', м

Наибольшая высота резания, К 1, лі

4,6

5,1

5,5

6,3

Наибольшая высота выгрузки, Л, лі

2 , 8

3,15

3,5

4,0

Радиус выгрузки при наибольшей высоте выг­

5,5

5,3

5,0

3,9

рузки, М, м

Наибольший радиус резания, Н, лі

6,7

6 , 6

6,5

6,3

Наибольший радиус выгрузки, О, м

о,5

5,4

5,3

5,2

Наибольшее подъемное усилие на блоке ковша,

 

 

11,9

 

г

 

 

 

Наибольшее напорное усилие, г

 

 

10,4

 

Наибольшая скорость подъема ковша, м/сек

 

 

0,5

 

Наибольшая скорость напора и возврата рукоя­

 

 

0,51

 

ти, м/сек

 

 

 

Продолжительность цикла погрузки при поворо­

 

 

15

 

те на 90°, сек

 

 

 

Вес экскаватора с ковшом, т

 

 

19,2

 

Удельное давление на грунт, кГ/см2

 

 

0,71

 

В настоящее время экскаватор Э-7515 применяется на по­ грузке при проходке камер и тоннелей, на строительстве гид­ росооружений.


Экскаваторы ЭП-1 Костромского экскаваторного завода «Рабочий металлист» начали применяться на шахтах Джез­ казгана с июля 1961 г. Полноповоротная электрическая ма­ шина на гусеничном ходу в качестве рабочего органа имеет прямую лопату с емкостью ковша 1 м3. Экскаватор предна­ значен для работы в очистных забоях шахт, ведущих разра­ ботку залежей открытыми забоями, при проходке гидротех­ нических сооружений и тоннелей, а также для погрузки взорванных скальных пород на поверхности. Он может гру­ зить крупную и весьма абразивную горную массу кусковатостью до 800 лш в самосвалы или самоходные вагоны с наибольшей высотой разгрузки ковша до 5 м.

Рис. 60. К определению рабочих размеров и параметров ЭП-1.

Для нормальной работы машины забои должны иметь высоту не ниже 6 м и ширину не менее 10 м.

Экскаватор ѲП-1 создан специально для работы в тяже­ лых условиях под землей, в связи с чем его конструкция имеет ряд отличительных особенностей. Для удобства спуска экскаватора по стволу шахты, доставки его по горным выра­ боткам и сборки на монтажной площадке конструкцией пре­ дусмотрена разборка его на отдельные транспортабельные

узлы. Габаритные размеры экскаватора по сравнению с раз­ мерами, утвержденными ГОСТом для экскаваторов с ем­ костью ковша 1 м3, уменьшены, что дает возможность погрузки горной массы в стесненных подземных условиях.

Учитывая особенности эксплуатации экскаватора под землей, рабочее место машиниста и задняя часть кабины за­ щищены листами толщиной 10 мм, а кабина машиниста изо­ лирована от окружающей среды ; воздух в ней очищается от пыли специальной воздухоочистительной установкой, смон­ тированной на экскаваторе. Предусмотрено повышенное осве­ щение призабойного пространства, механизмов поворотной платформы и гусеничного хода. Для надежной и долговечной работы машины наиболее нагруженные узлы и детали экска­ ватора изготовлены из легированных сталей ; широко приме­ нены подшипники качения; все зубчатые колеса помещены в масляные ванны. Конструкция узлов экскаватора предус­ матривает максимальное облегчение и ускорение процессов смазки, проведение профилактических осмотров и ремонтов.

Техническая характеристика и основные параметры (рис. 60) даны ниже.

Экскаватор ЭП-1 (рис. 61) состоит из рабочего оборудова­ ния, поворотной платформы с механизмами и тележками гу­ сеничного хода.

Кинематическая схема машины показана на рисунке 62. Рабочее оборудование (рис. 61) включает в себя: стрелу 1 с напорным механизмом 2, головными 3 и стреловыми 4 бло­

ками; рукоять 5 и ковш 6, цепные передачи 7 и механизм открызания днища ковша 8.

Стрела служит основанием для всех узлов рабочего обо­ рудования, она воспринимает нагрузки от этих узлов и на­ тяжения подъемного каната. Нижний конец стрелы шарнир­ но крепится к поворотной платформе, а верхний с помощью блоков 4 поддерживается на весу стреловыми канатами 9. Через головные блоки 3 проходит подъемный канат 10, на котором подвешен ковш. Прямая лопата с однобалочной ру­ коятью имеет универсальный напорный механизм, позволя­ ющий работать по независимой и комбинированным схемам. Днище ковша открывается специальным механизмом.

Поворотная платформа служит основанием как для уста­ новленных на ней механизмов, так и для рабочего оборудо­ вания и вместе с ними образует поворотную часть экскава­ тора. Собственно поворотная платформа состоит из сварной рамы 11, противовеса 12, левой 13 и правой 14 площадок, которые соединяются между собой болтами. На поворотной платформе монтируются главный электродвигатель 15, валы главной лебедки 16, 17, механизм риверса 18, поворотный


Техническая характеристика и основные параметры экскаватора ЭП-1

Радиус вращения хвостовой части, А, м

2,9

Габаритная высота кузова, Б, м

8,3

Ширина кузова, В, лі

3,0

Ширина гусенігчного хода, Г, лі

3,0

Просвет под поворотной платформой, Д, лі

0,94

Высота оси пяты стрелы, Е, лг

1 , 6

Расстояние от оси пяты стрелы до оси вращения, Ж, ЛІ

1,75

Длина гусеничного хода, 3, м

3,86

Ширина гусеничной ленты, И, м

 

 

0 ,,60

Просвет под ходовой тележкой, К, лі

 

 

0 ,,36

Высота по блоку двуногой стойки, лі

 

 

3,,3

 

Число оборотов поворотной платформы, об/мин

4,,55

Преодолеваемый подъем пути при твердом грун­

15

те, град

 

 

 

Опорная площадь гусениц, лі2

 

 

3, 6

 

Управление механизмами

Пневматическое

Давление сжатого воздуха в системе, кГ/см2

 

4

 

Рабочее напряжение, в

 

 

380

Напряжение в осветительной сети, в

 

127,12

Длина стрелы, лі

 

 

 

5,7

 

Емкость ковша, лі3

 

 

 

1 , 0

60

Угол наклона стрелы, а, град

 

 

40;

Наибольший радиус черпания, Лі, лі

 

8,5;

7,8

Наибольшая высота черпания, Яг. лі

 

5,5;

7,5

Наибольший радиус выгрузки, Л2, лі

 

7,2;

6,5

Высота выгрузки при Л2, Я2, лі

 

2,3;

2,9

Наибольшая высота выгрузки, Н3, лі

 

3,1;

5,1

Радиус выгрузки при Я3, Л3, лі

 

7,1;

5,8

Наименьший радиус выгрузки, Л4, лі

 

5,0;

4,3

Высота выгрузки при Л4, Н4, лі

 

2

, 2 ;

2 , 8

Высота по верху головного блока, Я5, лі

5,5;

6,9

Наименьший радиус черпания, Я5, лі

 

6 ,0 ; 5,3

Длина планируемой площадки, Л, лі

при угле

3,3;

3,0

Расчетная продолжительность цикла

 

19,3

 

поворота на: 90°, сек

 

 

 

135°,

сек

 

 

22,5

 

180°,

сек

 

 

25,7

 

Вес экскаватора с рабочим оборудованием, т

 

35,6

 

Среднее удельное давление на грунт при передви­

 

0,93

 

жении, кГ/см2

 

 

 

 

Техническая производительность при угле пово­

 

130

 

рота 90°, м3/час

 

 

 

 

механизм VII и механизмы хода VIII—XI (рис. 62), редуктор19, компрессор 20, двуногая стойка 21, пульт управления 22, пневмо- и электрооборудование и кузов 23. Поворотная плат­ форма опирается через опорно-поворотное устройство на гу­ сеничный ход. Через пары роликов 24 устройства также удерживают поворотную платформу от опрокидывания. Кро­ ме того, поворотная платформа соединена с ходовой тележ­ кой с помощью центральной цапфы 40. Механизмы поворот­ ной платформы защищены металлическим кузовом.


Пульт управления 22 расположен на передней правой части поворотной платформы в специальной кабине маши­ ниста 23. Последняя изолирована от внешней среды, однако она обеспечивает хороший обзор фронта погрузки.

Тележка гусеничного хода состоит из ходовой рамы 25 с механизмами и зубчатым венцом, двух гусениц 36. Гус®, ничный ход служит в качестве опоры, а также передвижения экскаватора во время погрузки или при переездах из забоя в забой. Гусеницы приводятся в движение ходовым механиз­ мом с помощью цепных передач.

Ведущие 26 и направляющие 27 колеса имеют устройства для регулирования приводных и гусеничных цепей.

От главного двигателя 15 через промежуточный редуктор 19, зубчатые колеса 28 и главную лебедку приводятся в дей­ ствие рабочее оборудование, гусеничный ход, поворотный и реверсивный механизмы.

Почти все механизмы экскаватора управляются с по­ мощью пневмопривода. Основным исполнительным органом рабочего оборудования экскаватора является ковш прямой лопаты. Связь ковша с экскаватором осуществляется при по­ мощи рукояти и каната. Ковш скального типа с далеко вы­ двинутой передней стенкой. Корпус ковша литой, имеет переднюю 29 и заднюю 30 стенки, соединенные между собой пробками, а стык соединения дополнительно обваривается аустенитовыми электродами. Передняя стенка выполнена с четырьмя специальными гнездами, куда вставляются зубья. К верхним проушинам задней стенки крепится ковшовый блок 31, при помощи которого ковш подвешивается на подъемном канате.

Днище 32 присоединяется к задней стенке шарнирно на осях и удерживается в закрытом состоянии засовом 42, вхо­ дящим одним концом в квадратное отверстие пяты 43.

Рукоять представляет собой балку квадратного коробча­ того сечения, сваренную из листового проката ; внутри балки вставлены ребра жесткости. На конце балки к двум ее боко­ вым сторонам приварены кронштейны (правый и левый), ко­ торые вместе образуют головку рукояти. Головка имеет четыре отверстия, предназначенные для шарнирного соеди­ нения рукояти к ковшу. Для регулирования угла наклона ковша относительно балки в головке рукояти предусмотрены два отверстия, куда вставлен палец, который с помощью тяг соединяет рукоять с ковшом. На нижней стороне балки по ее длине размещена кремальерная зубчатая рейка 33. На верх­ нем конце балки для ограничения хода рукояти смонтирован съемный амортизационный упор. Механизм открывания дни­ ща размещен на стреле. В качестве привода принят пневмо-