ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.04.2024
Просмотров: 21
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Задание
При изучении курса технико-экономического анализа хозяйственной деятельности особую трудность испытывают студенты при овладении приемами экономического анализа. В то же время умение легко вести расчеты по факторному анализу производственно-экономических показателей является важнейшей профессиональной особенностью экономиста.
В условиях минимального времени работы в аудитории студент не успевает усвоить приемы и способы экономического анализа и самостоятельно справиться с целым рядом аналитических задач. Это требует экономного использования аудиторного учебного времени и интенсификации учебного процесса.
Необходимо решить шесть заданий, каждое из которых состоит из десяти вариантов, включающих набор задач. При этом разные варианты содержат обязательно задачи одного типа. На занятиях каждый студент получает один вариант задания и самостоятельно решает все задачи, приобретая, таким образом, необходимые навыки и умения.
Каждая задача должна быть доведена до итогового численного результата и завершена формулировкой вывода.
Для решения задач необходим микрокалькулятор.
-
Способ цепных подстановок
Для оценки влияния на результативный показатель изменений любого фактора необходимо исчислить величины этого показателя — подстановки. В первой подстановке фактор, влияние которого изучается, берется отчетным, а остальные факторы — базисными.
Размер влияния фактора определяется путем вычитания из последующей подстановки предыдущей (из второй — первой, из третьей-второй и т. д.),
Представим зависимость результативного показателя от влияющих на него факторов следующей формулой;
A=gz,(1.1)
где А — совокупный анализируемый показатель; g— количественный фактор; z — качественный фактор.
При влиянии на совокупный показатель двух факторов выполняются следующие операции.
Расчет результативного показателя за базисный период:
Ao = gozo.(1.2)
Расчет первой подстановки путем замены базисного значения количественного фактора на его текущее значение:
A'=glz0.(1.3)
Определение влияния на результативный показатель количественного фактора:
∆A(g)=A'-Ao = glzo-gozo.(1.4)
Расчет второй подстановки путем замены базисного значения качественного фактора на его текущее значение:
A”=g1z1(1.5)
Определение влияния на результативный показатель качественного фактора:
∆ А(z) =A"-A'=glzl-glz0.(1.6)
Определение общего изменения результативного показателя (проверка — сумма влияния факторов):
∆A=A1-A0= A(g)+ А(г) (1.7)
При трех и более факторах, влияющих на результативный показатель, способ расчета остается таким же.
Задача
1. По данным вагонного депо определить влияние факторов на изменение расходов по деповскому ремонту вагонов Eдр:количества деповских ремонтов и себестоимости одного деповского ремонта вагона Сдр
Таблица 1
Показатель | Период | |
Базисный | Условный | |
Расходы по деповскому ремонту вагонов, тыс. р. | 626,10 | 705,30 |
Количество деповских ремонтов | 2408 | 2351 |
Себестоимость деповского ремонта, тыс. руб. | 0,260 | 0,300 |
Решение. Представляем аналитическую формулу зависимости расходов по деповскому ремонту (результативный показатель) Е др, тыс. р., от количества деповских ремонтов и себестоимости деповского ремонта (влияющие факторы):
Е др = Рдр*Сдр (1.8)
где Рдр—количество деповских ремонтов;
С др— себестоимость деповского ремонта, руб.
Выделяем количественные и качественные факторы:
Р др— количественный; С др — качественный.
Приводим методику расчета влияния факторов на расходы по деповскому ремонту вагонов способом цепных подстановок:
Едр0 = Рдр0*Сдр0 (1.9)
Едр’ = Рдр1*Сдр0 (1.10)
∆Едр(Рдр) = Едр1-Едр0 (1.11)
Едр” = Рдр1*Сдр1 (1.12)
∆Едр(Сдр) = Едр”-Едр’ (1.13)
∆Едр = Едр1-Едр0 = ∆Едр(Рдр)+∆Едр(Сдр) (1.14)
где Едр1, Едр0 расходы по деповскому ремонту вагонов соответственно за базисный и текущий периоды, тыс. р.;
Рдр1, Рдр0—количество деповских ремонтов соответственно за базисный и текущей периоды,
С др1, Сдр0— себестоимость деповского ремонта,тыс.руб. соответственно за базисный и текущей периоды,;
∆Едр, ∆Едр(Рдр), ∆Едр(Сдр) изменение расходов по деповскому ремонту вагонов соответственно общее и под влиянием количества ремонтов и себестоимости ремонта тыс.руб.;
Едр’ , Едр"— подстановки (условные величины).
Расчет влияния факторов:
Едр0 = 2408*0,26 = 626,10 тыс.руб.
Едр’ = 2351*0,26 = 611,30 тыс.руб.
∆Едр(Рдр) = 611,3-626,10 = -14,80 тыс.руб.
Едр” = 2351*0,30 = 705,30 тыс.руб.
∆Едр(Сдр) = 705,30-611,30 = 94 тыс.руб.
∆Едр = 705,30-626,10 = -14,80+94 = 79,20 тыс.руб.
следовательно, расчеты выполнены верно.
Вывод: Расходы по деповскому ремонту вагонов в текущий период, по сравнению с базисным, выросли на 79,20 тыс. р. За счет уменьшения количества ремонтов на 57 раз расходы сократились на 14,80 тыс. р., а рост себестоимости деповского ремонта увеличил расходы на 94 тыс. р. Таким образом, для сокращения расходов железной дороги необходимо в данном случае уменьшать себестоимость деповского ремонта.
-
Определить влияние факторов на изменение производительности труда работников дистанции пути В: объема перевозок Plbrи среднесписочной численности работников дистанции Nсп
Таблица 2
Показатель | Период | ||
Базисный | Отчетный | ||
Тонно-километры брутто, тыс. р. | 630000 | 645000 | |
Среднесписочная численность, чел. | 800 | 780 | |
Производительность труда одного работника станции, тыс.т.*км бр./чел. | 787,50 | 826,90 |
Решение. Представляем аналитическую формулу зависимости производительности труда одного работника станции (результативный показатель) В. тыс.т.*км бр./чел., от Тонно-километров брутто, тыс. р. и среднесписочной численности, чел (влияющие факторы):
В = ∑Plbr/Nсп (1.14)
где ∑Plbr — Тонно-километры брутто, тыс. р.;
Nсп — Среднесписочная численность, чел.
Выделяем количественные и качественные факторы:
∑Plbr — количественный; Nсп — качественный.
Приводим методику расчета влияния факторов на производительность труда одного работника станции способом цепных подстановок:
В0 = ∑Plbr 0/ Nсп 0 (1.15)
В’ = ∑Plbr 1/ Nсп 0 (1.16)
∆В(∑Plbr) = В’-В0 (1.17)
В” = ∑Plbr / Nсп 1 (1.18)
∆В(Nсп) = В”-В’ (1.19)
∆В = В1-В0 = ∆В(∑Plbr)+∆В(Nсп) (1.20)
где В1, В0 производительность труда одного работника станции соответственно за базисный и текущий периоды, тыс. р.;
∑Plbr 1, ∑Plbr 0— Тонно-километры брутто, тыс. р соответственно за базисный и текущей периоды,
Nсп, Nсп 0— Среднесписочная численность, чел соответственно за базисный и текущей периоды,;
∆В, ∆В(∑Plbr), ∆В(Nсп) изменение производительности труда одного работника станции соответственно общее и под влиянием тонно-километров брутто и среднесписочной численности;
В’ , В"— подстановки (условные величины).
Расчет влияния факторов:
В0 = 630000/800=787,50 тыс.т.*км бр./чел
В’ = 645000/800 = 806,30 тыс.т.*км бр./чел
∆В(∑Plbr) = 806,30-787,50 = 18,80 тыс.т.*км бр./чел
В” = 645000/780=826,90 тыс.т.*км бр./чел
∆В(Nсп) = 826,90-806,30 = 20,6 тыс.т.*км бр./чел
∆В = 826,9-787,50 = 18,80+20,6 = 39,40 тыс.т.*км бр./чел
следовательно, расчеты выполнены верно.
Вывод: Производительность труда одного работника станции за текущий период, по сравнению с базисным, выросла на 39,40 тыс.т.*км бр./чел. Данный факт произошел за счет увеличения тонно-километров брутто на 15000 тыс. из-за которого производительность выросла на 18,80 тыс.т.*км бр./чел, а также снижения среднесписочной численности на 20 человек, из-за которой производительность увеличилась на 20,6 тыс.т.*км бр./чел.
2. Способ разниц
Способ разниц применяется при наличии только прямой функциональной связи между показателями. Он основан на способе цепных подстановок и является его модификацией.
Этот способ менее трудоёмок, так как позволяет сократить число вычислений.
При влиянии на результативный показатель двух факторов выполняются следующие операции:
определение влияния количественного фактора
∆А(g)=∆gz0 (2.1)
определение влияния качественного фактора
∆A(z) =g1∆z (2.2)
определение общего изменения (проверка — сумма влияний факторов)
∆A= A1-A0 = ∆A(g)+∆A(z) (2.3)
Таким образом, при определении степени влияния факторов на рассматриваемый показатель нужно умножить величину прироста или спада исследуемого фактора на взаимосвязанные с ним показатели.
Очень часто способ разниц применяется в сочетании со способом цепных подстановок.
Решим задачу способом разниц.
Задача
1. По данным вагонного депо определить влияние факторов на изменение расходов по деповскому ремонту вагонов Eдр:количества деповских ремонтов и себестоимости одного деповского ремонта вагона Сдр
Таблица 3
Показатель | Период | |
Базисный | Условный | |
Расходы по деповскому ремонту вагонов, тыс. р. | 626,10 | 705,30 |
Количество деповских ремонтов | 2408 | 2351 |
Себестоимость деповского ремонта, тыс. руб. | 0,260 | 0,300 |
Решение. Представляем аналитическую формулу зависимости расходов по деповскому ремонту (результативный показатель) Е др, тыс. р., от количества деповских ремонтов и себестоимости деповского ремонта (влияющие факторы):
Е др = Рдр*Сдр (2.4)
где Рдр—количество деповских ремонтов;
С др— себестоимость деповского ремонта, руб.
Выделяем количественные и качественные факторы:
Р др— количественный; С др — качественный.
Приводим методику расчета влияния факторов на расходы по деповскому ремонту вагонов способом разниц:
∆Едр(Рдр) = ∆Рдр*Сдр0 (2.5)
∆Едр(Сдр) = Рдр1*∆Сдр (2.6)
∆Едр = Едр1-Едр0 = ∆Едр(Рдр)+∆Едр(Сдр) (2.7)
где Едр1, Едр0 расходы по деповскому ремонту вагонов соответственно за базисный и текущий периоды, тыс. р.;
Рдр1—количество деповских ремонтов соответственно за текущий периоды,
∆Рдр – изменения количества деповских ремонтов соответственно за базисный и текущей периоды,
Сдр0— себестоимость деповского ремонта,тыс.руб. соответственно за базисный период,;
∆Сдр— изменение в себестоимости деповского ремонта, тыс.руб.
∆Едр, ∆Едр(Рдр), ∆Едр(Сдр) изменение расходов по деповскому ремонту вагонов соответственно общее и под влиянием количества ремонтов и себестоимости ремонта тыс.руб.;
Расчет влияния факторов:
∆Едр(Рдр) = (2351-2408)*0,26 = -14,80 тыс.руб.
∆Едр(Сдр) = 2351*(0,3-0,26) = = 94 тыс.руб.
∆Едр = 705,30-626,10 = -14,80+94 = 79,20 тыс.руб.
следовательно, расчеты выполнены верно.
Вывод: Расходы по деповскому ремонту вагонов в текущий период, по сравнению с базисным, выросли на 79,20 тыс. р. За счет уменьшения количества ремонтов на 57 раз расходы сократились на 14,80 тыс. р., а рост себестоимости деповского ремонта увеличил расходы на 94 тыс. р. Таким образом, для сокращения расходов железной дороги необходимо в данном случае уменьшать себестоимость деповского ремонта.
2.Определить влияние факторов на изменение производительности труда работников дистанции пути В: объема перевозок Plbrи среднесписочной численности работников дистанции Nсп
Таблица 4
Показатель | Период | ||
Базисный | Отчетный | ||
Тонно-километры брутто, тыс. р. | 630000 | 645000 | |
Среднесписочная численность, чел. | 800 | 780 | |
Производительность труда одного работника станции, тыс.т.*км бр./чел. | 787,50 | 826,90 |