Файл: Алексеев Н.И. Трубопроводчик судовой учеб. пособие.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.04.2024
Просмотров: 176
Скачиваний: 3
Н. И. Аленсеев, М. М. Гутман
ТР У Б О П Р О В О Д Ч И К
СУ Д О В О Й
Одобрено Ученым советом ' Государственного комитета Совета Министров СССР
по профессионально-техническому образованию в качестве учебного пособия
для профессионально-технических учебных заведений и подготовки рабочих на производстве
Издательство „Судостроение*1• Ленинград • 1974
УДК 629.12.061.002 (07)
А47
ДЦ
SKAEfcifi mr-
Ре ц е н з е н т ы :
А. В. Спиридонов, С. Г. Моргунов
На у ч н ы.й р е д а к т о р
у |
С. А. Вешкельский |
А47 |
Алексеев Н. И., Гутман М. М. |
«Судостроение», 1974. |
Трубопроводчик судовой. Л., |
||
|
192 с. |
|
|
В учебном пособии «Трубопроводчик судовой» изложены сведения по |
|
|
устройству, изготовлению и монтажу трубопроводов судовых систем и си |
|
|
стем судовых энергетических установок, а также о современном технологи |
|
|
ческом оборудовании, оснастке, инструменте и приспособлениях. Отражены |
|
|
вопросы НОТ, техники безопасности и промышленной санитарии. Дано по |
|
|
нятие о специфике чертежной и технологической документации по системам, |
|
|
о допусках в трубопроводных работах. |
|
|
Книга предназначена для подготовки трубопроводчиков судовых в про |
|
|
фессионально-технических училищах и для |
повышения их квалификации |
|
на производственно-технических курсах. |
|
|
Учебное пособие может быть использовано для бригадно-индивидуального |
|
|
обучения. |
|
31804—032 |
629.12.061.002 (07) |
|
А 048 (01)—74 БЗ—8 8 — 17—73 |
© Издательство «Судостроение», 1974 г.
ПРЕДИСЛОВИЕ
Роль систем на современном судне исключительно велика. Они обеспечивают работу главных машин и вспомогательных механизмов, условия безопасности плавания и живучесть судна. Бесперебойная работа систем обусловливает создание нормальных условий обитае мости на судах, сохранность перевозимого груза, осуществление погрузочно-разгрузочных операций и многое другое.
С ростом технической вооруженности судов возрастает роль и значение систем и входящих в их состав трубопроводов. Внедрение автоматизации и дистанционного управления, механизация ряда работ на судне, улучшение условий обитаемости, обеспечение безо пасности плавания, появление новых типов судов, контейнеровозов, судов на подводных крыльях, судов с горизонтальным способом погрузки, — все это обусловливает повышение требований к ка честву изготовления и монтажа трубопроводов. Трудоемкость работ по изготовлению и монтажу трубопроводов в общем цикле постройки судна составляет в среднем 10%.
В данном учебном пособии отражены последние изменения в клас сификации систем, современная технология изготовления и монтажа трубопроводов в соответствии с действующей технической докумен тацией. Изложен производственный опыт передовых предприятий по внедрению современных технологических процессов, механиза ции ручного труда, совершенствованию трубопроводных работ.
Содержание книги определяется учебным планом и программой для подготовки трубопроводчиков судовых в профессиональнотехнических училищах, а также типовой программой для повышения квалификации на производственно-технических курсах судовых трубопроводчиков. Учебное пособие может быть использовано и при
бригадно-индивидуальном обучении.
Отзывы и пожелания просим направлять по адресу: 191065, Ленинград, ул. Гоголя, 8, издательство «Судостроение».
1
Г л а в а I
ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О СУДОВЫХ СИСТЕМАХ И СИСТЕМАХ СУДОВЫХ ЭНЕРГЕТИЧЕСКИХ УСТАНОВОК
§ 1. Понятие о системах и их составны х частях
Системы представляют собой совокупность специализирован ных трубопроводов и механизмов, устройств, аппаратов и приборов. Современное судно оборудовано разнообразными системами, под
разделяющимися на |
две основные группы. Первая группа — си |
|||
стемы |
с у д о в ы е , |
обслуживающие общесудовые нужды. Вторая |
||
группа — системы с у д о в ы х э н е р г е т и ч е с к и х |
( с и л о |
|||
в ых ) |
у с т а н о в о к , обеспечивающие эксплуатацию |
этих |
уста |
|
новок. |
|
|
|
|
Т р у б о п р о в о |
д — это совокупность труб и арматуры |
(при |
соединительной, разветвляющей, запорной и пр.), предназначенных для перемещения жидкостей, паров или газов.
Линии трубопроводов подразделяются на магистрали, групповые ответвления, ответвления, перемычки, обводы. В зависимости от выполняемых функций трубопроводы делятся на приемные, напор ные, перекачивающие, наливные, отливные, выдачи, перепускные,
сливные, продувания, стравливающие, газовыпускные, вытяжные, приточные.
Схемы систем и трубопроводов различают по ряду признаков. Классификация схем систем производится по построению: автоном ная, групповая, централизованная, с автономными участками. Схемы трубопроводов классифицируются по построению (линейная, двух линейная, кольцевая, линейно-кольцевая, одно- и двухканальная) и принципу перемещения среды (закрытия, открытия, циркуля ционная, проточная).
Наряду с трубопроводами в состав систем входят аппараты, механизмы, емкости. Теплообменные аппараты систем подразделяют на подогреватели (питательной, пресной, питьевой, мытьевой, за бортной воды и моющего раствора, топлива, масла, воздуха, холодоносителя, змеевики подогрева жидкости, отопительные грелки); охладители (пресной воды, конденсата, масла, воздуха, пара, рас сола); испарители (забортной воды, конденсата, хладагента); конден саторы (отработавшего и вторичного пара, паровоздушной смеси, выпара, хладагента, пара от уплотнений).
4
К аппаратам для очистки рабочих сред относятся фильтры, сепа раторы, отделители. В группу аппаратов различного назначения вхо дят генераторы инертных газов, глушители, искрогасители, аэра торы, сатураторы, озонаторы, увлажнители пара, воздухораспреде лители и др.
Механизмы систем подразделяют на насосы, компрессоры и вен тиляторы. Емкости жидкостей и газов включают цистерны, теплые, ледовые, кингстонные ящики, баки и баллоны.
§ 2. Судовые системы
Судовые системы предназначены для выполнения определенных функций, обеспечивающих нормальную эксплуатацию судов.
Рассмотрим классификацию этих систем.
Трюмные системы. Эта группа включает осушительную, водоот ливную и перепускную системы.
Осушительная система, состоящая из насосов, эжекторов и тру бопровода, предназначена для периодического удаления трюмной воды, которая появляется в результате протечек через неплотности соединений трубопроводов, конденсации пара, мытья палуб и т. д.
Водоотливная система служит для удаления больших количеств воды, поступившей при аварии или повреждении корпуса. Воду откачивают погружными электронасосами и эжекторами.
Вода, скапливающаяся в помещениях, не оборудованных осуши тельной или водоотливной системой, удаляется с помощью перепуск ной системы. По трубам, снабженным запорной арматурой, вода отводится к приемникам осушительной или водоотливной систрмы.
Балластные системы. В эту группу помимо собственно балластной входят системы дифферентная, креновая и замещения.
Балластная система предназначена для регулирования остойчи вости и осадки судна, а также его крена и дифферента.
На многих судах операции по спрямлению судна и улучшению остойчивости выполняются единой балластной системой. Однако на ряде судов предусматриваются специальные дифферентные и кре повые системы.
Система замещения предназначена для приема в цистерны и уда ления из них водяного балласта, компенсирующего вес израсходован ных переменных грузов.
Противопожарные системы. К этой группе относятся следующие системы: противопожарная водяная, водяного орошения, водораспыления, спринклерная, водяных завес, затопления, паротушения, пенотушения, жидкостного (химического) тушения, углекислотного тушения, инертных газов, ингибиторная.
Противопожарная водяная система предназначена для подачи воды из-за борта для тушения пожаров на палубах и внутри помещений судна. Эта разветвленная система, состоящая из трубопровода, пневмогидравлических цистерн, насосов, переключающей арматуры, пожарных рожков или лафетных стволов, постоянно находится под давлением и всегда готова к действию. Указанная система обеспечи
5
вает также работу целого ряда потребителей: эжекторов водоотлив
но-осушительной системы, пеногенераторных установок, ряда проти вопожарных систем.
Для защиты отдельных помещений и конструкций от воздействия высоких температур, а также для предотвращения распространения огня на судне используется система водяного орошения. В помещениях, предназначенных для хранения легковоспламеняющихся грузов, предусматривается система затопления. Для тушения пожаров в ма шинных и котельных отделениях применяются системы водорас-
пыления.
На пассажирских судах для тушения пожаров в жилых и слу жебных помещениях предусматривается автоматически действующая спринклерная система. Спринклеры — это водораспыляющие на садки с легкоплавким замком. При повышении температуры в поме щении до 70—90° С замки расплавляются и система автоматически приводится в действие.
Для создания сплошных водяных завес в районе сходов и вахт в машинно-котельных отделениях, для орошения переборок, про ходов, выходов из помещений, трапов служит система водяных завес.
Система паротушения применяется для тушения пожаров в раз личных судовых помещениях: грузовых трюмах, топливных и масля ных цистернах, машинно-котельных отделениях, коффердамах, кладовых и т. п. Трубопроводы этой системы могут быть исполь
зованы для подачи пара в танки и топливные цистерны для их про паривания.
Система пенотушения предназначена для тушения пожара в раз личных помещениях. Пена не портит ррузы и нефтепродукты, не вызывает коррозию металла.
Хорошо зарекомендовала себя в эксплуатации система жидкост ного тушения. Активной средой в этой системе является пар испа ряющейся огнегасящей жидкости, подаваемой в помещение.
Система углекислотного тушения пригодна для обслуживания |
|
в основном тех же помещений, что и система паротушения, |
и чаще |
применяется на теплоходах, где резервы rtapa ограничены. |
газов |
Система инертных газов служит для подачи инертных |
(азота, гелия), а также выпускных газов двигателей внутреннего сгорания, топочных газов котлов или специально подготовленных при сжигании топлива газов в грузовые трюмы и танки для тушения и предупреждения пожаров.
Ингибиторная система применяется для подачи ингибитора v (инертных газов, химических жидкостей или водяного пара) в поме
щения для предупреждения возгорания или взрыва легковоспламе няющихся веществ.
Системы бытового водоснабжения. Системы питьевой и мытьевой воды, а также бытовой пресной, забортной и горячей воды предназ начены для обеспечения хозяйственно-бытовых и санитарных нужд судна пресной и забортной водой.
Система бытовой пресной воды используется для приема, хранения, подачи к местам потребления пресной воды. Эта система распростра-
6
йена на судах, на которых не предусмотрены раздельные системы питьевой и мытьевой воды.
Система питьевой воды обеспечивает пресной водой пищеблок, лагуны в постах управления и машинно-котельных отделениях. Система питьевой воды автономна, не связана с системами мытьевой и забортной воды. В период плавания запасы воды пополняют путем обессоливания забортной воды в опреснительной установке.
Система мытьевой воды обеспечивает каюты, бани, души, меди цинские помещения, умывальники, прачечные. В состав системы входят насос и пневмогидроцистерна.
Система бытовой забортной воды служит для промывки галью нов, охлаждения устройств и т. д. Вода подается в трубопровод непосредственно из-за борта. Система может подключаться к трубо проводам противопожарной водяной системы и системам орошения, а также к трубопроводу мытьевой воды. Система бытовой горячей воды работает по замкнутому циклу, благодаря чему ее температура поддерживается равной 60—70° С.
бточно-фановые системы. В эту группу входят следующие си стемы, предназначенные для удаления с судна сточных и фекальных вод: сточная, фановая, шпигатов открытых палуб.
Сточная система используется для отвода сточных вод от сани тарно-бытового оборудования (умывальники, душевые, бани) и па лубных шпигатов внутренних помещений.
Фановая система применяется для удаления фекальных и сточных вод из гальюнов.
Система шпигатов открытых палуб служит для отвода за борт воды, попавшей на открытые палубы при волнении на море, от атмосферных осадков, при тушении пожаров, мытье, орошении и т. п.
Системы отопления, хозяйственного пароснабжения, обогревания и пропаривания. Эта группа охватывает системы парового, водяного отопления, хозяйственного пароснабжения, подогрева жидкостей, пропаривания танков и топливных цистерн.
Система парового отопления используется для подачи насыщенного водяного пара к отопительным приборам, устанавливаемым в жи лых и служебных помещениях. Применяют одно- и двухпроводные системы парового отопления. В двухпроводной системе для свежего пара и конденсата предусмотрены самостоятельные трубопроводы.
В системе водяного отопления циркулирует вода с температурой
80—95° С.
Система хозяйственного пароснабжения предназначена для подачи насыщенного водяного пара к хозяйственно-бытовым приборам и оборудованию для подогрева воды и воздуха, а также для обогре вания и продувания донных и бортовых отверстий.
Система подогрева жидкостей осуществляет подачу насыщенного водяного пара к подогревающим змеевикам или трубам, установлен ным в танках, топливных и масляных цистернах для уменьшения вязкости жидкостей и в водяных цистернах для предупреждения за мерзания воды в холодное время года.
7