Файл: Алексеев Н.И. Трубопроводчик судовой учеб. пособие.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.04.2024

Просмотров: 107

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Система пропаривания танков и топливных цистерн предназна­ чена для подачи насыщенного водяного пара в танки и топливные цистерны с целью зачистки их от остатков жидкостей.

Системы вентиляции и кондиционирования воздуха. Эти системы предусматриваются для смены воздуха в помещениях судна, соз­ дания и поддержания в них требующихся параметров воздушной среды.

Система вентиляции используется для осуществления воздухо­ обмена в помещениях. Вспомогательные помещения оборудуют си­ стемой естественной вентиляции. Основные судовые помещения обеспечивают системой искусственной вентиляции или смешанной си­ стемой. В жилых и общественных помещениях устанавливают вдув­ ную вентиляцию, а в камбузах, санитарных помещениях, углеки­ слотных станциях, аккумуляторных — вытяжную.

Для создания и поддержания в помещениях воздушной среды с заданными параметрами независимо от внутренних и внешних условий предусматривается система кондиционирования воздуха. Система выполняется автономной для каждого водонепроницаемого отсека. Существуют два основных типа систем кондиционирования: низконапорная и высоконапорная.

Холодильные системы. Эти системы обеспечивают работу судо­ вых холодильных установок, поддержание в грузовых трюмах, про­ визионных камерах и морозильных камерах воздушной среды с низ­ кой температурой и определенной влажностью, что достигается за счет охлаждения воздуха помещений циркулирующим холодоноси-

телем.

Перемещение холодоносителя (воды, рассола и др.) от испарителей холодильной установки к приборам охлаждения и обратно осу­ ществляется системой холодоносителя. Система хладагента обеспе­ чивает перемещение агента (фреона, аммиака и др.) от холодильного агрегата к испарителю и обратно. Системы работают автоматически и поддерживают требуемые параметры воздуха в помещении.

Системы сжатого воздуха. Эта группа систем обеспечивает пуск дизелей, работу пневмоцистерн, продувание труб, арматуры и при­ боров, работу пневматического инструмента, обдувку котельных труб, обслуживание приборов автоматики систем кондиционирова­ ния воздуха и сигнальных устройств. Сжатый воздух применяется для создания воздушно-механической пены и аэрированной воды в противопожарных системах, для удаления балластной и аварийной воды, фекальных и сточных вод и др. Различают системы сжатого воздуха высокого, среднего и низкого давления.

Система сжатого воздуха высокого давления предназначена для получения и хранения сжатого воздуха давлением свыше 10 МПа (100 кгс/см2) и подачи его после осушки и очистки (в случае необхо­ димости) к резервуарам пускового воздуха дизелей и для пополне­ ния запасов сжатого воздуха среднего и низкого давления.

Система сжатого воздуха среднего давления снабжает те же потре­ бители сжатым воздухом давлением от 1 до 10 МПа (10— 100 кгс/см2).

8


Система сжатого воздуха низкого давления обеспечивает работу пневматического инструмента, пневмоцистерн, тифонов и сирен, приборов и арматуры пневмоавтоматики (после осушки и очистки). Сжатый воздух давлением до 1 МПа (10 кгс/см2) используется для

аварийно-спасательных и водолазных работ, продувания донной и бортовой арматуры.

Специальные системы спасательных судов. Эта группа судовых систем служит для выполнения определенных работ на аварийноспасательных судах. Основными являются системы грунторазмыва, грунтоотсоса, водоотливно-спасательная.

Система грунторазмыва осуществляет размыв грунта вокруг за­ тонувшего или сидящего на мели судна.

Система грунтоотсоса используется для отсоса грунта (песка, ила и т. п.), заполнившего помещения затонувшего судна.

Система водоотливно-спасательная обеспечивает откачку воды из затопленных помещений аварийного судна.

Специальные системы наливных судов. Системы предназначены для обеспечения перевозок жидких грузов наливными судами. Эта группа охватывает следующие системы: грузовую, зачистную, мойки танков, газоотводную.

Грузовая система предназначена для приема и выдачи жидкого груза и для распределения его по танкам. Погрузка нефтепродуктов обычно осуществляется береговыми средствами, выгрузка и пере­ качка — грузовыми насосами большой производительности.

Зачистная система используется для зачистки танков от остатков жидкого груза, не выбранных грузовой системой. Иногда функции грузовой и зачистной систем выполняет одна система.

Для полной очистки

танков от остатков нефтепродуктов служит

система

мойки

танков,

подающая

раствор к моечным машинам.

Отвод

паров,

устранение их скопления и застоя, впуск

в танки

наружного воздуха, сообщение с

атмосферой танков при

приеме

и выдаче грузов осуществляет газоотводная система.

 

Специальные системы промысловых судов. Эта группа включает системы, обслуживающие производственные цехи рыбообрабаты­ вающих судов. Основными являются системы: рыбьего жира, расти­ тельного масла, тузлука (раствора поваренной соли), рыбоподачи, производственной пресной и забортной воды, производственной канализации, производственного пароснабжения. Все эти системы предназначены для обслуживания производственных цехов рыбо­ обрабатывающих судов.

Система рыбьего жира обеспечивает прием, хранение, перекачку

и выдачу из специальных емкостей медицинского и технического жира.

Система растительного масла предназначена для приема, хране­ ния, перекачки, подготовки и подачи растительного масла к масло­ заливочным машинам.

Система тузлука используется для приготовления и подачи туз­ лука к посолочным и моечным машинам и для заливки его в бочки при доработке сельди,

9



Система рыбоподачи служит для забора рыбы из кошелькового невода или из трюмов рыболовного судна и подачи ее на переработку

или хранение.

Система производственной пресной воды осуществляет прием, хра­ нение и подачу холодной и охлажденной пресной воды к оборудова­ нию рыбоперерабатывающих цехов.

Система производственной забортной воды снабжает холодной

игорячей забортной водой рыбоперерабатывающие цехи.

Система производственной канализации предназначена для уда­

ления через сточные каналы за борт отходов обработки морепродук­ тов, отвода воды от рыбообрабатывающего оборудования и после мытья палуб производственных помещений.

Система производственного пароснабжения обеспечивает подачу пара к оборудованию рыбоперерабатывающих цехов и отвода кон­

денсата.

Системы различного назначения. Среди систем этой группы можно выделить переговорные, измерительные и воздушные трубы, систему охлаждения судового оборудования, систему гидравлики и топлив­ ную систему для судовых транспортных средств.

Система переговорных труб используется для внутренней голосо­ вой связи служебных помещений и постов.

Измерительные трубы служат для замера уровня или объема жидкости в танках, цистернах, льялах, коффердамах с помощью футштоков — градуированных складных линеек.

Воздушные трубы используются для вентиляции цистерн и ем­ костей, хранящих жидкие грузы, а также коффердамов. Воздушные трубы обеспечивают доступ атмосферного воздуха и выход его при осушении и заполнении цистерн и емкостей.

Система охлаждения судового оборудования предназначена для подачи пресной или забортной воды, воздуха на охлаждение механиз­ мов, аппаратов, приборов и другого оборудования судовых систем.

Система гидравлики осуществляет подачу рабочей среды (масла, воды) под определенным давлением к гидроприводам устройств и ар­ матуры.

Система топливная для судовых транспортных средств приме­ няется для приема, хранения и подачи легких топлив на заправку самолетов, вертолетов, катеров.

§ 3. Системы судовых энергетических установок

Системы судовых энергетических установок предназначены для выполнения функций, обеспечивающих эксплуатацию судовой энер­ гетической установки. В отличие от судовых систем, имеющих раз­ ветвленную сеть труб, прокладываемых в многочисленных помеще­ ниях, системы судовых энергетических установок в основном раз­ мещаются в машинно-котельных отделениях, а также в смежных помещениях. Размещение трубопроводов этих систем зависит от рас­ положения установки. Существует линейное и эшелонное располо­ жение машинно-котельной установки.

10


Рассмотрим классификацию судовых энергетических установок. Паровые системы. В эту группу входят системы главного, вспо­ могательного и отработавшего пара, продувания котлов, продува­

ния высокого и низкого давления, уплотнения сальников и отсоса пара, атмосферные трубы.

Система главного пара предназначена для подачи перегретого или насыщенного пара от паропроизводительных установок (глав­ ных котлов) к главным паровым машинам (турбинам). При эшелон­ ном расположении установки трубопроводы системы главного пара, обслуживающие отдельные эшелоны, сообщаются между собой

перемычкой, имеющей по обоим концам разобщительные кла­ паны.

Система вспомогательного пара служит для подачи перегретого или насыщенного пара к вспомогательным механизмам, теплообмен­ ным аппаратам и производственному оборудованию.

Система отработавшего пара используется для отвода отработав­ шего пара от главных турбин и вспомогательных механизмов в глав­ ный и вспомогательный конденсаторы, а также для подачи его потре­ бителям.

Система продувания котлов осуществляет удаление части воды из котлов с целью поддержания ее качества. Верхний коллектор котла продувается для удаления пены с поверхности воды, нижние — для удаления шлама, получающегося в результате фосфатирования, а также для продувания воды в том случае, если она имеет повышен­ ные соленость и жесткость. Пароперегреватель продувается в случае

заброса воды из верхнего коллектора и во время разведения паров в котле.

Система продувания высокого давления отводит конденсат и паро­ водяную смесь из полостей высокого давления механизмов и трубо­ проводов систем главного и вспомогательного пара.

Система продувания низкого давления отводит конденсат и паро­ водяную смесь из полостей низкого давления механизмов и трубопро­ водов систем отработавшего пара.

Система уплотнения сальников и отсоса пара предназначена для подачи пара к сальниковым устройствам внутренних полостей па­ ровых механизмов и арматуры и для отсоса паровоздушной смеси из наружных камер уплотнительных коробок.

Атмосферные трубы служат для травления в атмосферу пара от предохранительных клапанов паровых систем.

Конденсатно-питательные системы. В эту группу входят системы конденсатно-питательная, дистиллята и бидистиллята.

Конденсатный трубопровод конденсатно-питательной системы используется для отсоса конденсата из главного конденсатора и по­

дачи в магистраль

питательного трубопровода или в теплый

ящик

(уравнительную цистерну). Питательный трубопровод подает

воду

в паровые котлы.

Для удаления воздуха из питательной

воды

с целью предотвращения коррозии котла применяют схему закрытого питания, при которой вода на всем пути от главного конденсатора до котла не соприкасается с атмосферным воздухом. Для пополнения

11