Файл: Алексеев Н.И. Трубопроводчик судовой учеб. пособие.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.04.2024
Просмотров: 178
Скачиваний: 3
Система пропаривания танков и топливных цистерн предназна чена для подачи насыщенного водяного пара в танки и топливные цистерны с целью зачистки их от остатков жидкостей.
Системы вентиляции и кондиционирования воздуха. Эти системы предусматриваются для смены воздуха в помещениях судна, соз дания и поддержания в них требующихся параметров воздушной среды.
Система вентиляции используется для осуществления воздухо обмена в помещениях. Вспомогательные помещения оборудуют си стемой естественной вентиляции. Основные судовые помещения обеспечивают системой искусственной вентиляции или смешанной си стемой. В жилых и общественных помещениях устанавливают вдув ную вентиляцию, а в камбузах, санитарных помещениях, углеки слотных станциях, аккумуляторных — вытяжную.
Для создания и поддержания в помещениях воздушной среды с заданными параметрами независимо от внутренних и внешних условий предусматривается система кондиционирования воздуха. Система выполняется автономной для каждого водонепроницаемого отсека. Существуют два основных типа систем кондиционирования: низконапорная и высоконапорная.
Холодильные системы. Эти системы обеспечивают работу судо вых холодильных установок, поддержание в грузовых трюмах, про визионных камерах и морозильных камерах воздушной среды с низ кой температурой и определенной влажностью, что достигается за счет охлаждения воздуха помещений циркулирующим холодоноси-
телем.
Перемещение холодоносителя (воды, рассола и др.) от испарителей холодильной установки к приборам охлаждения и обратно осу ществляется системой холодоносителя. Система хладагента обеспе чивает перемещение агента (фреона, аммиака и др.) от холодильного агрегата к испарителю и обратно. Системы работают автоматически и поддерживают требуемые параметры воздуха в помещении.
Системы сжатого воздуха. Эта группа систем обеспечивает пуск дизелей, работу пневмоцистерн, продувание труб, арматуры и при боров, работу пневматического инструмента, обдувку котельных труб, обслуживание приборов автоматики систем кондиционирова ния воздуха и сигнальных устройств. Сжатый воздух применяется для создания воздушно-механической пены и аэрированной воды в противопожарных системах, для удаления балластной и аварийной воды, фекальных и сточных вод и др. Различают системы сжатого воздуха высокого, среднего и низкого давления.
Система сжатого воздуха высокого давления предназначена для получения и хранения сжатого воздуха давлением свыше 10 МПа (100 кгс/см2) и подачи его после осушки и очистки (в случае необхо димости) к резервуарам пускового воздуха дизелей и для пополне ния запасов сжатого воздуха среднего и низкого давления.
Система сжатого воздуха среднего давления снабжает те же потре бители сжатым воздухом давлением от 1 до 10 МПа (10— 100 кгс/см2).
8
Система сжатого воздуха низкого давления обеспечивает работу пневматического инструмента, пневмоцистерн, тифонов и сирен, приборов и арматуры пневмоавтоматики (после осушки и очистки). Сжатый воздух давлением до 1 МПа (10 кгс/см2) используется для
аварийно-спасательных и водолазных работ, продувания донной и бортовой арматуры.
Специальные системы спасательных судов. Эта группа судовых систем служит для выполнения определенных работ на аварийноспасательных судах. Основными являются системы грунторазмыва, грунтоотсоса, водоотливно-спасательная.
Система грунторазмыва осуществляет размыв грунта вокруг за тонувшего или сидящего на мели судна.
Система грунтоотсоса используется для отсоса грунта (песка, ила и т. п.), заполнившего помещения затонувшего судна.
Система водоотливно-спасательная обеспечивает откачку воды из затопленных помещений аварийного судна.
Специальные системы наливных судов. Системы предназначены для обеспечения перевозок жидких грузов наливными судами. Эта группа охватывает следующие системы: грузовую, зачистную, мойки танков, газоотводную.
Грузовая система предназначена для приема и выдачи жидкого груза и для распределения его по танкам. Погрузка нефтепродуктов обычно осуществляется береговыми средствами, выгрузка и пере качка — грузовыми насосами большой производительности.
Зачистная система используется для зачистки танков от остатков жидкого груза, не выбранных грузовой системой. Иногда функции грузовой и зачистной систем выполняет одна система.
Для полной очистки |
танков от остатков нефтепродуктов служит |
||||
система |
мойки |
танков, |
подающая |
раствор к моечным машинам. |
|
Отвод |
паров, |
устранение их скопления и застоя, впуск |
в танки |
||
наружного воздуха, сообщение с |
атмосферой танков при |
приеме |
|||
и выдаче грузов осуществляет газоотводная система. |
|
Специальные системы промысловых судов. Эта группа включает системы, обслуживающие производственные цехи рыбообрабаты вающих судов. Основными являются системы: рыбьего жира, расти тельного масла, тузлука (раствора поваренной соли), рыбоподачи, производственной пресной и забортной воды, производственной канализации, производственного пароснабжения. Все эти системы предназначены для обслуживания производственных цехов рыбо обрабатывающих судов.
Система рыбьего жира обеспечивает прием, хранение, перекачку
и выдачу из специальных емкостей медицинского и технического жира.
Система растительного масла предназначена для приема, хране ния, перекачки, подготовки и подачи растительного масла к масло заливочным машинам.
Система тузлука используется для приготовления и подачи туз лука к посолочным и моечным машинам и для заливки его в бочки при доработке сельди,
9
Система рыбоподачи служит для забора рыбы из кошелькового невода или из трюмов рыболовного судна и подачи ее на переработку
или хранение.
Система производственной пресной воды осуществляет прием, хра нение и подачу холодной и охлажденной пресной воды к оборудова нию рыбоперерабатывающих цехов.
Система производственной забортной воды снабжает холодной
игорячей забортной водой рыбоперерабатывающие цехи.
Система производственной канализации предназначена для уда
ления через сточные каналы за борт отходов обработки морепродук тов, отвода воды от рыбообрабатывающего оборудования и после мытья палуб производственных помещений.
Система производственного пароснабжения обеспечивает подачу пара к оборудованию рыбоперерабатывающих цехов и отвода кон
денсата.
Системы различного назначения. Среди систем этой группы можно выделить переговорные, измерительные и воздушные трубы, систему охлаждения судового оборудования, систему гидравлики и топлив ную систему для судовых транспортных средств.
Система переговорных труб используется для внутренней голосо вой связи служебных помещений и постов.
Измерительные трубы служат для замера уровня или объема жидкости в танках, цистернах, льялах, коффердамах с помощью футштоков — градуированных складных линеек.
Воздушные трубы используются для вентиляции цистерн и ем костей, хранящих жидкие грузы, а также коффердамов. Воздушные трубы обеспечивают доступ атмосферного воздуха и выход его при осушении и заполнении цистерн и емкостей.
Система охлаждения судового оборудования предназначена для подачи пресной или забортной воды, воздуха на охлаждение механиз мов, аппаратов, приборов и другого оборудования судовых систем.
Система гидравлики осуществляет подачу рабочей среды (масла, воды) под определенным давлением к гидроприводам устройств и ар матуры.
Система топливная для судовых транспортных средств приме няется для приема, хранения и подачи легких топлив на заправку самолетов, вертолетов, катеров.
§ 3. Системы судовых энергетических установок
Системы судовых энергетических установок предназначены для выполнения функций, обеспечивающих эксплуатацию судовой энер гетической установки. В отличие от судовых систем, имеющих раз ветвленную сеть труб, прокладываемых в многочисленных помеще ниях, системы судовых энергетических установок в основном раз мещаются в машинно-котельных отделениях, а также в смежных помещениях. Размещение трубопроводов этих систем зависит от рас положения установки. Существует линейное и эшелонное располо жение машинно-котельной установки.
10
Рассмотрим классификацию судовых энергетических установок. Паровые системы. В эту группу входят системы главного, вспо могательного и отработавшего пара, продувания котлов, продува
ния высокого и низкого давления, уплотнения сальников и отсоса пара, атмосферные трубы.
Система главного пара предназначена для подачи перегретого или насыщенного пара от паропроизводительных установок (глав ных котлов) к главным паровым машинам (турбинам). При эшелон ном расположении установки трубопроводы системы главного пара, обслуживающие отдельные эшелоны, сообщаются между собой
перемычкой, имеющей по обоим концам разобщительные кла паны.
Система вспомогательного пара служит для подачи перегретого или насыщенного пара к вспомогательным механизмам, теплообмен ным аппаратам и производственному оборудованию.
Система отработавшего пара используется для отвода отработав шего пара от главных турбин и вспомогательных механизмов в глав ный и вспомогательный конденсаторы, а также для подачи его потре бителям.
Система продувания котлов осуществляет удаление части воды из котлов с целью поддержания ее качества. Верхний коллектор котла продувается для удаления пены с поверхности воды, нижние — для удаления шлама, получающегося в результате фосфатирования, а также для продувания воды в том случае, если она имеет повышен ные соленость и жесткость. Пароперегреватель продувается в случае
заброса воды из верхнего коллектора и во время разведения паров в котле.
Система продувания высокого давления отводит конденсат и паро водяную смесь из полостей высокого давления механизмов и трубо проводов систем главного и вспомогательного пара.
Система продувания низкого давления отводит конденсат и паро водяную смесь из полостей низкого давления механизмов и трубопро водов систем отработавшего пара.
Система уплотнения сальников и отсоса пара предназначена для подачи пара к сальниковым устройствам внутренних полостей па ровых механизмов и арматуры и для отсоса паровоздушной смеси из наружных камер уплотнительных коробок.
Атмосферные трубы служат для травления в атмосферу пара от предохранительных клапанов паровых систем.
Конденсатно-питательные системы. В эту группу входят системы конденсатно-питательная, дистиллята и бидистиллята.
Конденсатный трубопровод конденсатно-питательной системы используется для отсоса конденсата из главного конденсатора и по
дачи в магистраль |
питательного трубопровода или в теплый |
ящик |
(уравнительную цистерну). Питательный трубопровод подает |
воду |
|
в паровые котлы. |
Для удаления воздуха из питательной |
воды |
с целью предотвращения коррозии котла применяют схему закрытого питания, при которой вода на всем пути от главного конденсатора до котла не соприкасается с атмосферным воздухом. Для пополнения
11