Файл: Алексеев Н.И. Трубопроводчик судовой учеб. пособие.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.04.2024

Просмотров: 106

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Гидравлические испытания проводят при неизолированных путе­ вых соединениях. Во время испытаний системы должны находиться под пробным давлением, указываемым в чертежах (10_15 мин или более длительное время, требующееся для осмотра всех соеди­ нении). В случае обнаружения просачивания воды давление в си­

стеме снимается, производится дополнительная затяжка соединений трубопровода, и испытания повторяются.

После гидравлического испытания й приемки ОТК воду из трубопровода сливают, и трубы продувают сжатым воздухом. До­ пускается совместное проведение гидравлических испытаний трубо­ проводов нескольких систем, работающих при одинаковом рабочем давлении. Участки трубопроводов, имеющие монтажные сварные стыки, подвергают предварительному испытанию на прочность гидравлическим давлением в течение 10 мин. После этого весь трубо­ провод испытывают на плотность в течение времени, необходимого для осмотра всех соединений, но не менее 10 мин. Трубопроводы

не подлежащие

испытанию

на плотность, проверяют в действии

в соответствии

с указаниями

в чертежах.

Путевые соединения трубопроводов изолируют после испытания на плотность. Соединения трубопроводов паровых систем изолируют после пробы под паром и последующей подтяжки соединений.

1Р«ДллгтТР7гбс0пр°^0Д^ в’ Работа1°Щих при рабочем давлении до 1,Ь МПа (16 кгс/см ), можно испытывать на плотность воздушным

давлением вместо гидравлического.

Пробное давление при испытании воздухом принимается рав­ ным 0,35 рабочего давления, но не ниже 0,1 МПа (I кгс/см2). Для трубопроводов, работающих в условиях вакуума, пробное давление составляет 0,1 МПа^ (1 кгс/см2). Сжатый воздух для испытаний берется из заводской воздушной магистрали через водомаслоотделитель с предохранительным клапаном. В случае большой протя­ женности трубопровода испытания производят по участкам.

Допустимой нормой падения давления при испытании сжатым воздухом считается 5% пробного давления в течение 15 мин (после выдержки в течение 5—8 мин при отключенной подаче воздуха). Выявление мест протечек определяют путем покрытия соединений мыльным раствором или на слух. При испытаниях в зимнее время (при минусовых температурах) мыльные растворы следует готовить на техническом глицерине или этиловом спирте. Испытание трубо­

проводов на плотность сжатым воздухом менее трудоемко по сравне­ нию с гидравлическим.

Судовые трубопроводы систем сжатого воздуха

испытывают

по специальной программе. До испытания рабочей

средой — воз­

духом

они подвергаются предварительным гидравлическим испы­

таниям на плотность при отключенных баллонах. Трубопроводы, работающие при давлении менее 0,51 МПа (5 кгс/см2), а также от­ ветвления к потребителям периодического действия испытывают в течение времени, необходимого для проверки плотности соединений, обмазываемых мыльной эмульсией.

12*

179



Испытание трубопроводов систем сжатого воздуха высокого и среднего давления на плотность проводится в течение 2 ч для основ­ ных магистралей (от компрессоров до баллонов) и в течение 24 ч — для баллонов и трубопроводов с ответвлениями к потребителям При этом первый замер давления воздуха в трубопроводе и баллонах должен быть сделан через 1 ч после отключения компрессоров. Падение давления в процессе испытаний систем сжатого воздуха для основной магистрали сжатого воздуха с ответвлениями к потре­ бителям не должно быть больше 10%.

§31. Сдача систем в действии

впериод ш вартовных, ходовых

исдаточны х испытаний судна

Процесс постройки судна завершается его испытаниями. Испы­ тываются как отдельные системы и устройства, так и вся механиче­ ская установка и судно в целом. Испытания судна подразделяются на швартовные, ходовые и сдаточные.

Швартовные испытания проводятся у стенки завода. Их цель —- проверка качества монтажа систем и их трубопроводов, машин, оборудования и устройств, согласованности их действия и устра­ нение обнаруженных дефектов. Испытания проводятся по специаль­ ным программам — методикам, разрабатываемым конструктор­ ским бюро-проектантом. Системы, обеспечивающие работу энерге­ тической установки и безопасность судна, испытываются в первую очередь. До окончания их испытаний установка проверяться не может.

В процессе испытаний производят необходимые замеры и прове­ ряют соответствие полученных данных проектным. При испытании в действии проверяют надежность работы арматуры (клапанов, кранов, клинкетов) и контрольно-измерительных приборов, произ­ водят предусматриваемые схемами резервные переключения, про­ веряют температуру поверхности изоляции трубопроводов. К мо­ менту начала ходовых испытаний все судовые системы должны быть полностью подготовлены для постоянной работы по прямому назна­ чению и обеспечения заданных режимов испытания судна.

Ходовые испытания проводятся в море по специальной программе. Системы общесудового назначения проверяют в действии при их обычной работе, системы судовых энергетических установок испы­ тывают совместно с установкой. Цель заводских ходовых испыта­ ний — проверка в действии систем, машин, котлов, оборудования и устройств в условиях, близких к условиям нормальной эксплуа­ тации. В период испытаний группой ОТК сдаточной команды запи­ сываются показания всех контрольно-измерительных приборов. В случае каких-либо отклонений в работе систем контрольная группа ставит об этом в известность сдаточного механика. В период ходовых

180


испытаний члены сдаточной команды передают членам экипажа опыт эксплуатации систем, механизмов и устройств.

После устранения дефектов, выявленных в период ходовых завод­ ских испытаний, судно предъявляется Государственной приемной комиссии на сдаточных испытаниях. Цель сдаточных испытаний_ окончательная проверка соответствия построенного судна утвер­ жденному проекту. По окончании испытаний проводится ревизия механизмов и устраняются обнаруженные дефекты. Затем судно

делает контрольный выход в море, после чего оформляется прием­ ный акт.

Иногда ходовые и сдаточные испытания объединяют. В этом случае в период швартовных испытаний проводят дополнительные работы, связанные с подготовкой к совместным испытаниям. Все большее применение находят методы проведения ходовых испыта­ ний без выхода в море у стенки завода с применением имитирующих устройств и режимов.

Г л а в а VII

ТЕХНИКА БЕЗОПАСНОСТИ, ПРОТИВОПОЖАРНАИ ТЕХНИКА

ИПРОИЗВОДСТВЕННАЯ САНИТАРИЯ

§32. Общие положения об охране труда

Охрана труда в СССР является государственным делом. В поня­ тие охраны труда включаются мероприятия по технике безопасно­ сти, производственной санитарии и трудовому законодательству, направленные на создание здоровых, безопасных и культурных условий труда на производстве.

Непосредственная организация работы по технике безопасности и производственной санитарии и осуществление контроля за прове­ дением мероприятий по созданию безопасных условий труда на пред­ приятии возложены на отдел по технике безопасности.

Ответственность за своевременное и качественное проведение инструктажа по безопасным методам работы в цехе возложена на начальников цехов и участков, мастеров, механиков, энергетиков.

Инструктаж по технике безопасности и производственной сани­ тарии подразделяется на вводный и инструктаж на рабочем месте (первичный, повторный, внеплановый).

Помимо инструктажа по технике безопасности и производствен­ ной санитарии все рабочие и служащие проходят противопожарный инструктаж. Первичный инструктаж о мерах пожарной безопас­ ности проводится при оформлении на работу, повторный — непо­ средственно на рабочем месте. Кроме того, на предприятиях с повы­

181


шенной пожарной опасностью, особенно на строящихся и ремон­ тируемых судах, должны проводиться занятия по специальному пожарно-техническому минимуму.

В целях привлечения широких масс работников предприятий к участию в проведении противопожарных профилактических ме­ роприятий и к активной борьбе за сохранность социалистической собственности от пожаров создаются объектовые пожарно-техни­ ческие комиссии.

Для каждой профессии на предприятиях разрабатываются ин­ струкции по технике безопасности и производственной санитарии, в которых подробно указываются условия безопасной работы и меры, предупреждающие случаи промышленного травматизма. Невыпол­ нение работающими инструкций рассматривается как нарушение трудовой и производственной дисциплины.

На ряде предприятий накоплен положительный опыт так назы­ ваемого трехступенчатого контроля и общественного самоконтроля за состоянием техники безопасности и промышленной санитарии. Осуществление этого контроля, проводимого администрацией, профсоюзным активом и самими работающими, обеспечивает усло­ вия для перехода к работе без нарушений требований техники бе­ зопасности и производственной санитарии, что обусловливает ликви­ дацию производственного травматизма и достижение высокой куль­ туры производства.

Типовое положение о трехступенчатом методе контроля и обще­ ственном самоконтроле утверждено Министерством судостроитель­ ной промышленности СССР.

§ 33. Технина безопасности, противопожарная технина

и производственная санитария при изготовлении труб, монтаж е и испытаниях си стет

В настоящее время действуют общие «Правила техники безопас­ ности и производственной санитарии для судостроительных и судо­ ремонтных работ», утвержденные постановлением Президиума ЦК профсоюза рабочих судостроительной промышленности от 25 марта 1970 г. Помимо общих существуют различные правила, требования которых необходимо выполнять при проведении специальных работ.

Ниже указаны некоторые из основных правил техники безопас­ ности, противопожарной техники и производственной санитарии, содержащихся в различных руководящих материалах.

Рабочие ja инженерно-технические работники судостроительных предприятий, занятые на судосборочных, судомонтажных, свароч­ ных, монтажных, электромонтажных, малярных, плотницких, пневматических, трубопроводных, газорезательных, такелажных ра­

182