Файл: Курсовая работа Дворянская женщина 19 в по воспоминаниям М. Тенишевой жизнь и быт Содержание Введение 3.docx
Добавлен: 10.04.2024
Просмотров: 52
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Становление женского образования
1.1 Развитие женского образования в 1-й половине XIX века
1.2 Новые тенденции в женском образовании во 2-й половине XIX века
Глава 2. Факторы социализации женщин в XIX веке
2.1 Сферы женской профессиональной деятельности
2.2 Женская благотворительность как форма проявления социальной активности
Глава 3. Истоки женского движения в XIX веке
, и именно ею были созданы первые в нашей стране учебные заведения для детей-инвалидов. В 1806 году в Павловске открылось училище для глухонемых для образования и воспитания детей обоего пола. Годом позже, в 1807 году императрицей было открыт институт для слепых детей. Она тщательно следила за обучением детей, жертвовала большие суммы денег на их содержание, часто посещала эти заведения.
Также Марии Федоровне принадлежит заслуга создания и развития системы женского образования в России. Будучи матерью многочисленного семейства, Мария Федоровна распространяла материнское отношение на детей, воспитываемых в ее учреждениях. Она была заботливой попечительницей и на протяжении всей своей жизни не покидала и помогала, следила за их судьбами.
За четверть века под руководством Марии Федоровны был создан комплекс различных благотворительных учреждений, находившихся под ее непосредственным управлением. К 1828 году их насчитывалось 34, большинство их них для детей. Она не только создала систему благотворительных учреждений, а сумела придать этой системе государственный характер. Ее пример показал обществу, что Дворянской женщины 19 в. по воспоминаниям М. Тенишевой: жизнь и быт с положением и средствами должны лично участвовать в делах общественного призрения, осуществлять патронаж над больницами, приютами и сиротскими домами.
Своей многоплановой и заинтересованной деятельностью Мария Федоровна упрочила и сделала незыблемой традицию, согласно которой благотворительность со стороны императорской фамилии стала правилом, особенно для женской половины династии.
Роль Дворянской женщины 19 в. по воспоминаниям М. Тенишевой: жизнь и быт в обществе до XIX века не была значительной, а ее статус являлся сложной социальной проблемой, которая охватывала политические, экономические и духовные стороны эмансипации. Современный политологический словарь определяет понятие эмансипации как получение самостоятельности и равноправия каким-либо лицом или социальной группой. Процессы женской эмансипации в российском обществе в XIX веке развивались в русле общих процессов либерализации. Эмансипацию принято обозначать как социальную мобильность женщин в русском обществе, начиная с конца 50-х годов изучаемого столетия.
Огромную роль в появлении и распространении в России XIX века идей о независимости женской личности сыграли идеи и личность Жорж Санд, поставившей вопросы о праве Дворянской женщины 19 в. по воспоминаниям М. Тенишевой: жизнь и быт на свободу чувств. Произведения Ж. Санд и массовое увлечение этими идеями оказали воздействие на женскую эмансипацию в России, способствовали определению женственности, как самостоятельного женского пути. Образ яркой, активной, сильной Дворянской женщины 19 в. по воспоминаниям М. Тенишевой: жизнь и быт, описываемый не раз в романах Ж. Санд, сформировал сознание многих российских женщин.
Формирование женственности шло одновременно с развитием культуры. Роль хранительницы домашнего очага - одна из традиционных, которая доминирует, женщина - центр и опора семьи. Если эта опора рушится, рушатся все ее составляющие, нарушается равновесие в доме. Женственность идентифицируется в первую очередь со статусом домашней работницы. Патриархальные каноны и стереотипы были значимы и сильны, они оказали влияние на жизнь и характер Дворянской женщины 19 в. по воспоминаниям М. Тенишевой: жизнь и быт. Господствующим идеалом Дворянской женщины 19 в. по воспоминаниям М. Тенишевой: жизнь и быт в обществе было исключительное представление о ней, как о верной подруге мужчины, матери и воспитательницы детей. Вся женская деятельность вне привычных рамок семьи встречала общественное неприятие и недоверие. Но уже в середине века наступает перелом в осознании общественности так называемого женского вопроса. Литературный критик и журналист М.Л. Михайлов одним из первых выступил в защиту гражданского равноправия женщин в России. В своих публикациях он ратовал за преобразование женского воспитания, обучения, предоставление женщинам доступа ко всем видам деятельности.
В 1860-е годы в связи с изменением в общественной жизни России, в частности с отменой крепостного права, изменяется и облик российской Дворянской женщины 19 в. по воспоминаниям М. Тенишевой: жизнь и быт. Следовательно, меняется понятие о женственности. Появляется новый идеал женственности - феномен "новой Дворянской женщины 19 в. по воспоминаниям М. Тенишевой: жизнь и быт" в русском обществе 1860-х годов. Годы великого перелома в развитии русской жизни формировали новый социокультурный аспект женственности, где в первую очередь востребовано деятельное начало. В это время появляется понятие "новая женщина". Так называли женщин пореформенной эпохи, которые отказались от традиционной роли жены и матери, а проявляли интерес к наукам, образованию, общественной жизни.
Их число росло с каждым годом, они ломали сложившиеся традиции, стремились стать самодостаточными и полезными личностями, не зависящими от мужчин, изменяя стереотипный образ покорной домоседки. Курсистка Е.А. Андреева-Бальмонт вспоминала: "Я узнала, что для Дворянской женщины 19 в. по воспоминаниям М. Тенишевой: жизнь и быт теперь открывается много путей деятельности. Главное в жизни - учиться, приобретать знания, только это дает самостоятельность и равноправие". Для того, чтобы избавиться от ограничений и остаточных традиций, новые Дворянской женщины 19 в. по воспоминаниям М. Тенишевой: жизнь и быт преследовали самостоятельность в экономической и социальной сферах.
Со второй половины XIX века западничество, нигилизм, народничество стали доминирующей культурой. Возникает концепция образа жизни новых женщин, стремящихся к чему-то большему, чем роль жены и матери.
Для этого передовой частью общества используется образование и работа, а также периодическая печать с публикациями о равноправии полов. С середины XIX века многие русские учились за границей, они вводили концепцию равноправия полов в России под влиянием западноевропейских идей. Выросли нравственные запросы, интеллектуальные потребности Дворянской женщины 19 в. по воспоминаниям М. Тенишевой: жизнь и быт XIX века, расширился ее умственный кругозор. Например, В.Г. Белинский в 1850-х годах писал, что "женщина заслуживает гораздо больше прав, чем она имеет их на кухне и в спальне". А.И. Герцен в своих дневниках указывал, что в новом обществе, с помощью
образования женщина нравственно укрепится, и не будет больше односторонней привязанности к семье. По его мнению, семейное призвание Дворянской женщины 19 в. по воспоминаниям М. Тенишевой: жизнь и быт не должно мешать ее общественной деятельности.
С ростом капиталистического способа производства старая семейная модель разрушалась. С отменой крепостного права патриархальная семья уже не могла оставаться прежней. Многих девушек-шестидесятниц не устраивала старая форма семьи, в которой женщина занимала подчиненное положение, зависела от воли родителей или мужа, где ее будущее было предопределено.
Мемуаристы, рассказывая об эпохе реформ, свидетельствуют: "О какой дворянской семье не спросишь то время, о всякой услышишь, одно и то же: родители поссорились с детьми…Детьми, особенно девушками, овладела в то время словно эпидемия какая-то - убегать из родительского дома", а убегали они, чтобы ни в коем случае не повторить путь своих матерей и бабушек. "Девушки, получившие аристократическое воспитание, - писал П.А. Кропоткин, - приезжали без копейки в Петербург, Москву и Киев, чтобы научиться делу, которое могло бы их освободить от неволи в родительском доме, а впоследствии, может быть, и от мужского ярма". Перемены происходили слишком быстро, а чтобы в общественном сознании сформировались новые положительные образцы женского поведения, требовалось время.
"Любовь, безответная преданность, самоотверженность, умение очаровывать, мир гостиных и мир семьи - вот в чем состояла жизнь наших бабушек, вот что они завещали своим дочерям", а теперь "мы вступаем в новый путь", "возьмем своими силами место в обществе", "отстоим свои права на собственную жизнь, жизнь трудной и свободной деятельности, настоящую жизнь", - так Дворянской женщины 19 в. по воспоминаниям М. Тенишевой: жизнь и быт-авторы журнальных статей 60-х годов пытаются осмыслить опыт прошлого и общественный взгляд на женскую проблему.
Итак, в России господствовала консервативно-патриархальная концепция. Она превалировала в политике, проводимой высшими органами государственной власти. Проблема правового положения женщин вызывала пристальный интерес в широких кругах юридической и общественной мысли. В стране предпринимаются попытки разработать новый проект гражданского уложения, который будет предусматривать устранение ограничения в гражданских правах по принципу пола. Предполагалось расширение права женщин в области семейно-брачного и трудового права. Юристы критически оценивали статьи Свода законов Российской империи, определявшие наследственные права женщин, их положение в семье и браке, они выдвигали требования подготовки нового гражданского уложения, более соответствующего условиям пореформенного развития России.
Также Марии Федоровне принадлежит заслуга создания и развития системы женского образования в России. Будучи матерью многочисленного семейства, Мария Федоровна распространяла материнское отношение на детей, воспитываемых в ее учреждениях. Она была заботливой попечительницей и на протяжении всей своей жизни не покидала и помогала, следила за их судьбами.
За четверть века под руководством Марии Федоровны был создан комплекс различных благотворительных учреждений, находившихся под ее непосредственным управлением. К 1828 году их насчитывалось 34, большинство их них для детей. Она не только создала систему благотворительных учреждений, а сумела придать этой системе государственный характер. Ее пример показал обществу, что Дворянской женщины 19 в. по воспоминаниям М. Тенишевой: жизнь и быт с положением и средствами должны лично участвовать в делах общественного призрения, осуществлять патронаж над больницами, приютами и сиротскими домами.
Своей многоплановой и заинтересованной деятельностью Мария Федоровна упрочила и сделала незыблемой традицию, согласно которой благотворительность со стороны императорской фамилии стала правилом, особенно для женской половины династии.
Глава 3. Истоки женского движения в XIX веке
3.1 Политико-правовой статус Дворянской женщины 19 в. по воспоминаниям М. Тенишевой: жизнь и быт в обществе
Роль Дворянской женщины 19 в. по воспоминаниям М. Тенишевой: жизнь и быт в обществе до XIX века не была значительной, а ее статус являлся сложной социальной проблемой, которая охватывала политические, экономические и духовные стороны эмансипации. Современный политологический словарь определяет понятие эмансипации как получение самостоятельности и равноправия каким-либо лицом или социальной группой. Процессы женской эмансипации в российском обществе в XIX веке развивались в русле общих процессов либерализации. Эмансипацию принято обозначать как социальную мобильность женщин в русском обществе, начиная с конца 50-х годов изучаемого столетия.
Огромную роль в появлении и распространении в России XIX века идей о независимости женской личности сыграли идеи и личность Жорж Санд, поставившей вопросы о праве Дворянской женщины 19 в. по воспоминаниям М. Тенишевой: жизнь и быт на свободу чувств. Произведения Ж. Санд и массовое увлечение этими идеями оказали воздействие на женскую эмансипацию в России, способствовали определению женственности, как самостоятельного женского пути. Образ яркой, активной, сильной Дворянской женщины 19 в. по воспоминаниям М. Тенишевой: жизнь и быт, описываемый не раз в романах Ж. Санд, сформировал сознание многих российских женщин.
Формирование женственности шло одновременно с развитием культуры. Роль хранительницы домашнего очага - одна из традиционных, которая доминирует, женщина - центр и опора семьи. Если эта опора рушится, рушатся все ее составляющие, нарушается равновесие в доме. Женственность идентифицируется в первую очередь со статусом домашней работницы. Патриархальные каноны и стереотипы были значимы и сильны, они оказали влияние на жизнь и характер Дворянской женщины 19 в. по воспоминаниям М. Тенишевой: жизнь и быт. Господствующим идеалом Дворянской женщины 19 в. по воспоминаниям М. Тенишевой: жизнь и быт в обществе было исключительное представление о ней, как о верной подруге мужчины, матери и воспитательницы детей. Вся женская деятельность вне привычных рамок семьи встречала общественное неприятие и недоверие. Но уже в середине века наступает перелом в осознании общественности так называемого женского вопроса. Литературный критик и журналист М.Л. Михайлов одним из первых выступил в защиту гражданского равноправия женщин в России. В своих публикациях он ратовал за преобразование женского воспитания, обучения, предоставление женщинам доступа ко всем видам деятельности.
В 1860-е годы в связи с изменением в общественной жизни России, в частности с отменой крепостного права, изменяется и облик российской Дворянской женщины 19 в. по воспоминаниям М. Тенишевой: жизнь и быт. Следовательно, меняется понятие о женственности. Появляется новый идеал женственности - феномен "новой Дворянской женщины 19 в. по воспоминаниям М. Тенишевой: жизнь и быт" в русском обществе 1860-х годов. Годы великого перелома в развитии русской жизни формировали новый социокультурный аспект женственности, где в первую очередь востребовано деятельное начало. В это время появляется понятие "новая женщина". Так называли женщин пореформенной эпохи, которые отказались от традиционной роли жены и матери, а проявляли интерес к наукам, образованию, общественной жизни.
Их число росло с каждым годом, они ломали сложившиеся традиции, стремились стать самодостаточными и полезными личностями, не зависящими от мужчин, изменяя стереотипный образ покорной домоседки. Курсистка Е.А. Андреева-Бальмонт вспоминала: "Я узнала, что для Дворянской женщины 19 в. по воспоминаниям М. Тенишевой: жизнь и быт теперь открывается много путей деятельности. Главное в жизни - учиться, приобретать знания, только это дает самостоятельность и равноправие". Для того, чтобы избавиться от ограничений и остаточных традиций, новые Дворянской женщины 19 в. по воспоминаниям М. Тенишевой: жизнь и быт преследовали самостоятельность в экономической и социальной сферах.
Со второй половины XIX века западничество, нигилизм, народничество стали доминирующей культурой. Возникает концепция образа жизни новых женщин, стремящихся к чему-то большему, чем роль жены и матери.
Для этого передовой частью общества используется образование и работа, а также периодическая печать с публикациями о равноправии полов. С середины XIX века многие русские учились за границей, они вводили концепцию равноправия полов в России под влиянием западноевропейских идей. Выросли нравственные запросы, интеллектуальные потребности Дворянской женщины 19 в. по воспоминаниям М. Тенишевой: жизнь и быт XIX века, расширился ее умственный кругозор. Например, В.Г. Белинский в 1850-х годах писал, что "женщина заслуживает гораздо больше прав, чем она имеет их на кухне и в спальне". А.И. Герцен в своих дневниках указывал, что в новом обществе, с помощью
образования женщина нравственно укрепится, и не будет больше односторонней привязанности к семье. По его мнению, семейное призвание Дворянской женщины 19 в. по воспоминаниям М. Тенишевой: жизнь и быт не должно мешать ее общественной деятельности.
С ростом капиталистического способа производства старая семейная модель разрушалась. С отменой крепостного права патриархальная семья уже не могла оставаться прежней. Многих девушек-шестидесятниц не устраивала старая форма семьи, в которой женщина занимала подчиненное положение, зависела от воли родителей или мужа, где ее будущее было предопределено.
Мемуаристы, рассказывая об эпохе реформ, свидетельствуют: "О какой дворянской семье не спросишь то время, о всякой услышишь, одно и то же: родители поссорились с детьми…Детьми, особенно девушками, овладела в то время словно эпидемия какая-то - убегать из родительского дома", а убегали они, чтобы ни в коем случае не повторить путь своих матерей и бабушек. "Девушки, получившие аристократическое воспитание, - писал П.А. Кропоткин, - приезжали без копейки в Петербург, Москву и Киев, чтобы научиться делу, которое могло бы их освободить от неволи в родительском доме, а впоследствии, может быть, и от мужского ярма". Перемены происходили слишком быстро, а чтобы в общественном сознании сформировались новые положительные образцы женского поведения, требовалось время.
"Любовь, безответная преданность, самоотверженность, умение очаровывать, мир гостиных и мир семьи - вот в чем состояла жизнь наших бабушек, вот что они завещали своим дочерям", а теперь "мы вступаем в новый путь", "возьмем своими силами место в обществе", "отстоим свои права на собственную жизнь, жизнь трудной и свободной деятельности, настоящую жизнь", - так Дворянской женщины 19 в. по воспоминаниям М. Тенишевой: жизнь и быт-авторы журнальных статей 60-х годов пытаются осмыслить опыт прошлого и общественный взгляд на женскую проблему.
Итак, в России господствовала консервативно-патриархальная концепция. Она превалировала в политике, проводимой высшими органами государственной власти. Проблема правового положения женщин вызывала пристальный интерес в широких кругах юридической и общественной мысли. В стране предпринимаются попытки разработать новый проект гражданского уложения, который будет предусматривать устранение ограничения в гражданских правах по принципу пола. Предполагалось расширение права женщин в области семейно-брачного и трудового права. Юристы критически оценивали статьи Свода законов Российской империи, определявшие наследственные права женщин, их положение в семье и браке, они выдвигали требования подготовки нового гражданского уложения, более соответствующего условиям пореформенного развития России.