Файл: Курсовая работа Дворянская женщина 19 в по воспоминаниям М. Тенишевой жизнь и быт Содержание Введение 3.docx
Добавлен: 10.04.2024
Просмотров: 56
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Становление женского образования
1.1 Развитие женского образования в 1-й половине XIX века
1.2 Новые тенденции в женском образовании во 2-й половине XIX века
Глава 2. Факторы социализации женщин в XIX веке
2.1 Сферы женской профессиональной деятельности
2.2 Женская благотворительность как форма проявления социальной активности
Глава 3. Истоки женского движения в XIX веке
проведения занятий приглашались учителя, которых отбирали очень тщательно и по определенным критериям. Такими критериями являлись, прежде всего, знание предмета и методики преподавания, также политическая и нравственная благонадежность, предпочтение отдавалось женатым мужчинам.
В 50-60 годы XIX века в российском обществе распространяются идеи о равноправии и общественной пользе. Начинается проведение либерально-демократических реформ. К середине XIX века организация женского образования пришла в противоречие с насущными требованиями жизни, назрела необходимость ее изменения. Это звено российской образовательной системы уже не могло удовлетворять растущие потребности женщин. Процессы модернизации оказали сильное воздействие, в частности, на положение Дворянской женщины 19 в. по воспоминаниям М. Тенишевой: жизнь и быт в обществе.
В докладе министра просвещения А.С. Норова, сделанного Александру II, говорилось что "как развитие в массах народных истинных понятий об обязанности каждого, так и всевозможные улучшения семейных нравов и вообще всей гражданственности, на которые Дворянской женщины 19 в. по воспоминаниям М. Тенишевой: жизнь и быт имеют столь могущественное и неотразимое влияние, зависит от образования". Передовая русская общественность осознавала проблемы женского образования и видела их решение, прежде всего, в обеспечении равноправия женщин и мужчин, в том числе и в сфере образования. "Мысль о новом роде женских училищ как бы витала в воздухе" - писал современник.
Реформа женского образования стала первой в ряду школьных реформ 1860-х годов. В результате реформы женской школы была сформирована разветвленная система среднего женского образования.
Активное открытие женских учебных заведений различных уровней во многом способствовало разрушению традиционных патриархальных ценностей и изменению культурного уклада в российском обществе. Всесословная школа предназначалась для всех сословий и была задумана как открытое образовательное учреждение, ориентированное на мужские гимназии, что послужило сближающим принципом женского образования и мужского.
Над осуществлением проекта по созданию учебного заведения "для приходящих девиц" работал талантливый педагог, профессор Н.А. Вышнеградский. В своем журнале "Русский педагогический вестник" он печатал материалы, доказывающие необходимость и возможность создания учебных заведений, где девочки из всех сословий могли бы получить среднее образование.
Идея доступного женского образования понравилась известному благотворителю принцу Петру Ольденбургскому, при его содействии в 1858 году был подписан указ об открытии в Петербурге училища для девочек. Принадлежало оно ведомству императрицы Марии Александровны и было названо Мариинским в честь его покровительницы.
По приглашению Вышнеградского, назначенного начальником нового учебного заведения, в гимназии работали лучшие учителя Петербурга. Министерство народного просвещения принимало участие в его деятельности - оно разрабатывало учебные планы и программы для гимназии, рекомендовало учебники. Учебная программа было достаточно серьезна, а учебный процесс проявлялся в том, что для преподавателя не было детального расписания программ по предметам, что предоставляло свободу выбора содержания. Так складывались своеобразные виды и формы внеклассной работы: общеобразовательные лекции, литературные беседы, выпуск гимназических журналов.
Конечно, не все внеурочные мероприятия имели официальный характер, тем самым они способствовали формирования эстетических основ, имели огромное воспитательное значение. Цель женского гимназического образования, как сказал начальник Московской 1-й женской гимназии, заключалась в том, чтобы "не отрывая девиц от семейной жизни, доставить им образование в науках и искусстве".
Вслед за Мариинскими стали открываться женские училища, принадлежащие Министерству просвещения, в 1862 году они были переименованы в гимназии. В 1870-е годы во многих губернских городах наряду с казенными стали открываться и частные гимназии, но лидерами по числу женских гимназий, конечно, оставались Петербург и Москва. Почти все ученицы вспоминали приход в гимназию как одно из главных событий в своей жизни: "Какое радостное волнение испытываешь, когда первый раз входишь в гимназию, чувствуешь какой-то почтительный трепет перед наукой и преподавателями".
В 1860 году было издано "Положение о женских училищах ведомства Министерства народного просвещении". Устанавливалось 2 типа бессословных женских училищ: 1 разряда - 6 лет обучения; 2 разряда - 3 года обучения. Их цель - "сообщить ученицам религиозно-нравственное и умственное образование, которое должно требовать от каждой Дворянской женщины 19 в. по воспоминаниям М. Тенишевой: жизнь и быт, в особенности же от будущей супруги и матери семейства". Открывать их могли частные лица и общества.
Набор предметов и количество учебных часов в женских гимназиях почти не отличались от мужских. Отличие было в главном - мужские гимназии готовили для поступления в университет или институт, поэтому и подготовка в них была более основательной, а женские гимназии были последней ступенью в образовании, так как в университет женщин не принимали.
В учебный план женских училищ первого разряда входили: Закон Божий, русский язык, грамматика и словесность, французский и немецкий, арифметика, география, история, физика, химия, космография, педагогика. Большое внимание обращали на искусства - обязательную принадлежность женских учебных заведений: танцы, пение, чистописание и рукоделие.
Жизнь в гимназиях не ограничивалась учебными занятиями. В каждой гимназии существовали свои традиции, составляющие основу школьной жизни. О популярности гимназий и о том, насколько творческой и доброжелательной была обстановка в ней, говорят музыкальные вечера, на которых часто бывали Н.Г. Рубинштейн и П.И. Чайковский. В их стенах происходила социализация и культурная адаптация учениц. Фактически на это была направлена вся воспитательная работа, преследовавшая главную задачу "возведение Дворянской женщины 19 в. по воспоминаниям М. Тенишевой: жизнь и быт, матери и воспитательницы на ту высоту умственного уровня, на которую позволительно и желательно видеть женщину во всяком образованном обществе".
Основной направленностью женской борьбы было приобретение возможности трудиться наравне с мужчинами, что обеспечило бы женщинам материальную независимость. Следует отметить, что уже со второй половины XIX века идея "освобождения женщин трудом" была в целом поддержана обществом. Реформа 1861 года явилась толчком к привлечению женщин к общественному производству.
Развитие товарно-денежных отношений в России открывало широкие возможности для применения труда женщин. Традиционный образ жизни уже не удовлетворял многих его представительниц, они пытались найти себя в сферах общественной деятельности, адаптироваться к новому социально- экономическому строю и общественным отношениям. Дворянской женщины 19 в. по воспоминаниям М. Тенишевой: жизнь и быт осваивали все большее количество профессий, становясь равноправными участницами социальной жизни страны.
Вопрос о женском профессиональном образовании был выдвинут на самом деле еще раньше, но не получил многочисленной общественной поддержки поскольку патриархальное общество было инерционно в плане представлений о положении Дворянской женщины 19 в. по воспоминаниям М. Тенишевой: жизнь и быт.
Задолго до того, как грянули перемены в русской жизни, немало людей предчувствовали приближение нового времени. Дворянской женщины 19 в. по воспоминаниям М. Тенишевой: жизнь и быт, которые были поставлены в тяжелейшие материальные условия, вынуждены были искать работу и сами о себе позаботиться. И таких женщин становилось все больше; среди поместного дворянства и городских слоев населения - чиновников, мещан, небогатого купечества ощущалась необходимость дать своим детям, в том числе и девочкам, профессиональную подготовку. Даже родители, имевшие достаток, в 1840-1850-е годы заботились, "чтобы их дочери были подготовлены ко всякому непредвиденному перевороту в их жизни и могли бы, в случае надобности, своим трудом добывать средства к существованию. Люди более низкого достатка бились из последних сил, чтобы подготовить своих детей к какому-нибудь труду".
1.2 Новые тенденции в женском образовании во 2-й половине XIX века
В 50-60 годы XIX века в российском обществе распространяются идеи о равноправии и общественной пользе. Начинается проведение либерально-демократических реформ. К середине XIX века организация женского образования пришла в противоречие с насущными требованиями жизни, назрела необходимость ее изменения. Это звено российской образовательной системы уже не могло удовлетворять растущие потребности женщин. Процессы модернизации оказали сильное воздействие, в частности, на положение Дворянской женщины 19 в. по воспоминаниям М. Тенишевой: жизнь и быт в обществе.
В докладе министра просвещения А.С. Норова, сделанного Александру II, говорилось что "как развитие в массах народных истинных понятий об обязанности каждого, так и всевозможные улучшения семейных нравов и вообще всей гражданственности, на которые Дворянской женщины 19 в. по воспоминаниям М. Тенишевой: жизнь и быт имеют столь могущественное и неотразимое влияние, зависит от образования". Передовая русская общественность осознавала проблемы женского образования и видела их решение, прежде всего, в обеспечении равноправия женщин и мужчин, в том числе и в сфере образования. "Мысль о новом роде женских училищ как бы витала в воздухе" - писал современник.
Реформа женского образования стала первой в ряду школьных реформ 1860-х годов. В результате реформы женской школы была сформирована разветвленная система среднего женского образования.
Активное открытие женских учебных заведений различных уровней во многом способствовало разрушению традиционных патриархальных ценностей и изменению культурного уклада в российском обществе. Всесословная школа предназначалась для всех сословий и была задумана как открытое образовательное учреждение, ориентированное на мужские гимназии, что послужило сближающим принципом женского образования и мужского.
Над осуществлением проекта по созданию учебного заведения "для приходящих девиц" работал талантливый педагог, профессор Н.А. Вышнеградский. В своем журнале "Русский педагогический вестник" он печатал материалы, доказывающие необходимость и возможность создания учебных заведений, где девочки из всех сословий могли бы получить среднее образование.
Идея доступного женского образования понравилась известному благотворителю принцу Петру Ольденбургскому, при его содействии в 1858 году был подписан указ об открытии в Петербурге училища для девочек. Принадлежало оно ведомству императрицы Марии Александровны и было названо Мариинским в честь его покровительницы.
По приглашению Вышнеградского, назначенного начальником нового учебного заведения, в гимназии работали лучшие учителя Петербурга. Министерство народного просвещения принимало участие в его деятельности - оно разрабатывало учебные планы и программы для гимназии, рекомендовало учебники. Учебная программа было достаточно серьезна, а учебный процесс проявлялся в том, что для преподавателя не было детального расписания программ по предметам, что предоставляло свободу выбора содержания. Так складывались своеобразные виды и формы внеклассной работы: общеобразовательные лекции, литературные беседы, выпуск гимназических журналов.
Конечно, не все внеурочные мероприятия имели официальный характер, тем самым они способствовали формирования эстетических основ, имели огромное воспитательное значение. Цель женского гимназического образования, как сказал начальник Московской 1-й женской гимназии, заключалась в том, чтобы "не отрывая девиц от семейной жизни, доставить им образование в науках и искусстве".
Вслед за Мариинскими стали открываться женские училища, принадлежащие Министерству просвещения, в 1862 году они были переименованы в гимназии. В 1870-е годы во многих губернских городах наряду с казенными стали открываться и частные гимназии, но лидерами по числу женских гимназий, конечно, оставались Петербург и Москва. Почти все ученицы вспоминали приход в гимназию как одно из главных событий в своей жизни: "Какое радостное волнение испытываешь, когда первый раз входишь в гимназию, чувствуешь какой-то почтительный трепет перед наукой и преподавателями".
В 1860 году было издано "Положение о женских училищах ведомства Министерства народного просвещении". Устанавливалось 2 типа бессословных женских училищ: 1 разряда - 6 лет обучения; 2 разряда - 3 года обучения. Их цель - "сообщить ученицам религиозно-нравственное и умственное образование, которое должно требовать от каждой Дворянской женщины 19 в. по воспоминаниям М. Тенишевой: жизнь и быт, в особенности же от будущей супруги и матери семейства". Открывать их могли частные лица и общества.
Набор предметов и количество учебных часов в женских гимназиях почти не отличались от мужских. Отличие было в главном - мужские гимназии готовили для поступления в университет или институт, поэтому и подготовка в них была более основательной, а женские гимназии были последней ступенью в образовании, так как в университет женщин не принимали.
В учебный план женских училищ первого разряда входили: Закон Божий, русский язык, грамматика и словесность, французский и немецкий, арифметика, география, история, физика, химия, космография, педагогика. Большое внимание обращали на искусства - обязательную принадлежность женских учебных заведений: танцы, пение, чистописание и рукоделие.
Жизнь в гимназиях не ограничивалась учебными занятиями. В каждой гимназии существовали свои традиции, составляющие основу школьной жизни. О популярности гимназий и о том, насколько творческой и доброжелательной была обстановка в ней, говорят музыкальные вечера, на которых часто бывали Н.Г. Рубинштейн и П.И. Чайковский. В их стенах происходила социализация и культурная адаптация учениц. Фактически на это была направлена вся воспитательная работа, преследовавшая главную задачу "возведение Дворянской женщины 19 в. по воспоминаниям М. Тенишевой: жизнь и быт, матери и воспитательницы на ту высоту умственного уровня, на которую позволительно и желательно видеть женщину во всяком образованном обществе".
Глава 2. Факторы социализации женщин в XIX веке
2.1 Сферы женской профессиональной деятельности
Основной направленностью женской борьбы было приобретение возможности трудиться наравне с мужчинами, что обеспечило бы женщинам материальную независимость. Следует отметить, что уже со второй половины XIX века идея "освобождения женщин трудом" была в целом поддержана обществом. Реформа 1861 года явилась толчком к привлечению женщин к общественному производству.
Развитие товарно-денежных отношений в России открывало широкие возможности для применения труда женщин. Традиционный образ жизни уже не удовлетворял многих его представительниц, они пытались найти себя в сферах общественной деятельности, адаптироваться к новому социально- экономическому строю и общественным отношениям. Дворянской женщины 19 в. по воспоминаниям М. Тенишевой: жизнь и быт осваивали все большее количество профессий, становясь равноправными участницами социальной жизни страны.
Вопрос о женском профессиональном образовании был выдвинут на самом деле еще раньше, но не получил многочисленной общественной поддержки поскольку патриархальное общество было инерционно в плане представлений о положении Дворянской женщины 19 в. по воспоминаниям М. Тенишевой: жизнь и быт.
Задолго до того, как грянули перемены в русской жизни, немало людей предчувствовали приближение нового времени. Дворянской женщины 19 в. по воспоминаниям М. Тенишевой: жизнь и быт, которые были поставлены в тяжелейшие материальные условия, вынуждены были искать работу и сами о себе позаботиться. И таких женщин становилось все больше; среди поместного дворянства и городских слоев населения - чиновников, мещан, небогатого купечества ощущалась необходимость дать своим детям, в том числе и девочкам, профессиональную подготовку. Даже родители, имевшие достаток, в 1840-1850-е годы заботились, "чтобы их дочери были подготовлены ко всякому непредвиденному перевороту в их жизни и могли бы, в случае надобности, своим трудом добывать средства к существованию. Люди более низкого достатка бились из последних сил, чтобы подготовить своих детей к какому-нибудь труду".