Файл: Курсовая работа Дворянская женщина 19 в по воспоминаниям М. Тенишевой жизнь и быт Содержание Введение 3.docx
Добавлен: 10.04.2024
Просмотров: 58
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Становление женского образования
1.1 Развитие женского образования в 1-й половине XIX века
1.2 Новые тенденции в женском образовании во 2-й половине XIX века
Глава 2. Факторы социализации женщин в XIX веке
2.1 Сферы женской профессиональной деятельности
2.2 Женская благотворительность как форма проявления социальной активности
Глава 3. Истоки женского движения в XIX веке
Место под титульный лист
frutkate01
Курсовая работа
Дворянская женщина 19 в. по воспоминаниям М. Тенишевой жизнь и быт
Содержание
Введение 3
Глава 1. Становление женского образования 7
1.1 Развитие женского образования в 1-й половине XIX века 7
1.2 Новые тенденции в женском образовании во 2-й половине XIX века 9
Глава 2. Факторы социализации женщин в XIX веке 13
2.1 Сферы женской профессиональной деятельности 13
2.2 Женская благотворительность как форма проявления социальной активности 17
Глава 3. Истоки женского движения в XIX веке 21
3.1 Политико-правовой статус Дворянской женщины 19 в. по воспоминаниям М. Тенишевой: жизнь и быт в обществе 21
3.2 Женщина в общественно-политической жизни 25
Заключение 29
Список используемых источников 33
Введение
Актуальность курсовой работы. Одной из важнейших тенденций мирового общественного развития является процесс феминизации, который настойчиво вторгается во многие области общества и меняет существующие стереотипы, устанавливая новую систему норм и ценностей. Не исключение и российское общество.
Этот период в его истории характеризуется активным развитием женского движения, возрастающей роли женщин во всех сферах общественной жизни. В России уже сложно представить образование, науку, политику без участия женщин. Безусловно, такое положение вещей и социальная роль женщин были определены не сразу. В течение долгого времени Дворянской женщины 19 в. по воспоминаниям М. Тенишевой: жизнь и быт боролись за это, преодолевая огромные трудности и сложности. В XIX веке женский вопрос в России был сложной социальной проблемой, охватывающей социально-экономические и политические аспекты освобождения женщин. Они впервые в истории привлекли внимание общества к разнообразным проявлениям женского неравноправия. На протяжении истории женских организаций и движений можно найти ключ к пониманию острых вопросов современности.
Дворянской женщины 19 в. по воспоминаниям М. Тенишевой: жизнь и быт - часть общей социально-политической проблемы, которая включает выбор путей развития страны и всего общества. Большинство населения составляют Дворянской женщины 19 в. по воспоминаниям М. Тенишевой: жизнь и быт. Важное условие для понимания исторических традиций феминизма - обращение к истокам женского вопроса. Эти знания помогут вам понять особенности становления и развития личного и общественного самосознания женщин. Выбор темы курсовой работы связан с большим распространением изучаемого явления и необходимостью разработки рекомендаций по совершенствованию работы в рассматриваемой области.
История женского вопроса представлена огромной отечественной историографией дореволюционного, советского и российского периодов, которые отличаются по основным тематикам, задачам исследования и объему используемых источников.
С помощью исследований по проблемам женского движения, историко-социологическому исследованию вопроса борьбы женщин за свои права в XIX веке можно выделить два направления.
В первую очередь, это вопросы положения женщин в семье и обществе, их социального статуса, причин неравенства мужчин с женщинами. Второй этап исследований - история женского движения, его структура и формы деятельности союзов женщин, политическое участие, перспективные цели и задачи.
На Руси сложилась давняя традиция рассматривать вопросы о положении женщин в обществе. С.М Соловьев, крупнейший историк дореволюционной России и известный историк в прошлом, выделял типичные черты русской Дворянской женщины 19 в. по воспоминаниям М. Тенишевой: жизнь и быт, среди которых следует отметить трудолюбие, послушание, покорность религии милосердие. Согласно православному учению авторитет матери равен авторитету отца, а самостоятельность и самобытность являются национальными чертами женщин на Руси с древнейших времен.
В настоящее время тема женского движения продолжает изучаться и привлекать все большее количество исследователей.
Объектом исследования является процесс развития женского движения XIX века.
Предметом исследования является деятельность Дворянской женщины 19 в. по воспоминаниям М. Тенишевой: жизнь и быт на разных социальных ступенях российского общества.
Цель курсовой работы - выявить изменения в положении Дворянской женщины 19 в. по воспоминаниям М. Тенишевой: жизнь и быт в социально-культурной и общественно-политической жизни Российской империи XIX века.
В соответствие с поставленной целью необходимо решить следующие задачи:
- исследовать новые тенденции в женском образовании;
- охарактеризовать правовой статус Дворянской женщины 19 в. по воспоминаниям М. Тенишевой: жизнь и быт;
выявить роль женщин в общественно-политической жизни России.
Хронологические рамки исследования определены в соответствие с обозначенной темой. Они охватывают XIX век, целостный в культурном и историческом отношении период, содержание которого определялось формированием и вместе с тем своеобразным расцветом женского статуса.
Территориальные рамки исследования ограничены границами Российской империи в изучаемый период времени.
Методологическую основу исследования составляют основные принципы исторического исследования - историзм и объективность, как универсальные методы научного познания.
Первый из них предполагает изучение событий и явлений во всем многообразии, взаимосвязи и развитии. Исследование охватывает большой временной промежуток, разделявшийся на отдельные периоды, связанные общими чертами и одновременно существенно различавшиеся между собой. Принцип историзма позволяет не только не потерять этой связи, а наоборот обеспечить глубину исследования.
Руководствуясь принципом объективности в исследовании, сопоставлены все имеющиеся точки зрения, различные источники и сделаны собственные выводы, основанные на обширном фактическом материале.
В работе также использовались специфические методы исторического исследования - историко-типологический, историко-сравнительный, историко-системный, историко-генетический.
Структура работы определяется проблематикой исследования, состоянием историографии и поставленными целями и задачами. Она состоит из введения, трех глав, заключения, списка источников и использованной литературы.
Глава 1. Становление женского образования
1.1 Развитие женского образования в 1-й половине XIX века
На рубеже ХVIII - XIX веков, в условиях развития просветительства как социального явления, заметно ускорился процесс формирования общественных и духовных ценностей, а также возрос интерес к просвещению в целом. Государственная система образования не могла в полной мере удовлетворить повысившиеся потребности общества. Поэтому в первой половине XIX века особую роль начинают играть частные учебные заведения: школы и пансионы. Обучение в негосударственных учреждениях носило сословный характер и предназначалось исключительно для детей дворянского происхождения.
Одновременно дворяне стали все больше внимания уделять обучению девочек. При этом самыми распространенными женскими учебными заведениями были пансионы, которые рассматривались как специально организованные сословные и замкнутые учебно-воспитательные учреждения. Существовали также отделения для девушек из небогатых и незнатных семей, а также для девиц из мещан, разночинцев, купеческих и мелкочиновных семей: Екатерининский, Патриотический и Павловский институты, Мещанское училище при Смольном, Дом трудолюбия и Сиротский институт. Подобного рода учебные заведения имели одинаковую организацию процесса обучения и воспитания, а также схожее содержание образования. Кроме того, некоторые специалисты отмечали, что программа частных женских пансионов частично повторяла программу существующих в тот период времени в России государственных учебных заведений для девочек. Например, Воспитательного общества благородных девиц при Воскресенском монастыре, более известного как Смольного институт. В 1822 году в Петербурге насчитывалось 40 пансионов: 17 мужских и 23 женских, только восемь из них содержали русские.
Владельцами пансионов были по большей части иностранцы - немцы и французы.
Однако в первую очередь при характеристике женского образования особое внимание стоит уделить его целям. По мнению одного из российских педагогов и психологов XIX века Петра Федоровича Каптерева: "В основе любого образования всегда лежит "идеалосообразность" или соответствие тому или иному идеалу, сложившемуся в обществе в определенный период времени". Именно в женском воспитании "идеалосообразность"
всегда была наиболее заметна, поскольку идеал женского образования, а соответственно постановка целей обучения девушек, всегда определял взгляды на положение Дворянской женщины 19 в. по воспоминаниям М. Тенишевой: жизнь и быт в обществе и на ее природу. Исходя их этого, П.Ф. Каптерев выделил несколько основных идеалов женского образования, которые развивались в России на протяжении столетий.
В течение долгого времени в сознании русского народа существовал эстетический идеал, при котором женщина рассматривалась как беспомощное существо, полностью зависящее от мужчины. Лишенная всякой самостоятельности девушка должна была направить все свои силы на развитие и совершенствование своей красоты, для того чтобы привлечь сильного мужчину. В начале XIX века женские учебные заведения главным образом были направлены на обучение манерам, а не на сообщение научных знаний. Поэтому особое внимание уделялось обучению иностранным языкам, преимущественно французскому, различным видам искусств - музыке, пению, рисованию, искусству танца.
С течением времени и под влиянием общественных взглядов эстетический идеал сменился на утилитарный. В его основе лежала идея о том, что образование как мужчины, так и Дворянской женщины 19 в. по воспоминаниям М. Тенишевой: жизнь и быт должно ограничиваться тем, чем они будут заниматься в будущем. Поскольку девушке в первую очередь предстоит быть матерью, хозяйкой и хранительницей домашнего очага, то она должна была выучиться чтению, письму, счету, а также всем видам рукоделия.
Императрица Мария Федоровна, под чье руководство перешло заведование учебными заведениями в столичных городах, поставила женскому образованию новую цель, которая носила практический характер и заключалась в подготовке "хороших жен, матерей и хозяек". Светский лоск и эстетичность отошли на второй план, тем самым в основу обучения и воспитания девушек было заложено семейное начало, которое просуществовало на протяжении всей первой половины XIX века. Она несколько изменила правила институтской жизни: время обучения сократила, девочек младше девяти лет не принимали, для