Файл: Курсовая работа Дворянская женщина 19 в по воспоминаниям М. Тенишевой жизнь и быт Содержание Введение 3.docx
Добавлен: 10.04.2024
Просмотров: 50
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Становление женского образования
1.1 Развитие женского образования в 1-й половине XIX века
1.2 Новые тенденции в женском образовании во 2-й половине XIX века
Глава 2. Факторы социализации женщин в XIX веке
2.1 Сферы женской профессиональной деятельности
2.2 Женская благотворительность как форма проявления социальной активности
Глава 3. Истоки женского движения в XIX веке
По мере усложнения и разветвления экономической ситуации в стране, а также в связи с тенденцией развивающегося капитализма менялось и отношение общества к трудовой деятельности. "Дворянской женщины 19 в. по воспоминаниям М. Тенишевой: жизнь и быт могли бы работать, если б только захотели или, вернее, если б перестали презирать труд, - писала Мария Николаевна Вернадская. - Пока труд будет в презрении, вы будете всегда в подчиненном состоянии потому, что только в одном труде истинная свобода Дворянской женщины 19 в. по воспоминаниям М. Тенишевой: жизнь и быт".
Как только Россия вступила на путь индустриализации, во всех сферах экономики возникла проблема специалистов, которую одни мужчины решить не смогли. Дворянской женщины 19 в. по воспоминаниям М. Тенишевой: жизнь и быт расширяли рамки своего существования, их вела не только потребность в хлебе насущном и нужда в заработке. Высокий идеализм и общественное мнение, вот что послужило стимулом для немалого числа искать работу. "…Эмансипация женщин и тесно связанный с этим вопрос об их самостоятельном заработке, прежде всего, был вызван экономическими условиями новой эпохи, а также и ее демократическими идеями, но сильный толчок к распространению этих идей был дан, конечно, и романом "Что делать?", - писала мемуаристка Е.Н. Водовозова, - с его выходом в свет Дворянской женщины 19 в. по воспоминаниям М. Тенишевой: жизнь и быт несравненно энергичнее стали стремиться к самостоятельному заработку, к высшему образованию и вести борьбу за свое освобождение, за уравнивание своих прав с мужчинами. Среди женщин началась погоня за заработком: искали уроков, поступали на службу на телеграф, наборщицами типографий, в переплетные мастерские, делались продавщицами в книжных и других магазинах, переводчицами, чтицами, акушерками, фельдшерицами, переписчицами, стенографистками". В своем романе "Что делать?" Н.Г. Чернышевский поднял тему эмансипации до уровня наиболее значимых проблем русской жизни. Главная героиня романа Вера Павловна, как и большинство русских женщин этого периода, стремившихся к независимости, говорит: "Я не хочу никому поддаваться, хочу быть свободной, не хочу никому быть обязанной ничем, чтобы никто не смел сказать мне: ты обязана делать для меня что-нибудь".
Для одной части женщин это было стремлением к экономической независимости от мужа, для другой - вопросом выживания. Часто не обладая никакой специальной подготовкой, по окончании гимназии девушки брались за самые разные занятия. В конце XIX века в крупных городах Российской империи появляются многочисленные профессиональные курсы, спрос порождал предложение, несмотря на краткосрочную и поверхностную подготовку, они, тем не менее, позволяли адаптироваться в современном мире. Поиск заработка женщинами вызывал важные политические аспекты: готовы ли русские Дворянской женщины 19 в. по воспоминаниям М. Тенишевой: жизнь и быт к работе, и готово ли общество принять их на работу туда, где прежде работали лишь мужчины? Общественная жизнь продолжала меняться, с реформ 1860-х годов меняется и структура занятости, постепенно и неуклонно расширяется круг дозволенного для Дворянской женщины 19 в. по воспоминаниям М. Тенишевой: жизнь и быт.
Это был в первую очередь поиск работы по объявлениям в газетах и журналах, а также сами Дворянской женщины 19 в. по воспоминаниям М. Тенишевой: жизнь и быт различных слоев размещали свои объявления в разных изданиях. Кроме этого были самостоятельные хождения по чужим домам в поисках работы. Все больше и больше становилось коммерческих посреднических контор, но эффективность их работы была не столь высока, все-таки рабочих мест для женщин было еще очень мало. Трудоустройством женщин занимались конторы и бюро на общественных началах, обычно они открывались при благотворительных обществах, а также женские организации в городах России.
В 1896 году "Русское женское взаимоблаготворительное общество" организовало "Бюро для искания мест и занятий". Под августейшим покровительством государыни императрицы Марии Федоровны состояло "Общество попечительства о воспитательницах и учительницах в России", в 1898 году в него обратилось 430 женщин, из них удалось трудоустроить 253.
К педагогическому труду девушек готовили гимназии, ориентированные в основном на "привилегированные слои". Женские школы, которые были ориентированы на "средние слои", вели подготовку выпускниц к работе в качестве бухгалтеров и учительниц рукоделия. Школы с дополнительным преподаванием домоводства и рукоделия преобладали.
Процесс модернизации существенно разнообразил мир крестьянки, так как все более влиял на жизнь и труд. Возросшая ее социальная мобильность вызвала кардинальные перемены в жизни, в трудовых функциях, в семье в целом. В то время как представительницы дворянской и разночинной среды боролись за право на труд, Дворянской женщины 19 в. по воспоминаниям М. Тенишевой: жизнь и быт-крестьянки этим правом обладающие с давних времен выступали за свободу распоряжения им.
Женский труд и включение женщин в профессиональную деятельность возникли как из объективных потребностей семей, так и сложных потребностей общества, связанных с изменениями в экономике. Способы включения женщин в сферы профессиональной и рабочей силы подразумевались и зависели от социального порядка и конкретных потребностей самого общества. Выбор доступных профессий расширился - отныне Дворянской женщины 19 в. по воспоминаниям М. Тенишевой: жизнь и быт не только учителя и врачи, но и агрономы, инженеры, экономисты, государственные служащие.
2.2 Женская благотворительность как форма проявления социальной активности
В России женская благотворительность имеет глубокие исторические корни, а также имеет свои отличия от мужской, прежде всего особенностями духовного склада и ценностной ориентацией. Для женщин испокон веков благотворительность составляла потребность и возможность отдать свои силы самоотверженному служению Отчизне. Женская благотворительность - это самореализация богатого духовного мира Дворянской женщины 19 в. по воспоминаниям М. Тенишевой: жизнь и быт, а главный предмет женской благотворительности - это духовные проблемы человека.
С каждым веком увеличивалось количество русских женщин-подвижниц, стремившихся делать добро, проявлять милосердие, оказывать помощь. "На протяжении многих веков своей кипучей и обширной деятельностью на пользу обществу Дворянской женщины 19 в. по воспоминаниям М. Тенишевой: жизнь и быт доказывали, что в силу присущих им нравственных качеств и природных добродетелей они равны мужчинам, а порой даже превосходят их в твердости веры и духовном подвижничестве и представляют собой активную и самостоятельную общественную силу".век считается периодом расцвета отечественной благотворительности и милосердия, временем, когда широта русской души развернулась во всей многогранности форм проявления любви к ближнему. Особенно огромна и широка роль русских женщин, в XIX веке бурно развивалась многопрофильная деятельность женщин, и благотворительность занимала в ней одно из значимых мест. Размах благотворительной деятельности определялся тем, что "социальное служение…было направлено на христианское совершенствование и преображение культуры русского общества". Дворянской женщины 19 в. по воспоминаниям М. Тенишевой: жизнь и быт своим бескорыстным вкладом в дело социального служения стремились к созданию лучшей жизни в России.
В XIX веке к благотворительным учреждениям относились учреждения императрицы Марии - жены императора Павла I Марии Федоровны. Крупнейшая и старейшая из российских благотворительных организаций - придворное Ведомство учреждений императрицы Марии было создано в 1797 году и просуществовало 120 лет. В последующие годы Ведомство последовательно возглавляли августейшие покровительницы: при Николае I и Александре I - императрица Александра Федоровна, при Александре II - императрица Мария Александровна, при Александре III и Николае II - императрица Мария Федоровна. В XIX веке учреждений данного Ведомства насчитывалось 683. Главной задачей учреждений призрения Ведомства стала социальная помощь.
Деятельность Ведомства началась с попечения о воспитательных домах и институтах благородных девиц, а затем распространилась и на нуждающихся всех видов: детей, стариков, калек. Помощь осуществлялась предоставлением питания, проживания, обучения и денежного пособия (последнее выдавалось на руки или вносилось в виде оплаты за обучение, призрение, лечение). Контингент неимущих и нетрудоспособных, нуждающихся в помощи ее Ведомства Мария Федоровна постоянно расширяла. Она умела привлекать к работе в своем Ведомстве энергичных, просвещенных и богатых людей. Был учрежден Опекунский совет с целью благоустройства воспитательных домов и состоявших при них больниц, богаделен и учебных заведений. При ее активном участии формировалась и утверждалась разветвленная сеть учебно-воспитательных и социальных учреждений. Их деятельность включала в себя такие направления как призрение младенцев и детей старшего возраста, слепых и глухонемых, организация женского воспитания и образования, медицинская помощь.
Все общества и заведения Ведомства императрицы Марии действовали на благотворительной основе. Их финансовые средства формировались благотворительными пожертвованиями, поступавшими, в том числе и от членов императорской фамилии. Привилегированный статус Ведомства создавал существенные стимулы для благотворительной деятельности. Много сил Мария Федоровна приложила для упрочения капиталов и доходов опекаемых ею учреждений.
В 1803 году в Москве и Петербурге были открыты первые в России так называемые "вдовьи дома" для приюта вдов военнослужащих и гражданских чиновников и первые бесплатные лечебницы для бедных (на 200 мест каждая). Инициатором этих благих начинаний стала вдовствующая императрица Мария Федоровна, которую современники называли "министром благотворительности" за ее доброту, человеколюбие и незаурядные организаторские способности. Желающих попасть во Вдовий дом было очень много, так как в нем давали не только приют и полный пансион для женщин, но и их дети пользовались правом на льготное зачисление в учебные заведения.
Особая заслуга Марии Федоровны состоит в том, что она первая обратила внимание на глухонемых и слепых детей