Файл: Дипломная работа выполнена на 71 странице с использованием 66 источников.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Дипломная работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.04.2024

Просмотров: 71

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


РЕФЕРАТ

Дипломная работа выполнена на 71 странице с использованием 66 источников.

Ключевые слова: ФРАНЧАЙЗИНГ, ДОГОВОР ФРАНЧАЙЗИНГА, ПРАВООБЛАДАТЕЛЬ, ПОЛЬЗОВАТЕЛЬ ЛИЦЕНЗИОННЫЙ КОМПЛЕКС, ФИРМЕННОЕ НАИМЕНОВАНИЕ, ТОВАРНЫЙ ЗНАК, РЕГИСТРАЦИЯ.

Объектом исследования являются общественные отношения, возникающие в процессе предоставления и использования комплекса исключительных прав по договору франчайзинга.

Цель дипломной работы - комплексное исследование правовой сущности, признаков, особенностей правового регулирования договора франчайзинга.

Методы исследования: диалектический метод познания, логико-юридический, историко-правовой, сравнительно-правовой и другие.

Методологическую базу исследования составили труды отечественных ученых гражданского права и научные работы зарубежных авторов, а также законы и иные нормативно-правовые акты Республики Беларусь и зарубежных государств, регулирующие рассматриваемые отношения.

В процессе работы были получены следующие результаты: предпринята попытка критического анализа имеющихся концепций и норм законодательства, регулирующего договор франчайзинга, а также дана их научная оценка, предложены решения выявленных проблем в сфере института договора франчайзинга.

Новизна полученных результатов заключается в предложении ряда конкретных изменений действующего законодательства, регулирующего договор франчайзинга, направленных на устранение барьеров и коллизий, препятствующих широкому применению данного договора в предпринимательской деятельности.

Выводы, положения и предложения, выработанные в процессе исследования, могут быть применены в целях совершенствования правого регулирования договора франчайзинга и использованы в правоприменительной практике.

Автор работы подтверждает, что работа выполнена самостоятельно и приведенный в ней материал правильно и объективно отражает состояние исследуемого процесса, а все заимствованные из литературных и других источников теоретические, методологические положения и концепции сопровождаются ссылками на их авторов.
РЭФЕРАТ

Дыпломная работа выканана на 71 старонцы з выкарастынаннем 66 крыніц. 

Ключавыя словы: ФРАНЧАЙЗІНГ, ДАГАВОР ФРАНЧАЙЗIНГУ, ПРАВАЎЛАДАЛЬНІК, КАРЫСТАЛЬНІК, ЛIЦЭНЗIЙНЫ КОМПЛЕКС, ФІРМЕННАЕ НАЙМЕННЕ, ТАВАРНЫ ЗНАК, РЭГІСТРАЦЫЯ.


 Аб'ектам даследавання з'яўляюцца грамадскія адносіны, якія ўзнікаюць у працэсе прадастаўлення і выкарыстання комплексу выключных правоў па дагавору франчайзінгу. 

Мэта дыпломнай работы - комплекснае даследаванне прававой сутнасці, асаблівасцяў прававога рэгулявання дагавора франчайзiнгу. 

Метады даследавання: дыялектычны метад пазнання, логіка-юрыдычны, гісторыка-прававы, параўнальна-прававы і іншыя.

 Метадалагічнай базай даследавання з'яўляюцца работы айчынных навукоўцаў грамадзянскага права і навуковыя работы замежных аўтараў, а таксама законы і іншыя нарматыўна-прававыя акты Рэспублікі Беларусь і замежных дзяржаў, якія рэгулююць разгляданыя адносіны. 

У працэсе работы былі атрыманы наступныя вынікі: зроблена спроба крытычнага аналізу існуючых канцэпцый і норм заканадаўства, якое рэгулюе дагавор франчайзінгу, а таксама дадзена іх навуковая ацэнка, прапанованы рашэннi выяўленых праблем у сферы інстытута дагавора франчайзiнгу. 

Навізна атрыманых вынікаў заключаецца ў прапанове шэрагу канкрэтных змен дзеючага заканадаўства, якое рэгулюе дагавор франчайзiнгу, накіраваных на ліквідацыю бар'ераў і калізій, якія перашкаджаюць шырокаму прымяненню дадзенага дагавора ў прадпрымальніцкай дзейнасці. 

Высновы, палажэнні і прапановы, выпрацаваныя ў працэсе даследавання, могуць быць выкарастаны ў мэтах удасканалення прававога рэгулявання дагавора франчайзiнгу і ў правапрымяняльнай практыцы.

 Аўтар работы пацвярджае, што работа выканана самастойна і прыведзены ў ёй матэрыял правільна і аб'ектыўна адлюстроўвае стан даследаванага працэсу, а ўсе запазычаныя з літаратурных і іншых крыніц тэарэтычныя, метадалагічныя палажэнні і канцэпцыі суправаджаюцца спасылкамі на іх аўтараў.
ABSTRACT

Thesis contains 71 pages, 66 sources.

Keywords: FRANCHISE, FRANCHISE AGREEMENT, FRANCHISER, FRANCHISEE, LICENSE COMPLEX, REGISTERED NAME, TRADE MARK, REGISTRATION.

The object of the research are public relations arising in the process of providing and using a set of exclusive rights on the basis of a franchise agreement.

The aim of the diploma project is a complex research of the legal nature, characteristics of legal regulation of the franchise agreement.

Methods of research: the dialectical method, the logical-legal method, the historical-legal, the comparative legal method and others methods.

Methodological base of the research includes scientific works of Byelorussian scientists of the civil law and foreign authors, laws and other normative legal acts of the Republic of Belarus and others countries.

In the process of research was made an attempt of critical analysis of existing concepts and legislation that regulates the franchise agreement, solutions of the identified problems in the sphere of franchise agreement were proposed.



The novelty of the obtained results is in suggesting the definite changes of the existing legislation that regulates the franchise agreement. Suggested changes are directed to removing the barriers and collisions that prevent the wide application of this agreement in the business.

The conclusions, positions and proposals that have been developed during the research process can be applied in order to improve legal regulation of the franchise agreement and used in legal practice.

The author confirms that the work has been done independently and the material correctly and objectively reflects a condition of researched process. Theoretical, methodological concepts that have been borrowed from literary and other sources are accompanied by references to their authors.
ВВЕДЕНИЕ

В мире франчайзинг зарекомендовал себя как один из наиболее эффективных и популярных методов ведения бизнеса. По данным Международной ассоциации франчайзинга, в настоящее время в мире франчайзинг является одной из распространенных форм ведения предпринимательской деятельности, причем в самых различных областях экономической деятельности. В США, к примеру, эта форма бизнеса приносит свыше 13 процентов ВНП. В Австралии более 90 процентов торговых предприятий быстрого обслуживания работают по договорам франчайзинга. В Европе лидером по использованию франчайзинга является Германия.

Однако, несмотря на большую популярность за рубежом, использование франчайзинга в Республике Беларусь остается незначительным. Вместе с тем, государство нацелено на развитие малого и среднего бизнеса, ставит перед собой задачи по развитию экспорта, привлечению инвестиций, развитию бизнеса в регионах. Франчайзинг подходящий инструмент для решения всех этих задач.

Актуальность темы дипломной работы обусловлена ролью франчайзинга в развитии и стимулировании роста экономики государства, привлечении новейших и технологий ноу-хау, позволяющих осуществлять технологическое переоснащение производственной базы при минимальных затратах. Для франчайзера это один из самых быстрых и эффективных способов освоения нового рынка сбыта без необходимости открывать филиалы и регистрировать юридические лица в других государствах, для франчайзи - возможность развивать свой собственный бизнес на базе проверенной бизнес-модели, а для государства это эффективный инструмент поддержки малого и индивидуального предпринимательства, следовательно, и развития всей белорусской экономики.

Франчайзинг облегчает вхождение на рынок новых коммерческих организаций и индивидуальных предпринимателей, создает дополнительные рабочие места.

Исследование отношений, связанных с заключением договора франчайзинга, представляет интерес в связи с ростом экономической устойчивости субъектов предпринимательской деятельности, работающих по данному договору;
развитием среднего и малого бизнеса, субъекты которого зачастую выступают на стороне пользователя в договоре франчайзинга; ростом количества предприятий, занятых в сфере обслуживания, эффективным способом развития которых является осуществление деятельности на основе договора сервисного франчайзинга.

Целью настоящей дипломной работы является комплексное исследование правовой сущности, признаков, особенностей правового регулирования договора франчайзинга и выработка на этой основе предложений по совершенствованию правовых норм, регулирующих данный вид договора.

Для достижения указанной цели в работе поставлены следующие задачи:

- провести сравнительный анализ правового регулирования отношений франчайзинга в мире и в Республике Беларусь;

-установить социально-экономическое значение франчайзинга;

- исследовать правовую природу и выявить особенности франчайзинга и договора франчайзинга;

-выявить отличия договора франчайзинга от смежных гражданско-правовых институтов;

- проанализировать существенные условия договора франчайзинга;

- определить и обосновать предмет и объект как существенные условия договора франчайзинга;

- раскрыть правовой статус сторон по договору франчайзинга;

- проанализировать права и обязанности сторон по договору франчайзинга;

- проанализировать правовое регулирование ответственности по договору франчайзинга;

- разработать предложения по совершенствованию правового регулирования договора комплексной предпринимательской лицензии, способствующие заключению договора.

Объектом исследования являются отношения правообладателей и пользователей, возникающие в процессе предоставления и использования комплекса исключительных прав в предпринимательской деятельности, то есть договорные отношения, называемые франчайзингом.

Предмет исследование составляет совокупность правовых норм, регулирующих отношения, складывающиеся в процессе передачи комплекса исключительных прав на объекты интеллектуальной собственности по договору франчайзинга, и определяющих участников указанных отношений.

Теоретической основой исследования являются научные работы белорусских и зарубежных правоведов: Д.В. Алейникова, М.И. Брагинского, М.В. Витрянского, А.А. Еремина, М. Мендельсона, Ю.С. Миловзоровой, В.В. Подгруши, С.Ф. Сокола, Г.А. Соколова, С.А. Сосны, Я.И. Функа, Т.М. Халецкой, Ю.В. Хлебникова, Н.А. Ющенко и других. Также при написании работы помимо законодательства Республики Беларусь было использовано законодательство Российской Федерации и Республики Казахстан.


Первая глава «Договор комплексной предпринимательской лицензии (франчайзинга): история возникновения, понятие, виды» состоит из трех разделов. В первом разделе раскрывается история возникновения и развития франчайзинговых отношений, дается характеристика правового регулирования договора франчайзинга в зарубежных странах, исследуется правовая природа и сущность договора франчайзинга, анализируется определение договора франчайзинга, изложенное в Гражданском кодексе Республики Беларусь, выделяются ряд признаков, присущих исследуемому договору. Во втором разделе приводится классификация договора франчайзинга, высказывается мнение о необходимости отражения особенностей отдельных видов договора франчайзинга в действующем законодательстве. В третьем разделе проводится сравнительная характеристика данного договора с иными наиболее схожими договорами.

Вторая глава «Стороны и форма договора франчайзинга» состоит из двух разделов. В первом разделе исследуется правовой статус сторон по договору, выявляются проблемы правового регулирования, не позволяющие отдельным субъектам выступать в качестве правообладателя по договору. Во втором разделе анализируются требования к форме договоре франчайзинга, высказываются предложения об упрощении процедуры регистрации договора франчайзинга.

В третью главу «Содержание договора франчайзинга» включены два раздела. В первом разделе предложен и раскрыт перечень существенных условий договора. Во втором разделе отмечается необходимость разграничения предмета и объекта договора, проанализированы элементы, входящие в комплекс исключительных прав, передаваемый по договору франчайзинга.

Четвертая глава «Права, обязанности и ответственность сторон по договору франчайзинга» состоит из трех разделов. Первый раздел посвящен правовому статусу правообладателя по договору франчайзинга, во втором разделе характеризуются права и обязанности пользователя. Исследованы мнения по вопросу необходимости включения в договор тех или иных прав и обязанностей сторон. Третий раздел посвящен анализу норм об ответственности сторон.

Пятая глава «Порядок заключения и расторжения договора франчайзинга» содержит два раздела. Первый раздел посвящен особенностям заключения договора франчайзинга. Во втором разделе исследованы особенности изменения и прекращения договора франчайзинга.

ГЛАВА 1