Файл: Дипломная работа выполнена на 71 странице с использованием 66 источников.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Дипломная работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.04.2024

Просмотров: 54

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
по истечении срока договора заключить договор коммерческой концессии на новый срок [17].

«Легальное закрепление права на возобновление договора коммерческой концессии имеет целью защитить интересы пользователя, так как заключение договора коммерческой концессии всегда сопряжено с немалыми инвестициями со стороны пользователя, а отказ правообладателя от возобновления договора наносит существенный урон имущественным интересам пользователя» [3, c. 12]. В главе 53 ГК Республики Беларусь подобные положения не закреплены. Есть мнение, что отсутствие у пользователя такого права на возобновление договора способно порождать на практике ситуации, при которых пользователь, будучи добросовестным контрагентом, в силу отказа правообладателя продлить срок действия договора или заключить новый договор, может быть лишен своего дела. Кроме того, его бизнес может быть передан иному лицу, с которым правообладатель вступает во франчайзинговые отношения [53, c. 101].

Однако мы полагаем, что основываясь на принципе свободы в установлении своих прав и обязанностей на основе договора стороны при заключении договора франчайзинга вправе предусмотреть в нем условие о возможности возобновления договора франчайзинга на новый срок. Таким образом, отсутствует правовая необходимость в закреплении в ГК Республики Беларусь норм, регулирующих преимущественное право пользователя на заключение договора на новый срок.
5.2 Изменение и расторжение договора франчайзинга

В соответствии со статьей 910-7 договор франчайзинга может быть изменен в соответствии с правилами главы 29 ГК Республики Беларусь. Это означает, что по общему правилу договор франчайзинга, как и любой другой договор, может быть изменен по соглашению сторон. В одностороннем порядке договор может быть изменен в случаях предусмотренных законодательством либо договором.

Изменение договора франчайзинга подлежит регистрации в порядке, установленном для регистрации договоров франчайзинга, при этом в отношениях с третьими лицами стороны договора франчайзинга вправе ссылаться на изменение договора с момента регистрации этого изменения [15].

В статье 910-8 ГК Республики Беларусь содержится норма о сохранении договора франчайзинга в силе при перемене сторон, в соответствии с которой «переход от правообладателя к другому лицу какого-либо исключительного права на объект интеллектуальной собственности, входящего в предоставленный пользователю лицензионный комплекс, не является основанием для изменения или расторжения договора франчайзинга» [15]. «Новый правообладатель становится стороной этого договора в части прав и обязанностей, относящихся к перешедшему к нему исключительному праву на объект интеллектуальной собственности» [15] .


Согласно п. 2 статьи 910-8 ГК Республики Беларусь в случае смерти правообладателя - индивидуального предпринимателя и перехода в установленном законодательством порядке его прав и обязанностей по договору франчайзинга к наследнику договор франчайзинга прекращается, если наследник не зарегистрирован в течение шести месяцев со дня открытия наследства в установленном законодательством порядке в качестве индивидуального предпринимателя. «Осуществление прав и исполнение обязанностей умершего правообладателя до принятия наследником этих прав и обязанностей и регистрации его в качестве индивидуального предпринимателя осуществляются доверительным управляющим в соответствии с главой 52 ГК» [15].

Таким образом, «законодатель Республики Беларусь исходит из принципа стабильности франчайзинговых отношений, указывая на то, что в рамках любого основания, по которому предмет франчайзинга (или его часть) переходит от одного лица к другому, франчайзинговые отношения остаются неизменными». «Новый обладатель прав связан договором, заключенным прежним обладателем прав: приобретая права, являющиеся предметом договора франчайзинга, он их получает с обременением в виде прав пользователя по договору франчайзинга» [59]. Я.И. Функ подчеркивает: «В рассматриваемом случае у нового правообладателя нет никаких прав ни по изменению договора франчайзинга, заключенного прежним правообладателем (в том числе по изменению размера вознаграждения), ни по его прекращению, т.е. даже если нового правообладателя по каким-либо причинам не устраивает пользователь, он не может прекратить с ним отношения, за исключением общих оснований прекращения обязательств в рамках франчайзингового договора или его расторжения».

Применительно к изменению содержания исключительных прав, ГК регламентирует лишь отношения, связанные с изменением фирменного наименования. Согласно статье 910-9 ГК Республики Беларусь «в случае изменения правообладателем своего фирменного наименования договор франчайзинга сохраняется и действует в отношении нового фирменного наименования правообладателя, если пользователь не потребует расторжения договора и возмещения убытков». В случае продолжения действия договора франчайзинга пользователь вправе потребовать соразмерного уменьшения причитающегося правообладателю вознаграждения [15].

Согласимся с В.В. Витрянским: «Произвольное изменение правообладателем своего фирменного наименования, по сути, приравнивается к нарушению условий договора франчайзинга и влечет для правообладателя негативные последствия» [6, c. 1030]. Тем не менее, данное обстоятельство не может повлиять на судьбу договора и служить основанием для прекращения правоотношений по договору (если только на то не будет воля пользователя)



В то же время в статье 910-10 ГК Республики Беларусь сформулировано правило, согласно которому, «если в период действия договора франчайзинга истек срок действия исключительного права, пользование которым предоставлено по этому договору, за исключением прекращения права на фирменное наименование без замены его новым фирменным наименованием, либо такое право прекратилось по иному основанию, договор франчайзинга продолжает действовать, за исключением положений, относящихся к прекратившемуся праву, а пользователь, если иное не предусмотрено договором франчайзинга, вправе потребовать соразмерного уменьшения, причитающегося правообладателю вознаграждения».

Однако стоит отметить, что для договора франчайзинга товарный знак и знак обслуживания имеют первоочередное значение, так как целью этого договора является достижение максимальной схожести в глазах потребителей между пользователем и правообладателем, а средствами достижения цели – товарный знак или знак обслуживания. «Без товарного знака, знака обслуживания, фирменного наименования существование договора франчайзинга теряет смысл, поэтому в случае прекращения принадлежащего правообладателю права на товарный знак, знак обслуживания или на фирменное наименование, когда такое право входит в комплекс исключительных прав, предоставленных пользователю по договору франчайзинга, без замены прекратившегося права аналогичным правом договор франчайзинга должен прекращаться» [3, с. 14]. Такой подход отражен в Гражданском кодексе Российской Федерации.

По-нашему мнению, в ГК Республики Беларусь следует внести изменение, в соответствии с которым если в период действия договора франчайзинга истечет срок действия права на товарный знак (знак обслуживания), предоставленное пользователю по договору франчайзинга без замены прекратившегося права аналогичным правом, то в таком случае действие договора франчайзинга будет прекращено.

Такого же мнения придерживается и Я.И. Функ, отмечая, что «подход законодателя в отношении необходимости сохранения договора франчайзинга в связи с прекращением прав, входящих в его предмет, нуждается в корректировке, поскольку если у правообладателя прекратятся права, например, на товарный знак, либо срок действия патентов на изобретения, полезные модели, промышленные образцы, которые составляют основу производимого в рамках франчайзинга товара, то договор франчайзинга все-таки должен быть прекращен, т.к. его сохранение в части второстепенных прав является нецелесообразным» [59].


Договор франчайзинга действует в течение срока, на который он заключен, а в случае если срок не установлен, то до его прекращения в установленном законом порядке. В период срока действия договор может быть изменен либо прекращен (расторгнут) досрочно.

Договор франчайзинга прекращается в случаях:

- одностороннего отказа от договора, заключенного без указания срока в соответствии с п.2 статьи 910-11 ГК Республики Беларусь, когда «каждая из сторон договора франчайзинга, заключенного без указания срока, вправе в любое время полностью отказаться от исполнения договора, уведомив об этом другую сторону за шесть месяцев, если договором не предусмотрен более продолжительный срок». В течение данного срока правообладатель можетнайти нового пользователя либо принять решение о собственных инвестициях и развитии собственной деятельности на соответствующей территории либо отказаться от продвижения своих товаров, работ, услуг на определенной территории. При обратной ситуации у пользователя также должно быть время для распоряжения своими инвестициями [59].

- одностороннего отказа пользователя от договора в случае изменения в случае изменения правообладателем своего фирменного наименования;

- прекращения права на фирменное наименование без замены его новым фирменным наименованием, под которым, по мнению Я.И. Функа, «для стабильности имущественного оборота следует понимать исключительно ликвидацию юридического лица, влекущую за собой прекращение его фирменного наименования, любые же случаи реорганизации юридического лица или его переименование следует рассматривать как изменение фирменного наименования (т.е. его прекращение с заменой на новое фирменное наименование)» [59];

- смерти правообладателя, «если наследник в течение 6 месяцев со дня открытия наследства не зарегистрировался в качестве индивидуального предпринимателя». Данное правило должно применяться и в случае смерти пользователя, так как согласно п. 3 статьи 910 ГК Республики Беларусь гражданин может быть пользователем, только если он является индивидуальным предпринимателем.

Поскольку в ГК Республики Беларусь не оговорено иное, договор франчайзинга может быть прекращен и по иным основаниям, предусмотренным главой 26 ГК «Прекращение обязательств». Согласно п.2 статьи 420 ГК Республики Беларусь возможно расторжение договора франчайзинга по требованию заинтересованной стороны в связи с существенным нарушением договора другой стороной, а также в иных случаях, предусмотренных договором или законодательством. Статья 421 в качестве такого основания предусматривает существенное изменение обстоятельств, из которых стороны исходили при заключении договора.


В силу п. 3 статьи 910-11 ГК Республики Беларусь «досрочное расторжение договора франчайзинга, заключенного с указанием срока, а также без указания срока подлежит регистрации в порядке, установленном для регистрации договором франчайзинга». Если договор прекращается на основании решения суда, то регистрация осуществляется на основании судебного решения после вступления его в законную силу.

Я.И. Функ обращает внимание на то, что «в случае прекращения договора сторонам необходимо урегулировать вопросы, связанные с использованием коммерческой информации (в частности, с деловым опытом), которую правообладатель передал пользователю при исполнении договора, предусмотрев в договоре, что обязательства, связанные с такой информацией, или иные аналогичные им обязательства (например, отказ от конкуренции между бывшими сторонами договора франчайзинга на соответствующих рынках, отказ от производства пользователем соответствующего продукта и т.д.) сохраняют свою силу в течение срока, указанного в договоре, вне зависимости от прекращения договора франчайзинга, а точнее, иных его условий» [59].

Наличие в договоре франчайзинга условий, которые не должны прекращаться в связи с расторжением договора, объясняется тем, что договор франчайзинга предусматривает определенную общность интересов сторон, в рамках которых правообладатель может передать пользователю информацию и права на объекты гражданских прав, имеющие важное значение для передавшей их стороны, а значит, ее интересы должны быть защищены вне зависимости от того, прекратилось сотрудничество сторон или нет.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В мире франчайзинг зарекомендовал себя как один из наиболее эффективных и популярных методов осуществления предпринимательской деятельности.

Проведя сравнительный анализ договора франчайзинга с другими договорами, мы пришли к выводу, что, несмотря на то, что договор франчайзинга имеет ряд признаков, схожих с другими институтами договорного права, тем не менее, он является самостоятельным гражданско-правовым договором, что обусловлено особым предметом договора франчайзинга, присущим только данному договору, целью договора, а также формальным признаком – наличием в Гражданском кодексе отдельной главы, посвященной комплексной предпринимательской лицензии (франчайзингу).

В целях устранения противоречий между пунктом 1 статьи 910 и статьей 1013 ГК Республики Беларусь мы предлагаем пункт 1 статьи 910 изложить в следующей редакции