Файл: Дипломная работа выполнена на 71 странице с использованием 66 источников.docx
Добавлен: 10.04.2024
Просмотров: 53
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
[17].
В российской юридической литературе отмечается, что понятие «коммерческая концессия» использовалось при разработке ГК Российской Федерации как наиболее близкое по смыслу к английскому термину «franchising». Однако избранный термин вносит путаницу, так как в ряде стран (Франция, Бельгия, Швейцария) термины «франчайзинг» и «коммерческая концессия» не тождественны, и под коммерческой концессией понимают соглашение, в силу которого передается право на исключительное распространение товаров третьими лицами [61, c. 82].
Д.В. Алейников отмечает: «Отличие договора франчайзинга от договора коммерческой концессии не только в том, что договор франчайзинга может предусматривать, помимо продажи товаров, еще и оказание услуг, и не только в том, что франчайзи вправе производить товары или услуги, аналогичные тем, которые производит франчайзер. Главное отличие заключается в степени сотрудничества, кооперации сторон, только в своих низших формах франчайзинг имеет сходство с коммерческой концессии, чем больше объем исключительных прав, предоставляемых франчайзером франчайзи, тем дальше уходит франчайзинг от коммерческой концессии» [1, с. 46].
Относительно договора коммерческой концессии С.В. Климова считает, что «хотя названный договор терминологически отождествляется с договором франчайзинга, существующим в практике зарубежных стран, на самом деле он значительно уже по содержанию» и «основывается на комплексном договоре», опирающемся на ряд статей ГК РФ и законодательных актов, то есть на «обходных правовых схемах» [27, c. 5].
Ю.С. Миловзорова отмечает: «понятие «коммерческая концессия» и понятие «франчайзинг» не являются синонимами, а соотносятся как видовое и родовое понятие, коммерческая концессия выступает разновидностью торгового франчайзинга» [38, с. 7].
Мы полагаем, что законодательное определение договора франчайзинга в Республики Беларусь в целом соответствует пониманию франчайзинга сложившегося в мировой практике.
По своей правовой природе договор франчайзинга является двусторонним, возмездным, консенсуальным. Некоторыми учеными договор рассматривается не как взаимный, а как многосторонний, они мотивируют это тем, что договору свойственно сотрудничество сторон. Однако, как отмечает О.А. Черепанова, с этим выводом трудно согласиться, поскольку «стороны имеют противоположные интересы, а права и обязанности распределены между ними по модели совершенной синаллагмы и сотрудничества в данном договоре не более
, чем в любом другом договоре гражданского права» [63, с. 46].
В зарубежной литературе встречается условное деление договоров на два типа: «договоры, устанавливающие равноправные отношения между контрагентами (договоры о сотрудничестве) и договоры, устанавливающие не равные права и ставящие одну сторону в зависимость от другой (интеграционные договоры»). Договор франчайзинга можно отнести к последнему типу договора, поскольку «по его условиям одно предприятие добровольно подпадает в зависимость от другого, но при этом взамен своей оперативной самостоятельности оно получает ряд преимуществ» [60, с. 86].
Ю.С. Миловзорова обращает внимание на то, что «в договоре франчайзинга наряду с имущественными присутствуют и неимущественные интересы (например, желание правообладателя повысить качество товаров, обслуживания, предоставить новые услуги потребителям в новом регионе, желание пользователя самореализоваться в какой-либо сфере деятельности, достичь нового уровня познания, обеспечив внедрение инноваций, прославиться, воспользовавшись общеизвестным товарным знаком, и др.)». Сочетание имущественных и неимущественных интересов, например товарно-денежных и интеллектуальных, при достижении предпринимательской цели пользователем и правообладателем свидетельствует о комплексном характере договора франчайзинга [37].
Проанализировав содержание норм ГК Республики Беларусь, регулирующих договор франчайзинга, в обобщенном виде можно выделить ряд признаков, присущих данному виду договора:
- в качестве сторон по договору франчайзинга могут выступать только коммерческие организации и индивидуальные предприниматели;
- целью заключения договора франчайзинга является продвижение товаров, работ, услуг на новый рынок;
- предметом договора является передача пользователю лицензионного комплекса, в состав которого в частности входит право использования фирменного наименования правообладателя и нераскрытой информации;
- по договору франчайзинга пользователю передается лишь право на использование соответствующих исключительных прав, однако сами объекты исключительных прав не передаются;
- предоставление права на использование лицензионного комплекса сопряжено с выполнением дополнительных обязательств правообладателя по отношению к пользователю;
- в ходе исполнения договора франчайзинга существует общая заинтересованность правообладателя и пользователя в успешном осуществлении деятельности пользователя (особенно в случае выплаты вознаграждения в виде процента от полученной пользователем прибыли).
Значение договора франчайзинга, по мнению И.В. Лебедева, в том, что он позволяет предпринимателю освоить новый для него бизнес в кратчайшие сроки и без существенных материальных затрат на становление новой успешной компании. «Франчайзер получает необходимое для него развитие бизнеса и расширение в определённом регионе, не опираясь на существенные материальные затраты по открытию филиала. Все первоначальные издержки по аренде, набору и обучению сотрудников несет соответственно франчайзи, взамен получая возможность работать по уже зарекомендовавшей себя маркой, тем самым сокращая и свои предпринимательские риски, связанные с организацией нового предприятия» [31, c. 6]. Для государства договор франчайзинга - это «эффективный инструмент поддержки малого и индивидуального предпринимательства, следовательно, и развития всей белорусской экономики». Для потребителей организация работы производителей товаров, работ, услуг на условиях франчайзинга имеет следующее значение: обеспечивается соблюдение определенных стандартов, принятых в деятельности правообладателя, в результате чего рынок быстро насыщается высококачественными товарами, работами, услугами.
В Республике Беларусь франчайзинговые отношения имеют положительную динамику развития. Так, по данным официального бюллетеня Национального центра интеллектуальной собственности по состоянию на 30.04.2017 г. в Республике Беларусь было зарегистрировано 297 договоров франчайзинга. Для сравнения по состоянию на 30.04.2016 г. было зарегистрировано 231 договоров франчайзинга. Увеличение их количества по сравнению с данными предыдущих лет свидетельствует о росте заинтересованности субъектов хозяйствования в использовании договоров комплексной предпринимательской лицензии.
1.2 Виды договора франчайзинга
Трудности единого определения франчайзинга возникают именно из-за того, что сам по себе франчайзинг за всю историю своего развития видоизменялся, постепенно разделяясь на отдельные виды.
По количеству франшиз выделяют франчайзинг отдельно взятого предприятия и корпоративный франчайзинг [36, c. 119].
Согласно другой классификации выделяют франчайзинг продукта и оборота: «если первый касается исключительного права реализовывать товар на определенной территории под определенной торговой маркой, то второй связан с унификацией хозяйственной деятельности, включая как реализацию, так и производство» [42].
Мы подробнее остановимся на классификации франчайзинга в зависимости от сферы деятельности.
«Франчайзинг зародился именно как способ расширения рынка сбыта товаров с использованием фирменных обозначений правообладателей» [34, с. 355]. Товарный франчайзинг, или сбытовой франчайзинг, представляет собой продажу готового товара, при котором франчайзи покупают у ведущей крупной компании-производителя (франчайзера) право на продажу товаров с ее торговой маркой и сервисное обслуживание [8].
По договору торгового франчайзинга лицензионный комплекс передается с целью осуществления франчайзи заказа, отбора, закупки и возможности реализовывать товары на определенной территории и включает в себя фирменный стиль правообладателя [38, c. 13].
На основе того, что компании стали предоставлять право на производство продукции под своей торговой маркой, возник производственный франчайзинг. В этом случае фирма, владеющая технологией изготовления некоего продукта, продает местным или региональным заводам сырье для изготовления [57].
По договору производственного франчайзинга пользователь наделяется правами производителя, а товар, который он сбывает, есть, не что иное, как продукция. Это имеет немаловажное значение, так как «сбыт собственной продукции и закупка с целью последующей перепродажи имеют различное экономическое и правовое содержание с точки зрения бухгалтерского учета и налогообложения» [53, c. 34].
В производственном франчайзинге можно выделить два подвида:
«По договору производственного франчайзинга передается лицензионный комплекс с целью осуществления производственной деятельности франчайзи и включает в себя секреты производства» [38, c. 12].
Позже всего (в 1950-х годах) возник сервисный франчайзинг, при котором компании стали предоставлять право оказывать услуги под своей маркой (гостиничный бизнес, бытовое обслуживание, общественное питание) [57].
Комплексная предпринимательская лицензия на оказание услуг, или франчайзинг услуг, или сервисный франчайзинг, - это договор, по которому правообладатель передает за вознаграждение разработанную систему оказания услуг пользователю, реализующему услуги потребителям под торговой маркой правообладателя [53, c. 35].
«По договору сервисного франчайзинга лицензионный комплекс передается в целях осуществления предпринимательской деятельности франчайзи в сфере услуг и включает в себя знак обслуживания, охраняемую коммерческую информацию о секретах системы оказания услуг» [38, c. 13].
Я.И. Функ обращает внимание на абсолютно разную экономическую направленность сбытового франчайзинга по сравнению с договорами товарного и сервисного франчайзинга: «в рамках производственного и сервисного франчайзинга лицензионный комплекс передается для того, чтоб достичь тождества товаров (работ, услуг) правообладателя и пользователя; целью же договора сбытового франчайзинга является реализация пользователем товара правообладателя, и именно для этого правообладатель передает пользователю лицензионный комплекс» [59]. Таким образом, объединение в рамках одного института разных экономических типов отношений, по его мнению, представляется некорректным.
На сегодняшний день, большое развитие получил деловой франчайзинг, который называют франчайзингом «бизнес-формата», когда франчайзер продает лицензию частным лицам или другим компаниям на право открытия магазинов, киосков или целых групп магазинов для продажи покупателям набора продуктов и услуг под именем франчайзера [57].
Ю.В. Хлебников пишет: «Характерной особенностью франчайзинга «бизнес-формата» является высокая степень сотрудничества и кооперации сторон. В этой ситуации пользователь не просто выступает под торговой маркой правообладателя и реализует его продукцию (оказывает услуги), но и включается в полный производственно-хозяйственный цикл крупной компании, выполняя равные с ней требования технологического процесса, качества, обучения персонала, плана продаж, оперативной отчетности. Эта форма предусматривает очень тесный контакт сторон, постоянный обмен информацией» [62, c. 14].
Как отмечает С.А. Сосна, в некоторых странах практикуются собственные модификации договора франчайзинга: «В Италии выделяют исключительный франчайзинг, при котором франчайзи может продавать только продукцию франчайзера и никакую другую, и неисключительный франчайзинг, когда франчайзи вправе приобретать наряду с франшизной любую другую продукцию, при условии, что она не конкурирует с продукцией франчайзера» [55, с. 26] .
По месту проведения можно выделить национальную комплексную предпринимательскую лицензию (внутренний франчайзинг), когда сторонами являются резиденты Республики Беларусь, и международною комплексную предпринимательскую лицензию (международный франчайзинг), если одна из сторон договора является нерезидентом Республики Беларусь.
В российской юридической литературе отмечается, что понятие «коммерческая концессия» использовалось при разработке ГК Российской Федерации как наиболее близкое по смыслу к английскому термину «franchising». Однако избранный термин вносит путаницу, так как в ряде стран (Франция, Бельгия, Швейцария) термины «франчайзинг» и «коммерческая концессия» не тождественны, и под коммерческой концессией понимают соглашение, в силу которого передается право на исключительное распространение товаров третьими лицами [61, c. 82].
Д.В. Алейников отмечает: «Отличие договора франчайзинга от договора коммерческой концессии не только в том, что договор франчайзинга может предусматривать, помимо продажи товаров, еще и оказание услуг, и не только в том, что франчайзи вправе производить товары или услуги, аналогичные тем, которые производит франчайзер. Главное отличие заключается в степени сотрудничества, кооперации сторон, только в своих низших формах франчайзинг имеет сходство с коммерческой концессии, чем больше объем исключительных прав, предоставляемых франчайзером франчайзи, тем дальше уходит франчайзинг от коммерческой концессии» [1, с. 46].
Относительно договора коммерческой концессии С.В. Климова считает, что «хотя названный договор терминологически отождествляется с договором франчайзинга, существующим в практике зарубежных стран, на самом деле он значительно уже по содержанию» и «основывается на комплексном договоре», опирающемся на ряд статей ГК РФ и законодательных актов, то есть на «обходных правовых схемах» [27, c. 5].
Ю.С. Миловзорова отмечает: «понятие «коммерческая концессия» и понятие «франчайзинг» не являются синонимами, а соотносятся как видовое и родовое понятие, коммерческая концессия выступает разновидностью торгового франчайзинга» [38, с. 7].
Мы полагаем, что законодательное определение договора франчайзинга в Республики Беларусь в целом соответствует пониманию франчайзинга сложившегося в мировой практике.
По своей правовой природе договор франчайзинга является двусторонним, возмездным, консенсуальным. Некоторыми учеными договор рассматривается не как взаимный, а как многосторонний, они мотивируют это тем, что договору свойственно сотрудничество сторон. Однако, как отмечает О.А. Черепанова, с этим выводом трудно согласиться, поскольку «стороны имеют противоположные интересы, а права и обязанности распределены между ними по модели совершенной синаллагмы и сотрудничества в данном договоре не более
, чем в любом другом договоре гражданского права» [63, с. 46].
В зарубежной литературе встречается условное деление договоров на два типа: «договоры, устанавливающие равноправные отношения между контрагентами (договоры о сотрудничестве) и договоры, устанавливающие не равные права и ставящие одну сторону в зависимость от другой (интеграционные договоры»). Договор франчайзинга можно отнести к последнему типу договора, поскольку «по его условиям одно предприятие добровольно подпадает в зависимость от другого, но при этом взамен своей оперативной самостоятельности оно получает ряд преимуществ» [60, с. 86].
Ю.С. Миловзорова обращает внимание на то, что «в договоре франчайзинга наряду с имущественными присутствуют и неимущественные интересы (например, желание правообладателя повысить качество товаров, обслуживания, предоставить новые услуги потребителям в новом регионе, желание пользователя самореализоваться в какой-либо сфере деятельности, достичь нового уровня познания, обеспечив внедрение инноваций, прославиться, воспользовавшись общеизвестным товарным знаком, и др.)». Сочетание имущественных и неимущественных интересов, например товарно-денежных и интеллектуальных, при достижении предпринимательской цели пользователем и правообладателем свидетельствует о комплексном характере договора франчайзинга [37].
Проанализировав содержание норм ГК Республики Беларусь, регулирующих договор франчайзинга, в обобщенном виде можно выделить ряд признаков, присущих данному виду договора:
- в качестве сторон по договору франчайзинга могут выступать только коммерческие организации и индивидуальные предприниматели;
- целью заключения договора франчайзинга является продвижение товаров, работ, услуг на новый рынок;
- предметом договора является передача пользователю лицензионного комплекса, в состав которого в частности входит право использования фирменного наименования правообладателя и нераскрытой информации;
- по договору франчайзинга пользователю передается лишь право на использование соответствующих исключительных прав, однако сами объекты исключительных прав не передаются;
- предоставление права на использование лицензионного комплекса сопряжено с выполнением дополнительных обязательств правообладателя по отношению к пользователю;
- в ходе исполнения договора франчайзинга существует общая заинтересованность правообладателя и пользователя в успешном осуществлении деятельности пользователя (особенно в случае выплаты вознаграждения в виде процента от полученной пользователем прибыли).
Значение договора франчайзинга, по мнению И.В. Лебедева, в том, что он позволяет предпринимателю освоить новый для него бизнес в кратчайшие сроки и без существенных материальных затрат на становление новой успешной компании. «Франчайзер получает необходимое для него развитие бизнеса и расширение в определённом регионе, не опираясь на существенные материальные затраты по открытию филиала. Все первоначальные издержки по аренде, набору и обучению сотрудников несет соответственно франчайзи, взамен получая возможность работать по уже зарекомендовавшей себя маркой, тем самым сокращая и свои предпринимательские риски, связанные с организацией нового предприятия» [31, c. 6]. Для государства договор франчайзинга - это «эффективный инструмент поддержки малого и индивидуального предпринимательства, следовательно, и развития всей белорусской экономики». Для потребителей организация работы производителей товаров, работ, услуг на условиях франчайзинга имеет следующее значение: обеспечивается соблюдение определенных стандартов, принятых в деятельности правообладателя, в результате чего рынок быстро насыщается высококачественными товарами, работами, услугами.
В Республике Беларусь франчайзинговые отношения имеют положительную динамику развития. Так, по данным официального бюллетеня Национального центра интеллектуальной собственности по состоянию на 30.04.2017 г. в Республике Беларусь было зарегистрировано 297 договоров франчайзинга. Для сравнения по состоянию на 30.04.2016 г. было зарегистрировано 231 договоров франчайзинга. Увеличение их количества по сравнению с данными предыдущих лет свидетельствует о росте заинтересованности субъектов хозяйствования в использовании договоров комплексной предпринимательской лицензии.
1.2 Виды договора франчайзинга
Трудности единого определения франчайзинга возникают именно из-за того, что сам по себе франчайзинг за всю историю своего развития видоизменялся, постепенно разделяясь на отдельные виды.
По количеству франшиз выделяют франчайзинг отдельно взятого предприятия и корпоративный франчайзинг [36, c. 119].
Согласно другой классификации выделяют франчайзинг продукта и оборота: «если первый касается исключительного права реализовывать товар на определенной территории под определенной торговой маркой, то второй связан с унификацией хозяйственной деятельности, включая как реализацию, так и производство» [42].
Мы подробнее остановимся на классификации франчайзинга в зависимости от сферы деятельности.
«Франчайзинг зародился именно как способ расширения рынка сбыта товаров с использованием фирменных обозначений правообладателей» [34, с. 355]. Товарный франчайзинг, или сбытовой франчайзинг, представляет собой продажу готового товара, при котором франчайзи покупают у ведущей крупной компании-производителя (франчайзера) право на продажу товаров с ее торговой маркой и сервисное обслуживание [8].
По договору торгового франчайзинга лицензионный комплекс передается с целью осуществления франчайзи заказа, отбора, закупки и возможности реализовывать товары на определенной территории и включает в себя фирменный стиль правообладателя [38, c. 13].
На основе того, что компании стали предоставлять право на производство продукции под своей торговой маркой, возник производственный франчайзинг. В этом случае фирма, владеющая технологией изготовления некоего продукта, продает местным или региональным заводам сырье для изготовления [57].
По договору производственного франчайзинга пользователь наделяется правами производителя, а товар, который он сбывает, есть, не что иное, как продукция. Это имеет немаловажное значение, так как «сбыт собственной продукции и закупка с целью последующей перепродажи имеют различное экономическое и правовое содержание с точки зрения бухгалтерского учета и налогообложения» [53, c. 34].
В производственном франчайзинге можно выделить два подвида:
-
пользователь выпускает продукцию, аналогичную продукции правообладателя, по лицензии последнего или под его торговой маркой; -
пользователь осуществляет заключительную терминологическую обработку товара, произведенного правообладателем, или предпродажную подготовку технически сложных изделий, а затем продает их первичному потребителю [53, c. 34].
«По договору производственного франчайзинга передается лицензионный комплекс с целью осуществления производственной деятельности франчайзи и включает в себя секреты производства» [38, c. 12].
Позже всего (в 1950-х годах) возник сервисный франчайзинг, при котором компании стали предоставлять право оказывать услуги под своей маркой (гостиничный бизнес, бытовое обслуживание, общественное питание) [57].
Комплексная предпринимательская лицензия на оказание услуг, или франчайзинг услуг, или сервисный франчайзинг, - это договор, по которому правообладатель передает за вознаграждение разработанную систему оказания услуг пользователю, реализующему услуги потребителям под торговой маркой правообладателя [53, c. 35].
«По договору сервисного франчайзинга лицензионный комплекс передается в целях осуществления предпринимательской деятельности франчайзи в сфере услуг и включает в себя знак обслуживания, охраняемую коммерческую информацию о секретах системы оказания услуг» [38, c. 13].
Я.И. Функ обращает внимание на абсолютно разную экономическую направленность сбытового франчайзинга по сравнению с договорами товарного и сервисного франчайзинга: «в рамках производственного и сервисного франчайзинга лицензионный комплекс передается для того, чтоб достичь тождества товаров (работ, услуг) правообладателя и пользователя; целью же договора сбытового франчайзинга является реализация пользователем товара правообладателя, и именно для этого правообладатель передает пользователю лицензионный комплекс» [59]. Таким образом, объединение в рамках одного института разных экономических типов отношений, по его мнению, представляется некорректным.
На сегодняшний день, большое развитие получил деловой франчайзинг, который называют франчайзингом «бизнес-формата», когда франчайзер продает лицензию частным лицам или другим компаниям на право открытия магазинов, киосков или целых групп магазинов для продажи покупателям набора продуктов и услуг под именем франчайзера [57].
Ю.В. Хлебников пишет: «Характерной особенностью франчайзинга «бизнес-формата» является высокая степень сотрудничества и кооперации сторон. В этой ситуации пользователь не просто выступает под торговой маркой правообладателя и реализует его продукцию (оказывает услуги), но и включается в полный производственно-хозяйственный цикл крупной компании, выполняя равные с ней требования технологического процесса, качества, обучения персонала, плана продаж, оперативной отчетности. Эта форма предусматривает очень тесный контакт сторон, постоянный обмен информацией» [62, c. 14].
Как отмечает С.А. Сосна, в некоторых странах практикуются собственные модификации договора франчайзинга: «В Италии выделяют исключительный франчайзинг, при котором франчайзи может продавать только продукцию франчайзера и никакую другую, и неисключительный франчайзинг, когда франчайзи вправе приобретать наряду с франшизной любую другую продукцию, при условии, что она не конкурирует с продукцией франчайзера» [55, с. 26] .
По месту проведения можно выделить национальную комплексную предпринимательскую лицензию (внутренний франчайзинг), когда сторонами являются резиденты Республики Беларусь, и международною комплексную предпринимательскую лицензию (международный франчайзинг), если одна из сторон договора является нерезидентом Республики Беларусь.