ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.04.2024

Просмотров: 9

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

3.1.

 

ˆ

(x1, x2 , x3 ), x

3

ˆ

 

Пусть Ker A {x

 

: A(x) }. Решим матричное

 

 

x

 

 

0

 

 

 

 

 

1

 

 

 

 

 

 

уравнение

Ae

X , где X x2

,

0

.

 

 

 

 

 

 

 

0

 

 

 

 

 

x3

 

 

 

 

 

0

Ae X 01

rang Ae 3,

ˆ dim( KerA) 0

0

1

x

 

 

 

0

x 0

 

 

 

1

 

 

 

 

 

 

1

1

0

 

x2

 

 

0

 

, откуда x2 0

0

0

 

x

 

 

 

0

 

x 0

 

 

 

3

 

 

 

 

 

 

3

система

имеет

единственное

тривиальное решение,

ˆ

Ker A 0 ,

3.2. Для нахождения образа воспользуемся алгоритмом, подробно описанным в лекции

ˆ

ˆ

6. Найдем образы базисных векторов: v1 A(i ) (0;0;1) ,

v2 A( j ) (0;1;0) ,

ˆ

 

 

 

 

 

ˆ

ˆ

ˆ

v3 A(k ) ( 1;0;0)

. Исследуем систему {A(i ), A( j ), A(k )} на линейную независимость.

Координаты образов образуют матрицу

Ae , ранг которой равен 3. Базисом являются векторы

ˆ

 

 

ˆ

 

 

 

 

ˆ

 

v1 A(i )

(0;0;1) , v2 A( j ) (0;1;0) , v3

A(k ) ( 1;0;0) .

ˆ

 

ˆ

ˆ

 

 

 

(0,1,0) (0,0, 1), , , } .

rang A dim(Im A)

3 . Im A { (0,0,1)

ˆ

 

 

ˆ

 

 

dim

.

 

 

dim( KerA)

dim(Im A) 0 3 3

 

 

 

 

 

ˆ

 

 

так как det A 0 . Для нахождения обратного

4. По критерию оператор A обратим,

ˆ

1

, найдем матрицу A

1

.

 

 

 

 

оператора A

 

 

 

 

 

 

 

 

 

0

 

0

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

0

1

 

 

0

 

1

0

 

,

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ˆ 1

 

 

 

0

Ae

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ae

 

(i )

 

 

 

1

0

0

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1

 

 

 

 

 

0 0

 

1

0

 

0

 

 

 

 

 

 

0

ˆ 1

 

 

 

 

0 1

 

0

 

1

 

 

0

 

 

 

ˆ

1

 

0

Ae

( j )

 

 

 

 

 

 

 

j ,

Ae

 

(k )

 

 

 

 

 

1 0

 

0

 

 

0

 

 

0

 

 

 

 

 

 

 

 

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

0

1

 

 

1

 

 

0

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1

0

 

 

0

 

 

0

 

k

0

0

 

 

0

 

 

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

0

1

 

 

0

 

 

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1

0

 

 

0

 

 

0

 

i

0

0

 

 

1

 

 

0

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ˆ

1

 

 

 

Таким образом, A

 

- поворот вокруг оси Oy на 90 против часовой стрелки.

 

5.

Собственные векторы предлагается найти самостоятельно. Необходимо уметь

объяснять геометрический смысл.

 

 

Пример 4. Пусть задан линейный оператор, действующий в каноническом базисе

 

 

 

 

ˆ

{i , j, k}

пространства геометрических векторов V3 .

A - отражение относительно плоскости

Oxz.

 

 

 

 

 

 

1.

Найти матрицу оператора.

 

 

 

 

 

 

 

 

2.

Найти образ вектора x (3;2; 4) .

 

 

3.

Найти ядро и образ оператора.

 


4.Существует ли обратный оператор. Если да, то описать его действие.

5.Найти собственные значения и собственные векторы оператора.

Решение.

1.Найдем матрицу оператора, для этого подействуем оператором на базисные векторы:

z

 

 

 

 

 

k

 

 

ˆ

 

 

 

С( j )

 

y

 

O

 

 

 

 

i

j

 

 

 

 

x

 

 

 

2. Пусть ˆ

y A(x)

ˆ

 

 

ˆ

 

 

ˆ

 

A(i ) (1;0;0) ;

A( j ) (0; 1;0) ;

A(k ) (0;0;1)

Составим матрицу оператора, выписав координаты

образов базисных векторов по столбцам:

 

 

1

0

0

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ae

0

1

0

 

 

 

 

 

 

0

0

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

det Ae

0 , следовательно,

ˆ

 

 

A - невырожденный

 

 

 

 

 

3

 

y

 

 

 

 

 

 

 

 

1

 

- образ вектора,

пусть

 

X

2

, Y

y2

, тогда верно

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4

y3

 

 

 

1 0

0

3

 

 

3

 

соотношение: Y Ae

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

X

0

1

0

 

 

2

 

 

2

.

 

 

 

0 0

1

 

 

4

 

 

4

 

 

 

 

 

 

 

 

3.1.

Пусть

ˆ

{x

 

(x1, x2 , x3 ), x

3

ˆ

Ker A

 

: A(x) }. Решим матричное

 

 

 

 

x

 

 

 

0

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

уравнение

Ae X

, где X

x2

,

 

0

.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

0

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

x3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1

Ae X 00

rang Ae 3,

ˆ dim( KerA) 0

0

0

x

 

 

 

0

x 0

 

 

 

1

 

 

 

 

 

 

1

1

0

 

x2

 

 

0

 

, откуда x2 0

0

1

 

x

 

 

 

0

 

x 0

 

 

 

3

 

 

 

 

 

 

3

система

имеет

единственное

ˆ

тривиальное решение, Ker A 0 ,

3.2. Для нахождения образа воспользуемся алгоритмом, подробно описанным в лекции

ˆ

ˆ

6. Найдем образы базисных векторов: v1 A(i ) (1;0;0) ,

v2 A( j ) (0; 1;0) ,

ˆ

 

 

ˆ

 

ˆ

ˆ

v3 A(k ) (0;0;1) . Исследуем систему {A(i ), A( j ), A(k )} на линейную независимость.

Координаты образов образуют матрицу

Ae , ранг которой равен 3. Базисом являются векторы

ˆ

 

ˆ

 

 

ˆ

 

v1 A(i ) (1;0;0) , v2

A( j ) (0; 1;0) ,

v3 A(k ) (0;0;1) .

ˆ

ˆ

ˆ

 

(0, 1,0) (0,0,1), , , } .

rang A dim(Im A) 3 . Im A { (1,0,0)

 

ˆ

ˆ

dim

.

 

 

dim( KerA) dim(Im

A) 0 3 3

 

 


 

 

4. По критерию оператор

 

ˆ

 

 

 

 

 

 

 

det A 0 . Для нахождения обратного

 

 

 

A обратим, так как

 

 

 

 

ˆ

1

, найдем матрицу

A

1

.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

оператора A

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1

 

 

0

 

0

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1

0 0

1

1

 

1

 

 

0

 

1

0

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ˆ 1

 

 

 

0

1

0

 

 

0

 

 

0

 

 

Ae

 

 

,

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ae

 

(i )

 

 

 

i

 

 

 

0

 

 

0

 

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

0

0 1

 

 

0

 

 

0

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1

 

0 0

 

0

 

 

0

 

 

 

 

 

1

0 0

0

 

0

 

ˆ 1

 

 

 

 

0

 

1

0

 

 

1

 

 

 

0

 

 

ˆ

1

 

0

1

0

 

0

 

 

0

 

Ae

( j )

 

 

 

 

 

 

 

j ,

Ae

 

(k )

 

 

 

 

k

 

 

 

 

 

0

 

0 1

 

 

0

 

 

 

0

 

 

 

 

 

 

 

0

0 1

 

1

 

 

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Таким образом, ˆ 1 - отражение относительно плоскости Oxz.

A

5. Собственные векторы предлагается найти самостоятельно. Необходимо уметь

объяснять геометрический смысл.

Ключевые вопросы лекции для подготовки к экзамену

1.Диагонализируемый оператор.

2.Оператор простого типа.

3.Необходимое и достаточное условие диагонализируемости линейного оператора