ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.04.2024
Просмотров: 30
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА
И ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ
при ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
ТВЕРСКОЙ ФИЛИАЛ РАНХиГС
Направление подготовки 38.03.04 Государственное и муниципальное управление
Образовательная программа Эффективное государственное и муниципальное
управление
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине «Государственная и муниципальная служба»
на тему:
«Аттестация муниципальных служащих»
Автор работы:
студент 4 курса
заочной формы обучения
Круков Григорий Викторович
_________________________
Научный руководитель курсовой
работы: старший преподаватель
Волынская Юлия Юрьевна
__________________________
«_____» ___________________ 2021 г.
Тверь 2021 г.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………………………….3
1. Теоретические аспекты разработки стратегических направлений управления социально-экономическим развитием региона…………………………………...7
1.1. Понятие и сущность экономической категории «управление социально-экономическим развитием региона»………………………………………………7
1.2. Организация стратегического управления социально-экономическим развитием региона…………………………………………………………………10
1.3. Показатели и методы анализа эффективности управления социально-экономическим развитием региона………………………………………………16
2. Анализ эффективности управления социально-экономическим развитием Тверской области………………………………………………………………….32
2.1. Общая характеристика Тверской области…………………………………..32
2.2. Оценка факторов формирования социально-экономического развития региона……………………………………………………………………………..34
2.3. Расчет показателей эффективности управления социально-экономическим развитием Тверской области……………………………………………………...39
3. Совершенствование стратегического управления социально-экономическим развитием Тверской области………………………………………………………48
Заключение………………………………………………………………………….52
Библиографический список………………………………………………………..53
Приложения…………………………………………………………………………55
ВВЕДЕНИЕ
В неоднозначных условиях трансформации экономических отношений в РФ, противоречивой интеграции страны в мировое экономическое пространство, глобализации экономики возникает необходимость совершенствования теоретических и методологических рамок оценки эффективности социально-экономического развития регионов, регионов и муниципалитетов.
Изучение путей совершенствования механизмов управления социально-экономическим развитием на мезомасштабном уровне представляется очень важной задачей для экономической науки и практики управления. Эта проблема особенно остра в период глобальной нестабильности, которая затрагивает как мировое сообщество, так и Российскую Федерацию.
Для обеспечения устойчивого развития субъектов Российской Федерации необходимы новые подходы к разработке и реализации региональных стратегий, разработке и применению новых форм и методов управления региональными социально-экономическими системами.
Правительство Российской Федерации определило приоритетные краткосрочные меры по обеспечению устойчивого социально-экономического развития. Это, в частности, структурные изменения в российской экономике, стабилизация функционирования системообразующих организаций в ключевой экономической деятельности, баланс рынка труда, достижение положительных темпов роста и макроэкономической стабильности. В субъектах Российской Федерации, с учетом региона были разработаны стратегии экономического и социального развития и планы реагирования на кризисы, в которых перечислены приоритетные виды деятельности в области устойчивого экономического развития и социальной стабильности, направленные на ускорение экономического роста.
Разработка стратегических направлений управления социально-экономическим развитием региона предусматривает следующие вопросы:
-
развитие расширений для укрепления экономических связей между субъектами Российской Федерации; -
совершенствование системы стратегического и территориального планирования, обеспечение взаимной согласованности секторального и территориального развития; -
устранение угроз национальной безопасности, связанных с дисбалансом в развитии регионов России; -
восстановление природных систем, обеспечение качества окружающей среды, необходимой для жизни человека, и устойчивое развитие экономики.
Управление социально-экономическим развитием региона характеризуется целым рядом управленческих функций и требует набора управленческих механизмов, соответствующих сложности региональной социально-экономической системы. Эта сложность обусловлена комплексным подходом к региональной социально-экономической системе, в котором рассматриваются все компоненты этой системы, а также деятельность таких элементов этой системы, как региональные предприятия, представительства транснациональных корпораций, градостроительные компании и муниципалитеты.
Как внутри страны, так и за рубежом единого подхода к формированию комплексного индекса устойчивости региона нет. Поэтому не существует общепринятой методологии оценки устойчивого социально-экономического развития региона.
Существующие методики оценки отличаются громоздкостью и сложностью расчетов, низкой оперативностью сбора исходных данных, недостаточной связанностью разнонаправленных по действию показателей, отражающих устойчивость (неустойчивость) социально-экономического развития региона. При этом существующие системы индикаторов устойчивого социально-экономического развития региона недостаточно способствуют решению следующих задач:
· определение стратегических и тактических целей социально-экономического развития;
· оперативное управление социально-экономическим развитием региона;
· оценка положения региона в стране и мире;
· обеспечение участия общества в управлении социально-экономическим развитием региона.
Таким образом, изучение взаимосвязи организационных и экономических механизмов, которые возникают при регулировании экономического и социального развития регионов, включая вопросы, касающиеся разработки и осуществления региональной политики, гарантирующих реализацию принципов устойчивого территориального развития, модернизацию организационных схем и механизмов управления экономического и социального развития, это важно для субъектов Российской Федерации.
Актуальность этой проблемы подтверждает необходимость изучения стратегических направлений управления социально-экономическим развитием для любого региона Российской Федерации.
Целью курсового проекта является исследование стратегических направлений эффективного управления социально-экономическим развитием региона.
Предмет исследования – социально-экономическое развитие региона.
Объектом исследования являются процессы управления социально-экономическим развитием.
Для решения поставленной цели необходимо рассмотреть следующие задачи:
- изучить теоретико-методологические положения экономической категории “социально-экономическое развитие региона”;
- рассмотреть организацию стратегического управления социально-экономического развития региона;
- рассмотреть современный опыт социально-экономического развития региона.
- Рассмотреть показатели и методы анализа эффективности управления социально-экономическим развитием региона;
- провести анализ эффективности управления социально-экономическим развитием Тверской области;
- сформулировать рекомендации по совершенствованию стратегического управления социально-экономическим развитием Тверской области;
- сделать обоснованные выводы.
Курсовой проект содержит в себе введение, три главы, заключение и библиографический список.
1. Теоретические аспекты разработки стратегических направлений управления социально-экономическим развитием региона
1.1. Понятие и сущность экономической категории «управление социально-экономическим развитием региона»
Управление социально-экономическим развитием региона является неотъемлемой частью государственной политики, направленной на организацию национального пространства в соответствии с выбранной стратегией развития.
Управление социально-экономическим развитием региона охватывает все важнейшие сектора материального производства, занятости, предоставления услуг, развития туризма и т.д.
Главная цель стратегического управления социально-экономическим развитием региона заключается в сокращении наиболее серьезных социально-экономических диспропорций между различными регионами страны [2].
Области управления социально-экономическим развитием региона должны включать управление национальной демографической, аграрной и экономической политикой. Эффективное управление социально-экономическим развитием региона невозможно без оценки уровня эффективности социально-экономического развития региона.
В связи с этим возникает задача научно обосновать определение социально-экономического развития региона.
Современная научная и публицистическая литература предлагает нам множество вариантов интерпретации концептуального аппарата на эту тему.
Поэтому, по мнению Воронина А.Г., управление социально-экономическим развитием региона - это комплекс законодательных и нормативных мер, направленных на радикальное изменение структуры управления социально-экономическим развитием на региональном уровне [4].
Жихаревич Б.С и Яновский А.Э. определяют управление социально-экономическим развитием региона как управление, направленное на позитивную фундаментальную динамику развития, содержащее комплекс вопросов, связанных с изучением и построением ряда сложных моделей достижения уровня показателей [6].
Другой научный публицист Крымов В.Б. считает, что стратегическое управление социально-экономическим развитием региона следует трактовать как управление состоянием социально-экономической системы, при котором она обладает достаточной целостностью, силой и надежностью составляющих ее элементов и сохраняет способность возвращаться в состояние равновесия и развития под воздействием внутренних и внешних факторов окружающей среды [8].
Разделяя мнение Воронина А.Г., мы считаем, что управление социально-экономическим развитием региона-это, прежде всего, прогрессивная кадровая политика. Поскольку в современных условиях социально-экономическое развитие региона напрямую зависит от компетенции руководителей аппарата регионального управления. Помимо укомплектования Штатов региональных администраторов на управление экономическим и социальным развитием региона влияет ряд других важных факторов, таких, как объем внутреннего регионального продукта, демографическое положение в регионе, объем инвестиций в регионе, географическое положение и уровень социального обеспечения.
Поэтому следует отметить следующее: управление социально-экономическим развитием региона представляет собой сложный и неоднозначный процесс, охватывающий все уровни регионального управления и охватывающий все аспекты человеческой жизни.
Современная региональная политика в РФ должна включать в себя все элементы: налоговую, бюджетную, ценовую, инвестиционную, структурную, социальную и институциональную политику [1].
В России есть своеобразная региональная типология: 85 субъектов РФ, в том числе 22 республики, 9 территорий, 46 областей, 3 города федерального значения, 1 автономная область, 4 автономных округа.
В последние годы в Российской Федерации происходит консолидация некоторых регионов путем слияния, что также является своего рода региональной политикой государства.