Файл: Эпельман Т.Е. Судовые теплоэнергетические установки и их оборудование учеб. пособие.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.04.2024

Просмотров: 138

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

первая группа — двигатели, работающие на повышенное

противодавление ри потребляющие пар в количестве, соответ­ ствующем конденсирующей способности подогревателя питательной воды;

вторая группа — остальные вспомогательные двигатели, в ко­

торых пар расширяется до давления рх, а отработавший пар направ­ ляется в конденсатор (в эту группу, как правило, входят турбины турбогенераторов судовой электростанции).

Вследствие более низкого давления в конце расширения расход пара во второй группе вспомогательных двигателей уменьшается по сравнению с расходом, который был бы при противодавлении р 2 в . Таким образом, количество отработавшего пара, сбрасываемого в кон­

денсатор, уменьшается.

Одновремен­

 

 

но

снижается

и

энтальпия

этого

 

 

пара, поскольку давление в конце

 

 

расширения

ниже. Следствием

этих

 

 

изменений

является уменьшение ко­

 

 

личества тепла, отдаваемого в кон­

 

 

денсаторе забортной воде, и, в конеч­

 

 

ном

итоге,

повышение

экономично­

 

 

сти

установки.

 

 

 

 

 

При

указанной

тепловой

схеме

р и с . 5. Зависимость

характеристик

также

существует

оптимальное

про-

тепловых схем от противодавления

тиводавление

для

группы вспомога-

вспомогательных

двигателей,

тельных двигателей, пар от которых используется для подогрева питательной воды. Этому противодавле­

нию

соответствует

максимум характеристики е тепловой схемы

(рис.

5, кривая б)

и эффективного к. п. д. установки.

Как следует из рис. 5, оптимальное противодавление вспомога­ тельных двигателей, или, что то же, давление греющего пара, в рас­

сматриваемой

установке выше,

чем в установке

с исходной схемой,

а кривая е =

f (р) в районе

максимума более

пологая. Последнее

обстоятельство свидетельствует о меньшей чувствительности такой установки к отклонениям противодавления от оптимального.

Некоторый дополнительный экономический выигрыш можно по­ лучить, если использовать отработавший пар вспомогательных меха­ низмов не только для подогрева питательной воды, но и в других теплообменных аппаратах и устройствах (испарители, подогреватели топлива, камбуз и др.), питающихся свежим паром согласно схеме, показанной на рис. 2.

Из-за большого количества пара, конденсируемого в конденса­ торе, и, следовательно, больших потерь с охлаждающей водой, исполь­ зование тепла отработавшего пара вспомогательных двигателей не может существенно повысить к. п. д. установки и применяется в чи­ стом виде только в корабельных установках, для которых характер­ ным является длительная работа на режимах частичных нагрузок. Постоянство температуры питательной воды при этом обеспечи­ вается поддержанием постоянного давления в магистрали отработав­ шего пара.

23


Рис. 6. Идеальный предельный регенеративный цикл для насы­ щенного пара.

Идеальный регенеративный цикл. Принципиально отличным от рассмотренного выше является способ регенерации тепла, заключаю­ щийся в подогреве питательной воды паром, частично расширившимся в главном двигателе. Цикл, совершающийся в контуре главного двигателя паротурбинной установки при использовании для подо­ грева питательной воды частично расширившегося в главном дви­ гателе пара, называется регенеративным.

На рис. 6 изображен идеальный предельный регенеративный цикл

для сухого насыщенного пара.

Указанный

цикл осуществляется

в установке с таким теоретически

мыслимым

двигателем, в котором

процесс расширения пара (линия 34) совмещен с процессом по­

догрева

питательной

воды. При

этом

процесс подогрева протекает

во всей

области при

бесконечно

малой

разности температур пара и

питательной воды, т. е. процесс являет­ ся обратимым, а от пара отбирается в итоге столько, тепла, сколько необхо­ димо для нагрева воды до температуры кипения в парогенераторе. Предельным называется цикл именно потому, что питательная вода нагревается за счет регенерируемого тепла до температуры кипения.

Осуществление приведенного цикла теоретически можно представить сле­ дующим образом. Паровой двигатель должен иметь бесконечно большое число ступеней расширения, между которыми расположены поверхностные подогре­ ватели питательной воды. В каждой

ступени расширения давление пара снижается на бесконечно малую величину, а в каждом подогревателе также на бесконечно малую ве­ личину повышается температура питательной воды. В подогревате­ лях теплообмен осуществляется при исчезающе-малых разностях температур пара и воды.

Вследствие равенства количества тепла, отданного паром и воспринятого питательной водой в процессе подогрева, площади 1—2—2'—/'—1 и 3—3'4'—43 на Т — s-диаграмме будут равны, а линии 1—2 и 43 эквидистантны. Тепло, подводимое извне, в цикле расходуется только на испарение воды в процессе 23.

Количество тепла,

затраченного в цикле на получение 1 кг пара,

<7i =

Тя

(s3 s2 ) = пл.

2—3—3'—2'—2;

количество тепла,

отданного 1 кг пара в процессе 4—1,

Й2 =

Тх

(s4 — Si) = пл.

4—4'—V—1—4.

Так как sd

 

s2,

то термический

к. п. д. идеального

регенеративного цикла для насыщенного пара

определится выраже­

нием

 

 

 

 

 

 

 

1Ъ = 4i

— Qi

Тп

 

 

 

 

 

 

?4

 

 

 

 

 


Tl

й, следовательно, будет равен к. п. д. цикла Карно при таких же значениях максимальной и минимальной температур.

На рис. 7 показан идеальный предельный регенеративный цикл для перегретого пара. Поскольку для идеального обратимого про­ цесса подогрева питательной воды характерна бесконечно малая разность температур пара и воды, в этом случае такой процесс на­ чинается с момента, когда температура пара, расширяющегося в дви­ гателе, достигнет значения температуры кипения воды в парогенера­ торе Г н .

и 1 г •

N

|-V%/v|

[-vw[

[ЛА/У[

О

Рис. 7. Идеальный предельный реге­

Рис. 8. Схема осуществления регенерации

неративный цикл для

перегретого

тепла

с отборами

пара из двигателя.

 

 

пара.

 

 

 

/ — ступень

турбины;

2 — рабочий

пар; 3 —

1—2подогрев

питательной воды; 2 —

отбор пара; 4 — дренаж конденсата;

5 — подо­

3 — парообразование;

34 — перегрев

греватель; 6 — питательная вода.

пара; 4—5 — расширение

пара в

тур­

 

 

 

 

 

 

бине; 5 — 6 — расширение пара в турбине

Термический

к. п. д. идеального

и

отдача тепла

питательной воде;

6 —

/

— конденсация

пара

в

конденсаторе.

цикла

при перегретом

паре выше

 

 

 

 

 

 

к. п.

д.

цикла

при

насыщенном

паре, так как повышается средняя температура подвода тепла. По

сравнению с циклом Карно предельный регенеративный

цикл для

перегретого пара менее

экономичен.

Объясняется

это

тем, что

с повышением температуры перегрева

к. п. д. цикла

Карно в том

же интервале температур

растет быстрее, чем к. п. д. рассматривае­

мого цикла.

 

 

 

 

В приведенных выше циклах количество рабочего тела остается постоянным во всех ступенях двигателя, а его термодинамическое состояние изменяется в результате расширения и теплообмена с пи­ тательной водой.

Идеальный регенеративный цикл с использованием тепла пара, частично расширившегося в двигателе, можно осуществить также следующим образом.

При бесконечном числе ступеней расширения двигателя после каждой из них отбирается бесконечно малое количество пара и на­ правляется в соответствующий подогреватель питательной воды, где последняя подогревается на бесконечно малую величину (рис. 8). В подогревателях отбираемый пар конденсируется при давлениях, соответствующих местам отборов, а питательная вода, проходящая

25


подогреватели в направлении возрастания давления греющего пара, при идеальном теплообмене нагревается в каждом из них до темпе­ ратуры конденсации греющего пара. Конденсат греющего пара последовательно дренируется в подогреватели более низкого давле­ ния, где он, отдавая тепло, как и конденсирующийся пар, питатель­ ной воде, охлаждается сам до температуры конденсации в данном подогревателе.

Таким образом, питательная вода на выходе из подогревателя наиболее высокого давления имеет температуру кипения в пароге­ нераторе, а конденсат греющего пара на выходе из подогревателя

наиболее

низкого давления — температуру

конденсации

 

в

конден­

саторе. Количество пара, расширяющегося

в двигателе, от

ступени

 

 

к ступени уменьшается, а его пара­

 

 

метры

изменяются

только

в

резуль­

 

 

тате расширения.

 

 

 

 

 

 

 

 

Цикл,

осуществляемый

подобным

 

 

образом,

целесообразно

изображать

 

 

на диаграмме

в координатах

Т — Gs

 

 

(рис.

9),

где

G—количество

 

 

пара.

 

 

Это позволяет

учесть

изменение ко­

 

 

личества

пара

в двигателе.

 

 

 

 

 

На

диаграмме

нанесены

две по­

 

 

граничные

кривые:

/ — для

G =

 

 

= 1 кг и

/ / — для G = (1 +

W) кг

 

 

пара.

Здесь

W — суммарное

ко­

9.

Регенеративный цикл

личество

отбираемого

из

 

двигателя

в координатах T—Gs.

пара,

приходящееся

на

1 кг

пара,

 

 

поступающего

из

двигателя

в

кон­

денсатор. На рисунке изображен идеальный предельный регенера­ тивный цикл для сухого насыщенного пара с отборами из дви­ гателя /—234—/ и круговой процесс изменения состояния рабочего тела, полностью расширяющегося в двигателе и конденси­ рующегося в конденсаторе /'—2'3'4Г.

Вследствие равенства количеств тепла, отданного отбираемым паром и воспринятого питательной водой, площади на диаграмме

1"—1—2—2"—1" и 4"—4—3—3"—4" равны, линии 4—3 и 1—2

эквидистантны, а термический к. п. д. цикла, как и аналогичного цикла с постоянным количеством пара по ступеням двигателя, равен к. п. д. цикла Карно.

Таким образом, идеальные регенеративные циклы с постоянным и переменным количеством пара по ступеням двигателя с точки зре­ ния тепловой экономичности равноценны. Однако с точки зрения возможности реализации в реальной паротурбинной установке идеи регенеративного подогрева питательной воды паром, расши­ ряющимся в главном двигателе, предпочтение следует отдать ва­ рианту с переменным количеством пара в двигателе, т. е. с проме­ жуточными отборами пара.

Тепловая схема установки с регенерацией тепла в цикле главного двигателя. Реальный регенеративный цикл в ПТУ практически

26


2
1

осуществляется при конечном числе промежуточных отборов

пара

из турбин и соответственно подогревателей питательной воды.

Усло­

вия теплообмена в подогревателях отличаются от идеальных, так как между теплообменивающимися средами имеется конечная раз­ ность температур. Эти факторы несколько снижают эффективность 'реального регенеративного цикла.

На рис. 10 изображена тепловая схема паротурбинной установки с регенерацией тепла в цикле главного двигателя. В данном случае главная турбина является единственным потребителем свежего пара, - а отбираемый из турбины пар используется только для подогрева питательной воды. Такая схема называется идеализированной.

В схеме предусматривается три промежуточных отбора пара и соответственно три подогревателя питательной воды: подогреватель низкого, среднего (деаэратор) и высокого давления. Подогреватели низкого и высокого давления по­ верхностного типа. Подогреватель среднего давления выполнен как теплообменный аппарат смеситель­ ного типа.

Конденсат

греющего

пара

из

Рис.

10.

 

 

 

5

 

подогревателя

низкого

давления

Идеализированная тепловая

направляется

в конденсатор, а из

схема ПТУ

с регенерацией тепла

 

в цикле главного двигателя.

 

подогревателя

высокого

давления

 

 

1 — главная

турбина;

2 — парогенера­

в деаэратор, где он

смешивается

тор;

3 — подогреватель

питательной

воды

с питательной водой. Из деаэрато­

высокого давления;

4 — деаэратор;

5 —

питательный насос;

6 — конденсатный на­

ра смесь питательной воды, посту­

сос;

7 — конденсатор;

8 — подогреватель

пающей из подогревателя

низкого

питательной

воды

низкого давления.

 

 

 

 

 

 

 

давления, и

конденсата

греющего

пара

среднего

и высокого да­

вления питательным

насосом

подается

в

парогенератор.

 

Тепловая экономичность установки при прочих равных условиях зависит от числа регенеративных отборов пара. Чем больше число отборов, тем выше экономичность. Вместе с тем каждому числу реге­ неративных отборов соответствует оптимальное значение температуры питательной воды на выходе из последней ступени подогрева, повы­ шающееся с ростом числа отборов.

Примерная зависимость

относительной

экономии топлива %

от числа

регенеративных отборов z при оптимальных температурах

подогрева

питательной воды

представлена

на рис. 11.

Из графика следует, что интенсивность роста относительной эко­ номии от применения регенерации с увеличением числа отборов сни­ жается. Поскольку увеличение числа отборов одновременно приво­ дит к усложнению установки, увеличению ее массы и начальной стои­ мости, выбор числа отборов производится на основе общего техникоэкономического анализа проектируемой установки.

27