Файл: Эпельман Т.Е. Судовые теплоэнергетические установки и их оборудование учеб. пособие.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.04.2024
Просмотров: 138
Скачиваний: 0
—первая группа — двигатели, работающие на повышенное
противодавление р2в и потребляющие пар в количестве, соответ ствующем конденсирующей способности подогревателя питательной воды;
—вторая группа — остальные вспомогательные двигатели, в ко
торых пар расширяется до давления рх, а отработавший пар направ ляется в конденсатор (в эту группу, как правило, входят турбины турбогенераторов судовой электростанции).
Вследствие более низкого давления в конце расширения расход пара во второй группе вспомогательных двигателей уменьшается по сравнению с расходом, который был бы при противодавлении р 2 в . Таким образом, количество отработавшего пара, сбрасываемого в кон
денсатор, уменьшается. |
Одновремен |
|
|
||||||
но |
снижается |
и |
энтальпия |
этого |
|
|
|||
пара, поскольку давление в конце |
|
|
|||||||
расширения |
ниже. Следствием |
этих |
|
|
|||||
изменений |
является уменьшение ко |
|
|
||||||
личества тепла, отдаваемого в кон |
|
|
|||||||
денсаторе забортной воде, и, в конеч |
|
|
|||||||
ном |
итоге, |
повышение |
экономично |
|
|
||||
сти |
установки. |
|
|
|
|
|
|||
При |
указанной |
тепловой |
схеме |
р и с . 5. Зависимость |
характеристик |
||||
также |
существует |
оптимальное |
про- |
тепловых схем от противодавления |
|||||
тиводавление |
для |
группы вспомога- |
вспомогательных |
двигателей, |
тельных двигателей, пар от которых используется для подогрева питательной воды. Этому противодавле
нию |
соответствует |
максимум характеристики е тепловой схемы |
(рис. |
5, кривая б) |
и эффективного к. п. д. установки. |
Как следует из рис. 5, оптимальное противодавление вспомога тельных двигателей, или, что то же, давление греющего пара, в рас
сматриваемой |
установке выше, |
чем в установке |
с исходной схемой, |
а кривая е = |
f (р2в) в районе |
максимума более |
пологая. Последнее |
обстоятельство свидетельствует о меньшей чувствительности такой установки к отклонениям противодавления от оптимального.
Некоторый дополнительный экономический выигрыш можно по лучить, если использовать отработавший пар вспомогательных меха низмов не только для подогрева питательной воды, но и в других теплообменных аппаратах и устройствах (испарители, подогреватели топлива, камбуз и др.), питающихся свежим паром согласно схеме, показанной на рис. 2.
Из-за большого количества пара, конденсируемого в конденса торе, и, следовательно, больших потерь с охлаждающей водой, исполь зование тепла отработавшего пара вспомогательных двигателей не может существенно повысить к. п. д. установки и применяется в чи стом виде только в корабельных установках, для которых характер ным является длительная работа на режимах частичных нагрузок. Постоянство температуры питательной воды при этом обеспечи вается поддержанием постоянного давления в магистрали отработав шего пара.
23
Идеальный регенеративный цикл. Принципиально отличным от рассмотренного выше является способ регенерации тепла, заключаю щийся в подогреве питательной воды паром, частично расширившимся в главном двигателе. Цикл, совершающийся в контуре главного двигателя паротурбинной установки при использовании для подо грева питательной воды частично расширившегося в главном дви гателе пара, называется регенеративным.
На рис. 6 изображен идеальный предельный регенеративный цикл
для сухого насыщенного пара. |
Указанный |
цикл осуществляется |
в установке с таким теоретически |
мыслимым |
двигателем, в котором |
процесс расширения пара (линия 3—4) совмещен с процессом по
догрева |
питательной |
воды. При |
этом |
процесс подогрева протекает |
во всей |
области при |
бесконечно |
малой |
разности температур пара и |
питательной воды, т. е. процесс являет ся обратимым, а от пара отбирается в итоге столько, тепла, сколько необхо димо для нагрева воды до температуры кипения в парогенераторе. Предельным называется цикл именно потому, что питательная вода нагревается за счет регенерируемого тепла до температуры кипения.
Осуществление приведенного цикла теоретически можно представить сле дующим образом. Паровой двигатель должен иметь бесконечно большое число ступеней расширения, между которыми расположены поверхностные подогре ватели питательной воды. В каждой
ступени расширения давление пара снижается на бесконечно малую величину, а в каждом подогревателе также на бесконечно малую ве личину повышается температура питательной воды. В подогревате лях теплообмен осуществляется при исчезающе-малых разностях температур пара и воды.
Вследствие равенства количества тепла, отданного паром и воспринятого питательной водой в процессе подогрева, площади 1—2—2'—/'—1 и 3—3'—4'—4—3 на Т — s-диаграмме будут равны, а линии 1—2 и 4—3 эквидистантны. Тепло, подводимое извне, в цикле расходуется только на испарение воды в процессе 2—3.
Количество тепла, |
затраченного в цикле на получение 1 кг пара, |
||||
<7i = |
Тя |
(s3 — s2 ) = пл. |
2—3—3'—2'—2; |
||
количество тепла, |
отданного 1 кг пара в процессе 4—1, |
||||
Й2 = |
Тх |
(s4 — Si) = пл. |
4—4'—V—1—4. |
||
Так как sd |
|
s2, |
то термический |
к. п. д. идеального |
|
регенеративного цикла для насыщенного пара |
определится выраже |
||||
нием |
|
|
|
|
|
|
|
1Ъ = 4i |
— Qi |
Тп |
|
|
|
|
|
|
|
?4 |
|
|
|
|
|
й, следовательно, будет равен к. п. д. цикла Карно при таких же значениях максимальной и минимальной температур.
На рис. 7 показан идеальный предельный регенеративный цикл для перегретого пара. Поскольку для идеального обратимого про цесса подогрева питательной воды характерна бесконечно малая разность температур пара и воды, в этом случае такой процесс на чинается с момента, когда температура пара, расширяющегося в дви гателе, достигнет значения температуры кипения воды в парогенера торе Г н .
и 1 г •
N
|-V%/v| |
[-vw[ |
[ЛА/У[ |
О
Рис. 7. Идеальный предельный реге |
Рис. 8. Схема осуществления регенерации |
||||||||||
неративный цикл для |
перегретого |
тепла |
с отборами |
пара из двигателя. |
|||||||
|
|
пара. |
|
|
|
/ — ступень |
турбины; |
2 — рабочий |
пар; 3 — |
||
1—2 — подогрев |
питательной воды; 2 — |
отбор пара; 4 — дренаж конденсата; |
5 — подо |
||||||||
3 — парообразование; |
3—4 — перегрев |
греватель; 6 — питательная вода. |
|||||||||
пара; 4—5 — расширение |
пара в |
тур |
|
|
|
|
|
|
|||
бине; 5 — 6 — расширение пара в турбине |
Термический |
к. п. д. идеального |
|||||||||
и |
отдача тепла |
питательной воде; |
6 — |
||||||||
/ |
— конденсация |
пара |
в |
конденсаторе. |
цикла |
при перегретом |
паре выше |
||||
|
|
|
|
|
|
к. п. |
д. |
цикла |
при |
насыщенном |
паре, так как повышается средняя температура подвода тепла. По
сравнению с циклом Карно предельный регенеративный |
цикл для |
|||
перегретого пара менее |
экономичен. |
Объясняется |
это |
тем, что |
с повышением температуры перегрева |
к. п. д. цикла |
Карно в том |
||
же интервале температур |
растет быстрее, чем к. п. д. рассматривае |
|||
мого цикла. |
|
|
|
|
В приведенных выше циклах количество рабочего тела остается постоянным во всех ступенях двигателя, а его термодинамическое состояние изменяется в результате расширения и теплообмена с пи тательной водой.
Идеальный регенеративный цикл с использованием тепла пара, частично расширившегося в двигателе, можно осуществить также следующим образом.
При бесконечном числе ступеней расширения двигателя после каждой из них отбирается бесконечно малое количество пара и на правляется в соответствующий подогреватель питательной воды, где последняя подогревается на бесконечно малую величину (рис. 8). В подогревателях отбираемый пар конденсируется при давлениях, соответствующих местам отборов, а питательная вода, проходящая
25
подогреватели в направлении возрастания давления греющего пара, при идеальном теплообмене нагревается в каждом из них до темпе ратуры конденсации греющего пара. Конденсат греющего пара последовательно дренируется в подогреватели более низкого давле ния, где он, отдавая тепло, как и конденсирующийся пар, питатель ной воде, охлаждается сам до температуры конденсации в данном подогревателе.
Таким образом, питательная вода на выходе из подогревателя наиболее высокого давления имеет температуру кипения в пароге нераторе, а конденсат греющего пара на выходе из подогревателя
наиболее |
низкого давления — температуру |
конденсации |
|
в |
конден |
|||||||
саторе. Количество пара, расширяющегося |
в двигателе, от |
ступени |
||||||||||
|
|
к ступени уменьшается, а его пара |
||||||||||
|
|
метры |
изменяются |
только |
в |
резуль |
||||||
|
|
тате расширения. |
|
|
|
|
|
|
||||
|
|
Цикл, |
осуществляемый |
подобным |
||||||||
|
|
образом, |
целесообразно |
изображать |
||||||||
|
|
на диаграмме |
в координатах |
Т — Gs |
||||||||
|
|
(рис. |
9), |
где |
G—количество |
|
|
пара. |
||||
|
|
Это позволяет |
учесть |
изменение ко |
||||||||
|
|
личества |
пара |
в двигателе. |
|
|
|
|||||
|
|
На |
диаграмме |
нанесены |
две по |
|||||||
|
|
граничные |
кривые: |
/ — для |
G = |
|||||||
|
|
= 1 кг и |
/ / — для G = (1 + |
W) кг |
||||||||
|
|
пара. |
Здесь |
W — суммарное |
ко |
|||||||
9. |
Регенеративный цикл |
личество |
отбираемого |
из |
|
двигателя |
||||||
в координатах T—Gs. |
пара, |
приходящееся |
на |
1 кг |
пара, |
|||||||
|
|
поступающего |
из |
двигателя |
в |
кон |
денсатор. На рисунке изображен идеальный предельный регенера тивный цикл для сухого насыщенного пара с отборами из дви гателя /—2—3—4—/ и круговой процесс изменения состояния рабочего тела, полностью расширяющегося в двигателе и конденси рующегося в конденсаторе /'—2'—3'—4—Г.
Вследствие равенства количеств тепла, отданного отбираемым паром и воспринятого питательной водой, площади на диаграмме
1"—1—2—2"—1" и 4"—4—3—3"—4" равны, линии 4—3 и 1—2
эквидистантны, а термический к. п. д. цикла, как и аналогичного цикла с постоянным количеством пара по ступеням двигателя, равен к. п. д. цикла Карно.
Таким образом, идеальные регенеративные циклы с постоянным и переменным количеством пара по ступеням двигателя с точки зре ния тепловой экономичности равноценны. Однако с точки зрения возможности реализации в реальной паротурбинной установке идеи регенеративного подогрева питательной воды паром, расши ряющимся в главном двигателе, предпочтение следует отдать ва рианту с переменным количеством пара в двигателе, т. е. с проме жуточными отборами пара.
Тепловая схема установки с регенерацией тепла в цикле главного двигателя. Реальный регенеративный цикл в ПТУ практически
26
осуществляется при конечном числе промежуточных отборов |
пара |
из турбин и соответственно подогревателей питательной воды. |
Усло |
вия теплообмена в подогревателях отличаются от идеальных, так как между теплообменивающимися средами имеется конечная раз ность температур. Эти факторы несколько снижают эффективность 'реального регенеративного цикла.
На рис. 10 изображена тепловая схема паротурбинной установки с регенерацией тепла в цикле главного двигателя. В данном случае главная турбина является единственным потребителем свежего пара, - а отбираемый из турбины пар используется только для подогрева питательной воды. Такая схема называется идеализированной.
В схеме предусматривается три промежуточных отбора пара и соответственно три подогревателя питательной воды: подогреватель низкого, среднего (деаэратор) и высокого давления. Подогреватели низкого и высокого давления по верхностного типа. Подогреватель среднего давления выполнен как теплообменный аппарат смеситель ного типа.
Конденсат |
греющего |
пара |
из |
Рис. |
10. |
|
|
|
5 |
|
||
подогревателя |
низкого |
давления |
Идеализированная тепловая |
|||||||||
направляется |
в конденсатор, а из |
схема ПТУ |
с регенерацией тепла |
|||||||||
|
в цикле главного двигателя. |
|
||||||||||
подогревателя |
высокого |
давления |
|
|
||||||||
1 — главная |
турбина; |
2 — парогенера |
||||||||||
в деаэратор, где он |
смешивается |
|||||||||||
тор; |
3 — подогреватель |
питательной |
воды |
|||||||||
с питательной водой. Из деаэрато |
высокого давления; |
4 — деаэратор; |
5 — |
|||||||||
питательный насос; |
6 — конденсатный на |
|||||||||||
ра смесь питательной воды, посту |
сос; |
7 — конденсатор; |
8 — подогреватель |
|||||||||
пающей из подогревателя |
низкого |
питательной |
воды |
низкого давления. |
||||||||
|
|
|
|
|
|
|
||||||
давления, и |
конденсата |
греющего |
пара |
среднего |
и высокого да |
|||||||
вления питательным |
насосом |
подается |
в |
парогенератор. |
|
Тепловая экономичность установки при прочих равных условиях зависит от числа регенеративных отборов пара. Чем больше число отборов, тем выше экономичность. Вместе с тем каждому числу реге неративных отборов соответствует оптимальное значение температуры питательной воды на выходе из последней ступени подогрева, повы шающееся с ростом числа отборов.
Примерная зависимость |
относительной |
экономии топлива % |
|
от числа |
регенеративных отборов z при оптимальных температурах |
||
подогрева |
питательной воды |
представлена |
на рис. 11. |
Из графика следует, что интенсивность роста относительной эко номии от применения регенерации с увеличением числа отборов сни жается. Поскольку увеличение числа отборов одновременно приво дит к усложнению установки, увеличению ее массы и начальной стои мости, выбор числа отборов производится на основе общего техникоэкономического анализа проектируемой установки.
27