Файл: Эпельман Т.Е. Судовые теплоэнергетические установки и их оборудование учеб. пособие.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.04.2024
Просмотров: 137
Скачиваний: 0
Располагаемая работа в реальном цикле, соответствующая из<> энтропийному теплоперепаду в турбоагрегате от параметров р0, Т0 до давления рх, составляет
Н о — 'о — h-
Такую же, очевидно, располагаемую работу можно было бы полу чить в идеальном цикле с подводом тепла при р0, осуществляемом по контуру 1—2'—3'—4"—5'—1.
Отношение
характеризует снижение располагаемой работы цикла вследствие потерь в пароперегревателе и паропроводе.
Увеличение затрат тепла в реальном цикле вследствие переохла ждения конденсата может быть учтено с помощью к. п. д. конден- сатно-питательного трубопровода [16]
•Ппит = • ( 4 )
Эффективная мощность главного турбоагрегата, под которой пони
мают мощность на выходном валу |
агрегата, составит (в киловаттах) |
|||
|
|
Ne = GH0r]e, |
(5) |
|
где G — расход пара |
на |
главный |
турбоагрегат; |
|
г\е—эффективный |
к. |
п. д. турбоагрегата, учитывающий |
все |
|
потери энергии |
в нем. |
|
|
К. п. д. установки. При оценке тепловой экономичности судовой энергетической установки в целом под полезной мощностью обычно понимают мощность, подведенную к движителям Nр. Энергия, рас ходуемая на вспомогательные механизмы самой энергетической уста новки, а также на общесудовые нужды, при этом считается потерей, сопутствующей выработке полезной мощности Nр. Естественно, такой подход применим для анализа только ходовых режимов ра боты установки.
Мощность, подведенная к гребному |
винту, |
Np = Ney]B, |
(6) |
где i i B — к. п. д. валопровода.
Показателем тепловой экономичности ПТУ служит эффективный к. п. д. установки
В этом выражении: Ву — секундный расход топлива в установке; QH — низшая теплота сгорания топлива.
2* |
19 |
Для установки, изображенной на рис. 2, если все затрачиваемое в ней тепло идет на образование только перегретого пара, можно за писать
|
|
|
адЛпг |
= Д ( 1 |
п е - 0 , |
|
|
(8) |
|||||
где |
D — производительность |
парогенератора; |
|
|
|
||||||||
г|п г |
— к. п. д. |
парогенератора. |
|
|
Ne |
|
ByQn |
|
|
||||
Подставив в выражение (7) значение |
из (5) и |
из |
(8), |
||||||||||
получим |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
|
|
|
г]у |
= |
|
• . Н^_, |
ЛпгПЛв • |
|
|
(9) |
|||
С учетом (3) и (4) окончательно выражение для к. п. д. паротур |
|||||||||||||
бинной |
установки |
запишем |
в виде |
|
|
|
|
|
|
|
|||
|
|
|
|
Лу = |
^РЛпнтЛпЛЛвв. |
|
|
|
( 1 0 ) |
||||
где |
r\t |
Нп |
термический |
к. п. д. |
идеального |
цикла |
Рен- |
||||||
= ———. |
|||||||||||||
|
|
гпе — h |
кина |
с |
расширением |
от состояния |
рк, |
Тпе |
|||||
|
|
|
|||||||||||
|
|
G |
До |
рх) |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
е — -р — характеристика |
нерегенеративнои |
тепловой |
|||||||||
|
|
|
схемы. |
|
|
|
|
|
|
|
|
||
В |
ПТУ с электродвижением в |
правых |
частях выражений |
(6), |
(7), (9) и (10) необходимо ввести сомножителем дополнительно к. п. д. электрической передачи г|э. п .
Установки без регенерации тепла просты, но имеют низкую эко номичность (т)у «е. 0,20) и поэтому на современных судах не приме няются. Однако результаты, полученные при анализе такой уста новки, имеют практическую ценность, так как выражение (10) ос тается справедливым и для любого другого типа паротурбинной установки, позволяя учесть ее особенности и вид тепловой схемы.
В обобщенном представлении в выражении (10) под % следует понимать к. п. д. идеального цикла в контуре главного двигателя, который в общем случае может и не являться циклом Ренкина (на пример, регенеративный цикл, цикл с промежуточным перегревом пара и др.), а характеристика тепловой схемы представляет собой отношение количества тепла, расходуемого на главный двигатель, к количеству тепла, расходуемого на всю установку в целом, т. е.
Иногда эффективный к. п. д. установки определяют по эффек тивной мощности главных двигателей
в о р •
у^н
Этот к. п. д. не учитывает потери в установке между главными двигателями и винтом и поэтому менее пригоден для сопоставления установок различных типов,
20
Показателями экономичности установки являются также уДельные расходы топлива, кг/(кВт-ч):
— по отношению к эффективной мощности главных двигателей
, _ ЗбООДу 3600
— по отношению |
к мощности, |
передаваемой гребному |
винту, |
|
|
, |
3600Sy |
_ 3600 |
|
§ |
з |
|
|
|
Паротурбинные |
установки с регенерацией |
тепла |
Установки с регенерацией тепла отработавшего пара вспомогательных двигателей. Экономичность ПТУ можно повысить, если пар, отработавший во вспомогательных двигателях и направляющийся в конденсатор (см. схему на рис. 2), использовать для подогрева питательной воды, подаваемой в парогенератор. На рис. 4 приведена тепловая схема ПТУ с подогревом питательной воды отработавшим паром вспо могательных двигателей.
|
В |
рассматриваемой |
|
схеме |
|
|
|
|
|
|
|
||||
магистраль |
отработавшего |
пара |
|
|
|
|
|
|
|
||||||
вспомогательных |
двигателей |
|
|
|
|
|
|
|
|||||||
соединяется |
с |
подогревателем |
|
|
|
|
|
|
|
||||||
питательной воды смесительного |
|
|
|
|
|
|
|
||||||||
типа, |
являющимся |
одновремен |
|
|
|
|
|
|
|
||||||
но |
и деаэратором. |
Кроме |
того, |
|
|
|
|
|
|
|
|||||
перемычкой, |
|
снабженной |
на^ |
|
|
|
|
|
|
|
|||||
груженным |
невозвратным кла.- |
Рис. 4. Принципиальная тепловая схема |
|||||||||||||
паном, |
магистраль |
отработав |
ПТУ с регенерацией тепла |
отработавшего |
|||||||||||
шего |
пара |
соединяется |
с |
кон |
пара |
вспомогательных |
двигателей. |
||||||||
денсатором. Нагруженный |
кла |
/ — главная турбина; 2 — вспомогательные |
|||||||||||||
пан отрегулирован на давление |
двигатели; |
3 — теплообменные аппараты; |
|||||||||||||
4 — парогенератор; |
5 — деаэратор; 6 — пи |
||||||||||||||
в |
магистрали |
отработавшего |
тательный |
насос; |
7 — кондеисатный |
насос; |
|||||||||
8 — конденсатор; |
9 — нагруженный |
клапан. |
|||||||||||||
пара р 2 в |
большее, чем давление |
|
|
|
|
|
|
|
|||||||
рх |
в конденсаторе. В подогревателе питательной воды отработавший |
||||||||||||||
пар, |
имеющий |
вследствие |
повышенного |
|
давления р 2 в |
достаточно |
|||||||||
высокую |
температуру, |
конденсируется, |
отдавая |
тепло |
питательной |
||||||||||
воде. При нагревании до температуры насыщения |
происходит |
деаэ |
рация питательной воды, т. е. из нее выделяются растворенные газы. Избыток отработавшего пара, если он имеется, через нагруженный клапан сбрасывается в конденсатор.
Вследствие использования для подогрева питательной воды тепла отработавшего пара вспомогательных двигателей уменьшаются за траты тепла в парогенераторе и расход топлива на установку.
21
Сказанное, однако, справедливо лишь для случаев, когда из бытка отработавшего пара нет или он сравнительно невелик. С уве личением относительного количества избыточного пара (по отноше нию к расходу на главный двигатель) экономический выигрыш в установке снижается, и при достижении некоторого определенного значения относительного количества избыточного пара к. п. д. уста новки с* регенерацией тепла становится равным к. п. д. установки без регенерации. Дальнейший рост избытка пара приводит к тому, что установка с регенерацией тепла уступает по экономичности уста новке без регенерации.
Так как мощность вспомогательных двигателей определяется не обходимостью обеспечения работы механизмов, обслуживающих собственно энергетическую установку и общесудовые нужды, а их к. п. д. — достижимым уровнем совершенства, практически, как правило, не удается выполнить паротурбинную установку по рассматриваемЪй схеме без избытка отработавшего пара вспомогательных двигателей.
Расход пара на вспомогательные двигатели и количество конден сируемого в подогревателе пара, или конденсирующая способность подогревателя питательной воды, а следовательно, и относительное количество избыточного пара, существенно зависят от противодавле
ния |
вспомогательных |
двигателей р 2 в . |
С увеличением противодавле |
ния |
р 2 в расход пара |
на вспомогательные двигатели растет, так как |
|
уменьшается располагаемая энергия |
1 кг пара. Конденсирующая |
способность подогревателя при этом также растет, ибо повышается температура подогрева питательной воды. При этом, однако, суще ствует некоторое оптимальное значение р 2 в , при котором относитель ный избыток пара минимален и, следовательно, к. п. д. установки достигает максимальной величины.
Таким образом, эффективный к. п. д. ПТУ с регенерацией тепла отработавшего пара вспомогательных двигателей, зависящий от сбрасываемого в конденсатор относительного избытка греющего пара, является также функцией противодавления вспомогательных двигателей р 2 в , т. е. при прочих равных условиях
% = /(Р2в)- |
(П) |
Возвращаясь к общему выражению для к. п. д. установки (10), нетрудно прийти к выводу, что влияние р 2 в на к. п. д. осуществляется через характеристику тепловой схемы е. Конкретизируя зависимость (11), можно записать
е = / ( р 2 в ) .
На рис. 5 кривой а представлен общий вид зависимости от про тиводавления р 2 в характеристики е тепловой схемы установки с ре генерацией тепла отработавшего пара вспомогательных двигателей.
Повышение тепловой экономичности рассмотренной установки может быть достигнуто, если вспомогательные двигатели разделить на две группы:
22