Файл: Эпельман Т.Е. Судовые теплоэнергетические установки и их оборудование учеб. пособие.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.04.2024

Просмотров: 186

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Тепловые схемы АПТУ. В одноконтурных АПТУ (установках с кипящим реактором) тепловая схема в принципе, за исключением систем, обслуживающих непосредственно реактор, может быть по­ строена как рассмотренные ранее схемы установок, работающих на органическом топливе. Параметры пара на выходе из реактора соот­ ветствуют начальным параметрам пара турбинной установки. Выра­ батываемый реактором пар радиоактивен и поэтому одноконтурная установка должна вся располагаться внутри биологической защиты. Для обеспечения паром общесудовых потребителей в установке предусматривается специальный парогенератор, греющей средой

2 1

7ZZZZZZZZZZ-

 

и

 

2ZZZZZZZZZZA

fp

Рис. 15. Тепловая схема двухконтурной атомной П Т У с электродвижением.

в

котором является пар, отбираемый из реактора. Вторичный пар

парогенератора нерадиоактивен и выдается за пределы биологической защиты.

Принципиальная схема двухконтурной АПТУ с электродвиже­ нием изображена на рис. 15.

Основные элементы первичного контура: реактор 8, парогенера­ тор 7, циркуляционный насос 10. Вторичный контур образует в при­ веденном примере тепловую схему с регенерацией тепла отработав­ шего пара вспомогательных механизмов и включает: парогенера­ тор 7, главную турбину 3, главный конденсатор 18, деаэратор 12, подогреватель питательной воды 11, турбину вспомогательного турбогенератора 15, вспомогательный конденсатор 16, конденсатные 14 и 17 и питательный 13 насосы. Для подогрева воды в деаэра­ торе и подогревателе используется отработавший пар вспомогатель­ ных двигателей 4, 5 я 6, приводящих в действие конденсатные и питательный насосы, а также циркуляционные насосы главного и вспо­ могательного конденсаторов (на схеме не показаны). Гребной винт приводится в действие гребным электродвигателем /, электроэнергия для которого вырабатывается главным генератором 2.

3 Т. Е . Эпельман

33


Все элементы первичного контура и системы, обслуживающие реактор, размещаются в необитаемом отсеке-контейнере, окружен­ ном биологической защитой 9.

Наибольшее распространение на судах получили двухконтурные АПТУ с использованием в качестве теплоносителя в первичном кон­ туре воды под давлением. Давление воды определяется в зависимости от ее температуры на выходе из реактора и должно быть таким, чтобы в первичном контуре исключалась возможность вскипания. Практи­ чески давление выбирается так, чтобы соответствующая ему темпера­ тура насыщения была на 30—40° С выше максимальной температуры воды в реакторе *.

Так как давление в первичном контуре по конструктивным и тех­ нологическим условиям ограничивается величиной 17—20 МН/м 2 (температура насыщения 355—365° С), то максимальная температура воды, поступающей из реактора в парогенератор, составляет 325— 335° С.

Температура вторичного пара в парогенераторе с целью полу­ чения приемлемых размеров поверхностей нагрева принимается на 15—30° С ниже температуры греющей воды. Таким образом, началь­ ная температура пара в паровом контуре составит 310—320° С, а сопряженное начальное давление 2,8—3,0 МН/м2 .

По схеме, изображенной на рис. 15, выполнена атомная паро­ турбинная установка ледокола «Ленин». В установке приняты: давление воды в первичном контуре 17,6 МН/м2 , начальное давление пара во вторичном контуре 2,74 МН/м2 , температура перегретого пара 310° С.

Ограничение параметров

пара во вторичном контуре, связанное

с давлением воды в контуре

реактора, предопределяет сравнительно

низкие значения термического к. п. д. парового цикла. При указан­ ных выше сопряженных начальных параметрах пара и давлении в конденсаторе 0,005 МН/м2 к. п. д. цикла равен 0,30—0,32. Неко­ торый выигрыш в экономичности может быть получен, если начальное давление принять выше сопряженного при той же температуре пара. Так как повышение начального давления приводит к росту влажности пара в конце процесса расширения, необходимо предусмотреть про­ межуточную сепарацию пара в турбине. Практически это удобно сделать, выполнив главную турбину двухкорпусной и поместив сепа­ ратор между ТВД и ТНД.

Органические теплоносители и жидкие металлы имеют более высокую температуру кипения и поэтому не требуют высоких давле­ ний в первичном контуре. В этом их основное преимущество перед водой. Практическое применение органических и жидкометаллических теплоносителей в судовых установках встречает значительные затруднения, связанные с их физическими свойствами.

Органические теплоносители характеризуются низкой стойкостью при высоких температурах и радиоактивном облучении и, разла-

1 Во вновь разрабатываемых установках иногда допускается меньшая разность температур.

34


гаясь, образуют ядовитые и огнеопасные вещества. Кроме

того,

они имеют большую вязкость, низкую теплопроводность,

малые

коэффициенты теплоотдачи.

 

Жидкий натрий имеет низкую теплоемкость, очень активно реа­ гирует с водой и кислородом, застывает при высокой температуре (97° С).

Из газовых теплоносителей наиболее перспективным является гелий. Он имеет достаточно большую удельную теплоемкость, не активируется, коэффициент теплоотдачи сравнительно высокий, за­ траты энергии на прокачку в контуре невелики. В то же время стои­ мость гелия относительно высока. Гелий характеризуется большой текучестью, что повышает требования к плотности систем.

Глава II

ОСНОВНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ СУДОВЫХ ПТУ

§ 6

Парогенераторы, работающие на органическом топливе

Классификация и принцип действия парогенера­ торов. В зависимости от конструкции судовые парогенераторы под­ разделяются на типы:

водотрубные, у которых внутри трубок движутся вода и паро­ водяная смесь, а газы омывают трубки снаружи;

огнетрубные, у которых внутри трубок движутся газы, а вода

ипароводяная смесь омывают трубки снаружи;

комбинированные, включающие частично элементы водотруб­ ных и огнетрубных парогенераторов.

Водотрубные парогенераторы наиболее совершенны по конструк­ ции, имеют меньшие удельные массы и габариты, позволяют получить пар высоких параметров и большую паропроизводительность. Бла­ годаря этим качествам в современных судовых ПТУ в качестве глав­ ных применяют исключительно водотрубные парогенераторы.

Вода и пароводяная смесь в трубках парогенераторов движутся под действием разности удельных масс воды и пароводяной смеси в различных рядах трубок или под действием напора, создаваемого специальным насосом. В первом случае имеем парогенераторы с есте­ ственной циркуляцией, во втором — парогенераторы с принудитель­ ной циркуляцией.

Парогенераторы с принудительной циркуляцией могут быть:

— с многократной циркуляцией, если вода до полного испарения проходит по трубкам несколько раз;

3*

35


— прямоточными, если испарение воды происходит за один ход воды по трубкам.

Принцип действия водотрубного парогенератора с естественной циркуляцией рассмотрим на примере конструктивной схемы, пока­ занной на рис. 16.

Основные элементы парогенератора: пароводяной коллектор 3, водяной коллектор 9, экранный коллектор 6, конвективный пучок труб 8, экранный пучок 4, пароперегреватель 10. Конвективный и экранный пучки труб, передняя и задняя фронтовые стенки и под­ дон 7, выложенный огнеупорным кирпичом, образуют топку паро­ генератора. Топливо и воздух, необходимый для его сжигания, по­

даются в топку через форсунки

 

и воздухонаправляющие устрой­

 

ства 5,

 

установленные на

одной

 

или обеих фронтовых стенках.

 

Газовый тракт

парогенератора

 

изолирован

от

атмосферы

об­

 

шивкой /, монтируемой на кар­

 

касе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Пароводяной,

водяной

и эк­

 

ранный

коллекторы

и

соеди­

 

няющие их пучки трубок состав­

 

ляют

 

испарительный

контур

 

парогенератора,

где

происходит

 

подогрев воды до кипения и

 

парообразование.

 

 

 

 

 

Образующиеся при сгорании

 

топлива

продукты

сгорания

 

отдают

часть тепла

излучением

Рис. 16. Конструктивная схема водо­

первым

рядам трубок пучков 8

трубного парогенератора с естественной

и

4,

а

затем,

двигаясь

через

циркуляцией.

пучок

8,

передают

тепло воде '

 

в

трубках

посредством конвек­

тивного теплообмена. В конвективном и экранном пучках обра­ зуются самостоятельные контуры циркуляции воды и пароводяной смеси. По трубкам, расположенным ближе к топке и вследствие этого более обогреваемым, вода с примесью образовавшегося пара подни­ мается вверх и поступает в пароводяной коллектор, а по трубкам, расположенным дальше от топки, менее нагретая вода опускается из пароводяного коллектора в нижние коллекторы 9 я 6. Для обеспе­ чения надежной циркуляции в экранном пучке, который обычно имеет небольшое число рядов трубок, первые два ряда трубок оттопки сводятся в сплошную стенку, чем предохраняют от нагревания опуск­

ные ряды. Иногда снаружи устанавливают специально

несколько

труб большого

диаметра,

соединяющих пароводяной

коллектор

с экранным или

водяным

и обеспечивающих необогреваемый опуск

воды.

 

 

 

Пар, поступающий в пароводяной коллектор из подъемных тру­ бок в смеси с водой, здесь отделяется от нее вследствие меньшей

36


плотности и собирается в верхней части над уровнем жидкости, а от­ туда по трубопроводу направляется в коллектор пароперегревателя. Последний имеет внутри продольную перегородку. Разделенные перегородкой полости коллектора соединены петлеобразными труб­ ками. Проходя по трубкам из одной полости в другую, пар перегре­ вается в результате теплообмена с омывающими трубки дымовыми газами. Перегретый пар из пароперегревателя поступает к потреби­ телям.

Температура дымовых газов в газоходе после пароперегревателя еще достаточно высокая. Для снижения потерь тепла с уходящими в атмосферу газами за пароперегревателем установлен экономайзер 2, служащий для подогрева питательной воды, поступающей в парово­ дяной коллектор. Вода в экономайзере подогревается до температуры,

которая на 25—30° С ниже, чем температура

насыщения

при давле­

нии в

коллекторе.

 

 

На

пути газов после экономайзера может быть установлен возду­

хоподогреватель, служащий для подогрева

воздуха,

подаваемого

в топку.

 

 

Основные характеристики парогенераторов. Для оценки и срав­ нения судовых парогенераторов принято пользоваться следующими основными характеристиками.

Параметры пара

р к и tne (или Г п е ) — давление и температура

пара, производимого

парогенератором.

Поверхность нагрева Н — поверхность рабочих элементов, омы­ ваемая газами. Различают суммарную поверхность нагрева, испари­ тельную поверхность, поверхность нагрева экономайзера, паропере­

гревателя и

воздухоподогревателя.

Паропроизводительность

D — количество пара, производимого

парогенератором в единицу

времени.

Удельный

паросъем — отношение паропроизводительности к ис­

парительной

поверхности парогенератора

 

 

у = _0 3600,

где D — паропроизводительность;

Н— испарительная поверхность.

Взависимости от напряженности парогенераторов удельный па­ росъем может составлять 50—600 кг/(м2 -ч).

Удельная тепловая нагрузка топочного объема — отношение количества тепла QT O n , выделяющегося в единицу времени в топке, к ее объему VTOn

<7То„ = тИ-3600.

' топ

Удельная тепловая нагрузка топочного объема колеблется от (2,1—3,3) • 106 в слабонапряженных парогенераторах до (1,2—2,1) X X 10' кДж/(м3 -ч) в высоконапряженных парогенераторах.

37