Файл: Эпельман Т.Е. Судовые теплоэнергетические установки и их оборудование учеб. пособие.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.04.2024
Просмотров: 186
Скачиваний: 0
Тепловые схемы АПТУ. В одноконтурных АПТУ (установках с кипящим реактором) тепловая схема в принципе, за исключением систем, обслуживающих непосредственно реактор, может быть по строена как рассмотренные ранее схемы установок, работающих на органическом топливе. Параметры пара на выходе из реактора соот ветствуют начальным параметрам пара турбинной установки. Выра батываемый реактором пар радиоактивен и поэтому одноконтурная установка должна вся располагаться внутри биологической защиты. Для обеспечения паром общесудовых потребителей в установке предусматривается специальный парогенератор, греющей средой
2 1
7ZZZZZZZZZZ-
|
и |
|
2ZZZZZZZZZZA |
fp |
Рис. 15. Тепловая схема двухконтурной атомной П Т У с электродвижением. |
в |
котором является пар, отбираемый из реактора. Вторичный пар |
парогенератора нерадиоактивен и выдается за пределы биологической защиты.
Принципиальная схема двухконтурной АПТУ с электродвиже нием изображена на рис. 15.
Основные элементы первичного контура: реактор 8, парогенера тор 7, циркуляционный насос 10. Вторичный контур образует в при веденном примере тепловую схему с регенерацией тепла отработав шего пара вспомогательных механизмов и включает: парогенера тор 7, главную турбину 3, главный конденсатор 18, деаэратор 12, подогреватель питательной воды 11, турбину вспомогательного турбогенератора 15, вспомогательный конденсатор 16, конденсатные 14 и 17 и питательный 13 насосы. Для подогрева воды в деаэра торе и подогревателе используется отработавший пар вспомогатель ных двигателей 4, 5 я 6, приводящих в действие конденсатные и питательный насосы, а также циркуляционные насосы главного и вспо могательного конденсаторов (на схеме не показаны). Гребной винт приводится в действие гребным электродвигателем /, электроэнергия для которого вырабатывается главным генератором 2.
3 Т. Е . Эпельман |
33 |
Все элементы первичного контура и системы, обслуживающие реактор, размещаются в необитаемом отсеке-контейнере, окружен ном биологической защитой 9.
Наибольшее распространение на судах получили двухконтурные АПТУ с использованием в качестве теплоносителя в первичном кон туре воды под давлением. Давление воды определяется в зависимости от ее температуры на выходе из реактора и должно быть таким, чтобы в первичном контуре исключалась возможность вскипания. Практи чески давление выбирается так, чтобы соответствующая ему темпера тура насыщения была на 30—40° С выше максимальной температуры воды в реакторе *.
Так как давление в первичном контуре по конструктивным и тех нологическим условиям ограничивается величиной 17—20 МН/м 2 (температура насыщения 355—365° С), то максимальная температура воды, поступающей из реактора в парогенератор, составляет 325— 335° С.
Температура вторичного пара в парогенераторе с целью полу чения приемлемых размеров поверхностей нагрева принимается на 15—30° С ниже температуры греющей воды. Таким образом, началь ная температура пара в паровом контуре составит 310—320° С, а сопряженное начальное давление 2,8—3,0 МН/м2 .
По схеме, изображенной на рис. 15, выполнена атомная паро турбинная установка ледокола «Ленин». В установке приняты: давление воды в первичном контуре 17,6 МН/м2 , начальное давление пара во вторичном контуре 2,74 МН/м2 , температура перегретого пара 310° С.
Ограничение параметров |
пара во вторичном контуре, связанное |
с давлением воды в контуре |
реактора, предопределяет сравнительно |
низкие значения термического к. п. д. парового цикла. При указан ных выше сопряженных начальных параметрах пара и давлении в конденсаторе 0,005 МН/м2 к. п. д. цикла равен 0,30—0,32. Неко торый выигрыш в экономичности может быть получен, если начальное давление принять выше сопряженного при той же температуре пара. Так как повышение начального давления приводит к росту влажности пара в конце процесса расширения, необходимо предусмотреть про межуточную сепарацию пара в турбине. Практически это удобно сделать, выполнив главную турбину двухкорпусной и поместив сепа ратор между ТВД и ТНД.
Органические теплоносители и жидкие металлы имеют более высокую температуру кипения и поэтому не требуют высоких давле ний в первичном контуре. В этом их основное преимущество перед водой. Практическое применение органических и жидкометаллических теплоносителей в судовых установках встречает значительные затруднения, связанные с их физическими свойствами.
Органические теплоносители характеризуются низкой стойкостью при высоких температурах и радиоактивном облучении и, разла-
1 Во вновь разрабатываемых установках иногда допускается меньшая разность температур.
34
гаясь, образуют ядовитые и огнеопасные вещества. Кроме |
того, |
они имеют большую вязкость, низкую теплопроводность, |
малые |
коэффициенты теплоотдачи. |
|
Жидкий натрий имеет низкую теплоемкость, очень активно реа гирует с водой и кислородом, застывает при высокой температуре (97° С).
Из газовых теплоносителей наиболее перспективным является гелий. Он имеет достаточно большую удельную теплоемкость, не активируется, коэффициент теплоотдачи сравнительно высокий, за траты энергии на прокачку в контуре невелики. В то же время стои мость гелия относительно высока. Гелий характеризуется большой текучестью, что повышает требования к плотности систем.
Глава II
ОСНОВНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ СУДОВЫХ ПТУ
§ 6
Парогенераторы, работающие на органическом топливе
Классификация и принцип действия парогенера торов. В зависимости от конструкции судовые парогенераторы под разделяются на типы:
—водотрубные, у которых внутри трубок движутся вода и паро водяная смесь, а газы омывают трубки снаружи;
—огнетрубные, у которых внутри трубок движутся газы, а вода
ипароводяная смесь омывают трубки снаружи;
—комбинированные, включающие частично элементы водотруб ных и огнетрубных парогенераторов.
Водотрубные парогенераторы наиболее совершенны по конструк ции, имеют меньшие удельные массы и габариты, позволяют получить пар высоких параметров и большую паропроизводительность. Бла годаря этим качествам в современных судовых ПТУ в качестве глав ных применяют исключительно водотрубные парогенераторы.
Вода и пароводяная смесь в трубках парогенераторов движутся под действием разности удельных масс воды и пароводяной смеси в различных рядах трубок или под действием напора, создаваемого специальным насосом. В первом случае имеем парогенераторы с есте ственной циркуляцией, во втором — парогенераторы с принудитель ной циркуляцией.
Парогенераторы с принудительной циркуляцией могут быть:
— с многократной циркуляцией, если вода до полного испарения проходит по трубкам несколько раз;
3* |
35 |
— прямоточными, если испарение воды происходит за один ход воды по трубкам.
Принцип действия водотрубного парогенератора с естественной циркуляцией рассмотрим на примере конструктивной схемы, пока занной на рис. 16.
Основные элементы парогенератора: пароводяной коллектор 3, водяной коллектор 9, экранный коллектор 6, конвективный пучок труб 8, экранный пучок 4, пароперегреватель 10. Конвективный и экранный пучки труб, передняя и задняя фронтовые стенки и под дон 7, выложенный огнеупорным кирпичом, образуют топку паро генератора. Топливо и воздух, необходимый для его сжигания, по
даются в топку через форсунки
|
и воздухонаправляющие устрой |
||||||||
|
ства 5, |
|
установленные на |
одной |
|||||
|
или обеих фронтовых стенках. |
||||||||
|
Газовый тракт |
парогенератора |
|||||||
|
изолирован |
от |
атмосферы |
об |
|||||
|
шивкой /, монтируемой на кар |
||||||||
|
касе. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Пароводяной, |
водяной |
и эк |
|||||
|
ранный |
коллекторы |
и |
соеди |
|||||
|
няющие их пучки трубок состав |
||||||||
|
ляют |
|
испарительный |
контур |
|||||
|
парогенератора, |
где |
происходит |
||||||
|
подогрев воды до кипения и |
||||||||
|
парообразование. |
|
|
|
|||||
|
|
Образующиеся при сгорании |
|||||||
|
топлива |
продукты |
сгорания |
||||||
|
отдают |
часть тепла |
излучением |
||||||
Рис. 16. Конструктивная схема водо |
первым |
рядам трубок пучков 8 |
|||||||
трубного парогенератора с естественной |
и |
4, |
а |
затем, |
двигаясь |
через |
|||
циркуляцией. |
пучок |
8, |
передают |
тепло воде ' |
|||||
|
в |
трубках |
посредством конвек |
тивного теплообмена. В конвективном и экранном пучках обра зуются самостоятельные контуры циркуляции воды и пароводяной смеси. По трубкам, расположенным ближе к топке и вследствие этого более обогреваемым, вода с примесью образовавшегося пара подни мается вверх и поступает в пароводяной коллектор, а по трубкам, расположенным дальше от топки, менее нагретая вода опускается из пароводяного коллектора в нижние коллекторы 9 я 6. Для обеспе чения надежной циркуляции в экранном пучке, который обычно имеет небольшое число рядов трубок, первые два ряда трубок оттопки сводятся в сплошную стенку, чем предохраняют от нагревания опуск
ные ряды. Иногда снаружи устанавливают специально |
несколько |
||
труб большого |
диаметра, |
соединяющих пароводяной |
коллектор |
с экранным или |
водяным |
и обеспечивающих необогреваемый опуск |
|
воды. |
|
|
|
Пар, поступающий в пароводяной коллектор из подъемных тру бок в смеси с водой, здесь отделяется от нее вследствие меньшей
36
плотности и собирается в верхней части над уровнем жидкости, а от туда по трубопроводу направляется в коллектор пароперегревателя. Последний имеет внутри продольную перегородку. Разделенные перегородкой полости коллектора соединены петлеобразными труб ками. Проходя по трубкам из одной полости в другую, пар перегре вается в результате теплообмена с омывающими трубки дымовыми газами. Перегретый пар из пароперегревателя поступает к потреби телям.
Температура дымовых газов в газоходе после пароперегревателя еще достаточно высокая. Для снижения потерь тепла с уходящими в атмосферу газами за пароперегревателем установлен экономайзер 2, служащий для подогрева питательной воды, поступающей в парово дяной коллектор. Вода в экономайзере подогревается до температуры,
которая на 25—30° С ниже, чем температура |
насыщения |
при давле |
|
нии в |
коллекторе. |
|
|
На |
пути газов после экономайзера может быть установлен возду |
||
хоподогреватель, служащий для подогрева |
воздуха, |
подаваемого |
|
в топку. |
|
|
Основные характеристики парогенераторов. Для оценки и срав нения судовых парогенераторов принято пользоваться следующими основными характеристиками.
Параметры пара |
р к и tne (или Г п е ) — давление и температура |
пара, производимого |
парогенератором. |
Поверхность нагрева Н — поверхность рабочих элементов, омы ваемая газами. Различают суммарную поверхность нагрева, испари тельную поверхность, поверхность нагрева экономайзера, паропере
гревателя и |
воздухоподогревателя. |
|
Паропроизводительность |
D — количество пара, производимого |
|
парогенератором в единицу |
времени. |
|
Удельный |
паросъем — отношение паропроизводительности к ис |
|
парительной |
поверхности парогенератора |
|
|
|
у = _0 3600, |
где D — паропроизводительность;
Н— испарительная поверхность.
Взависимости от напряженности парогенераторов удельный па росъем может составлять 50—600 кг/(м2 -ч).
Удельная тепловая нагрузка топочного объема — отношение количества тепла QT O n , выделяющегося в единицу времени в топке, к ее объему VTOn
<7То„ = тИ-3600.
' топ
Удельная тепловая нагрузка топочного объема колеблется от (2,1—3,3) • 106 в слабонапряженных парогенераторах до (1,2—2,1) X X 10' кДж/(м3 -ч) в высоконапряженных парогенераторах.
37