Файл: Эпельман Т.Е. Судовые теплоэнергетические установки и их оборудование учеб. пособие.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.04.2024
Просмотров: 184
Скачиваний: 0
В настоящее время в судовых ПТУ число регенеративных отбо ров пара от главных турбин, как правило, не превышает четырех-пяти.
Реальная тепловая схема в отличие от идеализированной должна учитывать дополнительные затраты энергии, присущие действитель
ной паротурбинной |
установке. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||
Принципиальная тепловая схема реальной ПТУ с трехступен |
||||||||||||||
чатым |
регенеративным подогревом |
питательной |
воды |
изображена |
||||||||||
на рис. |
|
12. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
6, |
Главный |
контур |
тепловой |
схемы |
включает |
парогенератор |
|||||||||
двухкорпусную турбину, состоящую из турбины |
высокого |
давле |
||||||||||||
ния (ТВД) 3 и турбины низкого давления (ТНД) 2, |
главный конден |
|||||||||||||
сатор 21, |
конденсатный насос 15, |
подогреватель низкого давления |
11, |
|||||||||||
|
|
|
|
|
|
деаэратор |
10, |
питательный |
насос |
|||||
w |
|
|
|
|
| |
8, |
подогреватель |
высокого |
давле |
|||||
|
|
|
|
|
ния 7. Подогреватели питательной |
|||||||||
|
|
|
|
i—•< — — |
.—о |
|||||||||
|
|
|
t |
|
воды и деаэратор |
питаются |
паром |
|||||||
|
|
J |
|
|
|
промежуточных |
отборов, |
осуще |
||||||
} i |
/ |
|
|
|
ствляемых |
по |
одному |
из |
ТВД |
и |
||||
|
|
|
|
|
||||||||||
|
|
|
|
|
ТНД |
и из |
ресивера между ними. |
|||||||
/ |
|
|
|
|
|
|||||||||
|
|
|
|
|
Конденсат греющего пара под дей |
|||||||||
1 |
|
|
|
|
|
|||||||||
|
|
2 |
|
|
|
ствием разностей давлений |
стекает |
|||||||
Рис. 11. |
Зависимость |
относительной |
из |
подогревателя |
высокого давле |
|||||||||
ния |
в деаэратор, |
а из |
подогрева |
|||||||||||
экономии топлива от числа регенера |
теля |
низкого давления — в глав |
||||||||||||
тивных |
отборов |
пара. |
|
|||||||||||
|
|
|
|
|
|
ный |
конденсатор. |
|
|
|
|
|||
На пути между конденсатным насосом и подогревателем низкого |
||||||||||||||
давления |
конденсат |
проходит |
через |
|
холодильник |
главного |
эжек |
тора 13 и конденсатор 12 испарительной установки, где частично подогревается. Главный эжектор служит для отсоса паровоздушной смеси из главного конденсатора и поддержания в нем таким образом высокого вакуума. В холодильнике эжектора смесь охлаждается, а находящийся в ней пар конденсируется. Образующийся конденсат направляется в конденсатор, а воздух выходит в атмосферу. Испа ритель 14 служит для приготовления дистиллята, необходимого для пополнения утечек воды и пара. Греющей средой в испарителе слу жит пар одного из промежуточных отборов. Конденсат греющего пара испарителя и полученный дистиллят направляются в запасную ци стерну питательной воды 9, откуда осуществляется пополнение ра бочего тела в цикле.
Из промежуточного отбора высокого давления часть пара идет в испаритель грязных конденсатов 4, производящий вторичный пар для теплообменных аппаратов 5, в которых возможно загрязнение конденсата, например подогреватели топлива. Этим самым предот вращается загрязнение конденсата в основном контуре.
Перегретый пар из парогенератора кроме главной турбины рас ходуется на турбину 1 турбогенератора судовой электростанции. Отработавший в этой турбине пар конденсируется во вспомогатель ном конденсаторе 20, а конденсат вспомогательным конденсатным насосом 18 через холодильник 17 вспомогательного эжектора по-
28
дается в конденсатный трубопровод главного контура после холо дильника главного эжектора.
Насыщенный пар из парогенератора используется в качестве рабочего пара в главном и вспомогательномзжекторах, а также в тур бине питательного насоса. Отработавший пар из турбины питатель ного насоса, работающей на повышенное противодавление, посту пает в деаэратор, где используется вместе с паром отбора среднего давления как греющая среда. На схеме показаны также циркуля ционные насосы 16 и 19, обеспечивающие прокачку главного и вспо могательного конденсаторов забортной водой.
подогревом питательной воды.
В рассматриваемой паротурбинной установке все вспомогатель ные механизмы, за исключением питательного насоса, электрифи цированы. Выбор парового привода для питательного насоса обу словлен удобством регулирования производительности в широком диапазоне режимов работы и относительно большой его мощностью.
Данная тепловая схема отличается от приведенной ранее идеали зированной схемы (см. рис. 10) наличием дополнительных потребителей пара непосредственно из парогенератора (турбогенератор, питательный насос, эжекторы) и из промежуточных отборов (испа ритель грязных конденсатов 4, испаритель испарительной уста новки 14). Дополнительные расходы пара в некоторой степени снижают выигрыш от регенерации тепла по сравнению с идеализиро ванной схемой. Частичная компенсация потерь, связанных с допол нительными расходами пара, достигается включениемвконденсатную линию холодильников главного и вспомогательного__эжекторов 13
29
и 17 и конденсатора испарительной установки 12. В более развитых тепловых схемах подогрев конденсата перед подогревателем низкого давления осуществляется также в маслоохладителях, конденсаторах системы отсоса пара от наружных уплотнений турбин, и т. д., что также повышает к. п. д. установки.
Тепловые схемы с регенеративными отборами пара от главных турбин широко применяют в установках, для которых характерна длительная эксплуатация на постоянных режимах (суда транспорт ного флота).
Рассмотренная тепловая схема, как видно из изложенного, ча стично включает элементы нерегенеративной схемы (в контуре турбо генератора) и схемы с подогревом питательной воды отработавшим паром вспомогательных двигателей (в контуре турбины питательного насоса).
В современных паротурбинных установках в ряде случаев на ходит применение привод генератора электрического тока и пита тельного насоса на ходовых режимах от главной турбины. Это ме роприятие положительно влияет на тепловую экономичность уста новки, так как главные турбины всегда имеют более высокий к. п. д., чем вспомогательные в виде самостоятельного привода.
§ 4
Паротурбинные установки с промежуточным перегревом пара
Цикл с промежуточным перегревом пара. В уста новках с промежуточным перегревом пар, частично расширившийся
в главной турбине, подвергают повторному перегреву, после |
чего |
он снова возвращается в турбину и расширяется в последующих |
сту |
пенях. |
|
Идеальный цикл с однократным промежуточным перегревом |
пара |
изображен на рис. 13. Вторичный перегрев пара изображается |
уча |
стком изобары 5—6. |
|
Сложный цикл /—2—3—4—5—6—7—/ состоит как бы из двух простых циклов: основного (цикла Ренкина) /—2—3—4—5'—1 и
добавочного 5'—5—6—7—5'. |
|
|
|
|||||
Полезная |
работа |
основного цикла |
|
|
||||
|
|
|
|
|
HOR |
—U — ( 5, |
|
|
полезная работа |
дополнительного цикла |
|
|
|||||
|
|
|
А Яо = 0'6 — Ч) — Os— |
к). |
|
|||
Термический |
коэффициент |
полезного действия идеального цикла |
||||||
с промежуточным перегревом |
пара |
|
|
|||||
г, |
|
H'OR |
+ |
AH'O |
= |
KR + A H O |
HQH-\-AH0 |
(12) |
Ц ' |
(U — h) |
+ |
(ie — |
h) |
<71д+Л<71 |
|
||
|
|
30
|
В знаменателе — полное количество тепла, подведенного в цикле |
|||||
к |
1 кг рабочего тела, в том числе: qlR |
— в основном цикле и Aqx — |
||||
в |
дополнительном |
цикле. |
|
|
|
|
|
Выражение (12) |
можно |
преобразовать к виду |
|
||
|
|
|
|
1 |
|
|
|
|
11; = |
П/R • |
4tR |
1yR |
(13) |
|
|
Mi. |
||||
|
|
|
|
|
1iR
и r\tR — к. п. д. соответственно основного и дополнительного циклов.
Таким образом, к. п. д. суммарного цикла выше к. п. д. основного цикла в том случае, если т],д > r\tR. На величину прироста к. п. д. влияет отношение количества тепла, подведенного в процессе перегрева, ко всему теплу, за траченному в сложном цикле.
Промежуточный перегрев па ра является мероприятием, поз-
Рис. 13. Идеальный цикл с однократ |
Рис. 14. Принципиальная тепловая |
||
ным |
промежуточным |
перегревом |
схема ПТУ с промежуточным перегре |
|
пара. |
|
вом пара. |
воляющим использовать положительное влияние высокого начального давления пара на к. п. д. цикла. Так как промежуточный перегрев сдвигает на Т — s-диаграмме процесс расширения в турбине в об ласти низких давлений вправо, уменьшая тем самым конечную влаж ность пара, появляется возможность в основном цикле начальное давление существенно повысить по сравнению с сопряженным при температуре первоначального перегрева (см. § 2).
Фактический выигрыш от применения промежуточного перегрева необходимо оценивать не по выражению (13), сопоставляя сложный цикл с основным, а сравнением к. п. д. сложного цикла с простым циклом при той же максимальной температуре перегрева и сопря женном с ней начальном давлении. По этой причине промежуточный перегрев может оказаться целесообразным даже в случае, если r\t <
31
В судовых паротурбинных установках температура промежуточ ного перегрева пара обычно принимается близкой к начальной тем пературе. Применение промежуточного перегрева пара позволяет повысить экономичность установки на 3—5%.
Тепловая схема установки с промежуточным перегревом |
пара. |
В судовых паротурбинных установках транспортных судов |
проме |
жуточный перегрев^пара сочетается с регенеративным подогревом питательной воды паром, отбираемым из промежуточных ступеней главных турбин.
Принципиальная тепловая схема такой установки |
представлена |
на рис. 14. Главная турбина трехкорпусная. Пар после |
расширения |
втурбине высокого давления 6 направляется в промежуточный паро перегреватель парогенератора /, а затем расширяется последова тельно в турбинах среднего давления 5 и низкого давления 4. В схеме предусмотрен пятиступенчатый подогрев питательной воды в подо гревателях /7, 10, 8, 7 и деаэраторе 9 паром, отбираемым от главной турбины. Главный конденсатор 13 и конденсатный насос 12 выпол няют те же функции, что и в рассмотренных ранее установках. Гене ратор электрического тока 3 и питательный насос 2 на ходовых ре жимах приводятся в действие от промежуточных звеньев главной зубчатой передачи; все прочие вспомогательные механизмы электри фицированы.
Врассмотренной схеме вторичный перегрев пара осуществляется
вгазовом пароперегревателе, вмонтированном в трубную систему парогенератора. В принципе возможны и другие способы перегрева, например выполнение вторичного пароперегревателя с самостоятель
ной топкой, перегрев свежим паром из парогенератора и др.
§ 5
Атомные паротурбинные установки
Классификация атомных паротурбинных уста новок. В атомных паротурбинных установках (АПТУ) для приго товления пара используется тепло, выделяющееся в результате ядер ной реакции в атомном реакторе. В зависимости от способа передачи тепла от тепловыделяющих элементов реактора рабочему телу раз
личают атомные паротурбинные |
установки: |
||
1) одноконтурные — с непосредственной передачей тепла и обра |
|||
зованием рабочего пара |
в самом |
атомном |
реакторе; |
2) двухконтурные — с |
передачей тепла |
для парообразования |
посредством промежуточного теплоносителя.
Впервом случае атомный реактор сам является парогенератором. Во втором случае выделяющееся в реакторе тепло воспринимается промежуточным теплоносителем, а затем уже в специальном паро генераторе используется для парообразования.
Вкачестве промежуточного теплоносителя может служить вода под давлением, органические жидкости (например, дифенил, трифенил), жидкие металлы (натрий, сплав натрия с калием) или газы.
32