Файл: Электрооборудование и автоматизация сельскохозяйственных агрегатов и установок учеб. пособие.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.04.2024

Просмотров: 435

Скачиваний: 13

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Рис. 113. Схема управления электро­ динамическим торможением в функции времени.

к нулю, необходимо выбирать реле РТ с малым напряжением отпус­ кания.

Схема управления процессом электродинамического торможения двигателя постоянного тока с параллельным возбуждением в ф у н к - ц и и в р е м е н и представлена на рис. 113. Для отсчета времени торможения в схеме применено электромагнитное реле времени с гиль­ зой, создающее выдержку времени при отпускании.

Во время работы двигателя реле времени РВ находится под напря­ жением и его контакт РВ в цепи контактора торможения КТ закрыт. При отключении линейного контактора КЛ его замыкающий блокконтакт снимает напряжение с реле РВ, и последнее начнет отсчет времени. Размыкающий блок-контакт КЛ одновременно подаст напря­ жение на катушку контактора КТ, так как контакт РВ с выдержкой времени на открывание будет за­ крыт. Контакт КТ включит якорь

двигателя на сопротивление R T,

иначнется электродинамическое торможение. По истечении выдерж­ ки времени замыкающий контакт реле РВ отключит контактор КТ,

иторможение закончится. Выдерж­ ка времени реле РВ должна быть установлена равной или несколько большей времени торможения дви­

гателя.

Интенсивность электродинами­ ческого торможения определяется

током в якорной цепи, который зависит от величины сопротивления RT. Расчет сопротивления электродинамического торможения выпол­ няют, исходя из известных значений допустимого в начале тормо­ жения тока / доп и максимально возможной величины э. д. с. двигателя £тах, получаемой в начальный момент торможения. Так как при элек­ тродинамическом торможении э. д. с. двигателя уравновешивается падением напряжения в якорной цепи:

£ = / ( Я я+ Я т ),

(18-3)

то отсюда легко получить формулу для расчета сопротивления:

Я т = ф ^ - Я я -

(18-4)

* ДОП

 

Практически можно принять Emax w U, а

/ доп « 2 -ь 2,5 /„.

Управление торможением противовключением. Торможение проти-

вовключением в основном применяется в реверсивных электропри­ водах, где вслед за торможением происходит пуск двигателя в обрат­ ном направлении.

Впериод противовключения э. д. с. двигателя действует согласно

снапряжением сети, и ток в двигателе может значительно возрасти. Для ограничения тока в якорную цепь двигателя, помимо пусковых

251


сопротивлений, вводится ступень сопротивления противовключения, которая должна быть зашунтирована по окончании торможения, то есть при скорости двигателя, близкой к нулю. Расчет ступени противо­ включения для двигателей параллельного и последовательного воз­

буждения

проводится так же, как и при электродинамическом тор­

можении,

по известным величинам Етах и / яоп.

 

Так как в режиме противовключения э. д.

с. действует согласно

с напряжением, то:

 

 

 

U-\-E — I ( Ry p Rn-\-R„),

(18-5)

где Ry — сопротивление

пусковых ступеней

(ступеней ускорения);

Rn — сопротивление

противовключения.

 

Отсюда сопротивление противовключения:

 

 

Rn = - ~ ~ - - ( R y + R„).

(18-6)

 

 

* доп

 

Управление ступенью противовключения осуществляется с помощью реле противовключения, принципиальная схема включения которого

ния реле противовключения.

якорной цепи в режиме противо­

 

включения.

показана на рис. 114. Реле РП должно сработать и включить контактор противовключения КП в момент, когда скорость двигателя равна нулю. Чтобы понять, как изменяется напряжение на реле РП и как выби­ рается его уставка по напряжению, обратимся к эквивалентной схеме якорной цепи двигателя в режиме противовключения (рис. 115).

Предположим, что реле РП подключено к точке с, разбивающей суммарное сопротивление якорной цепи R x пополам. Тогда в началь­

ный момент торможения противовключением «

U)

напряжение на

реле РП будет близко к нулю,

так как падение напряжения на участке

ТR x

U

Е

Е - \ - Е

и направлено на­

сопротивления вс равно:

 

^ ^

—?>— = ^

встречу э. д. с. двигателя Е.

По мере снижения скорости двигателя

его э. д. с. будет' уменьшаться, а напряжение на

реле РП — расти.

В конце торможения, когда скорость двигателя

и его э. д. с.

будут равны нулю, напряжение

на реле РП будет равно падению

напряжения на участке сопротивления

(IR-*

U \

Это напряже-

вс ' —тр- =

у ) .

252


ние и является уставкой напряжения реле РП. Из условий надежности работы при пуске напряжение втягивания UBT на катушке реле при­

нимают

на 20% ниже напряжения на реле при неподвижном якоре

то есть

UBT -= 0,4 Нн.

F ’

18.5.СХЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ АСИНХРОННЫМИ ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЯМИ

СКОРОТКОЗАМКНУТЫМ РОТОРОМ

Асинхронные электродвигатели с короткозамкнутым ротором, как правило, управляются при помощи магнитных пускателей. Пуск

электродвигателей осуществляется непосредственным включением на полное напряжение.

Схемы управления с нереверсивным магнитным пускателем. Прос­ тейшая схема управления асинхронным короткозамкнутым двига-

А В

С

0

телем с нереверсивным магнитным пускателем показана на рис. 116. В этой схеме предусматривается питание силовых цепей и цепей управления от одного источника напряжения. Иногда в целях повы­ шения надежности работы релейной аппаратуры и безопасности эксплуатации питание цепей управления осуществляется от источника пониженного напряжения.

При замыкании контактов рубильника В напряжение подается на силовые и вспомогательные цепи схемы. Нажатием кнопки КнП замыкается цепь катушки магнитного пускателя КЛ, при этом глав­ ные контакты КЛ замыкаются и включают двигатель в сеть. Одно­ временно блок-контакт КЛ шунтирует кнопку КнП, и дальнейшее удержание кнопки в нажатом состоянии становится излишним.

253


Отключение

электродвигателя от сети выполняется нажатием

на кнопку КнС.

Цепь питания катушки КЛ разрывается, что приводит

кразмыканию всех контактов КЛ магнитного пускателя.

Всхеме предусмотрена защита электродвигателя от коротких замыканий — плавкими предохранителями Пр и от перегрузок — тепловыми реле РТ. Размыкающие контакты тепловых реле включены в цепь катушки КЛ, поэтому при срабатывании любого реле РТ разрывается цепь катушки магнитного пускателя, и двигатель отклю­ чается от сети.

Кроме этого, схема осуществляет защиту от самопроизвольных повторных включений электродвигателя (нулевая защита) при вос­ становлении напряжения питания после кратковременного его исчез­ новения или глубокой посадки. Действие защиты основано на отпус­ кании якоря магнитного пускателя при снижении напряжения. Повторный пуск электродвигателя возможен только после вторич­ ного нажатия на кнопку КнП.

В последнее время начинает широко применяться схема управле­ ния асинхронным двигателем с использованием автомата и магнит­ ного пускателя (см. рис. 107, б). В этой схеме автомат выполняет роль аппарата защиты от коротких замыканий и перегрузок, а маг­ нитный пускатель используется как коммутационный аппарат для управления электродвигателем. Такая схема имеет ряд преимуществ: практически исключается возможность двухфазной работы трехфаз­ ного асинхронного двигателя; имеется возможность быстрого повтор­ ного включения электродвигателя после отключения тока короткого замыкания. Если автомат содержит только максимально токовую

защиту, то в схеме следует применять магнитный пускатель с тепловой защитой.

Схемы управления с реверсивным магнитным пускателем. В тех слу­ чаях, когда необходимо изменять направление вращения, управле­ ние электродвигателем осуществляется реверсивным магнитным пус­

кателем.

Схема управления

асинхронным двигателем с р е в е р ­

с и в н ы м

м а г н и т н ы м

п у с к а т е л е м

изображена на

рис. 117.

 

 

 

При нажатии на кнопку КнВ получает питание катушка КВ магнитного пускателя, замыкаются силовые контакты в главной цепи и статор двигателя присоединяется к сети при прямом чередовании фаз (вращение «Вперед»). Размыкающие контакты кнопки КнВ, установленные в цепи катушки КН, размыкаются и не допускают одновременного включения обоих контакторов. Блок-контакт КВ шунтирует замыкающий контакт кнопки КнВ, и дальнейшее ее на­ жатие становится излишним.

Аналогичным образом происходит включение двигателя «Назад». При нажатии на кнопку КнН получает питание катушка КН, замы­ каются силовые контакты КН и включают двигатель в сеть при об­ ратном чередовании фаз. Вторая пара контактов кнопки КнН размы­ кает цепь питания катушки КВ, вновь предупреждая совместное включение контакторов КВ и КН,

254


При отсутствии электрической блокировки совместное включе­ ние катушек КВ и КН привело бы к двухфазному короткому замы­ канию сети через силовые контакты КВ и КН. Электрическая блокн­ о т а сопровождается для большей надежности механической бло­ кировкой в виде системы рычагов, связанных с подвижной частью контакторов и препятствующих втягиванию якоря одного контактора

при включении другого.

Отключение двигателя осуществляется нажатием на кнопку КнС, контакты которой разрывают цепь питания катушек КВ и КН.

В схеме предусмотрены все виды защиты электродвигателя, рас­ смотренные при описании схемы управления с нереверсивным маг­ нитным пускателем.

Схемы управления многоскоростными асинхронными двигателями.

В целом ряде производственных механизмов применяются асинхрон­ ные многоскоростные электродвигатели, управление которыми осу­ ществляется а в т о м а т и ч е с к и м п е р е к л ю ч е н и е м ч и с ­ ла п о л ю с о в о б м о т к и с т а т о р а . Схема управления двухскоростным асинхронным короткозамкнутым двигателем показана на рис. 118. Переключение с одной скорости на другую в схеме воз­ можно при вращении электродвигателя как в прямом, так и в обратном направлении.

Включение первой скорости осуществляется нажатием на кнопку КнПІ, при этом включается катушка контактора К1, и двигатель

255

подключается к сети по схеме «треугольник». Переход на высшую скорость осуществляется нажатием кнопки КнП2, замыкающей цепь питания катушки К2. При этом контакты К2 подключают средние точки обмоток статора к сети и создают нулевую точку для соединения обмоток в двойную «звезду».

Совместное включение контакторов КВ и КН, а также К1 и К2 предотвращают электрическими блокировками, выполненными на

Рис. 118. Схема управления двухскоростным асинхронным короткозамкнутым двигателем.

кнопках двойного действия. Для большей надежности дополнительно включают размыкающий блок-контакт КВ в цепь катушки КН и наоборот, а размыкающий блок-контакт К1 в цепь катушки К2 и наоборот.

Прямое и обратное направление вращения достигается при по­ мощи реверсивного магнитного пускателя, управляемого кнопками

КнВ и КнН.

Схема управления электродинамическим торможением. Для тормо­ жения асинхронных короткозамкнутых электродвигателей приме­ няется электродинамическое торможение и торможение противовключением. Электродинамическое торможение осуществляется путем от­ ключения обмоток статора электродвигателя от сети переменного тока и подачей в них постоянного тока на период торможения. Схема автоматического управления электродинамическим торможением пред-

256