Файл: Электрооборудование и автоматизация сельскохозяйственных агрегатов и установок учеб. пособие.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.04.2024

Просмотров: 434

Скачиваний: 13

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ставлена на рнс. 119. Пуск электродвигателя происходит так же, как и в ранее рассмотренной схеме на рис. 116, однако контактор КЛ, включая электродвигатель, одновременно включает замыкающим блокконтактом катушку электромагнитного реле времени РВ. Реле времени без выдержки замыкает свой контакт в цепи контактора торможения КТ, но включения контактора не произойдет, так как к этому времени размыкающий контакт КЛ будет уже открыт.

Л_>

Торможение электродвигателя начинается после нажатия на кнопку КнС. При этом катушка КЛ теряет питание, и размыкающий контакт КЛ включает контактор торможения КТ. Двигатель отключается от сети переменного тока, и в его обмотки через токоограничивающее сопротивление і?т подается постоянный ток. Начинается процесс торможения. Одновременно замыкающий контакт КЛ снимает питание с катушки реле времени РВ. Контакт РВ с выдержкой времени, не­ сколько превышающей время торможения, отключает питание катушки контактора торможения КТ. Поэтому после остановки электродви­ гателя происходит автоматическое отключение его от источника

постоянного тока.

Включению контактора КЛ во время торможения препятствует размыкающий блок-контакт КТ, установленный в цепи катуш­ ки КЛ.

9 Колесов Л, В. и др.

257

Схема управления торможением противовключением. Торможение противовключением осуществляется при помощи реверсивного маг­ нитного пускателя, как это показано на рис. 12Ü. Возможность ревер­ сирования после торможения электродвигателя предотвращают при­ менением реле контроля скорости PC, которое служит для отключения контактора торможения при остановке двигателя. Контакты реле PC в качестве которого может применяться центробежное реле скорости]

КТ

настраиваются так, что они замыкаются при скорости (Юн15%)<ин и размыкаются при скорости ниже этого значения.

Пуск двигателя осуществляется нажатием на кнопку КнП. Кон­ тактор КЛ подключает двигатель к сети и размыкающим блок-контак­ том разрывает цепь катушки контактора торможения КТ. По мере разгона двигателя закрываются контакты реле контроля скорости

PC, подготавливая цепь катушки контактора торможения КТ к вклю­ чению.

Остановку двигателя производят нажатием на кнопку КнС, при этом контактор КЛ отключает двигатель от сети и размыкающим блок-контактом КЛ подает напряжение на катушку контактора КТ. Двигатель вновь подключается к сети, но с изменением чередования

258


фаз; происходит торможение. В конце процесса торможения откры­ ваются контакты реле PC, теряет питание катушка КТ, и двигатель отключается от сети. До полной остановки торможение происходит под действием момента сопротивления.

18.6.УПРАВЛЕНИЕ АСИНХРОННЫМИ ДВИГАТЕЛЯМИ

СФАЗНЫМ РОТОРОМ

Пуск, торможение и регулирование скорости асинхронных элек­ тродвигателей с фазным ротором сопряжены с изменением сопротивле­ ний, включенных в роторную цепь. Изменение сопротивления должно проводиться в определенной последовательности. Поэтому управление асинхронными двигателями с фазным ротором обычно выполняется с п о м о щ ь ю к о н т р о л л е р о в .

В системах * контроллерного управления асинхронными двигате­

лями широко применяется н е с и м м е т р и ч н о е

в к л ю ч е н и е

с о п р о т и в л е н и й в р о т о р н у ю ц е п ь .

Пуск и регули­

рование скорости с несимметричными сопротивлениями отличается от этих же операций с симметричными сопротивлениями тем, что при переключении сопротивления в каждой фазе ротора изменяются поочередно. Это позволяет при меньшем числе контактов получить больше регулировочных ступеней. На рис. 121, а приведена схема полуавтоматического управления асинхронным двигателем с силовым контроллером НТ-51, применяемая ,в подъемно-транспортных меха­ низмах, а на рис. 121, б показана принципиальная схема переклю­ чения сопротивлений реостата при переводе контроллера из нулевого

впервое и последующие положения.

Вконтроллере кулачкового типа НТ-51 четыре контакта пред­ назначены для переключения в статорной цепи, пять — в роторной. Для изменения направления вращения двигателя реверсирующие контакты устанавливаются в двух линейных проводах, третий провод подводится непосредственно к статору.

Контроллер подключается к сети через магнитный пускатель КЛ

иавтомат AB, имеющий максимально-токовую и тепловую защиты.

Магнитный пускатель

может быть включен кнопкой КнП только

в том случае, если

контроллер находится в нулевом поло­

жении, так как последовательно с кнопкой включен контакт контроллера 1, закрывающийся только в нулевом положении. Такое включение кнопки КнП обеспечивает невозможность пуска двигателя с частично или полностью выведенными сопротивле­ ниями.

Пуск двигателя осуществляется переводом контроллера в первое положение, при этом замыкаются два контакта статорной цепи кон­ троллера, и двигатель включается в сеть. Все контакты роторной цепи

вэтом положении разомкнуты, и сопротивления полностью введены

вроторную цепь. Шунтирование ступеней реостата начинается со второго положения контроллера (закрывается контакт Р5) и закан­ чивается в пятом положении, когда все контакты роторной цепи от

9 *

2 5 9



Р1 до P5 закрыты, а обмотки ротора замкнуты накоротко. Пятью контактами роторной цепи создается четыре ступени регулировочного реостата.

Спуси

Подъем

назад

вперед

5 4 3 2 /

О 1 1 3 4 5

§

Рис. 121. Схема управления асинхронным двигателем с фазным ротором с силовым контроллером НТ-51 (а) и принципиальная схема переключения сопротивлений рео­ стата (б).

При реверсе контроллер переводится в нулевое положение, а затем в нужное положение обратного вращения. При этом вначале в цепь ротора полностью вводятся сопротивления, а затем происходит пере­ ключение фаз статора. Торможение двигателя противовключением

260

происходит с полностью введенными в роторную цепь сопротивле­ ниями.

Кратковременная остановка двигателя выполняется переводом контроллера в нулевое положение. Остановка двигателя на длитель­ ное время осуществляется нажатием на кнопку КнС. Напряжение

гѵ

с двигателя в этом случае снимается главными контактами магнит­

ного пускателя КЛ.

А в т о м а т и ч е с к о е у п р а в л е н и е асинхронным двига­ телем с фазным ротором выполняется с п о м о щ ь ю к о и а н до- к о н т р о л л е р а. На рис. 122 приведена схема реверсивного управ­ ления асинхронным двигателем в функции времени, которое осущест­ вляется маятниковыми реле времени, встроенными в соответствующие

261


контакторы. Торможение двигателя при реверсе производится противовключением и осуществляется в функции тока.

Защита двигателя от коротких замыканий выполнена на реле

максимального тока

РМ1 и РМ2, от перегрузки — на тепловых реле

РТ1 и РТ2, и от

понижения

напряжения сети — с помощью реле

напряжения PH. Кроме того,

реле PH делает возможным повторный

пуск толькопосле установки командоконтроллера в нулевое поло­ жение. Это, как и в предыдущей схеме, исключает возможность пуска двигателя с выведенными сопротивлениями.

Подача напряжения на схему при нулевом положении командо­ контроллера приведет к срабатыванию реле PH, так как контакт КО будет закрыт. Контакт PH зашунтирует контакт КО, и перевод командоконтроллера из нулевого положения не приведет к отклю­ чению реле PH, через контакт которого получают питание остальные элементы схемы управления.

Перевод ручки контроллера в положение 1 (например, «Вперед») приведет к закрыванию контактов контроллера К1 и КЗ. Включится контактор КВ и подаст напряжение на статор двигателя. Одновременно блок-контакт КВ подаст напряжение на блокировочное реле РБ, которое в свою очередь через закрытые контакты РП и КЗ включит контактор противовключения КП, и ступень противовключения Rn будет зашуитирована. Двигатель начнет разгоняться на первой рео­ статной характеристике. Контакт токового реле противовключения РП будет закрыт, так как ток срабатывания реле выбираетря выше пускового тока, и оно реагирует только на ток, возникающий в роторе при противовключении.

Если командоконтроллер не был переведен в следующее положе­ ние, то маятниковый механизм контактора противовключения КП с выдержкой времени закроет блок-контакт КП и подготовит к вклю­ чению цепь контактора КУК Перевод командоконтроллера во второе положение закроет контакт К4\ включится контактор КУ1, который зашунтирует первую ступень регулировочного реостата, и двигатель выйдет на вторую реостатную характеристику. Переключение на

следующие характеристики, в том числе и на естественную, происхо­ дит аналогично.

Если необходимо быстро вывести двигатель на естественную характеристику, то командоконтроллер сразу переводится из нуле­ вого положения в четвертое. При этом контакты контроллера К4, К5 и Кб замкнутся сразу же после замыкания контактов К1 и КЗ. Цепи катушек контакторов ускорения КУ1, КУ2 и КУЗ будут под­ готовлены к включению и контакторы начнут последовательно вклю­ чаться с выдержкой времени, создаваемой маятниковыми механизмами блок-контактов КП, КУ1 и КУ2. Двигатель автоматически выйдет на естественную характеристику.

Реверсирование двигателя производится переводом командоконтроллёра, например, из положения «Вперед» в положение «Назад»;

при переходе командоконтроллером нулевого положения отключается вся аппаратура 'управления.