ставлена на рнс. 119. Пуск электродвигателя происходит так же, как и в ранее рассмотренной схеме на рис. 116, однако контактор КЛ, включая электродвигатель, одновременно включает замыкающим блокконтактом катушку электромагнитного реле времени РВ. Реле времени без выдержки замыкает свой контакт в цепи контактора торможения КТ, но включения контактора не произойдет, так как к этому времени размыкающий контакт КЛ будет уже открыт.
Л_>
Торможение электродвигателя начинается после нажатия на кнопку КнС. При этом катушка КЛ теряет питание, и размыкающий контакт КЛ включает контактор торможения КТ. Двигатель отключается от сети переменного тока, и в его обмотки через токоограничивающее сопротивление і?т подается постоянный ток. Начинается процесс торможения. Одновременно замыкающий контакт КЛ снимает питание с катушки реле времени РВ. Контакт РВ с выдержкой времени, не сколько превышающей время торможения, отключает питание катушки контактора торможения КТ. Поэтому после остановки электродви гателя происходит автоматическое отключение его от источника
постоянного тока.
Включению контактора КЛ во время торможения препятствует размыкающий блок-контакт КТ, установленный в цепи катуш ки КЛ.
9 Колесов Л, В. и др. |
257 |
Схема управления торможением противовключением. Торможение противовключением осуществляется при помощи реверсивного маг нитного пускателя, как это показано на рис. 12Ü. Возможность ревер сирования после торможения электродвигателя предотвращают при менением реле контроля скорости PC, которое служит для отключения контактора торможения при остановке двигателя. Контакты реле PC в качестве которого может применяться центробежное реле скорости]
КТ
настраиваются так, что они замыкаются при скорости (Юн15%)<ин и размыкаются при скорости ниже этого значения.
Пуск двигателя осуществляется нажатием на кнопку КнП. Кон тактор КЛ подключает двигатель к сети и размыкающим блок-контак том разрывает цепь катушки контактора торможения КТ. По мере разгона двигателя закрываются контакты реле контроля скорости
PC, подготавливая цепь катушки контактора торможения КТ к вклю чению.
Остановку двигателя производят нажатием на кнопку КнС, при этом контактор КЛ отключает двигатель от сети и размыкающим блок-контактом КЛ подает напряжение на катушку контактора КТ. Двигатель вновь подключается к сети, но с изменением чередования
фаз; происходит торможение. В конце процесса торможения откры ваются контакты реле PC, теряет питание катушка КТ, и двигатель отключается от сети. До полной остановки торможение происходит под действием момента сопротивления.
18.6.УПРАВЛЕНИЕ АСИНХРОННЫМИ ДВИГАТЕЛЯМИ
СФАЗНЫМ РОТОРОМ
Пуск, торможение и регулирование скорости асинхронных элек тродвигателей с фазным ротором сопряжены с изменением сопротивле ний, включенных в роторную цепь. Изменение сопротивления должно проводиться в определенной последовательности. Поэтому управление асинхронными двигателями с фазным ротором обычно выполняется с п о м о щ ь ю к о н т р о л л е р о в .
В системах * контроллерного управления асинхронными двигате
лями широко применяется н е с и м м е т р и ч н о е |
в к л ю ч е н и е |
с о п р о т и в л е н и й в р о т о р н у ю ц е п ь . |
Пуск и регули |
рование скорости с несимметричными сопротивлениями отличается от этих же операций с симметричными сопротивлениями тем, что при переключении сопротивления в каждой фазе ротора изменяются поочередно. Это позволяет при меньшем числе контактов получить больше регулировочных ступеней. На рис. 121, а приведена схема полуавтоматического управления асинхронным двигателем с силовым контроллером НТ-51, применяемая ,в подъемно-транспортных меха низмах, а на рис. 121, б показана принципиальная схема переклю чения сопротивлений реостата при переводе контроллера из нулевого
впервое и последующие положения.
Вконтроллере кулачкового типа НТ-51 четыре контакта пред назначены для переключения в статорной цепи, пять — в роторной. Для изменения направления вращения двигателя реверсирующие контакты устанавливаются в двух линейных проводах, третий провод подводится непосредственно к статору.
Контроллер подключается к сети через магнитный пускатель КЛ
иавтомат AB, имеющий максимально-токовую и тепловую защиты.
Магнитный пускатель |
может быть включен кнопкой КнП только |
в том случае, если |
контроллер находится в нулевом поло |
жении, так как последовательно с кнопкой включен контакт контроллера 1, закрывающийся только в нулевом положении. Такое включение кнопки КнП обеспечивает невозможность пуска двигателя с частично или полностью выведенными сопротивле ниями.
Пуск двигателя осуществляется переводом контроллера в первое положение, при этом замыкаются два контакта статорной цепи кон троллера, и двигатель включается в сеть. Все контакты роторной цепи
вэтом положении разомкнуты, и сопротивления полностью введены
вроторную цепь. Шунтирование ступеней реостата начинается со второго положения контроллера (закрывается контакт Р5) и закан чивается в пятом положении, когда все контакты роторной цепи от
Р1 до P5 закрыты, а обмотки ротора замкнуты накоротко. Пятью контактами роторной цепи создается четыре ступени регулировочного реостата.
Спуси |
Подъем |
назад |
вперед |
5 4 3 2 / |
О 1 1 3 4 5 |
§
Рис. 121. Схема управления асинхронным двигателем с фазным ротором с силовым контроллером НТ-51 (а) и принципиальная схема переключения сопротивлений рео стата (б).
При реверсе контроллер переводится в нулевое положение, а затем в нужное положение обратного вращения. При этом вначале в цепь ротора полностью вводятся сопротивления, а затем происходит пере ключение фаз статора. Торможение двигателя противовключением
происходит с полностью введенными в роторную цепь сопротивле ниями.
Кратковременная остановка двигателя выполняется переводом контроллера в нулевое положение. Остановка двигателя на длитель ное время осуществляется нажатием на кнопку КнС. Напряжение
гѵ
с двигателя в этом случае снимается главными контактами магнит
ного пускателя КЛ.
А в т о м а т и ч е с к о е у п р а в л е н и е асинхронным двига телем с фазным ротором выполняется с п о м о щ ь ю к о и а н до- к о н т р о л л е р а. На рис. 122 приведена схема реверсивного управ ления асинхронным двигателем в функции времени, которое осущест вляется маятниковыми реле времени, встроенными в соответствующие
контакторы. Торможение двигателя при реверсе производится противовключением и осуществляется в функции тока.
Защита двигателя от коротких замыканий выполнена на реле
максимального тока |
РМ1 и РМ2, от перегрузки — на тепловых реле |
РТ1 и РТ2, и от |
понижения |
напряжения сети — с помощью реле |
напряжения PH. Кроме того, |
реле PH делает возможным повторный |
пуск толькопосле установки командоконтроллера в нулевое поло жение. Это, как и в предыдущей схеме, исключает возможность пуска двигателя с выведенными сопротивлениями.
Подача напряжения на схему при нулевом положении командо контроллера приведет к срабатыванию реле PH, так как контакт КО будет закрыт. Контакт PH зашунтирует контакт КО, и перевод командоконтроллера из нулевого положения не приведет к отклю чению реле PH, через контакт которого получают питание остальные элементы схемы управления.
Перевод ручки контроллера в положение 1 (например, «Вперед») приведет к закрыванию контактов контроллера К1 и КЗ. Включится контактор КВ и подаст напряжение на статор двигателя. Одновременно блок-контакт КВ подаст напряжение на блокировочное реле РБ, которое в свою очередь через закрытые контакты РП и КЗ включит контактор противовключения КП, и ступень противовключения Rn будет зашуитирована. Двигатель начнет разгоняться на первой рео статной характеристике. Контакт токового реле противовключения РП будет закрыт, так как ток срабатывания реле выбираетря выше пускового тока, и оно реагирует только на ток, возникающий в роторе при противовключении.
Если командоконтроллер не был переведен в следующее положе ние, то маятниковый механизм контактора противовключения КП с выдержкой времени закроет блок-контакт КП и подготовит к вклю чению цепь контактора КУК Перевод командоконтроллера во второе положение закроет контакт К4\ включится контактор КУ1, который зашунтирует первую ступень регулировочного реостата, и двигатель выйдет на вторую реостатную характеристику. Переключение на
следующие характеристики, в том числе и на естественную, происхо дит аналогично.
Если необходимо быстро вывести двигатель на естественную характеристику, то командоконтроллер сразу переводится из нуле вого положения в четвертое. При этом контакты контроллера К4, К5 и Кб замкнутся сразу же после замыкания контактов К1 и КЗ. Цепи катушек контакторов ускорения КУ1, КУ2 и КУЗ будут под готовлены к включению и контакторы начнут последовательно вклю чаться с выдержкой времени, создаваемой маятниковыми механизмами блок-контактов КП, КУ1 и КУ2. Двигатель автоматически выйдет на естественную характеристику.
Реверсирование двигателя производится переводом командоконтроллёра, например, из положения «Вперед» в положение «Назад»;
при переходе командоконтроллером нулевого положения отключается вся аппаратура 'управления.