Файл: Электрооборудование и автоматизация сельскохозяйственных агрегатов и установок учеб. пособие.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.04.2024

Просмотров: 432

Скачиваний: 13

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

при изменении тока в обмотке управления. С возрастанием постоянного тока в обмотке управления магнитная система усилителя насыщается, и индуктивное сопротивление рабочей обмотки уменьшается.

На рис. 126, а изображена схема управления с магнитным усили­ телем асинхронным двигателем с фазным ротором. Регулирование скорости двигателя осуществляется изменением подводимого напряже-

ЛО

ния за счет изменения падения напряжения на рабочих обмотках магнитного усилителя.

Механические характеристики рассматриваемого двигателя при­ ведены на рис. 126, б. Характеристика 1 соответствует максимальному сопротивлению рабочей обмотки усилителя при токе управления, равном нулю." Характеристика 2 получена при токе управления, соответствующем минимальному индуктивному сопротивлению усили­ теля. Характеристика 3 принадлежит асинхронному двигателю при отсутствии дополнительного сопротивления, создаваемого магнитным

270

усилителем. Изменяя ток управления, можно получить любую меха­ ническую характеристику, расположенную между кривыми 1 и 2. Однако, получаемые механические характеристики двигателя имеют очень низкую жесткость и поэтому колебания момента сопротивления на валу двигателя будут приводить к значительному изменению его скорости. Для устранения этого недостатка в схему управления введена отрицательная обратная связь по скорости. Она выполнена следующим образом. Обмотка управления ОУ магнитного усилителя питается

разностью напряжения тахогенератора

(Утг и напряжения сравнения

U3, задающего величину скорости. Если разность напряжений равна

нулю, ток в обмотке управле­

 

 

ния отсутствует, и магнитный

 

 

усилитель

имеет

максимальное

 

 

сопротивление, что соответ­

 

 

ствует работе двигателя на

ха­

 

 

рактеристике

1.

Если

момент

 

 

сопротивления увеличится, ско­

 

 

рость

двигателя

уменьшится,

 

 

и возникнет разность напря­

 

 

жений

А U U3 и уг,

что,

 

 

в свою очередь, вызовет появле­

 

 

ние

тока

в

обмотке

управле­

 

 

ния.

Сопротивление магнитного

 

 

усилителя уменьшится, напря­

 

 

жение

на

двигателе возрастет,

 

 

и двигатель перейдет на другую

 

 

механическую

характеристику.

 

 

При этом его момент возрастет,

Рис.

127. Схема управления двигателем

и скорость вращения увеличит­

постоянного тока с магнитным усилителем

ся, приближаясь к первона­

 

(типа ПМУ).

чальной.

Изменение

скорости

 

 

с изменением

момента

сопротивления в данном случае будет опреде­

ляться

переходной характеристикой 4.

Схемы

управления

асинхронными

двигателями с магнитными

усилителями особенно широко применяются в регулируемых электро­ приводах с вентиляторной нагрузкой.

Магнитные усилители находят применение также в системах управления двигателями постоянного тока. Обладая широким диа­ пазоном регулирования, как и система генератор— двигатель, привод с магнитными усилителями значительно дешевле, имеет меньшие габариты и лучший к. п. д.

На рис. 127 изображена принципиальная схема серийного элек­ тропривода типа ПМУ, в котором для получения более жестких

механических характеристик использована

отрицательная

обратная

связь

по

напряжению

и положительная

обратная

связь

по току.

В этой

схеме

обмотка

управления включена

нанапряжение

АU

U3 — Us t

Ui,

что

обеспечивает

необходимые,

обратные

связи.

 

 

 

 

 

 

 

 

' 271


18.11. ПРИМЕНЕНИЕ ТИРИСТОРОВ ДЛЯ УПРАВЛЕНИЯ ЭЛЕКТРОПРИВОДАМИ

Для управления электроприводами постоянного и переменного тока все большее применение находят полупроводниковые (тиристор­ ные) преобразователи. Работа тиристорных преобразователей основана на использовании свойств тиристоров переходить в проводящее состояние при подаче импульса управляющего напряжения на управ­ ляющий электрод и возвращаться в непроводящее состояние при появлении на аноде обратного напряжения.

Рис. 128. Схема тиристорного управления электродвигателем постоянного тока.

На рис. 128 приведена простейшая схема тиристорного управле­ ния электроприводом постоянного тока небольшой мощности.

' Электродвигатель постоянного тока независимого возбуждения получает питание от сети однофазного переменного тока через управ­ ляемый выпрямитель, собранный по мостовой схеме с двумя тиристо­ рами Т и двумя диодами Д. Для сглаживания пульсаций выпрямлен­ ного тока последовательно с якорем двигателя включен дроссель Др.

Р е г у л и р о в а н и е с к о р о с т и в р а щ е н и я двигателя осуществляется изменением среднего выпрямленного напряжения, подводимого к якорю двигателя. Выпрямленное напряжение регули­ руется изменением угла запаздывания при включении тиристоров Т. Чем больше угол запаздывания, тем меньше будет величина выпрям­ ленного напряжения. Угол запаздывания изменяется системой управ­ ления, состоящей из магнитного усилителя МУ, имеющего сердечник с прямоугольной петлей гистерезиса, формирователя прямоугольных

272

импульсов, подаваемых на рабочие обмотки РО магнитного усилителя

ивыходною трансформатора Тр%, связывающего систему управления

суправляющими электродами тиристоров.

Ф о р м и р о в а т е л ь п р я м о у г о л ь н ы х и м п у л ь с о в состоит из согласующего трансформатора Тръ диодов Д1, образующих выпрямительный мост, и балластного сопротивления R6 со стабили­ троном СТ, включенных в диагональ выпрямительного моста. Прямо­ угольный импульс^формируется из полуволны синусоидального напря­

жения, прошедшей через диод Д2, за счет ограничения амплитуды стабилитроном СТ.

Прямоугольные импульсы с частотой сети подаются на цепочку, состоящую из рабочей обмотки РО магнитного усилителя МУ и пер­ вичной обмотки импульсного выходного трансформатора Трг. Перво­ начально напряжение оказывается приложенным к обмотке МУ, до тех пор пока его сердечник не войдет в состояние насыщения. После насыщения сердечника сопротивление МУ резко падает, и напряжение прикладывается к выходному трансформатору, передаю­ щему управляющий импульс на тиристор. Диоды ДЗ и Д4 защищают

управляющий переход тиристоров от появления на нем отрицательного напряжения.

Время перехода сердечника в насыщенное состояние зависит от постоянного тока в обмотках управления МУ; чем больше ток управления, тем быстрее сердечник насыщается и наоборот.

Таким образом, изменяя ток управления МУ, можно изменить время, на которое задерживается импульс управления тиристорами от начала полуволны синусоиды напряжения, и регулировать угол запаздывания отпирания тиристоров выпрямителя.

Магнитный усилитель имеет три обмотки управления: задаю­ щую 0У3, напряжения 0УНи токовую 0УТ. Задающая обмотка питается от потенциометра R5, положение движков которого задает величину и знак тока управления, а следовательно, и скорость вращения двига­ теля. Обмотки управления напряжения и токовая используются для создания отрицательной обратной связи по напряжению и поло­ жительной обратной связи по току. При этом обмотка напряжения 0УНподключается к якорю двигателя через сопротивление R3, а то­ ковая 0УТ— к обмотке дополнительных полюсов ДП через сопро­ тивление R4. При таком включении ток в обмотке 0Уа пропорцио­ нален напряжению на якоре, а ток в обмотке 0УТ— падению напря­ жения на обмотке ДП, а следовательно, току якоря.

Рассматриваемая схема может обеспечить диапазон регулиро­ вания скорости вращения двигателя (10 -f- 15) : 1; при изменении нагрузки от 25% до 100% изменение скорости не превышает ІО?о.

На рис. 129 изображена принципиальная с х е м а т и р и с т о р ­ н о г о у п р а в л е н и я р е в е р с и в н ы м п р и в о д о м с а с и н х р о н н ы м д в и г а т е л е м . В этой схеме управление скоростью двигателя осуществляется изменением подводимого к статору напряжения и регулированием сопротивления в роторной цепи. Плавное регулирование действующего значения напряжения осу­


ществляется посредством изменения угла запаздывания отпирания тиристоров реверсивного тиристорного регулятора напряжения ТРН. При работе «Вперед» включены тиристорные пары 1, 3, 5, при работе «Назад» — 2, 3, 4. В результате работы ТРН напряжение на зажимах статора практически может изменяться от номинального значения до нуля.

Рис. 129. Принципиальная схема тиристорного управления реверсивным приводом с асинхронным двигателем.

Изменение сопротивления в роторной цепи осуществляется им­ пульсным регулятором ИР. Для этого сопротивление R, включенное в роторную цепь через выпрямитель В , периодически с большой ча­ стотой шунтируется и дешунтируется тиристором 77. В результате, изменяя соотношение времени включенного и выключенного состоя­ ния тиристора 77, можно изменять эквивалентное значение сопротив­ ления от нуля до R. Тиристор Т2, конденсатор С, диод Д и дроссель Дрі служат для запирания основного тиристора 77. Дроссель Др2 включен в цепь сопротивления для сглаживания выпрямленного тока.

274

Рис. 130. Структурная схема следя­ щего привода:
1 — датчик; 2 — следящее устройство;
3 — усилитель; 4 — исполнительный орган.

Открывание тиристоров может производиться системой управле­ ния СУ, в которую входит специальная логическая схема, осуществля­ ющая избирательное управление тиристорами статора и ротора в за­ висимости от заданного режима работы двигателя.

Разработанные в последние годы статические тиристорные преобра­ зователи частоты позволяют выполнить самое экономичное частотное регулирование скорости асинхронных двигателей с короткозамкнутым ротором. В перспективе тиристорный электропривод займет одно из ведущих мест в системах регулируемого электропривода из-за высо­ кой надежности, экономичности и большого диапазона регулирова­ ния. В настоящее время асинхронный электропривод с частотным управлением не получил еще широкого распространения из-за отно­ сительной сложности самого преобразователя частоты и, особенно, систем управления.

18.12. ПОНЯТИЕ О СЛЕДЯЩЕМ ПРИВОДЕ И ПРОГРАММНОМ УПРАВЛЕНИИ

• С л е д я щ и м п р и в о д о м называется устройство, при помощи которого исполнительный орган с определенной точностью воспроиз­ водит движение рабочего механизма, задаваемое управляющим органом.

В настоящее время следящий привод применяется для автомати­ ческого контроля за изменением различных физических величин

втехнологических процессах.

Вобщем случае следящий при­ вод состоит из датчика 1 (рис. 130), приемного или следящего устрой­ ства 2, усилителя 3 и исполнитель­

ного органа — приводного электро­ двигателя 4. Элементы следящего привода связаны между собой так, что изменение сигнала датчика воздействует через приемник и усилитель на приводной двигатель,

который отрабатывает заданную датчиком величину перемещения. Следящий привод работает в результате возникшего рассогласова­ ния между сигналом датчика и сигналом, соответствующим положе­ нию рабочего органа механизма и всегда стремится к непрерывному автоматическому устранению возникшего рассогласования.

В последние годы получили распространение системы автомати­ ческого управления, действующие по заранее заданной программе. Эти системы называются системами п р о г р а м м н о г о у п р а в л е ­ н ия . По принципу действия программные системы аналогичны дей­ ствию следящих систем. Отличительной чертой является то, что в про­ граммном управлении сигнал датчика изменяется по заранее заданной программе, в то время как в следящих системах изменение сигнала датчика не является заранее предопределенным, а является величиной случайной.

275


Программа может быть задана различными способами, например, с помощью моделей, шаблонов и др. Развитие автоматики и вычисли­ тельной техники позволило вводить подготовленные числовые дан­ ные (коды) непосредственно в машину. '

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 7

Автоматический пуск электродвигателя в функции э. д. с.

Цель работы. Изучение способа управления электродвигателем постоянного тока с независимым возбуждением в функции э. д. с.

Программа работы. 1. Изучить теоретический материал и работу схе­ мы автоматического пуска двигателя постоянного тока в функции э. д. с.

 

2.

Рассчитать

напряжения втяги­

 

вания

катушек

контакторов.

 

3.

Собрать и настроить схему авто­

 

матического управления электродви­

 

гателем.

опробование схемы

 

4.

Произвести

 

в работе.

 

 

Порядок выполнения работы. Упра­

 

вление пуском электродвигателя вы­

 

полняется по схеме, изображенной на

 

рис. 109. После изучения схемы при­

Рис. 131. Характеристики двига­

ступают к расчетной части работы.

теля постоянного тока с независи­

Расчет параметров схемы управления

мым возбуждением (к лаборатор­

начинают с определения пусковых со-'

ным работам № 7 и 8).

противлении R1 и R2 (см. раздел 15.4).

Для этого должны быть известны па­ спортные данные двигателя и пусковой, или пиковый, ток Д. Затем необходимо построить естественную и реостатные скоростные характе­ ристики (рис. 131), определить скорости переключения оц и о>2 и выполнить расчет напряжений втягивания катушек контакторов КУІ и КУ2. После этого собирают схему лабораторной установки и выпол­ няют ее настройку. Для этого необходимо установить в цепи якоря рассчитанные величины пусковых сопротивлений и настроить контак­ торы на расчетные напряжения втягивания.

После проверки схемы преподавателем произвести пробный пуск двигателя и проследить за работой схемы управления.

Содержание отчета. Отчет должен содержать схему лабораторной установки, паспортные данные электрооборудования и расчеты со­ противлений и напряжений втягивания катушек. В выводах по работе охарактеризовать изучаемый способ пуска.

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 8

Автоматический пуск электродвигателя в функции времени

Цель работы. Изучение способа управления электродвигателем постоянного тока с независимым возбуждением в функции вре­ мени.

276