Файл: Методические рекомендации по изучению дисциплины Уголовный процесс.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Методичка

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.04.2024

Просмотров: 76

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО

ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное

образовательное учреждение высшего

профессионального образования

КУБАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Юридический факультет

Кафедра уголовного процесса

УГОЛОВНЫЙ ПРОЦЕСС
Учебно-методическое пособие

для студентов юридического факультета

030900.62 «Юриспруденция»

Степень (квалификация) – бакалавр

Краснодар 2014

Костенко Р.В., Ильницкая Л.И. Уголовный процесс: Учебно-методическое пособие для студентов юридического факультета 030900.62 «Юриспруденция», степень (квалификация) – бакалавр. − Краснодар, 2014. – 133 с.

Учебно-методическое пособие рассмотрено и одобрено методической комиссией юридического факультета.

Печатается по решению совета юридического факультета Кубанского государственного аграрного университета.
СОДЕРЖАНИЕ

стр.
1.Методические рекомендации по изучению дисциплины «Уголовный процесс» 4

2. Задания для проведения практических (семинарских) занятий 6

3. Задания для выполнения курсовых работ 114

4. Контрольные вопросы 124
1. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО ИЗУЧЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ

«УГОЛОВНЫЙ ПРОЦЕСС»
При изучении дисциплины необходимо руководствоваться данными учебно–методическими материалами, которые должен иметь каждый студент.

Учебные занятия по уголовному процессу состоят из лекционных и практических занятий. Лекции приобретают особое значение для изучения дисциплины, поскольку уголовно–процессуальное законодательство Российской Федерации регулярно изменяется. Студентам читаются лекции с акцентом на усвоение наиболее трудных вопросов теории и практики.

На практических занятиях основная часть учебного времени отводится решению задач. Решение конкретных задач и их вариантов представляет собой продуктивную форму усвоения теоретических и прикладных аспектов уголовного процесса, формирования у студентов практических навыков применения уголовного процесса в типичных ситуациях.


В ходе решения задачи необходимо дать правовую оценку конкретного случая, оценить обстоятельства, сопоставить ситуацию с юридическим содержанием уголовно–процессуальных норм, сделать анализ и соответствующий мотивированный вывод.

Решение задач необходимо проводить письменно при подготовке к практическому занятию. При решении задач необходимо учесть, что они изложены так, что предполагают доказанность совершенных фактов. Если студент или преподаватель дополняет условие задачи новыми обстоятельствами, то и решение этого нового варианта будет иным. Само решение должно быть аргументированным.

Также в соответствии с учебным планом студенты должны подготовить курсовую работу по одной из проблемных тем уголовного процесса, указанных в данном пособии.

Студенты должны систематически следить за публикациями в юридической печати, где помещаются вновь принятые нормативные акты. Особое внимание следует уделять постановлениям Пленума Верховного Суда РФ и постановлениям, определениям Конституционного Суда РФ по вопросам уголовного процесса. Необходимо также использовать нормативный материал и дополнительную литературу, указанную в настоящих учебно–методических материалах по уголовному процессу.

В ходе проведения практических занятий по уголовному процессу студенты должны составить, согласно фабулы уголовного дела, образцы следующих процессуальных актов: постановление о возбуждении уголовного дела, постановление об избрании в качестве меры пресечения заключения под стражу, постановление о привлечении лица в качестве обвиняемого, обвинительное заключение и приговор.

Во втором семестре на практических занятиях в каждой учебной группе проводится деловая игра (судебное разбирательство) по фабуле уголовного дела, на которой студенты разыгрывают соответствующие роли участников судебного разбирательства. После проведения игры происходит обсуждение её итогов.

Изучение уголовного процесса происходит в течение всего учебного года. После первого семестра студенты сдают зачёт в пределах общей части курса, после второго – экзамен по всему курсу «Уголовный процесс».
2. ЗАДАНИЯ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ

(СЕМИНАРСКИХ) ЗАНЯТИЙ1
Литература ко всем занятиям

  1. Конституция Российской Федерации.

  2. Уголовный кодекс Российской Федерации.

  3. Уголовно–процессуальный кодекс Российской Федерации.

  4. Научно-практический комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации/ Под общ. Ред. В.М.Лебедева; научн. ред. В.П.Божьев. 8-е изд. М.: Юрайт, 2012.

  5. Смирнов А.В., Калиновский К.Б. Комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации. Постатейный. Под общ. ред. А.В. Смирнова. 6-е издание. Подготовлен для системы КонсультантПлюс  с использованием правовых актов по состоянию на 1 января 2012 года. КонсультантПлюс, ИБ «Постатейные комментарии и книги». 2012.

  6. Смирнов А.В., Калиновский К.Б. Уголовный процесс: Учебник для вузов. Вступит. статья В.Д. Зорькина. 5-е изд., перераб. М.: Норма, 2013.

  7. Уголовный процесс Российской Федерации: Учебник/ Отв. ред. А.П.Кругликов. М.: Проспект, 2009.




5 СЕМЕСТР
Сущность и назначение уголовного процесса

и уголовно–процессуального права –4 часа
Занятие 1

1. Понятие уголовного процесса, его основные признаки.

2. Назначение российского уголовного процесса.

3. Исторические типы (формы) уголовного процесса. Отличительные черты обвинительного, инквизиционного (розыскного), состязательного и смешанного процессов. Общая характеристика современного судопроизводства России.

4. Система российского уголовного судопроизводства. Досудебное производство и производство в суде. Стадии уголовного процесса, их понятие и виды.
Литература

  1. Безлепкин Б.Т. Комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации (постатейный). 9-е изд., перераб. и доп. М.: КНОРУС, 2010.

  2. Вандышев В.В. Уголовный процесс. Общая и Особенная части: учебник для юридических вузов и факультетов. М.: Контракт, Волтерс Клувер, 2010.

  3. Даев В.Г. Взаимосвязь уголовного права и процесса. Л., 1982.

  4. Зусь Л.Б. Механизм уголовно–процессуального регулирования. Владивосток, 1986.

  5. Элькинд П.С. Сущность уголовно–процессуального права. Л., 1963.


Занятие 2

1. Уголовно–процессуальное право, его предмет, метод, система.

2. Уголовно–процессуальные нормы, их структура и виды.

3. Уголовно–процессуальные отношения, их понятие, виды. Субъекты, объект и содержание правоотношений. Их особенности.

4. Уголовно–процессуальная форма, её понятие и значение. Уголовно–процессуальные акты, их виды, форма и содержание.

5. Уголовно–процессуальные гарантии, понятие, содержание, виды.
Литература

  1. Алексеева Л.Б., Жуйков В.М., Лукашук И.И. Международные нормы о правах человека и применение их судами Российской Федерации: Практическое пособие. М.: Права человека, 1996.

  2. Бархатова Е.Ю. Комментарий к Конституции Российской Федерации (постатейный). М.: Проспект, 2010.

  3. Божьев В.П. Уголовно–процессуальные правоотношения. М., 1975.

  4. Галкин Б.А. Советский уголовно–процессуальный закон. М.: Госюриздат, 1962.

  5. Куцова Э.Ф. Гарантии прав личности в советском уголовном процессе. М., 1973.


Принципы уголовного судопроизводства – 4 часа
Занятие 1

1. Понятие принципов уголовного процесса, их основные признаки. Система принципов. Их значение для достижения назначения уголовного судопроизводства.


2. Положения о разумном сроке уголовного судопроизводства.

3. Общая характеристика принципа законности.

4. Общая характеристика принципа осуществления правосудия только судом.

5. Общая характеристика содержания принципов уважения чести и достоинства личности; неприкосновенности личности; охраны прав и свобод человека и гражданина в уголовном судопроизводстве; неприкосновенности жилища; тайны переписки, телефонных и иных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений.
Литература

  1. Всеобщая Декларация прав человека (Резолюция 217А (III) Генеральной Ассамблеи ООН от 10 декабря 1948г.).

  2. Международный пакт о гражданских и политических правах от 16 декабря 1966г.

  3. Конвенция против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания от 10 декабря 1984г.

  4. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 10.10.2003 г. № 5 (ред. от 05.03.2013 г.) «О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации»// Бюллетень Верховного Суда РФ. 2003. № 12.

  5. Постановление Пленума Верховного Суда РФ № 30, Пленума ВАС РФ № 64 от 23.12.2010 г. «О некоторых вопросах, возникших при рассмотрении дел о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок»// Бюллетень Верховного Суда РФ. 2011. № 3.


Задачи

1. Найдите в Конституции РФ статьи, имеющие определяющее значение для правосудия по уголовным делам и уголовного процесса; сопоставьте с ними статьи УПК РФ, содержащиеся в главах «Принципы уголовного судопроизводства» и «Общие условия судебного разбирательства». Прокомментируйте результат с позиций определения системы принципов уголовного процесса.

2. В дежурную часть УВД обратился гр–н Рогов с заявлением о том, что из его квартиры совершена кража бриллиантов стоимостью пять миллионов долларов. Дежурный по УВД Силин, проживавший в одном подъезде с Роговым, знал, что заявитель состоит на учете в психоневрологическом диспансере с диагнозом «Олигофрения в стадии выраженной дебильности» и единственным источником его доходов является пенсия по инвалидности. Силин отказал Рогову в приеме заявления, пригрозив, что вызовет скорую психиатрическую помощь, и Рогова увезут в больницу, если он еще хоть раз появится в дежурной части.

Оцените законность действий Силина.


3. До возбуждения уголовного дела следователь принял решение произвести осмотр места происшествия в квартире, где проживал гражданин Седов, но который не был в ней зарегистрирован. Седов стал возражать против осмотра его квартиры, и потребовал решение судьи на производство данного следственного действия. Следователь объяснил Седову, что, во–первых, он не является владельцем данного жилища и, во–вторых, действующий закон не предусматривает получения решения судьи на производство осмотра места происшествия.

Оцените данную ситуацию?

4. В квартире у подозреваемого в незаконной торговле огнестрельным оружием Дятлова с разрешения районного суда следователем с участием понятых производился обыск. Во время обыска почтальон принес бандероль и вручил ее Дятлову. Следователь, производивший обыск, вскрыл данную бандероль, но не обнаружил ничего, относящегося к делу. Подозреваемый Дятлов, полагая, что следователь был не вправе вскрывать бандероль, направил на имя руководителя следственного органа жалобу о нарушении следователем его прав.

Оцените обоснованность жалобы подозреваемого Дятлова.

5. В районном суде рассматривалось уголовное дело по обвинению ученика 9–го класса одной из школ в краже. В судебное заседание пришли группа учеников и классный руководитель. Секретарь судебного заседания предложила им покинуть зал, мотивируя это тем, что несовершеннолетние в суд не допускаются. Классный руководитель, сославшись на принцип гласности, обжаловала в устном порядке действия секретаря судебного заседания перед судьей, председательствующим по данному делу.

Какой ответ классному руководителю может дать судья, председательствующий по делу?
Занятие 2

1. Общая характеристика принципа презумпции невиновности.

2. Общая характеристика принципа состязательности сторон.

3. Общая характеристика принципа обеспечения подозреваемому и обвиняемому права на защиту.

4. Общая характеристика принципа свободы оценки доказательств.

5. Общая характеристика принципа языка уголовного судопроизводства.

6. Общая характеристика принципа права на обжалование процессуальных действий и решений.

Литература

  1. Всеобщая Декларация прав человека (Резолюция 217А (III) Генеральной Ассамблеи ООН от 10 декабря 1948г.).

  2. Международный пакт о гражданских и политических правах от 16 декабря 1966г.

  3. Конвенция против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания от 10 декабря 1984г.

  4. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 31.10.1995 г. № 8 (ред. от 16.04.2013 г.) «О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия»// Бюллетень Верховного Суда РФ. 1996. № 1.

  5. Бархатова Е.Ю. Комментарий к Конституции Российской Федерации (постатейный). М.: Проспект, 2010.