Файл: Фрайфельд А.В. Устройство, монтаж и эксплуатация контактной сети учебник.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.04.2024
Просмотров: 336
Скачиваний: 5
ный подъем при минимальной температуре во время прохода токо приемника, а при максимальной температуре — дополнительное провисание, вызванное нагревом его тяговыми токами. Могут быть нарушены габариты и при опускании провода во время гололед ных образований.
При компенсированных цепных подвесках основную опасность представляет провисание провода при гололеде, а общее переме щение должно определяться с учетом максимального подъема про вода токоприемником при отсутствии гололеда.
В то же время вертикальные перемещения контактного прово да строго ограничены, так как его высота над уровнем головок рельсов должна быть, как правило, не ниже 6250 мм на станциях и 5750 мм на перегонах, чтобы было обеспечено соответствующее расстояние от находящегося под напряжением провода до наибо лее высокой части подвижного состава. (В исключительных слу чаях с разрешения МПС указанная высота может быть уменьше на до 5675 мм при переменном токе и до 5550 мм при постоянном. Эти величины применяют в пределах существующих искусствен ных сооружений на перегонах и расположенных на путях станций, на которых не предусмотрена стоянка подвижного состава). Наи
большая допустимая высота |
контактного |
провода |
установлена |
|
равной 6800 мм. |
|
|
|
|
§ 11. Контактные |
подвески |
на |
линиях постоянного |
|
и переменного тока в СССР |
|
|
|
|
Применение на электрифицируемой |
линии цепной |
контактной |
подвески того или иного типа зависит от заданной максимальной скорости движения поездов, принятой системы тока и напряжения, определяющей общее сечение проводов контактной сети, и вели чины длительных тяговых токов, а также от метеорологических условий (пределов изменения температуры, величины гололедных образований и скорости ветра).
Нормами проектирования железных дорог общей сети Союза ССР, Нормами технологического проектирования электрификации железных дорог и Правилами содержания контактной сети преду смотрено, что на главных путях перегонов и станций при скорости движения более 1 2 0 км/ч (до 160 км/ч) следует применять компен сированную рессорную цепную подвеску или по разрешению МПС полукомпенсированную двойную подвеску с сочлененными фикса торами. На действующих линиях в отдельных случаях с разреше ния МПС допускается эксплуатация одинарной полукомпен
сированной |
рессорной подвески |
с сочлененными фиксаторами, |
||
которая |
обычно |
применяется |
при |
скоростях движения |
до 1 2 0 км/ч.
На станционных путях (кроме главных), тракционных, а также малодеятельных, где скорость движения не превышает 70 км/ч, применяют одинарную полукомпенсированную подвеску с простыми
4 7
опорными |
струнами, которые обычно |
смещают относительно |
опор. На |
второстепенных станционных |
путях и путях депо при |
скорости до 50 км/ч допускается применение компенсированной простой подвески без несущего троса.
Теоретические и экспериментальные исследования показали, что при наличии двух контактных проводов, одинарные полуком пенсированные подвески при правильно выбранной температуре беспровесного положения контактных проводов (в зависимости or скорости) обеспечивают хорошее качество токосъема при скоро стях движения до 160 км/ч включительно. Компенсированные же одинарные подвески с оптимальными параметрами (см. § 9) мо гут обеспечить бесперебойный токосъем при скоростях движения до 250 км/ч включительно, независимо от числа контактных проводов.
Ведутся работы по созданию контактных подвесок с равно мерной эластичностью вдоль пролета (равноэластичных) для ис пользования при высоких скоростях движения.
Вопрос о выборе того или иного типа подвески в зависимости от скорости движения решают одинаково для линий как посто янного, так и переменного тока, однако при переменном токе, как правило, для главных путей перегонов выбирают компенсирован ную подвеску независимо от реализуемой скорости.
При системе постоянного тока на вновь электрифицируемых ли ниях применяют одинарные цепные подвески с одним или двумя контактными проводами в- зависимости от величины снимаемых токов. Два контактных провода сечением по 100 мм2 или один се чением 150 мм2 подвешивают на участках, где снимаемые токи (кроме пусковых при трогании) больше 1000 А. Двойные цепные подвески на новых линиях не применяют, так как для их выполне ния требуется большое количество дефицитного цветного металла. В тех случаях, когда сечение всех проводов одинарной цепной подвески меньше расчетного, недостающее сечение признано более целесообразным восполнять алюминиевыми усиливающими про водами, а не с помощью двойных подвесок, для вспомогательных тросов которых нужна медь.
Для линий, электрифицируемых на переменном токе напряже нием 25 кВ, сечение проводов двойных цепных подвесок оказыва ется слишком большим, так как благодаря высокому напряжению расчетные сечения контактной сети, как правило, могут б,ыть обес печены несущим тросом и контактным проводом, т. е. одинарной цепной подвеской. Поэтому на линиях переменного тока двойные подвески применяют за рубежом только при очень высоких скоро стях движения.
В СССР двойные подвески нашли распространение лишь на давно эксплуатируемых линиях постоянного тока, где их применя ют, когда изношенный контактный провод требует замены, а воз росшие размеры движения (следовательно, и токовые нагрузки)
вызывают необходимость увеличения сечения |
контактной |
сети. |
В этих случаях, если не требуется увеличивать |
сечение или |
число |
48
контактных проводов по условиям допускаемых токов, вместо то го, чтобы заменять изношенный контактный провод и одновремен но подвешивать усиливающие провода, переоборудуют одинарную цепную подвеску в двойную. В качестве вспомогательного троса используют старый контактный провод, а усиливающие провода или вообще не подвешивают, или сокращают их число. Это поз воляет и увеличить сечение контактной подвески, и значительно улучшить качество токосъема.
Вертикальные и полукосые цепные подвески в СССР приме няют почти везде независимо от интенсивности ветра на данной трассе. Полукосые подвески монтируют на прямых участках пути, а вертикальные — на кривых. Косые подвески используют только в районах, где действуют особенно сильные ветры. Эти подвески удобно применять лишь в тех случаях, когда в качестве поддержи вающих устройств устанавливают гибкие или жесткие поперечи ны, и менее удобно при наличии консолей (см. главу V), где для обеспечения значительных зигзагов несущего троса требуется су щественно утяжелять конструкции.
В местностях, подверженных особо сильным ветровым воздей ствиям, и там, где наблюдаются автоколебания проводов, приме няют специальные цепные подвески с повышенной ветроустойчи востью (см. § 71).
Глава III
ИЗОЛЯТОРЫ, ПРОВОДА И ТРОСЫ, ПРИМЕНЯЕМЫЕ
ВКОНТАКТНОЙ СЕТИ
§12. Изоляторы
Все изоляторы должны удовлетворять определенным требова ниям в отношении электрической и механической прочности. Элек трическую прочность изолятора характеризуют его сухоразряд ным, мокроразрядным и пробивным напряжениями. Сухоразряд ным называют напряжение, при котором происходит поверхност ное перекрытие чистого и сухого изолятора. Мокроразрядным на зывают напряжение, при котором происходит поверхностное пере крытие изолятора при дожде, направленном под углом 45° к го ризонту. Пробивным является напряжение, при котором происхо дит пробой изолятора. Пробивное напряжение должно быть не ме нее чем в 1,5 раза выше сухоразрядного.
Механическую прочность изолятора характеризуют допускае мой, испытательной и разрушающей электромеханическими на
грузками,
4 9
|
|
Электромеханической |
называ |
||
|
ют нагрузку, которую испытыва |
||||
|
ет изолятор при воздействии на |
||||
|
него механического усилия и од |
||||
|
новременном |
приложении |
повы |
||
|
шенного по сравнению с нормаль |
||||
|
ным |
напряжения. Допускаемой |
|||
|
является нагрузка, которая не |
||||
|
должна быть превышена в нор |
||||
|
мальных эксплуатационных усло |
||||
|
виях. Испытательную электро |
||||
|
механическую |
нагрузку |
изоля |
||
|
тор |
должен |
выдержать |
во вре |
|
Рис. 35. Тарельчатые изоляторы |
мя |
испытаний |
в течение |
одного |
|
|
часа. |
(Кроме того, изоляторы |
подвергают чисто механической испытательной нагрузке в течение 1 мин.) При разрушающей электромеханической нагрузке проис ходит повреждение изолятора.
Помимо этого, изоляторы должны выдерживать без поврежде
ний трехкратное плавное |
изменение |
температуры |
от —50 до |
|
+50°С и двукратное |
резкое изменение |
ее при перепаде в 70°С. |
||
Приемку, испытания, упаковку и маркировку изоляторов про |
||||
изводят в соответствии с ГОСТ 6490—67. |
|
|||
Подвесные изоляторы. |
В качестве подвесных наиболее часто |
|||
применяли тарельчатые изоляторы типа П-4,5 с серьгой |
(рис. 35, а) |
|||
и с пестиком (рис. 35, |
б). Цифры в марке изоляторов |
типа П оз |
начают испытательную нагрузку в тоннах. Эти изоляторы состоят из фарфоровой тарелки 1 с ребрами и полой круглой головкой, к которой сверху цементным раствором 3 крепят шапку 2 из ков кого чугуна. Внутри полой головки также цементным раствором укреплен металлический стержень 4, заканчивающийся внизу серь гой или пестиком. Применяли также малогабаритные изоляторы ПМ-4,5 с пестиком (рис. 35, г), имеющие те же характеристики, но меньший вертикальный размер, чем П-4,5.
В настоящее время тарельчатые изоляторы с пестиком, исполь зуемые в контактной сети, выпускаются по ГОСТ 12651—67 мар ки ПФ6 -В (подвесной, фарфоровый, гарантированная электроме ханическая нагрузка при растяжении 6 тс, модификация В). Эти изоляторы имеют те же размеры, что изоляторы ПМ-4,5, но на их юбке добавлено еще одно ребро. Тарельчатые изоляторы с серьгой выпускаются по ГОСТ 12670—67. Подвесные изоляторы имеют марку ПТФ-3,3/5 (подвесной, тарельчатый, фарфоровый, рабочее напряжение 3,3 кВ, гарантированная электромеханическая нагруз ка при растяжении 5 тс). Вертикальный размер у этих изоляторовменьше, чем у П-4,5, на 25 мм, а внешний диаметр серьги меньше на 4 мм. Электрические и механические характеристики тарельча тых изоляторов новых типов приведены в табл. 1 .
На линиях постоянного тока подвесные тарельчатые изолято ры везде, за исключением подвески несущего троса на изолирован-
50
Т а б л и ц а 1
|
|
Испытательное »одноминутное |
|
Гарантирован |
|
Тип (марка) |
|
напряже т е в^кВ |
|
||
Общий |
вес |
|
Пробивное на |
ная одноминут |
|
H3oaHTOpaj |
в кг |
в сухом |
|
пряжение в кВ |
ная нагрузка |
|
|
под дождем |
при растяжении |
||
|
|
состоянии |
|
в кгс |
|
ПФ6-В |
5,30 |
60 |
32 |
110 |
6000 |
ПТФ-3,3/5 |
5,42 |
75* |
35** |
п о |
5000 |
ФТФ-3,3/3 |
5,34 |
70* |
п о |
3000 |
|
ПС-11 |
6,60 |
65 |
40 |
90 |
11000 |
*Сухоразрядное напряжение.
**Мокроразрядное напряжение.
ных гибких поперечинах (см. § 2 1 ), соединяют в гирлянды по два изолятора. На линиях переменного тока эти изоляторы применяют в гирляндах по три, а в местах повышенного загрязнения — почегыре и пять. В гирляндах обычно используют один изолятор с серьгой, а остальные — с пестиком (см. рис. 72).
Фиксаторные изоляторы. На линиях постоянного тока для фиксаторов всех типов, кроме гибких, применяли изоляторы П-4,5 со специальной шапкой, имеющей внутреннюю резьбу для закреп ления трубы диаметром I" (рис. 35,в). Для гибких фиксаторов использовали изоляторы П-4,5 с серьгой и с пестиком. Для усиле ния изоляции в каждом фиксаторе ставили по два изолятора П-4,5. На линиях переменного тока (а иногда и при постоянном токе) в качестве фиксаторных применяли стержневые изоляторы ИФС-27,5
(рис. 36, а) |
и YKL-60/7 |
(рис. 37, а). |
из фарфорового |
Фиксаторные изоляторы ИФС-27,5 состоят |
|||
стержня 3 |
(см. рис. 36, |
а) с двумя головками |
из ковкого чугуна, |
которые прикреплены к нему цементным раствором 2. Одна из го ловок 1 выполнена аналогично шапке фиксаторного изолятора ти па П-4,5, а вторая 5 имеет отверстие, позволяющее осуществить крепление деталей контактной сети так же, как и к серьге. Между телом изолятора и шапками положены прокладки 4 из кожи или толя.
В настоящее время в фиксаторах применяют тарельчатые изо ляторы ФТФ-3,3/3 (фиксаторный, тарельчатый, фарфоровый, ра бочее напряжение 3,3 кВ, гарантированная электромеханическая
Рис. 36. Стержневые изоляторы:
а — И Ф С -2 7 ,5 (новая марка Ф С Ф -2 7 ,5 /5 ); 6 — И С С -2 7 ,5 (новая марка С С Ф -2 7 ,5 /5 )
51